Первые живые организмы. Изобретения человечества, всего лишь плагиат у природы Возникновение биосинтеза белка


С. Кашницкий Синтез судьбы? Превращение неживой материи в живую - совсем...

С. Кашницкий

Синтез судьбы?

Превращение неживой материи в живую - совсем не безнадежный бред средневековых алхимиков. Человек произошел вовсе не от животного. Homo Sapiens не венец природы, как мы привыкли думать, а такое же ее начало, как одноклеточные. Наша планета с древнейших времен была своеобразным Ноевым ковчегом, в котором проживали "прототипы" всех живых существ - "каждой твари". А гриппом нас может заражать космос. А человеческая цивилизация способна заселять планеты далеких звездных миров примерно так же, как некогда из просторов Вселенной на Землю была доставлена жизнь.

Еще? Пожалуйста.

Гомункул - выращенный в "колбе" наш собрат по разуму - не только имеет полное право на существование, но и готов стать полпредом человечества на космической целине.

Казалось бы, продолжая перечень сенсационных утверждений, мы придем к Волге, впадающей отнюдь не в Каспийское море. Однако все сказанное выше следствие строгой научной гипотезы, подтвержденной многочисленными опытами. Производятся они в астрофизическом отделе Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе АН СССР под руководством старшего научного сотрудника кандидата физико-математических наук Евгения Алексеевича Каймакова.

Почтальоны жизни.

Эти небольшие небесные тела с огромными сияющими хвостами исстари наводили на людей суеверный страх. Их начали наблюдать в телескопы, научились предсказывать появление многих из них на небосклоне. Но в отличие от планет, больших спутников и астероидов с кометами не связывали развитие жизни. Какая там жизнь - ведь больше чем наполовину они состоят изо льда!

Немалую часть жизни астрофизик Каймаков посвятил космическим странницам, а семь лет назад [от 1981 года] высказал предположение: в кометных хвостах должны быть органические соединения, в первую очередь циан и ацетонитрил. Вскоре американские ученые нашли эти вещества в хвосте кометы Когоутека.

Интерес биофизиков к блуждающим светилам возрос: где цианистые соединения. Там очень вероятно появление аминокислот, элементарных "кирпичиков", из которых строится белок. Цианистый калий на свету - вот уже и аминокислота. В газопылевом облаке кометного хвоста содержатся метан и аммиак. Если пропустить грозовой электрический разряд через смесь этих газов и воды, получатся аминокислоты - такие опыты не раз успешно проделывали Миллер, Поннамперума и другие исследователи начала жизни. Сложные органические соединения в кометах! Значит, могут быть и нуклеотиды - такие же простейшие "кирпичики", только уже для цепочек ДНК. В спектрах излучения комет этих веществ не видно: они не столь летучи. Но, по предположению Каймакова, их количество может составить один процент от общей массы ядра. Не так уж мало: ведь ядро средней по размеру кометы - уже миллиард тонн.

Аминокислоты - значит белки; нуклеотиды - значит ДНК, сахара, жиры совсем не так далеко от того, что понимается под словом "жизнь". Понимается, конечно, биофизиками, а не философами. Если "компоненты жизни" есть в кометах, не могут ли хвостатые путешественницы быть разносчиками жизни?

Заманчиво было бы проверить предположение. Несколько лет назад Евгений Алексеевич приступил к экспериментальным проверкам. Поскольку пока невозможен полет к комете, пришлось сделать ее искусственно.

Заморожен раствор обычной поваренной соли. В вакуумной камере вода сублимирует, то есть испаряется, не переходя в жидкое состояние - как влага мокрого белья, которое сушат на морозе. В чашках с замерзшим раствором остается осадок: мелкозернистая соль "экстра". Микрокристаллики так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Заглянем: вот она, гранула, диаметр два микрона. Лед в вакууме испарился, а соль осталась, потому что ее летучесть в сто миллионов раз меньше, чем у воды.

Теперь то же самое с другим водным раствором, только вместо соли аминокислоты. Когда их достаточно много, в остатке снова "экстра", но не из поваренной соли, а из аминокислот. Если же концентрация мала, то сухой остаток изменяет свой вид. Никакой "экстры" больше нет - под микроскопом структура, похожая на мех песца. Вертикальные ворсинки "растут" очень густо: десять миллионов штук на квадратном сантиметре. Диаметр одной - два микрона, длина примерно 2 сантиметра. Взвесив осадок, Каймаков убедился, что остается пятая часть массы раствора. То есть ворсинки состоят не из одной примеси, но еще и льда. Выходит, сублимировала почему-то не вся вода - часть осталась в осадке. Что же произошло?

Стерженек, "запеленатый" аминокислотами, не смог быстро испариться. Вода, сублимируя, выходит по спирали - точно также она вытекает из ванны, образуя воронку. Вот почему ниточка примеси обмотала ледяной сердечник по спирали. Молекулы примеси выстроились "в затылок друг другу". Вот такая сублимационная конструкция! Субликон, как назвал ее ученый.

Белок - это как раз такая же молекулярная цепочка из различных аминокислот, всего их двадцать типов. Субликон и есть подобное построение молекул. Остается лишь соединить их или, как говорит Евгений Алексеевич, "сшить" молекулы. Тогда будет биополимер. Это исследователь сделал, направив на субликон пучок света. Получился биосубликон.

А вот другой очень похожий опыт. Замораживается и сублимирует малоконцентрированный раствор нуклеотидов. Как "сшитые" аминокислоты образуют искусственный белок, так соединенные светом нуклеотиды - цепочку ДНК. Она - паспорт и жизненная программа живого существа.

Третий, самый главный опыт: в воде растворены аминокислоты и нуклеотиды всех типов. Сублимация в вакууме, свет - биосубликон. Прообраз живой клетки: ведь в ее спирали содержаться "полуфабрикаты" и белка и ДНК. Причем периодические участки произвольно чередуются с непериодическими, что и дает бесконечное разнообразие информации.

В биосубликонах уже предусмотрена упорядоченность, свойственная биополимерам различных классов. Достаточно теперь поместить биосубликоны в питательную жидкую среду, считает ученый, и в нем появятся самые настоящие клетки. Они будут реагировать на размножение и делиться. То есть жить.

Английские физики Хойл и Вихрамасингхе обнаружили связь между прохождением Землей кометных хвостов и вспышками пандемий. Казалось бы, вот оно, научное подтверждение мистических прорицаний: неверный свет приносит неисчислимые беды.

Теперь можно жать вполне материальное объяснение зловещим небесным знамениям. Межзвездные скитальцы осыпают Землю биосубликонами, которые, размораживаясь в питательной среде земных водоемов, вызывают к жизни вирусы и фаги.

