Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и "подводные камни". Какие требования предъявляются к светодиодным и люминесцентным лампам (светильникам), используемым для организации освещения в общественных помещен

С 50-х годов двадцатого века и до недавнего времени в учебных заведениях безальтернативно применялись люминесцентные лампы. Светодиоды, только появившиеся в начале двухтысячных, во-первых, не могли конкурировать с разрядными лампами по световому потоку. Во-вторых, были дороже. А в-третьих – недостаточно изучены, чтобы их разрешили использовать в помещениях, где дети проводят целый день. С момента появления светодиодов каждые 10 лет их эффективность увеличивалась в 20 раз, а стоимость, наоборот, снижалась в 10 раз (Haitz’s Law). Световая отдача светодиодов 0.08$ сейчас составляет 110 лм/Вт. Научных исследований на тему безопасности новых источников света также накопилось большое количество. Теперь стало возможно рассмотреть, какие характеристики должны быть у светодиодных светильников, чтобы их можно было применять в образовательных учреждениях: школах, колледжах, институтах.

Рассмотрим особенности освещения классных комнат и аудиторий. Если представить себе класс с рядами парт, полный школьников или студентов, то каким должно быть освещение в нём? Любой человек может сформулировать ответ на этот вопрос, если вспомнит, как сам часами сидел на занятиях.

Рис. 1. Освещение в учебном классе.

Светильники для учебных заведений должны:

  • Обеспечивать на партах, столах, доске преподавателя оптимальную и равномерную освещённость. При недостаточной освещённости глаза устают, при избыточной тоже устают. Люди должны комфортно читать и писать, различать мелкие детали учебных пособий.
  • Обеспечивать хорошую цветопередачу, не искажать цвета освещаемых объектов.
  • Быть комфортными для глаз, не слепить даже при прямом взгляде на светильник. И взрослые, и дети, задумавшись, часто водят глазами по потолку, это не должно приводить к кратковременному ослеплению и «зайчикам» в глазах.
  • Быть одного цвета. Светильники или лампы разного цвета вызывают неприятное ощущение что «что-то не так», отвлекают.
  • Не мигать, не пульсировать, не гудеть и не жужжать. Частая ситуация с вышедшими из строя люминесцентными лампами – они входят в циклический режим или в резонанс, при этом сложно концентрировать внимание.
  • Быть безопасными при повреждении. Бывает, что энергия юности находит выход в неожиданном направлении. Если светильник разбился, не должны: выливаться ртуть, лететь осколки, бить ток.
  • Специалисту останется к вышесказанному добавить, что светильник должен быть энергоэффективным.

По всем требованиям проходит светодиодный светильник, и по некоторым пунктам даже намного лучше, чем люминесцентная лампа. Но! Важное уточнение: проходит не любой светодиодный светильник, а только качественный! Именно дешёвые, ненадёжные светильники вредят и теме светодиодного общего освещения, и глазам, вызывают опасения. К сожалению, рынок наводнён некачественными светильниками, и чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего сделаны светильники и как они работают.

Люминесцентные лампы в своё время тоже встречали с опасениями – были сомнения и по спектральному составу излучения, и по яркости, и по безопасности… Но, в итоге люминесцентные лампы вытеснили лампы накаливания из области общего освещения и доминировали 50 лет. Теперь их вытесняют новые источники света.

Устройство светодиодного светильника для общего освещения.

Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.


Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).

В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.


Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).

Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.

Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.


Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.

Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?

1. Марка и тип светодиодов.

Производство светодиодных кристаллов – высокотехнологичный процесс. Методом металлоорганической эпитаксии на сапфировой подложке по очереди выращивается несколько слоёв, каждый из которых имеет свой состав, а толщина – от нескольких микрометров до сотых долей микрометра. Здесь важны и чистота и качество исходных материалов, и точность резки, и тщательность последующей сортировки по параметрам (биннирования).


Рис. 5. Строение кристалла светодиода с указанием материала слоёв и их толщины. Кристалл с контактами на подложке.

Купив светильник с поддельным или просто низкокачественным «ноунейм» светодиодом, нельзя быть уверенным ни в его эксплуатационных, ни в светотехнических характеристиках. Его световой поток может быть меньше заявленного, он может иметь другую цветовую температуру (а значит, возможно, большее количество вредного для зрения синего света в спектре излучения), выйти из строя через несколько месяцев работы. Нередки в подобных изделиях механические дефекты: неаккуратно припаянные контакты, неотцентрованные кристаллы и тому подобные вещи.


Рис. 6. Дефекты некачественных светодиодов: кристалл находится не по центру, кристалл сколот, присутствуют остатки клея и токопроводящих частиц.

Кристалл светодиода чрезвычайно чувствителен к перегреву. При подобных дефектах кристалл нагревается неравномерно, в нём возникают механические напряжения и происходит деградация, которые в лучшем случае приводит к спаду светового потока, а в худшем – к выходу светодиода из строя. Температура кристалла влияет и на срок жизни люминофора: из-за перегрева люминофор и соприкасающиеся с ним материалы быстрее диффундируют друг в друга, и снижается эффективность излучения. Естественно, дешёвый люминофор более чувствителен к нагреванию, и быстрее деградирует.

