Обществознание и учебные фильмы

Обществознание и учебные фильмы – ощутимая польза

Интервью Наталии Ивановны Городецкой - автора линии учебников по обществознанию.

Сотрудники АНО «Обучающие фильмы» взяли интервью у Наталии Ивановны Городецкой. Наталия Ивановна Городецкая – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально – гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, автор линии учебников по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Обществознание польза 1

Городецкая Наталия Ивановна

          Вопрос: Достаточно ли школьного учебника для успешного решения современных образовательных задач?

          Н.И.: Этот вопрос мог быть предметом обсуждения и 50 и 100 лет назад, но закономерно меняется  содержание ответа на него. Это связано с динамичными изменениями в развитии общества, образовательной политики, в требованиях к задачам и результатам образования молодежи.

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» – утверждал  известный педагог и философ Джон Дьюи.

Каково же место учебника в современном образовательном процессе?

Учебник в соответствии с нормативными документами представляет содержание образования, подлежащее обязательному усвоению учащимися. Ему принадлежит ведущая роль в системе средств обучения, так как он отражает не только программное содержание по предмету, но и его цели и образовательные задачи.

Однако, широкий набор современных требований к результатам образования, сформулированный в ФГОС второго поколения, принятые предметные  концепции, требуют переформатирования учебников. Фактическая жизнь учебника – пять лет, он претерпевает большие изменения и подлежит замене. И если ФГОС принят, а соответствующий учебник не успел прийти, то учителю приходится работать с разными дополнительными пособиями. Министр просвещения О.Ю. Васильева называет этот процесс – лаборатория учителя. Вывод – один учебник, без дополнительных средств обучения не сможет ориентировать ни учителя, ни учащихся на реализацию требований ФГОС, он не может решать всех задач.

Современный процесс оптимизации обучения в школе тесно связан с использованием учебно-методических комплексов, идея разработки которых была предложена еще в 70-е годы. Учебный комплекс для школьников (далее УК – это система дидактических средств обучения по конкретному предмету, создаваемая в целях наиболее полной реализации образовательных задач и требований ФГОС).  По мнению многих дидактов, методистов – именно через УК, а в условиях массовой школы – только через него, может быть успешно решена проблема индивидуального подхода, выведение содержания образования на уровень личности учащегося.

          Вопрос: Каково место учебных пособий в системе дидактических средств обучения?

Н.И.: Центральную роль в такой системе средств обучения играет школьный учебник, содержащий минимум знаний и умений как основу общего образования. Остальные элементы учебного комплекса должны обеспечить конкретизацию, дифференциацию и индивидуализацию содержания образования и способов овладения им. Наряду с учебником используются книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, словари, учебные фильмы, практикумы и т.п.

Учебные пособия – важная составляющая УК по предмету. Они позволяют обеспечить дополнительную информационную поддержку предметного содержания, помогают формировать базовые компетенции учащихся и осваивать типичные социальные роли. Использование учебных пособий   ориентирует учебный процесс на применение новых педагогических технологий, интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий, расширяет возможности обеспечения наглядности учебного материала (работа с цифровыми информационными ресурсами, графиками, слайд-фильмами и др,)

Задачи современного компетентностно-ориентированного образования требуют активизации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. Учебные пособия помогают учащимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности через выполнение учебно-познавательных задач, участие в разработке проектов, написании творческих работ, работы с различными источниками социальной информации.

          Вопрос: Какие  пособия по обществознанию позволяют овладевать предметным содержанием курса?

Н.И.: Средства обучения нередко создаются различными учреждениями и лицами, без глубоко продуманного согласования, а учитель сам пытается наладить их сосуществование.

В школьном образовании количество учебно-методических комплексов, разработанных изначально в рамках единой концептуально-методологической системе немного.        Рассмотрим один из них – УК по обществознанию под ред. академика РАО Боголюбова Л.Н. Учебный комплекс для учащихся по курсу обществознания включает кроме учебника ряд изданий, каждая из которых имеет особое назначение, выполняет присущие ей функции.

  1. Рабочая тетрадь. Предназначена для организации работы учащихся 8-9 кл. на уроках и дома, дает возможность систематизировать изучаемый материал, развивать необходимые общеучебные умения. К каждому урок даются задания, которые направлены, прежде всего, на организацию тщательного изучения текста учебника.
  2. Школьный словарь по обществознанию. Раскрывает понятия и термины, которые должны быть изучены.
  3. Практикум. Этот вид учебного издания комплексно обеспечивает познавательную деятельность учащихся старших классов. В нем представлен комплекс самостоятельных и практических работ по всем темам курса. Практикум включает документы с вопросами к ним, проблемные задачи, практические задания, темы рефератов и проектов.
  4. Пособия для подготовки к итоговой аттестации.

Как правило, включающие краткий теоретический материал по темам, примеры выполнения   экзаменационных заданий разных типов,  задания для самостоятельного выполнения и самопроверки, разбор вопросов и заданий, вызвавших трудности на экзаменах.