Не так ли точно кометы "заразили" 3.5 миллиарда лет назад Землю жизнью? Правда, буйство всего живого на нашей планете началось лишь 700-800 миллионов лет назад, то есть через 2.5 миллиарда лет после появления сине-зеленых водорослей. Чем объяснить такой разрыв?

Взяв на вооружение свою гипотезу, Каймаков предлагает свой ответ на вопрос. В ДНК конкретного биосубликона записан уже вероятный конечный результат эволюции, вся программа развития.

Иными словами, по древней земле могли рядом ползти два одинаковых с виду червя. Но один уже отработал свою генетическую программу - стал тем, кем ему суждено быть в ходе строительства биосубликона для той давней клетки, что начала эволюционировать и добралась до червяка. Другой еще только в пути, в его цепочке ДНК записано: "выйти в люди". То есть мы с вами, строго говоря, никогда не были ни рыбой, ни ящерицей [это уж точно - R], ни белкой ни обезьяной - только принимали на время их обличье.

Наша планета, получив "партию биосубликонов" с "кометным транспортом", сразу запаслась фондом всех будущих видов растений и животных. Она стала тем Ноевым ковчегом, где жили "предки" всей грядущей флоры и фауны.

Кстати, некоторые астрофизики уверены, что не все кометы очень уж строго проживают по месту прописки - в Солнечной системе. Честь из них может путешествовать от звезды к звезде. А если это так, мы можем усомниться не только в своем земном, но даже околосолнечном происхождении.

И опять наполняется новым смыслом давно отвергнутая идея древних: человек и животные имеют совершенно различные корни. Или, в терминах новой гипотезы, биосубликоны с разной длиной цепочек и порядком расположения "кирпичиков" - бусинок.

Но если кометы - переносчицы жизни, может, они и сейчас заселяют Землю новыми биосубликонами, из которых со временем разовьются новые формы жизни?

Вряд ли. Биосубликоны - это как бы мясные кубики для бульона. А на них жадно набрасываются уже развившиеся вирусы и фаги, объедая "пришельцев". Вирусов легко понять: устраняют конкурентов - не исключено, что потенциально более высоко организованных, чем мы с вами.

Мы в долгу у космоса. Наступает время людям заселять далекие миры. Хоть сегодня отправляй биосубликоны на соседние планеты - только подыщи условия для оживления.

Но ведь можно задать параметры этих условий, кибернетическая система сама будет искать их на новых местах жительства и лишь потом "разгружать рефрижераторы". Длительности многих человеческих жизней не хватит на полет даже к ближайшей звезде. Зато биосубликоны успешно долетят куда угодно. И разовьются на новой родине в те живые существа, которые лучше всего приживутся в неведомом мире. Переставляя бусинки в цепочке, ученые сумеют варьировать облик и свойства посланцев Земли. И даже наделять их нужными качествами.

Наконец, когда станет известен порядок следования нуклеотидов в ДНК человека, можно попытаться сконструировать биосубликон, оживающий в обычную женскую яйцеклетку. Так реализуется давняя мечта Аристотеля и Парацельса - искусственный человек. Наука, в давние времена осмеяв отцов гомункула, готова стать его матерью. Один из парадоксов познания.

А может, наши слабости и несовершенства тоже заданы нуклеотидами? Поменял местами бусинки - и сделал лучшего, чем я?

Хочется верить. Тем более, что наука позволяет.

Прокомментировать статью мы попросили одного из крупнейших советских астрофизиков - академика АН Таджикской ССР О.В.Добровольского.

Гипотезу о возможном отношении комет к зарождению жизни Е.А.Каймаков высказал, насколько мне известно, первый. О ее жизнеспособности говорит то, что ее сторонником является один из виднейших биохимиков мира Поннамперума, ответственный редактор научного журнала "происхождение жизни".

Было бы очень желательно продолжить опыты Каймакова. Это тем более важно, что делаются интересные логические заключения, указывающие путь длядальнейших выводов, но окончательное решение остается все-таки за экспериментом. Весьма вероятно, опыты могли бы помочь выяснению вопроса о происхождении жизни на Земле.

Урок биологии в 9 классе по теме «Начальные этапы развития жизни»

Нефедова Е. В .,учитель

биологии МОУ

«Гимназия № 58» г. Саратов

Цель урока: изучить причины и следствия развития жизни на Земле.

Задачи:

    образовательная: рассмотреть основные этапы биологической эволюции, выяснить ее причины, и значение;

    развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, формировать выводы.

Методы: беседа, сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки.

План урока

    Организационный момент.

    Опрос домашнего задания (карточки, вопросы, тесты).

    Изучение нового материала:

    Закрепление.

    Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

    Организационный момент.

    Опрос домашнего задания «Современные представления о возникновении жизни» можно начать с вопросов:

    Какие химические элементы и их соединения были в первичной атмосфере Земли?

    Укажите условия, необходимые для абиогенного образования органических соединений.

    Какие соединения были распространены в водах первичного океана?

    Что такое коацерваты?

    В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?

    Какое событие положило начало биологической эволюции?

    Когда на Земле появились первые клеточные организмы?

В это же время некоторые ученики работают по карточкам.

Закончить опрос домашнего задания можно тестами:

Тесты для повторения темы: «Возникновение жизни на Земле»

1. Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения организмов?

а) Дарвин

б) Пастер

в) Ламарк

2. Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею:

а) возникновение живых организмов из неживых тел

б) возникновение живого от живого

в) создания живого высшими силами

3. Согласно биохимической теории жизнь:

а) существовала всегда

б) занесена на нашу планету из вне

в) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

4. В смеси Миллера содержались аммиак и метан. Почему эти вещества были необходимы для опыта?

а) он хотел доказать, что эти вещества содержались в составе первичной атмосферы Земли.

б) он хотел доказать невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли.

в) он хотел доказать возможность синтеза органических соединений в условиях первичной атмосферы Земли.

5. Какая реакция лежит в основе образования аммиака?

а) реакция углекислого газа с азотом

б) реакция воды с азотом

в) реакция водорода с азотом

6. Суть гипотезы А.И. Опарина заключается:

а) в признании абиогенного синтеза органических соединений.

б) в отрицании абиогенного синтеза органических соединений.

в) в утверждении, что жизнь была привнесена из вне.

а) они могли поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие.

б) они были отграничены от водной среды подобием мембраны.

в) по всем указанным причинам.

8. Одним из важнейших этапов возникновения жизни можно считать:

а) появление аминокислот

б) появление углеводов

в) появление нуклеиновых кислот

9. Какое свойство органических молекул позволило им стать «основой жизни»?