Зарекомендовавшие себя производители светодиодов (Nichia, Cree, Osram, Lumileds, Seoul Semiconductor, Honglitronic и др.) гарантируют соответствие всех параметров заявленным в технической документации, и их светодиоды работают, как указано в паспорте. Без неприятных сюрпризов.

2. Система линз и/или отражателей, рассеиватель.

В светильнике должна быть продумана светоперераспределяющая часть. Сами по себе светодиоды обладают высокой яркостью при малых размерах. На такие источники света нельзя смотреть напрямую: чрезмерная яркость, во-первых, вызывает кратковременное ослепление и «зайчики» в глазах, что само по себе дискомфортно. А во-вторых, хоть свет люминофорных светодиодов и воспринимается нами как белый, но имеет в своём составе синюю составляющую, а с синим светом нужно быть особенно осторожным. Исследования показали , что именно свет коротковолновой части спектра наиболее опасен для сетчатки глаза и при прямом наблюдении может вызывать её повреждение. При этом важно упомянуть, что стекловидное тело детского глаза более прозрачно, чем у взрослых, на сетчатку попадает больше синего света. Поэтому детские глаза особенно уязвимы. В светильнике для детей не должны применяться холодно-белые светодиоды (больше синего в спектре), а яркость светильника должна быть максимально равномерной.

Чтобы снизить слепящее действие, нужен рассеиватель, который сгладит и выровняет яркость по всей своей площади. Но одного рассеивателя мало, здесь также имеет значение количество, мощность и расположение светодиодов.


Рис. 7. Светодиодные светильники: а). 4 линейки по 8 светодиодов и призматический рассеиватель б). 4 линейки по 20 светодиодов и призматический рассеиватель в). 14 линеек по 14 светодиодов и рассеиватель микропризма-опал.

Чем меньше светодиодов в светильнике и чем они мощнее, тем ярче они будут, и с любым рассеивателем неравномерность яркости выходного отверстия светильника будет велика. Отчётливо будут видны светящиеся точки, полосы, либо «кресты», в зависимости от типа используемого материала. Поэтому наилучшим вариантом с точки зрения равномерности яркости будет большое количество маломощных светодиодов и матовый либо опаловый рассеиватель.

3. Блок питания.

Светодиоды управляются током. Чем выше ток, тем выше излучаемый световой поток (cм. рис. 7). В технической документации для каждой конкретной модели указан диапазон рабочих токов, при соблюдении которого гарантируется соответствие всем заявленным параметрам.


Рис. 8. Зависимость светового потока (в отн. ед.) от тока для белого люминофорного светодиода мощностью 0,3 Вт.

Некоторые недобросовестные производители намеренно используют более дешёвые маломощные светодиоды, но задают через них повышенный ток, «разгоняют» их, чтобы они светили ярче. Такой светильник на первый взгляд будет неотличим по светотехническим характеристикам от «правильного». Но кристалл маломощного светодиода не рассчитан на большие токи, светодиод перегревается, в нём растёт количество дефектов – участков, которые не излучают свет. Чем выше температура, тем сильнее деградирует кристалл, и тем быстрее заканчивается срок службы светодиода. Вместо 50 тысяч часов такой светильник может отслужить, например, лишь 2 тысячи.

Кроме того, именно схемотехническое решение драйвера определяет коэффициент пульсаций светового потока светильника, а также его защищённость от скачков напряжения в сети и высоковольтных микросекундных импульсов.

Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?

В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).

Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп. Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект. У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков».


Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.

Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).

По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:

  • Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов, а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
  • У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
  • Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение светодиодными источниками света как комфортное.
  • Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.
Таким образом, исследования показали, что светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния.

Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?

  • Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по городу Москве http://77.rospotrebnadzor.ru

    О применении светодиодных ламп в образовательных учреждениях

    В соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.2009 № 261-Ф «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2010 года на рынке осветительного оборудования Российской Федерации предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Они более экономичны, обладают ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок службы может доходить до 100000 часов. Самое главное, что такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.

    Проведенные исследования светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

    В соответствии с письмом № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 г. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко при использовании в системах общего освещения в помещениях в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения:

    1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90° для ограничения слепящего действия светодиодных ламп.
    2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. Использовать светильники с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до требуемых значений.
    3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1.
    4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 К.
    5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт.

    В паспортных данных, а также на упаковке и маркировке цоколя ламп должна быть указана информация о величине мощности, габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

  • Таким образом, государство официально поддерживает распространение светодиодных светильников и ламп и разрешает их применение в образовательных учреждениях прямым текстом. Есть лишь ряд требований, которым должен соответствовать светильник. И все эти требования абсолютно логичны и направлены на создание комфортного, качественного освещения в учебных помещениях.

    Однако, среди действующих государственных стандартов существует свод правил СП 256.1325800.2016 “Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа” Актуализированная редакция СП 31-110-2003 (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2016 г. № 602/пр). В подразделе 5.3.7 данного документа указано: “Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается».