  1. Учебные фильмы. Материалы этого виды пособия позволяют углубить знания по предмету, расширить социальный опыт учащихся в рассматриваемых сферах жизнедеятельности общества, разнообразить виды учебной деятельности.

Так, для поддержки курса обществознания создан комплект учебных фильмов, являющихся частью сериала, разработанного в рамках телевизионного образовательного проекта «Экономическая и финансовая история России» (под  руководством Президента Финансового университета при Правительстве РФ А.Г. Грязновой) Материалы сериала раскрывают ключевые события социально-экономического развития России на протяжении 19-20 веков.

  1. Электронный учебник и электронное приложение к учебнику -формы электронного представления содержания образования. В их структуре находятся информационный, деятельностный и интерактивный компоненты.

          Вопрос: В чем особенности и преимущества учебных фильмов, о которых Вы сказали, как средства обучения?

Н.И.: Это учебное пособие отличает не столько содержание (хотя авторы стараются отобрать для сценария фильма, как правило, актуальные и проблемные вопросы общественной жизни), сколько способы и приемы представления учебного материала. Так, например, создатели фильма могут использовать для раскрытия темы разнообразные способы: документальная кинохроника, постановочные сцены, игровые эпизоды, комментарии,  интервью, оценки  исторических и политических деятелей, насыщенный наглядный материал, музыкально-звуковое сопровождение.

Включение учебных фильмов в образовательный процесс создает дополнительные возможности для решения учителем таких важных дидактических принципов социально-гуманитарного образования как  реализация межпредметных связей (использование в сюжетном содержании знаний из курсов истории, экономики, географии, литературы), а также принципа сочетания теоретических знаний с конкретными материалами о современном, прежде всего российском обществе.

Использование содержание фильмов в образовательном процессе и организация самостоятельной работы учащихся на основе этого содержания (выполнение познавательных заданий) можно рассматривать как один из факторов успешной подготовки к итоговому экзамену по предмету.

Многочисленные примеры и факты из практической жизни, статистические данные, авторитетные мнения, документы, оценки явлений общественной жизни – это тот материал, который может быть использован учащимися при выполнении различных видов заданий экзамена (преимущественно высокого и повышенного уровня сложности).

Вопрос: Как организовать использование педагогического потенциала этих учебных фильмов?

Н.И.: Возможны различные варианты организации учебной работы.

С учетом уровня подготовки учащихся, резерва учебного времени, выбора варианта тематического планирования учебного курса могут быть использованы различные варианты организации учебной работы.

Вар.1  Урок по планируемой теме курса, включающий объяснение учителя с опорой на текст учебника и обращение к отдельным фрагментам фильма в целях более эффективного усвоения и закрепления изучаемого.

Вар. 2. Самостоятельный комбинированный урок на основе учебного фильма, включающий его просмотр и обсуждение материалов по предложенным вопросам, выполнение учебно-познавательных заданий.

Вар.3 Повторительно-обобщающий урок к главе (разделу) учебника «Экономическая жизнь общества».  Просмотр фильма (отдельных фрагментов нескольких фильмов) полезно дополнить организацией дискуссии, беседы, обсуждением результатов самостоятельной проектной и исследовательской деятельности школьников, устным сообщением или презентацией,  подготовленными по результатам опережающего домашнего задания.

Вар.4 Организация внеурочной деятельности.

Работа с учебными фильмами может быть включена в программу факультативного и элективного курсов, обеспечивающих поддержку профильной (углубленной) подготовки учащихся социально-экономической и гуманитарной направленности.

Организация обсуждения учебного материала.

Полезно использовать  разработанные вопросы и задания для обсуждения материалов фильмов, которые направлены на решение учителем  следующих задач:

– максимально использовать образовательно-воспитательный потенциал учебных фильмов;

–  акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах содержания;

– отобрать проблемы для обсуждения с учетом уровня подготовки учащихся;

– прогнозировать варианты ответов учащихся и  подготовить заранее собственные дополнения, пояснения, выводы, дополнительные примеры, статистические данные по обсуждаемым проблемам;

– установить более тесную взаимосвязь исторического материала с современными проблемами, привлекая социальный опыт учащихся, знание современных фактов социальной действительности;

– помочь учащимся увидеть корни сегодняшних проблем в прошлом;

– успешно реализовать межпредметные связи при обучении.

В разработанных  рекомендациях для учителя также предложены способы организации самостоятельной деятельности учащихся на основе содержания фильмов: темы проектов (формы представления результатов проектной работы, критерии их оценки), темы для эссе и дискуссий, организация работы со словарем.

Отмеченный Министром просвещения РФ О.Ю. Васильевой  процесс -лаборатория учителя может успешно состояться  при активном использовании всех составляющих учебного комплекса по предмету.

Городецкая Наталия Ивановна

Учебное пособие

Опубликовано admin

Добавить комментарий