а) способность к разнообразным химическим реакциям

б) способность к самоорганизации и воспроизведению

в) сложность их строения

10. Согласно космической теории жизнь:

а) возникала неоднократно из неживого вещества

б) занесена на нашу планету из вне

в) была создана сверхъестественным существом в определенное время.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – в, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – б,

    Изучение нового материала «Начальные этапы развития жизни на Земле

    Прокариоты – первые одноклеточные организмы (презентация).

    Появление эукариот (сообщение учащегося).

    Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).

После объяснения материала ребята выполняют работу в тетради на печатной основе (А.Ю. Цибулевский Биология- 9. Рабочая тетрадь к учебнику).

    Закрепление:

1.Тесты для закрепления темы «Начальные этапы развития жизни»

Выберите правильные варианты ответов:

1. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были;

а) анаэробными гетеротрофами;

б) анаэробными фототрофами;

в) аэробными гетеротрофами.

2. Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса абиогенных органических веществ, по способу дыхания и способу питания были;

а) анаэробными гетеротрофами;

б) анаэробными фототрофами;

в) аэробными гетеротрофами.

3. Накопление в атмосфере первичной Земли кислорода и появление озонового экрана привело к:

а) началу абиогенного синтеза органических веществ и прекращению ультрафиолетового излучения;

б) началу абиогенного синтеза органических веществ и усилению ультрафиолетового излучения;

в) прекращение абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения.

4. Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых:

а) органических веществ, синтезированных абиогенным путем;

б) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ;

в) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов;

5. С момента начала биологической эволюции на Земле скорость эволюционного процесса:

а) не изменялась;

б) постоянно возрастала;

в) постоянно убывала;

6. Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, стало:

а) появление новых клеток – прокариот;

б) появление первых клеток – эукариот;

в) возникновение фотосинтеза у анаэробных прокариот;

7. Первые многоклеточные эукариотические организмы на Земле произошли в ходе эволюции от:

а) одноклеточных прокариот;

б) одноклеточных эукариот;

в) многоклеточных прокариот.

Правильные ответы: 1 –а, 2 – б, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – в, 7 –б.

2. Работа с учебником (закончите предложение):

У первых одноклеточных организмов – прокариотов – наследственный материал не был окружен мембраной, а находился...(прямо в цитоплазме).

Они были гетеротрофами, т.е. использовали в качестве источника энергии (пищи)… (готовые органические соединения, находящиеся в растворенном виде в водах первичного океана).

Поскольку в атмосфере Земли свободного кислорода не было, они имели анаэробный (бескислородный) тип обмена, эффективность которого… (невелика).

Появление большого количества гетеротрофов приводило к истощению вод первичного океана: в нем оставалось все меньше… (готовых органических веществ).

Первыми фотосинтезирующими организмами, выделяющими в атмосферу О 2 , были…(синезеленые водоросли).

Со временем в результате взаимополезного сосуществования (симбиоза) различных прокариот возникли… (эукариоты, у которых появилось настоящее ядро, окруженное оболочкой).

Появление двойного набора генов сделало возможным…(обмен полными копиями генов между разными организмами, принадлежащими к одному виду, - возник половой процесс).

На рубеже архейской и протерозойской эр половой процесс привел к… (значительному увеличению разнообразия живых организмов благодаря созданию новых многочисленных комбинаций генов).

Около 2,6 млрд. лет тому назад появились… (многоклеточные организмы).

3. Вопросы:

1. Как питались первые живые организмы?

2.Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?

3. Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?

4. Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?

    Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

За тысячелетия до того, как начались первые «разборки» за патент на изобретения, люди занимались своеобразным плагиатом. В наше время изобретения и открытия делят на 89 классов, охватывающих все области техники и производства. А в «патентной библиотеке» природы есть «изобретения», относящиеся ко всем из них.

Учиться у природы

Человек научился всему что имеет, позаимствовав у природы множество оригинальных и необычных идей. Она создала свои творения с максимальной эффективностью. Их отличают безупречная точность и экономия ресурсов. По принципу работы крыльев насекомых созданы ветряные мельницы. Наблюдая, как паук плетет паутину, человек научился делать сети. А жители островов Тробриан до сих пор используют паутину гигантских лесных пауков как рыболовную снасть.

Люди переняли у животных такой прием охоты, как засада. Самый знаменитый хищник земной флоры – венерина мухоловка подсказала идею капкана. Греческие амфоры изготавливались в форме яйца, а первые тараны точно воспроизводили бараньи лбы. Рыба-прилипала дала идею изобретения клея. Первая бумага изготовлена китайцами из туевого дерева в ходе наблюдения за стенными осами. Они разжевывали дерево, перерабатывая его в материал для строительства своих гнезд.

Многие животные наделены природой удивительными способностями и возможностями. Изучение их уникальных свойств позволило научно-техническому прогрессу в ХХ веке сделать резкий рывок вперед. Организмы этих животных послужили образцами для высокоточных приборов, аппаратов и технологий. Заимствование и использование человеком в своих целях изобретений природы, ее идей получило название бионики.

Продолжение давних традиций

Бионика – это сознательное имитирование мудрых законов природы. За основу вентиляции высотных домов взят принцип работы этих систем в термитниках. Они послужили моделью для торгового центра «Истгейт» в Зимбабве. В нем прохладно даже в сорокаградусную жару. Слюнная железа клопа стала основой конструкции двигателей внутреннего сгорания. Только ее детали из хитина увеличили во много раз и заменили на металлические.

Репейник и застежка-«липучка» действуют по одному принципу

На создание акваланга Жак-Ива Кусто подтолкнуло наблюдение за жучком, тянувшим за собой в воду пузырек воздуха. На основе действия колючек репейника созданы липучки на куртках, обуви и многих других изделиях. Наблюдения за шимпанзе позволили выявить ряд лекарственных растений и применить их для лечения людей. Наши двухфокусные очки копируют принцип действия глаз четырехглазой рыбы. Ведь дальнозоркую верхнюю часть глаза эта рыба использует для наблюдения в воздухе, а нижнюю, близорукую – в воде.


Устройство уха тюленя подсказало идею изобретения гидрофона. Изучение быстроходных рыб послужило толчком к борьбе с турбулентностью воды при движении морских и речных судов и повысило их скорость. Не остался без внимания и способ реактивного передвижения кальмаров − на кораблях появились копирующие это явление механические водометы. Часто спасающий моряков автоматический предсказатель непогоды сделан на основе «инфрауха» медуз. Оказалось, что эхолокаторы летучих мышей имеют голографическую картинку, объемное изображение!