    Наличие противоречащих друг другу нормативных документов затрудняет внедрение светодиодного освещения в образовательных учреждениях. Сейчас светотехническое сообщество активно обсуждает и пытается разрешить эту коллизию.

    Какие светодиодные светильники российского производства подходят для использования в школах и других образовательных учреждениях?

    1. Светильник GALAD Юниор был специально спроектирован для общего освещения школ, центров образования, колледжей и высших учебных заведений.

    Светильник GALAD Юниор:

    • соответствует требованиям ГОСТ-Р-54350-2015, предъявляемым к светильникам для детских учреждений;
    • соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
    • соответствует требованиям письма Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

    Рис. 11. Светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    GALAD является ведущим производителем светотехнической продукции и входит в крупнейший в России светотехнический холдинг БЛ ГРУПП. Светильники под маркой GALAD выпускаются на двух крупных российских заводах: Лихославльском заводе светотехнических изделий «Светотехника» (ЛЗСИ) и Кадошкинском электротехническом заводом (КЭТЗ). В изделиях GALAD применяются светодиоды компаний Cree, Nichia, Osram, Honglitronic и источники питания собственной разработки, Helvar, Аргос, Mean Well. Прежде чем пойти в серийное производство, новая модель светильника испытывается в испытательных центрах холдинга, а после выхода на рынок – в независимых лабораториях.

    В октябре 2016 года светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000 был испытан по программе независимых исследований Проверено и показал полное соответствие характеристик заявленным в каталоге.

    Подтвержденные характеристики для GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    Заявленные Измеренные
    Световой поток, лм 3150 3164
    Мощность, Вт 35 35,6
    Коэффициент мощности 0,98 0,98
    Световая отдача, лм/Вт 90 88,9
    Номинальное значение Тцв, К 4000 4000
    Индекс цветопередачи, Ra > 80 83,5
    Коэффициент пульсаций светового потока, % 2 0,4
    Защита от пыли и влаги, IP 20 -
    Срок службы, лет 10 -
    Гарантия, лет 3 -
    Темп. диапазон,°С +1…+35 -
    Диапазон напряжений, В 198…264 -
    Материал корпуса Листовая сталь, окрашенная порошковой краской
    Тип рассеивателя Микропризма-опал

    В Испытательном центре ООО «ВНИСИ» светильник исследовался по параметрам равномерности яркости выходного отверстия, и также прошёл все испытания на соответствие требованиям, указанным выше.



    Рис. 12. Вид включённого светильника GALAD Юниор 600 и визуализация его габаритной яркости

    Измеренные характеристики для GALAD Юниор 600

    Таким образом, по результатам испытаний светильник полностью удовлетворяет условиям Российских нормативных документов и может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях.

    В 2016 году светильники отечественного производства GALAD Юниор LED были установлены в кабинете машинного вязания Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара. В нем занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, а дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды - до 23 лет. В кабинете машинного вязания обучаются и педагоги, в нем часто проводятся мастер-классы в рамках мероприятий городского, областного и всероссийского уровней. И ученики и преподаватели довольны новым освещением. Они особенно подчёркивают хорошую цветопередачу светильников, что особенно важно при работе с большим разнообразием цветной пряжи.


    Рис. 13. Светильники GALAD Юниор 600 в кабинете машинного вязания ЦВО «Творчество» г. Самара.

    2. Светильник GALAD Вектор предназначен для освещения классных досок в образовательных учреждениях.

    Он устанавливается на специальных кронштейнах над доской. Линейка светодиодов (мощность каждого менее 0,2 Вт) полностью скрыта от глаз. Отражатель спроектирован таким образом, что весь свет попадает на доску, создавая на ней равномерное заливающее освещение.


    Рис. 14. Светильники GALAD Вектор LED-20-4000.

    Характеристики для GALAD Вектор LED-20-4000

    Заключение

    1. Исследования показывают, что освещение качественными светодиодными светильниками не хуже, а напротив, во многом гораздо лучше, чем светильниками с люминесцентными лампами.
    2. На уровне государственных стандартов и норм использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях разрешено, если они соответствуют ряду условий.
    3. На российском рынке световые приборы, удовлетворяющие полному списку этих условий, присутствуют, и процесс замены устаревших осветительных систем на современные и эффективные уже идёт.

    Ошуркова Е. С.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Retinal damage induced by commercial Light Emitting Diodes (LED), Imene Jaadane, Pierre Boulenguez, et al.
    2. Потенциальная опасность освещения светодиодами для глаз детей и подростков, П.П. Зак, М.А. Островский, «Светотехника» №3, 2012.
    3. Проблемы надежности светодиодов, И. В. Васильев, А.Т. Овчаров, Т. Г. Коржнева,https://alternativenergy.ru/tehnologii/321-neispravnosti-svetodiodov.html
    4. О светодиодах, безопасности и нормативной базе. Интервью с Е. В. Долиным, «Энергосовет» №6, 2013.
    5. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Л. М. Текшева, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, «Гигиена и санитария» №5, 2013.
    6. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах, Л. М. Текшева, «Светотехника» №5, 2012.
    7. Открыт первый в России ресурсный кабинет по светодиодному освещению учебных помещений, 12 марта 2012, http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75766
    8. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света, Л. М. Текшева, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, 2010.
    9. GALAD Юниор 600 LED-35: результаты испытаний светильника для образовательных учреждений (окт. 2016), «LUMEN&Expertunion»,

    Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
    https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17...

    Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

    Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

    Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

    Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

    Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

    Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

    Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
    7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
    То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

    Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
    Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

    К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
    7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
    Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

    1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
    Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

    С чем это связано?
    Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
    Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
    Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

    Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений .

    2) Также очень важный параметр - индекс цветопередачи Ra . О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
    http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
    И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.

    3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт . Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
    Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.

    Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем , так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

    4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации . Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20 .

    Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5% . Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.

    Итак, подведем итоги.

    Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки , соответствуют следующим параметрам:

    1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений.
    2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый
    3) Индекс цветопередачи Ra > 80
    4) Коэффициент пульсации < 5%

    Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников , устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.

    Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев , когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат .

    Координатор проекта,
    Живорыкин А.Н.

    Какие светодиодные светильники для школ и дошкольных общеобразовательных учреждений.

    Требования к светильникам для школы, особенности кратко:

    светильники :

    • цветовая температуры не более 4000 кельвин
    • рассеиватели, снижающие габаритную яркость до 5000 кд/м2
    • Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт

    освещенность:

    • норма освещенности Е для учебных классов 500 люкс
    • коэффициент цветопередачи CRI не менее 80
    • равномерность освещенности U не менее 0,60
    • дискомфорт блескости UGR не более 40
    • коэффициент пульсации не более 10%

    подробнее:

    "Руководителям Управлений
    Роспотребнадзора по субъектам
    Российской Федерации,
    на железнодорожном
    транспорте

    Исх. № 01/11157-12-32 от 01.10.2012

    Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих
    источников света

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об
    энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
    отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года к обороту на
    территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания
    мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в
    целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки
    электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут
    быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

    Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях
    рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные
    лампы.

    На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ)
    более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам,
    формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в
    Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.

    В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе
    светодиодов и осветительных приборов на их основе необходимо обеспечить гигиенические
    нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в
    детских оздоровительных организациях.

    Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации
    и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3-5 мг ртути,
    находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное
    обращение с отработанными лампами. Разрушенная или повреждённая колба лампы
    высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление.

    В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением
    технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или
    парообразном состоянии), а в виде амальгамы — химического раствора ртути в другом металле,
    т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 0С и выше пары ртути
    высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение
    исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении
    целостности стеклянной колбы.

    Кроме того, в продаже доступны КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре поверх лампы.
    Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении,
    ограничивает распространение ртути.
    Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется
    использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.

    Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской
    Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд
    преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше чем
    у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных
    лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить
    до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане
    загрязнения окружающей среды.

    С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных
    светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ
    «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический
    центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной
    физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования
    психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на
    организм человека.

    Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и
    светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

    В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации,
    юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовательные и детские
    оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности
    обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
    «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
    общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические
    требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях
    начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические
    требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных
    зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в
    детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и
    осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.

    При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в
    учебном процессе, светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и
    количественных показателей освещения.

    1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90° . Указанный параметр
    предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для
    ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.

    2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что
    габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с
    открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура
    должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до
    вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.

    3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна
    составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение
    максимально измеренной яркости к минимальной.

    4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать
    4000°К . Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе
    или упаковке лампы.
    Цветовая температура - это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его
    излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет
    цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками
    пространства.

    В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего
    и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования,
    должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по
    выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

    При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и
    индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и
    достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований,
    предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.

    Основная цель уличного освещения - обеспечение безопасности участников движения в тёмное время суток.

    Основные параметры, которые до сих пор согласно российским нормативам, являются определяющими для уличного освещения:

    • средняя яркость дорожного покрытия,
    • равномерность распределения яркости дорожного покрытия,
    • срок службы светильников.

    Существуют также и дополнительные параметры (пульсация светового потока, коэффициент цветопередачи, коррелированная цветовая температура), которые, безусловно, влияют на безопасность движения, но, к сожалению, до сих пор не нормируются для уличного освещения. Следует отметить, что в последнее время на них стали обращать больше внимания, и нужно быть готовыми к тому, что в ближайшее время они войдут в нормативы.

    Преимущества светодиодных светильников по сравнению с газоразрядными

    Основная задача разработчиков и производителей светильников - обеспечить выполнение норм уличного освещения с минимальным энергопотреблением и максимальным сроком службы.

    Именно в этом заключаются основные преимущества светодиодных (LED) светильников по сравнению с газоразрядными - высокая световая эффективность и малое энергопотребление.