Благодаря исследованиям листьев лотоса создали самоочищающиеся покрытия. На основе принципа устройства оболочек голотурий (морских огурцов) созданы биомедицинские препараты. Медицинские шприцы копируют укус пчелы или осы. Жук-бомбардир подал идею бинарного оружия: два безвредных в отдельности химических соединения при реакции дают боевое отравляющее вещество. Изучение зубов животных привело к созданию самозатачивающихся инструментов. По подсказке природы сделаны парашюты и дельтапланы. Стрекозы дали идею вертолета.

Исследовались присоски гекконов и древесных лягушек, позволяющие им бегать по вертикальным поверхностям. Разлагающийся со временем изоляционный и упаковочный материал создан на основе принципа природной переработки отходов при помощи грибов вешенок. В фильтрах очистки воды собираются использовать белок аквапарин, содержащийся в мембранах клеток. Даже американский марсоход копирует механизм действия речных раков, способных пятиться назад.

Подарки гремучей змеи и лягушки

Змея наделена удивительным органом, при помощи которого видит тепловые (инфракрасные) лучи. Две ямки на голове дают ей потрясающую зоркость ночью. Змея способна увидеть на расстоянии 200 метров выползающую из норки полевую мышь и поймать ее. Разглядывая своеобразный портрет теплокровного животного, она улавливает разницу в тысячную долю градуса! Эта способность змеи была использована людьми при создании медицинских аппаратов и приборов ночного видения. Повысив точность «змеиного метода» до одной десятитысячной доли градуса, ученые создали потрясающую тепловизорную диагностику. На обработанных компьютером снимках сверхчувствительной аппаратуры видно все, что находится в недрах земли на несколько километров. Можно диагностировать здания и сооружения. Под домами, мостами, дорогами, трубопроводами четко видны разломы земной коры, карстовые пустоты и потоки грунтовых вод. Зная о них раньше, строители обошли бы стороной эти гиблые для сооружений места, и не было бы «загадочных» обрушений зданий.

Обыкновенная лягушка виртуозно ловит языком комаров и мошек. Исследования показали, что она имеет особую «систему оповещения», которая позволяет ей получать раздельную информацию о форме насекомого, расстоянии до него и четкости изображения. Лягушка быстро и точно определяет положение летящей мошки в пространстве. Молниеносно вылетает язык − и добыча оказывается в желудке. Лягушачий принцип раздельного видения изображения в 1970-х годах применили в электронных машинах для чтения рукописных текстов. Один узел «мозга» машины следил за формой знаков, второй – за их контрастностью. Этот же принцип лежит в основе работы современных сканеров.

Лягушка озёрная ( L.) ловит добычу

Муха впереди

Так нелюбимая нами муха дала плагиаторам от науки две идеи для подражания. На основе принципа работы ее органов – жужжальцев, назначение которых исследователи не могли понять несколько десятилетий, инженеры изготовили важнейший прибор – вибрационный гироскоп. Он высокочувствительно и мгновенно фиксирует любые изменения положения сверхзвуковых самолетов в пространстве и стал незаменимым в авиации.

Другую идею подсказали фасеточные глаза мухи, состоящие из особого сетчатого экрана. Их строение позволяет насекомому видеть не одно, а множество изображений какого-либо предмета. При движении наблюдаемый объект переходит из одного изображения в другое, что позволяет с большой точностью определить скорость его передвижения. Биологи изучили принцип устройства глаза мухи, а инженеры создали новый прибор. Его так и назвали − «Глаз мухи». С его помощью в навигационных службах и аэропортах определяют скорость полета современных авиалайнеров.

Самка слепня Tabanus lineola

Неудачи изобретателей

Сделанные человеком самые совершенные механизмы часто не могут сравниться с биологическими чудо-приборами живых существ. Многие их достижения все еще остаются для человека далекой мечтой. Ученые только пытаются «копировать» природные наноструктуры и использовать их в качестве оптических волноводов и светоотделителей. Паутина послужила прототипом кевлара – пуленепробиваемой «кожи». Наука и инженерная мысль так и не смогла скопировать и угнаться за даром сверхчувствительности «живых приборов», способных предсказывать погоду и катаклизмы.

Как известно, никто не в состоянии предсказать время одного из величайших бедствий – землетрясения. Однако некоторые рыбы-малютки чутко реагируют на сейсмические процессы. За 5-7 часов до землетрясения они начинают бешено метаться по аквариуму. В сейсмоопасных районах Земли они спасли тысячи жизней. Многие животные обладают даром предсказания долгосрочного прогноза погоды, на недели и месяцы вперед. Они «знают», каким будет паводок и места, которые попадут в зону затопления, будет лето сухим или дождливым, какие морозы ожидать зимой. Наблюдение за ними позволяет избежать многих бед и несчастий. Обычные золотые рыбки точнее лучших химических приборов определяют загрязнения в воде. Они замечают наличие ядовитых веществ даже в разбавленных в 10 раз, очищенных сточных водах. Исследование морфологических особенностей живых организмов дает ученым все новые идеи для технического конструирования. Действительно, тайники природы неисчерпаемы.

Духовный прообраз живых систем

Содержание школьного курса биологии сосредотачивается около смысловых линий, в основе которых заложены уровни организации биологических систем от молекулярноклеточного до биосферного, рассматриваемые в эволюционном аспекте. В клетках высшим иерархическим центром является ядро с генетической информацией, обеспечивающей уникальность клетки, ее положение и взаимосвязи в непрерывной цепи живых организмов. Ядро руководит процессами биосинтеза, репродукции, саморегуляции. Когда же необходимо координировать процессы, протекающие одновременно во многих клетках, должен быть задействован иной механизм. Что мы знаем о нём? Согласно логике школьного предмета биологии, каждая живая система развивается из себя, в ней находится собственный механизм самовоспроизведения и саморегуляции. На уровне клеток - это генетическая программа развития жизни, на уровне многоклеточного организма - это нервная и гуморальные системы.

Александр Гаврилович Гурвич (1874-1954) предположил, а затем доказал, что координация клеточных процессов в едином развивающемся организме, например эмбрионе, осуществляется не на уровне отдельных клеток и их ядер, а на уровне целого. Прообраз этого целого существует еще до того, как разовьется эмбрион. Этот координирующий фактор А.Г.Гурвич назвал морфогенетическим полем , которое определяет направление и упорядоченность биологических явлений. По Гурвичу, информация о строении потенциального организма содержится в совокупном эмбриональном фотонном поле, излучаемом каждой хромосомой эмбриона. Такое интегральное поле создаёт волновой (биополевой) каркас, план, по которому идёт строительство (или, как сейчас говорят, самоорганизация) клеток в организме .

Дальнейшие эксперименты дали возможность учёному подтвердить существование этого феномена и сформулировать четкую теорию морфогенетического поля:

1. Процессы, протекающие в ядрах клеток, являются источником особенного векторного поля.

2. В каждой точке пространства в середине живой системы или её ближайшем окружении есть поле, которое имеет векторную характеристику. Это - результат геометрического сложения векторов отдельных клеточных полей.

3. Биологическое поле свойственно лишь живым системам и не может быть отнесено ни к одному из известных физических полей. Оно наследуется и не может возникать заново.

4. Биологическoe поле проявляет себя относительно элементарных биологических процессов в организме (размножение клеток, миграции их из зоны деления во внешний как постоянно координирующий фактор. Оно является формирующим (морфогенным) фактором роста и развития организма.

Теория заполнена современными положениями. При изучении нелинейных динамических систем было выявлено и описано явление самосоставления, которое свойственно как живой, так и неживой природе. Системы высшей структурной иерархии приобретают свойства контролировать и регулировать процессы в системах, из которых они складываются. На основе этих исследований возникла новая наука синергетика (действовать вместе, содействовать), которая изучает процессы самоорганизации, устойчивости, разрушения и возобновления структур живой и неживой природы.

В синергетике сформулировано допущение, что в живом организме, который развивается, формируется прообраз остаточной структуры - морфогенетическое поле, по матрице которого осуществляется развитие и эволюция организма.

Исходя из этого допущения, на уровне многоклеточного организма, высшим иерархическим центром является не нервная система, а информационно-энергетическая структура высшего порядка.

Н.Иванович Пирогов в своем «Дневнике старого врача» запишет: « ... И в меня невольно вселяется убеждение, что мозг мой и весь я сам есть только орган мысли мировой жизни как картины, статуи и здания суть органы и хранилище мысли художника. Для вещественного проявления мировой мысли понадобился прибор, составленный по определенному плану из группированных известным образом атомов, - это мой организм, а мировое сознание сделалось моим индивидуальным посредством особенного механизма, заключающегося в нервных клетках. Как это сделалось - конечно, ни я, ни кто другой не знает. Но для меня несомненно, что сознание моё, моя мысль и присущее моему уму стремление к отыскиванию целей и причин не могут быть чем-то отрывочным, единичным, не имеющим связи с мировой жизнью, и чем-то законченным и заканчивающим Мироздание, т.е. не имеющие ничего выше себя. Мозговой ум наш и находит себе, свойственные ему стремления к целесообразности и творчеству, вне себя только потому, что он сам есть не что иное, как проявление высшего мирового ума» .

Информационно-энергетическое поле является высшим иерархическим центром и для популяционной - видовой формы живой материи и для социальной жизни человека. В психологии есть понятие коллективного бессознательного, предложенное Карлом Юнгом.

В коллективном бессознательном запечатлён общечеловеческий опыт в виде архетипов"- универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Они присутствуют в людях от рождении, подобно инстинктам. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в снах, видениях, предчувствиях. «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивида», - отмечал Карл Юнг . Опыт, накопленный предыдущими поколениями не исчезает, он остается в коллективном бессознательном и используется тогда, когда возникает ситуация подобного проживания. Карл Юнг определяет коллективное бессознательное как накопления духовного наследия человечества, он также высказывает предположение, что этот опыт хранится в структурах головного мозга человека и проявляется как инстинкты.

Описать наследование духовного опыта человеком методами классической генетики не представляется возможным. Коллективное бессознательное - это хранилище образов поведения, которое нельзя описать по классической схеме наследования: ген (участок ДНК, кодирующий информацию об одном белке) - иРНК - белок - признак. Мы можем сделать допущение, что весь духовный опыт человечества не исчезает бесследно, а хранится в неком духовном континууме, описать который можно как структуру более высокого состояния материи, чем человеческое общество. Это энергоинформационная структура высшего иерархического порядка, обладающая координирующими и контролирующими свойствами. Проживание индивидуальной жизни каждым человеком обогащает коллективное бессознательное теми образами, которые могут быть использованы последующими поколениями.

Духовный опыт подвижников и святых, проявления героизма, самопожертвования, альтруистическое поведение, умение достойно переживать трудности, - всё это составляет копилку человеческого духа, из которой щедро могут черпать все последующие поколения людей .

В этой связи становится понятным, что имела в виду героиня пьесы А.П.Чехова «Три сестры», когда говорила: « ... Страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас». Коллективное бессознательное обогащается духовным опытом поколений, но оно же содержит определенные архетипы - «мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врождённые универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то неясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием» . Архетипы для всех времён и народов одни и те же. Юнг описал много архетипов и дал им условные, но точные названия: Самость, Персона, Тень, Мать, Ребёнок, Солнце, Мудрец, Герой. Создаётся впечатление, что человечеству даётся источник образов, следуя которым, оно эволюционирует. Этот источник более высокого порядка. Академик Л.В.Шапошникова отмечает: «Без энергоинформационного потока, идущего к человеку из Высших миров, не может существовать творчество космической эволюции, а человек не мог бы продвинуться по её спирали вверх, совершенствуя свой дух и утончая свою материю. Мир более высокого состояния материи будет всегда причинным явлением для более низкого. Миры иного состояния материи играют в нашей жизни более значительную роль, чем многие предполагают» .

Биосфера Земли не может не иметь своего иерархического центра. Владимир Иванович Вернадский указывал, что её высшим эволюционным проявлением является но()сфеI1а, созданная разумной мыслью человека. Надо полагать, что появление ноосферы без энергоинформационного обмена со структурами более высокого иерархического порядка было бы невозможным. Весь опыт, накопленный человечеством, вся информация может сохраняться не только в виде книг, рукописей, манускриптов, памятников искусства и архитектуры. Он сохраняется в информационном континууме Земли, влияя на дальнейшее развитие не только биосферы, но и на ближний и дальний космос, черпая из его сокровищниц и привнося в них свою неповторимость. Человеку, по словам Павла Флоренского, даётся превосходство: «в дарованной ему Богом способности познать, уразуметь и воспринять те признаки божественной мудрости, которые таятся в целом вселенной» .

Каждый из нас имеет это превосходство, но не каждый его использует. Как будем определять для себя смысл своей жизни, что сможем привнести в копилку человечества? Это мы решаем согласно закону свободной воли, но когда мы знаем о бесконечных горизонтах своих возможностей и об ответственности, лежащей на нас перед всеми последующими поколениями, будем ли ограничивать свой смысл жизни только сиюминутными потребностями?

«Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть иначе будет не жизнь, а прозябание.... Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить» (Д.С. Лихачёв) .