    Это достигается несколькими факторами: светодиод сам по себе является очень высокоэффективным преобразователем электроэнергии в свет. Сейчас в серийном производстве есть светодиоды с эффективностью более 200 лм/Вт, а лабораторные образцы имеют эффективность около 300 лм/Вт. Для сравнения, серийно выпускаемые мощные натриевые лампы имеют эффективность 130 лм/Вт, ртутные - не более 60 лм/Вт, а маломощные лампы имеют ещё более низкую эффективность - 80 и 40 лм/Вт соответственно.

    Вторым фактором, позволяющим уличным LED светильникам достигать высокой эффективности при эксплуатации, является направленность излучения. Светодиоды светят только в одну сторону, что позволяет получать КПД светильника до 96%!!! Газоразрядные лампы светят во все стороны, для них требуется специальный отражатель, чтобы перенаправить свет в нужную сторону, а это существенно понижает КПД прибора. С учётом защитного стекла КПД стандартных светильников с газоразрядными лампами не превышает 75%.

    Например, светодиодный светильник мощностью 85 Вт, даёт такой же световой поток (9750 лм), как и светильник с ртутной лампой 250 Вт, потребляющий мощность 260 Вт (экономия электроэнергии в 3 раза!!!)

    Следует ещё учесть, что эти значения эффективности достигаются новыми, только что установленными лампами. Но светодиодные светильники имеют и ещё одно принципиальное преимущество: более медленная деградация светового потока с течением времени. Следовательно, при расчетах можно закладывать меньший коэффициент запаса.

    Также в ходе реальной эксплуатации выяснилось, что уменьшение светового потока, вызванного запылённостью, у газоразрядных светильников на порядок выше, чем у светодиодных, поскольку LED светильники имеют всего одну поверхность, подверженную загрязнению (см. рисунок).

    Важно не только произвести максимальный световой поток, но и правильно его распределить. Светодиодные светильники и здесь имеют преимущество перед газоразрядными лампами. Малый размер светодиодов позволяет разрабатывать и производить под них линзы и рефлекторы, более эффективно использующие световой поток для обеспечения максимальной равномерности распределения яркости дорожного покрытия и максимального оптического КПД светильника по сравнению с рефлекторами для громоздких газоразрядных ламп.

    Срок службы светодиодных светильников - более 50 000 часов (свыше 12 лет). Все элементы светильника долговечны, в отличие от светильников с газоразрядными лампами. Для сравнения, срок службы ртутных ламп серии ДРЛ - 8 000 часов, лучших натриевые лампы серии ДНаТ - 20 000 часов.

    Рассмотрим дополнительные преимущества светодиодных светильников, которые также важны для обеспечения безопасности движения:

    1. Низкочастотные световые пульсации. В традиционных газоразрядных светильниках пульсация света около 80-100%. Это повышает утомляемость водителей и вызывает стробоскопический эффект, что увеличивает вероятность ДТП. У большинства LED светильников пульсации не превышают 10-20%.
    2. Индекс цветопередачи. Индекс цветопередачи светодиодных светильников - 70-90, ртутных ламп - 40-60, натриевых ламп - 30-40. С учётом особенностей сумеречного зрения человека видимость объектов при освещении их светодиодными светильниками в несколько раз выше, чем при освещении натриевыми светильниками. Это увеличивает скорость реакции участников движения и снижает аварийность на дорогах.
    3. Коррелированная цветовая температура. Широкий диапазон цветовых температур светодиодов (2400-10000 К) позволяет выделять цветом особо важные в плане безопасности участки дороги. Например, основная часть дороги освещается светом с цветовой температурой 6000К (холодный цвет), а пешеходные переходы выделены светом с цветовой температурой 3000К (тёплый цвет).
    4. Мгновенное включение при подаче питающего напряжения и стабильная работоспособность при любой температуре на всей территории Российской Федерации. Светильники с лампами ДРЛ и ДНаТ крайне неудовлетворительно запускаются при температурах ниже -15°C, а выход на режим занимает 10-20 мин.
    5. Мгновенная возможность повторного включения. В газоразрядных светильниках потребуется несколько минут для остывания лампы, прежде чем её удастся включить повторно.
    6. Отсутствие пусковых токов. Начальный ток светодиодных светильников превышает номинальный ток всего на 15-20%, пусковой ток газоразрядных светильников в 2-3 раза превышает номинальный ток.
    7. При повышенном входном напряжении резко возрастает энергопотребление газоразрядных светильников и падает их срок службы, в LED светильниках мощность практически не зависит от входного напряжения.
    8. Светодиодные светильники не требуют специальных условий утилизации, так как не содержат ртути, ее производных и других ядовитых, вредных или опасных составляющих материалов и веществ. Во всех же традиционных газоразрядных светильниках присутствует ртуть или её соединения.
    9. В светодиодных светильниках есть возможность уменьшать уровень светового потока в ночное время за счет снижения потребляемой мощности на 30-50%, что приводит к значительной экономии электроэнергии.

    В связи со вступлением в действие с 15.02.2013 г. Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (далее ТР ТС 004/2011) в России вносятся изменения в процедуру подтверждения соответствия светотехнической продукции. В статье приведен краткий обзор национальных и межгосударственных стандартов на светодиодные изделия, которые недавно введены в действие и которые находятся в разработке, а также приводится информация о процедурах сертификации светодиодных изделий.