Любовь - великий объединяющий принцип жизни

«Душа- это то, что делает траву - травой, дерево - деревом, человека - человеком. Без нее трава-сено, дерево - дрова, человек - труп», - говорил Григорий Сковорода. Жизнь есть соединение разнородных элементов и процессов, подчиненных единой цели - обеспечение жизнедеятельности, гомеостаза, самовозобновления живой системы. Ассимиляция и диссимиляция, возбуждение и торможение, чередование биоритмов активности покоя - всё это и есть жизнь. «Эмпедокл говорил: «Соединение однородного к вражде, ненависти, соединение разнородного к дружбе, любви». «Разделение без отделения есть жизнь, - утверждал китайский мудрец Чжуан-цзы» . Общие принципы организации живого удивительно точно описываются с точки зрения китайской философии Даосизма. Вселенское Дао - единый принцип организации всего сущего ведёт к соединению разнородного и исключает соединение однородного, как противоречащего Пути. Всякое уподобление, насильственная сплочённость противоестественна, а вне Пути всё рано или поздно саморазрушается» . Путь - это общие закономерности, по которым развивается и существует всё во Вселенной. Природа организации подсказывает человеку, что многообразие форм при водит к устойчивости, но при условии добровольного взаuмосогласованuя всех компонентов и противоположных процессов, что является обязательным условием целостности. Человечеству необходимы добровольно принять основы кооперации, отказаться от насилия, злобы и эгоизма. Все человечество Земли - это единый организм, проходящий свой Путь и он должен соответствовать Вселенскому Пути. «Сосна проживает свой Путь за тысячу лет, а вьюнок за один день, но это один и тот же Путь, пройденный сполна» .

Сравнивая одноклеточный организм с кристаллической структурой минерала, можно сделать вывод о том, что жизнь хрупкая и неустойчивая по сравнению с косной природой, но это только кажущаяся хрупкость. Жизнь способна качественно изменяться, а косная природа - нет. В ходе эволюции живая материя активно развивается и трансформирует, преобразует косную материю, заставляя её менять свой облик. В.И.Вернадский для характеристики живого вещества, вводит понятие исторического времени, а для характеристики костной материи - геологического. Одна секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического .

Жизнь изначально наделена удивительно мощной энергией преобразования. Если в своей способности сопротивляться среде отдельный живой организм проигрывает элементам костной природы, то миллионы сменяющихся поколений живых организмов способны сопротивляться среде, но и вырабатывать в себе нечто Новое, качественно меняющее уровень организации всей природы планеты Земля.

«Человек при своём рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своём рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое» (Лао Цзы .

Философ В.Ф.Эрн утверждает: «Нужно осознать мысль в Природе и Природу в мысли. Вернуться к Природе, как к сущему» . Природу необходимо «включать на субъективном уровне в содержание человеческого бытия, придавая ей людские свойства, очеловечивать её. В этом случае природа становится равноправным компонентом во взаимодействии «природа - человек», взаимосвязь осуществляется не на уровне отношений «объект - субъект», что всё ещё характерно для современного процесса изучения живой природы, а в рамках «субъект - субъектных» отношений. Это дает возможность осознавать чувство родства с природой, убеждает человека в том, что он не стоит над ней, а является её элементом так точно, как и природа», - предлагает профессор А.В.Степанюк и далее продолжает: «Организация живой материи подсказывает нам, что сила живого в соединении разнородных свойств бытия, антиномных качеств, предполагающих сосуществование противоположностей и взаимоисключающих способов существования: порядок и хаос, случайность и закономерность» .

Жизнь ищет пути адаптации к разнообразным условиям существования. Живые организмы, преодолевая существующие условия и адаптируясь к ним, создают предпосылки для появления новых условий, в которых смогут жить более совершенные их потомки, так как главная цель жизни - эволюция, бесконечное совершенствование.

Беспредельность ужасом бы стала,

Сердце мира - вечною тюрьмой,

Если бы судьба вас приковала

К колесу безжалостной рукой.

Но - на вас цепей не налагали;

Ваша воля всяких мук сильней;

В Сердце мира нет людской печали.

Совершенство - цель земных путей.

Э. Арнольд. Отрывок из поэмы «Свет Азии»

Двустворчатый моллюск жемчужница превращает песчинку, попавшую в мантийную полость в жемчуг, песчинка становится частью моллюска и не ранит нежное тело. Двоякодышащие рыбы, при пересыхании водоёмов, используют плавательный пузырь как прообраз легкого, и переживают засуху. Живые организмы вписываются в среду, наполняя её многообразием форм.

«Множественность, прежде всего. Глубокая атомичность универсума наглядно проявляет себя в обыденном опыте. Она выражается в каплях дождя и в песчинках на пляже. Она продолжается во множестве живых существ и небесных тел» (п. Тейяр де Шарден) . Многообразие форм жизни - одно из проявлений универсальной множественности. Однако всё многообразие форм образует, по выражению Тейяр де Шардена «коллективное единство». «Их объемлет и скрепляет некое таинственное тождество, на которое наталкивается наш разум, вынужденный в конечном итоге отступить» . Это тождество Тейяр де Шарден называет энергией. «Энергия - это мера того, что переходит от одного атома к другому в ходе их преобразований, то есть это способность к связям» (курсив Тейяра де Шардена).

На языке человеческих чувств эта энергия называется любовью. Любовь как объединяющий ПРИНЦИП сохраняет и моллюска, и песчинку, и рыбу в пересыхающем водоёме, в каждом из них любовь живёт как неосознанный принцип, направленный на соединение разнородного. Человек, создавая техносферу для своего внешнего удобства, разрушает целостность мира, основанную на множественности. Комфортабельность человеческого мира порождает внешние и внутренние проблемы и ведёт к унификации жизни и сокращению множественности. Люди, отягощённые цивилизацией, не только не могут вписываться в среду, населённую живыми организмами, уничтожая их, но не могут сосуществовать друг с другом.

«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служить друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «Люби ближнего своего как самого себя», - призывает Апостол Павел. Приобретения цивилизации делают человека несчастным и одинокими, ибо направлены на удовлетворение узкоэгоистических материальных потребностей. Если бы люди в погоне за комфортом цивилизации сохраняли способность слышать друг друга, соглашаться и любить.

Любовь есть величайший принцип, соединяющий разнородное без насилия и сохраняющий множественность. Выбрать этот принцип человек, может только сам, опираясь на те образы, которые уже накопила культура человечества. Культура - это духотворчество, почитание Света, она ускоряет эволюцию человечества как вида, так как направлена на совершенствование духовной помощью принципов добра и справедливости. В эти понятия включаются отношения не только между людьми, но и между человеком и природой. Цивилизация - рукотворчество, направлена на создание внешних удобств для человека, обслуживает материальную сферу деятельности людей, исходит из принципа пользы или вреда для человека, не учитывает интересы других обитателей планеты. Разобщение культуры и цивилизации - результат разделения в сознании человека духовного и материального аспектов нашей жизни. В живой природе дух и материя не разобщены, но они не осознаются жизнью. Человек появляется, чтобы осознать себя и сознательно объединить материальный аспекты мира, природа нуждается в творящем наблюдателе на основе любви.