    Создание светодиодов белого цвета позволило использовать в осветительных системах принципиально новый, энергоэффективный источник света и послужило началом бурного развития технологий и производства светотехнических изделий нового поколения. Научные исследования, проводимые ведущими компаниями, были направлены на повышение эффективности светового потока полупроводниковых источников света, снижение их себестоимости, увеличение срока службы. Начиная с 2005 г. появляются первые отечественные светодиодные системы освещения. В 2008-2009 гг. начинается серийный выпуск отечественных светодиодов, и на российском рынке производителей светодиодных осветительных систем возникает конкуренция. В настоящий момент для производства светодиодных осветительных систем используется по разным оценкам более 90% компонентов, ввозимых в Россию. Однако постепенно происходит создание внутренней инфраструктуры по производству светодиодов и светотехнических изделий на их основе и в России. Одной из главных проблем рынка светодиодного освещения РФ является низкое качество продукции. Это связано с тем, что серийное производство только осваивается, отрабатываются технологии изготовления, рынок только формируется, формируется нормативно-правовая база, вводятся требования по сертификации светодиодных изделий, создаются и набираются опыта испытательные метрологические центры. Ряд мероприятий в области светодиодных осветительных систем, которые проводятся в нашей стране в последнее время, вселяет оптимизм.

    ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» в свою очередь активно включился в этот процесс и проводит определенные работы по светодиодному направлению:

    • разработка и изготовление светодиодных ламп для прямой замены ламп накаливания общего назначения мощностью 25, 40 и 60 Вт;
    • стандартизация светодиодных источников света и методов контроля их параметров в рамках созданного на базе ООО «ВНИСИ» (Москва) Технического комитета ТК 332 «Светотехнические изделия», членом которого является ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина»;
    • метрологическое обеспечение испытаний, проведение испытаний и измерений светодиодных изделий;
    • сертификация светодиодных изделий.

    Светодиодные лампы

    В 2012 г. в ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» разработана конструкция и технология изготовления серии энергосберегающих экологически безопасных светодиодных ламп с белыми светодиодами мощностью 3, 5, 7 Вт, с цоколем Е27. По своим светотехническим и габаритным показателям они соответствуют лампам накаливания общего назначения мощностью 25, 40 и 60 Вт и могут их заменять в бытовых осветительных установках. Срок службы светодиодных ламп не менее 30 тыс. ч (или 10 лет). На рис. 1 и 2 показан внешний вид разработанных светодиодных ламп, в таблице 1 приводятся их параметры. Одновременно были изготовлены и исследованы на эффективность образцы светодиодных ламп с удаленным люминофором. По результатам измерений СД-лампы с удаленным люминофором имеют больший на 8-10% световой поток по сравнению с лампами с белыми светодиодами. Все работы проводились при поддержке Правительства Республики Мордовия, Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.

    Рис. 1. Внешний вид светодиодных ламп с цоколем Е27: а) СДЛ-Е27-3; б) СДЛ-Е27-5; в) СДЛ-Е27-7

    Рис. 2. Внешний вид ламп с цоколем Е27

    Таблица 1. Параметры ламп

    Тип ламп Мощность, Вт Номинальный
    рабочий ток**, А
    Номинальный
    световой поток, лм
    Цветовая
    температура, К
    Размеры (не более), мм Масса (не более), г Тип цоколя
    Номинальная* Предельное отклонение D L
    СДЛ-Е27-3 3,0 +0,5 0,350 250 2700-4000 48 50 60 Е27
    СДЛ-Е27-5 5,0 +0,5 0,350 400 60 108 113
    СДЛ-Е27-7 7,0 +0,5 0,350 600 60 132 150

    Примечание: * — нижнее значение мощности и верхнее значение светового потока не ограничиваются; ** — величина справочная.

    Стандарты для светодиодных ламп

    В 2011 г. ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» разработаны три стандарта на светодиодную продукцию:

    • ГОСТ Р 54814-2011/IEC/TS 62504:2011 «Светодиоды и светодиодные модули для общего освещения. Термины и определения»;
    • ГОСТ Р МЭК 62560-2011 «Лампы светодиодные со встроенным устройством управления для общего освещения на напряжения свыше 50 В. Требования безопасности»;
    • ГОСТ Р 54815-2011/IEC/PAS 62612:2009 «Лампы светодиодные со встроенным устройством управления для общего освещения на напряжения свыше 50 В. Эксплуатационные требования».

    Более подробная информация об этих стандартах приведена в .

    Процедура экспертизы, выхода типографского варианта и введения в действие стандартов отстает от развития научно-технического прогресса в области светодиодных технологий. ГОСТы, принятые в 2011 г., нуждаются в пересмотре, так как уже внесены изменения в стандарты МЭК, на основе которых разрабатывались национальные стандарты. Требуется актуализация для:

    • ГОСТ Р 54814-2011, поскольку в июле 2012 г. вышла новая редакция стандарта МЭК 62504;
    • ГОСТ Р МЭК 62560-2011, так как имеется изменение от октября 2012 г. в стандарте МЭК 62560 в части терминов и испытаний;
    • ГОСТ Р 54815-2011 — изменение в стандарте МЭК 62612 от февраля 2012 г.