«ЛЮБОВЬ долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё пере- носит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, а тогда то, что отчасти, прекратится».

Апостол Павел говорит о любви как о величайшем принципе, поддерживающем и объединяющем всё во вселенной, этот принцип продолжает существовать и после того, человек со своими знаниями современного уровня, и после того, как человечество достигнет совершенства, хотя нам трудно представить, что такое совершенство, так как: « Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» .

Эти принципы полностью согласуются с тем мышлением, в котором нуждается человечество. Новое мышление, соединяющее дух и материю, академик Л.В.Шапошникова предлагает называть космическим мышлением. «Главная цель эволюции - одухотворение материи, повышение её энергетики и последующее её изменение и утончение. Этого можно достигнуть с помощью такой силы, как дух. В процессе одухотворения и утончения материи направление к синтезу служит магистральным путём. Культура же и возникающее в ее пространстве Любовь и Красота, несущие в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека - устои эволюции и определяют ее качество. Отсутствие, какого-либо из этих устоев прерывает путь космической эволюции и уводит процесс в воронку инволюции» .

Законы организации жизни учат нас любви, которая в неосознанном состоянии присутствует как организующий и соединяющий принцип во всех проявлениях жизни и как вселенский принцип Дао никогда не перестает, хотя «и пророчества прекратятся, и языки знание упразднится». Человеку нужно научиться любить, сознательно использовать энергию любви для созидания. «Однажды я лёг на траву, раскинул руки и посмотрел в небо. И вдруг почувствовал, что смыслом существования всей Вселенной является ЛЮБОВЬ» (Уолт Уитмен).

Альтруизм в биологических системах

«Новое космическое мышление требует иной системы познания и иных основных методологических положений, нежели те, которые содержаться в «старых» теориях познания. Осмысление и становление новой системы есть крайняя необходимость для дальнейшего развития космического мышления.

Космос рассматривается в новом мышлении не только как астрономическое понятие, а во всём его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи. Целостный подход к изучению Мироздания необходим для его правильного осмысления. Взаимосвязь между космическими процессами и бытием человека должна учитываться при исследовании человека и Космоса» .

Жизнь - открытая система. В неё беспрерывным потоком входит энергия и информация, преобразуясь, они питают жизнь. Живая система отдает в пространство свою часть энергии и информации, трансформируя мир косной природы. Закон энергоинформационного обмена между частями системы - один из важнейших Космических законов. На уровне человеческой морали он закреплён в понятии: если хочешь получать, - научись отдавать.

В биологической системе все её компоненты «жертвуют своими интересами» во имя единой цели - жизнь и развитие целого организма. Альтруизм - это не просто нравственное качество человека, это обязательное условие жизни. Каждая отдельная клетка организма должна жертвовать своим ростом, развитием, потреблением ради других клеток, так как питательные условия среды развития всегда ограничены. При правильном энергоинформационном обмене, наличии обратной связи, соблюдении принципа иерархического подчинения, клетки многоклеточного организма получают всё необходимое, и целостный организм развивается, соблюдая свой гомеостаз. Если отдельно взятая клетка организма выходит из-под контроля и не реагирует на регуляторные команды, перестаёт согласовывать свою индивидуальную стратегию развития со стратегией целого, выражаясь языком морали «ведёт себя эгоистично», то она перерождается в опухолевую клетку.

У опухолевых клеток отсутствует способность к контактному торможению деления. Суть его заключается в том, что, «если культуре нормальных клеток предоставить экспериментальную возможность размножаться в специальном стеклянном сосуде Кареля, то они размножаются до тех пор, пока один слой клеток (монослой) не покроет дно сосуда. После этого нормальные клетки перестают размножаться, они не образуют второго слоя клеток. Если в этой культуре клеток часть убрать, то освободившееся пространство вновь начнёт заполняться делящимися клетками. Каждое пересаживание клеток называют «пассаж». Число «пассажей» для нормальных клеток ограничено. Опухолевые же клетки в культуре размножаются всё время, образуя многослойную систему» .

Все здоровые клетки организма имеют механизм включения торможения деления, клетка «отказывается от своих интересов во имя интересов других». Можно говорить о «социуме клеток многоклеточного организма, где определены место и роль каждого компонента, и все они связаны друг с другом для единой цели - развитие и жизнь целого организма.

Известно, что общее количество клеток тела человека – 10 15 , они составляют поверхность 2000000 м 2 (200 га). Орошение этой поверхности происходит через систему капилляров общей протяжённостью 100000 км. В организме человека средней массы 52-54 кг это осуществляется всего 35 литрами жидкости (кровь - 5 л, лимфа - 2 л, внеклеточная и внутриклеточная жидкость - 28 л). Для снабжения такого же количества одноклеточных организмов, живущих в море, необходимо 107 л морской воды. Столь экономное использование ресурсов среды возможно только при условии взаимосогласования, кооперации, добровольного подчинения высшим координирующим структурам и постоянному энергоинформационному обмену. Неосознанный «альтруизм» клеток – условие жизни многоклеточного организма.

Закон аналогий подсказывает: добровольный выбор альтруистического поведения человеком - необходимое условие жизни и развития человеческого общества. Сознательное служение общему благу предоставляет возможности для развития человека и ведёт счастью, согласуя его стратегию с общей стратегией развития человечества.

Раковая клетка - пример «клеточного эгоизма», она бессмертна и достигает своего бессмертия за счёт ресурсов целого организма. «Продолжительность жизни нормальных клеток определяется числом делений. Например, продолжительность жизни эмбриональной ткани (фибробластов) человека определяется 52 делениями, эмбрионов кур - около 40 делений, эмбрионов мыши - 10 делений. Опухолевые же клетки могут делиться в культуре не определенное число «пассажей». Это свойство опухолевых клеток называют иммортилизацией (бессмертием). Сегодня большинство исследователей считают, что опухоли многоклональное происхождение , т.е. растут из одной клетки .

Известно, что в геном е (наборе генов) клеток присутствует протоонкоген, отвечающий за неконтролируемый рост и перерождение клетки в раковую, но он «выключен», блокирован. Под влиянием малоизвестных факторов (внешние мутагены, вирусные агенты, ионизирующие излучения, возможно, мысли и аморальные действия человека) генежет быть снят, и кинетический блок может быть снят, и клетка перестаёт реагировать на координирующие факторы. Эффект контактного торможения не проявляется, обратная связь отсутствует. Бесконечный рост и размножение изменённой клетки продолжается до тех пор, пока все ресурсы не исчерпаются. Метастазы захватывают новые участки ещё не занятой среды. Раковая клетка вытесняет собой все остальные клетки. Цель организма её не «интересует», если бы ресурсов хватило, то она и её потомки заполнили бы собой весь организм, но он гибнет раньше, чем это произойдёт. Эгоизм ведёт к застою и гибели, альтруизм к развитию и жизни . Человеку дано выбрать. Какими будем мы? Открытыми, духовно свободными, умеющими любить и жертвовать во имя общего блага, переносить лишения достойно, или закрытыми, зависящими от своих пороков и желаний, потребляющими как можно больше, не знающими, что альтруис тическая любовь, и потому несчастными? Выбирать каждому самостоятельно, но, выбирая, вспомним о раковой клетке, хотим ли быть похожими на неё?

Жизнь, проходящая в изобилии также опасна, как жизнь в полной нищете. И то и другое есть следствие нарушения закона Сохранения и превращения энергии. Человеку необходимо научиться переносить лишения в жизни, обходиться малым, не растрачиваться попусту и не тратить ресурсы других. «У человека должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заживает этой любви... Это и есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Человеку нужна способность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение его не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано», - пишет философ А.И. Ильин .

для характеристики веры в рациональную природу реальности... «К учителю рисования», в котором предвидел современную теорию цветов. Эту книгу перевел на родной язык...


БИОНИКА Бионика – самая популярная из молодых наук, возникшая в 60-х годах 20-го столетия. Название происходит от древнегреческого слова «бион» – элемент жизни, буквально живущий. Эмблемой бионики является скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла, а девизом – «Живые прототипы – ключ к новой технике» Бионика – это наука, занимающаяся изучением построения и функционирования биологических систем, их применения для коренного усовершенствования уже существующих и создания новых машин, приборов, аппаратов, строительных конструкций и т.д. В процессе продолжительной эволюции природа создала на Земле бесчисленное множество живых организмов, многие из которых по праву могут быть отнесены к «Живым инженерным системам», функционирующим очень точно, научно и экономично, отличаются поразительной точностью, способностью реагировать на тончайшие изменения внешней среды, запоминать и учитывать эти изменения, приспосабливаться к ним. Бионика выделяет несколько направлений: Биологическое и медицинское, математическое и техническое и др.


Бионика в медицине Изобретение анестезии в медицине способствовало наблюдение за осами. Осы впрыскивали нервнопаралитическое вещество в область нервных стволов пауку, полностью его парализуя, но не убивая его, который неподвижно лежал в осином гнезде до появления личинок и служил им кормом.








Примером современной бионики в медицине служит технология реконструкции и наращивание зубной эмали, наращивание ногтей и волос. Основой для этой технологии является принцип построения морских губок, а также техника строения гнезд стрижей-саланганов. Оба этих принципа основаны на химиоотвердевающей и светоотвердевающей методиках.


Мало кто знает, что состояние глубокой спячки многих мелких грызунов и насекомых в зимнее время, при котором замедляется обменный процесс в органах и тканях, помогло проводить операции на сердце и головном мозге. В это время осознанно переохлаждают тело человека для замедления обменных процессов в тканях и органах.






Снегоступы Лапы американских зайцев- беляков на ступнях окружены пушистыми «ковриками», благодаря чему их вес лучше распределён и они могут ступать по мягкому снегу. Снегоступы – обувь для охотников в Арктике – созданы абсолютно по такому же принципу: они распределяют вес тела по всей площади обуви.


Липучка (велькро) В 1957 году обыкновенный репейник, который цеплялся за шерсть собаки, вдохновил швейцарского инженера Жоржа де Мистраля на изобретение «липучки». Потратив на своё изобретение целых 8 лет, он создал «липучку» - синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна покрыта крошечными петельками, а вторая мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но могут легко снова разделиться.


Узоры на покрышке шины Наши пальцы покрыты мелким узором складок и углублений, которые помогают удерживать гладкие или мокрые предметы. Узоры на покрышке шины – увеличенный вариант того же приспособления – гарантируют, что шины не будут скользить на мокрой дороге.


Застёжка-молния Перо состоит из тысяч тончайших ворсинок, укреплённых вдоль его стержня. Каждая ворсинка снабжена микроскопическим и крючочками. Они сцепляются таким образом, что создают, ровную плотную поверхность пера. Внутри скользящего замка застёжки-молнии находятся клинья, которые либо соединяют, либо разъединяют зубчики. Эти зубчики плотно и надёжно цепляются крючками друг за друга.


Изготовление бумаги Люди делают бумагу, обрабатывая древесину и превращая её в мягкую массу, которая затем выжимается, очищается, отбеливается и раскатывается в листы. Осы – изобретатели естественного способа бумажного производства. Они строят гнёзда из частиц пережёванной древесины, смачивая их своей слюной. Древесно-стружечная плита является аналогичным материалом, только осиная слюна заменена искусственным клеем.




Дамбы Бобры перекрывают плотинами небольшие реки, создавая запруды, где сооружают хижины. Их дамбы настолько хорошо построены, что могут держаться веками. Люди возводят дамбы для создания больших искусственных водоёмов, содержащих миллионы литров воды. Эти огромные запасы воды используются в домах, на фабриках, заводах.


Туннель Суслики выкапывают длинные лабиринты, соединённых между собой туннелей. Главное в них – хорошая циркуляция воздуха, поэтому они сооружают вулканоподобные вентиляционные башни. Туннель под Ла-Маншем – один из самых гигантских инженерных проектов 20 века. Он предназначен для скоростной железнодорожной перевозки между Великобританией и Францией. Вентиляционные системы гарантируют безопасность от ядовитых веществ и газов, а также делают воздух чистым.




Конструкция зданий Сложная сеть прожилок на нижней стороне листа гигантской водяной лилии надёжно укрепляет и поддерживает его обширную поверхность. Подобное расположение жилок было скопировано в некоторых конструкциях зданий, самое знаменитое из них - Хрустальный дворец в Лондоне.


Архитекторы, дизайнеры, инженеры, психологи и биологи разработали проект «Вертикальный бионический город-башня». Через 15 лет в Шанхае должен появится этот город. Он рассчитан на 100 тысяч человек. В основу проекта положен «принцип конструкции дерева». Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228м, в башне будет 300 этажей, 12 вертикальных кварталов между ними перекрытия-стяжки с садами. Тщательно продуманная конструкция аналогично строению ветвей и всей кроны кипариса.

Случайные статьи

Вверх