    В 2012 г. в ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» продолжались работы (окончательные редакции) по разработке стандартов, которые имеют отношение к светодиодным изделиям:

    • ГОСТ Р «Источники света электрические. Методы определения световых и электрических параметров»;
    • ГОСТ Р «Источники света электрические. Методы определения спектральных и цветовых характеристик»;
    • ГОСТ Р МЭК 62471 «Светобиологическая безопасность ламп и ламповых систем» (IEC 62471:2006 Photobiological safety lamps and lamp systems (IDT)).

    В 2012 г. были разработаны первые редакции проектов следующих стандартов с уведомлением об их размещении на сайте Росстандарта:

    • ГОСТ Р МЭК 62663-1 «Лампы светодиодные с цоколем без устройства управления. Часть 1. Требования безопасности»;
    • ГОСТ Р МЭК 62663-2 «Лампы светодиодные с цоколем без устройства управления. Часть 2. Эксплуатационные требования»;
    • ГОСТ Р МЭК 62707-1 «Светодиоды. Часть 1. Общие требования к бинированию и сетка координат цветности для белых светодиодов»;
    • ГОСТ Р МЭК 62717 «Модули светодиодные для общего освещения. Эксплуатационные требования».

    Разработка национальных стандартов на светодиодные изделия позволит производителям, потребителям и другим заинтересованным организациям:

    • единообразно классифицировать светодиодные источники света;
    • обеспечивать единый подход к проведению оценки качества и безопасности изготавливаемых и закупаемых светодиодных источников света;
    • применять объективные методы измерений световых, цветовых и электрических параметров, контроля и прогнозирование срока службы и т. д.

    В связи с принятием Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768 , на территории трех стран (Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан) для подтверждения соответствия вводятся в действие межгосударственные стандарты статуса ГОСТ IEC, ГОСТ МЭК, СТБ МЭК, СТБ IEC. На сегодня, например, на светодиодные источники света, кроме национальных стандартов, на территории РФ действуют межгосударственные стандарты Таможенного союза:

    Многие специалисты, и не только светотехники, задаются вопросом о востребованности в будущем стандартов в статусе ГОСТ Р при переходе на сертификацию светодиодной продукции по межгосударственным стандартам. Ответ очевиден: национальные стандарты статуса ГОСТ Р постепенно будут отменены, как сейчас это происходит со стандартами на лампы других типов. Например, ГОСТ Р 53881-2010 «Лампы со встроенными пускорегулирующими аппаратами для общего освещения. Требования безопасности» приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1409 отменяется с января 2014 г. в связи с введением в действие межгосударственного стандарта ГОСТ 31999-2012(IEC 60968:1988) «Лампы со встроенными пускорегулирующими аппаратами для общего освещения. Требования безопасности. Общие технические условия».

    Измерения и испытания

    Аккредитованная испытательная лаборатория ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» (рег. № РОСС RU.0001.22МЕ33) проводит измерения электрических и световых параметров, колориметрических характеристик и другие испытания светодиодной продукции. Регулярно проводимые сравнительные испытания позволили специалистам ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» совместно с ООО «ВНИСИ», ФГУП «ВНИИОФИ», ООО «Архилайт», компанией «Оптоган», ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» разработать с учетом рекомендации МКО 127 методики для контроля параметров светодиодов и светодиодных источников света, которые впоследствии были включены в проекты ГОСТ Р «Источники света электрические. Методы определения световых и электрических параметров», ГОСТ Р «Источники света электрические. Методы определения спектральных и цветовых характеристик». Указанные проекты ГОСТ Р в настоящее время находятся на стадии экспертизы.

    Специалисты ГУП РМ «НИИИС имени А. Н. Лодыгина» фотометрируют не только электрические светодиодные источники света, ими также были освоены измерения фотолюминесцентных эвакуационных систем, главным светотехническим параметром которых является яркость. Для ее оценки в 2012 г. был приобретен яркомер LS-100 Konica Minolta, позволяющий оценить величину яркости от 1 кд/м 2 и выше. Указанный прибор позволяет проводить измерения яркости также светодиодных светильников и источников света.

    Сертификация светодиодных изделий

    С 15.02.2013 г. введен в действие ТР ТС 004/2011 , разработанный в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республиках Беларусь и Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию (НО), обеспечения свободного перемещения НО, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

    Если в отношении НО приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к нему, то НО должно соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется. Например, к ним относится Технический регламент ТС «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 879.

    К НО относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении 50-1000 В (включительно) переменного тока и 75-1500 В (включительно) постоянного тока.

    Перечень НО, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с ТР ТС 004/2011, включает оборудование световое и источники света, в том числе светодиодные.

    Таким образом, подтверждение соответствия (сертификация) оборудования светового и источников света в Таможенном союзе будет проводиться в соответствии с:

    Стандарты на светодиодные лампы и модули были перечислены выше. Перечень стандартов из [ , ], в которых устанавливаются требования безопасности к наиболее распространенным светодиодным светильникам:

    • СТБ IEC 60598-1-2008 «Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний»;
    • ГОСТ IEC 60598-2-1-2011 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 1. Светильники стационарные общего назначения»;
    • СТБ МЭК 598-2-1-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 1. Светильники стационарные общего назначения»;
    • ГОСТ Р МЭК 598-2-1-97 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 1. Светильники стационарные общего назначения»;
    • СТБ МЭК 60598-2-2-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 2. Светильники встраиваемые»;
    • ГОСТ Р МЭК 60598-2-2-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 2. Светильники встраиваемые»;
    • СТБ IEC 60598-2-3-2009 «Светильники. Часть 2-3. Дополнительные требования к светильникам для освещения улиц и дорог»;
    • ГОСТ IEC 60598-2-5-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 5. Прожекторы заливающего света»;
    • ГОСТ Р МЭК 60598-2-5-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 5. Прожекторы заливающего света»;
    • СТБ МЭК 60598-2-5-2002 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 5. Прожекторы заливающего света».

    Таблица 2. Описание процедур в соответствии со схемами сертификации

    Процедуры
    Схема 1с Схема 3с Схема 4с
    Подача заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией
    Рассмотрение заявки и принятие органом по сертификации продукции решения о проведении сертификации продукции
    Отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний -
    Проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией Проведение испытаний каждой единицы продукции аккредитованной испытательной лабораторией
    Проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства - -
    Обобщение органом по сертификации продукции результатов испытаний и анализа состояния производства, выдача заявителю сертификата соответствия Анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия
    Маркировка партии продукции единым знаком обращения Нанесение единого знака обращения
    Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - -

    Оформление сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза проводится в соответствии с документом «Единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и правила его оформления », утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293. Копии выданных сертификатов соответствия при необходимости изготавливаются заявителем на белой бумаге формата А4 (210×297 мм), заверяются его подписью и печатью.

    Бланки сертификатов изготавливаются в государствах — членах Таможенного союза типографским способом. При этом типографский номер бланка, изготавливаемого в Республике Беларусь, содержит обозначение «Серия BY», в Республике Казахстан - «Серия KZ», в Российской Федерации - «Серия RU». Бланки заполняются на русском языке с использованием электронных печатающих устройств. При необходимости наименование изготовителя, его местонахождение, в том числе фактический адрес (кроме наименования государства), и сведения о продукции (тип, марка, модель, артикул продукции и др.) могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита. Оборотная сторона сертификата соответствия может заполняться на языке одного из государств — членов Таможенного союза в добровольном порядке.

    Сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза оформляют органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Испытания в целях сертификации проводят аккредитованные испытательные лаборатории (центры), также включенные в Единый реестр Таможенного союза.

    Правила обращения на рынке

    Световое оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии ТР ТС 004/2011, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на него распространяется, и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия ТР ТС.

    Оборудование, соответствующее требованиям ТР ТС 004/2011 и прошедшее подтверждение соответствия, должно иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 (с учетом изменений, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 800) (рис. 3).

    Рис. 3. Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза

    Световое оборудование, соответствие которого требованиям ТР ТС 004/2011 не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции и не допускается к выпуску в обращение на рынке Таможенного союза. Сертификат соответствия на требования Таможенного союза будет выдаваться на срок до 5 лет на серийно изготавливаемую продукцию, для партии (единичного изделия) срок действия сертификата соответствия не устанавливается.

    При переходе на подтверждение соответствия требованиям ТР ТС предприятия-изготовители столкнутся с некоторыми новшествами в процедуре и с проблемами, среди которых:

    • Необходимость приобретения межгосударственных стандартов и внедрение их на предприятиях.
    • Необходимость сертификации светодиодной светотехнической продукции, которая до введения в действие ТР ТС не подлежала обязательной сертификации и на которую изготовители получали добровольный сертификат (уличные светильники, прожекторы, светодиодные лампы и модули) либо реализовывали без сертификата.
    • Схемы сертификации серийно выпускаемой продукции по ТР ТС предусматривают в обязательном порядке анализ состояния производства или наличие сертифицированной системы менеджмента качества, что приведет к росту затрат на сертификацию у предприятий-изготовителей, до сегодняшнего времени не имеющих сертифицированной системы менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000.

    Кроме того, ужесточение требований Росаккредитации к органам по сертификации (ОС) и испытательным лаборатории (ИЛ) также косвенным образом коснется участников рынка.

    В октябре 2012 г. установлены новые Критерии аккредитации, и в настоящее время вместо шести критериев для ИЛ предъявляются 94, к ОС вместо пяти предъявлено 65 критериев. Целью установления новых критериев является приближение организации работы ОС и ИЛ к требованиям международных стандартов.

    Одним из условий включения ИЛ в Реестр лабораторий Таможенного союза является статус лаборатории как технически компетентной, так и независимой, то есть ИЛ, созданные при предприятиях-изготовителях и аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р, если захотят продолжать свою деятельность, должны будут определиться со своим юридическим статусом.

    ОС и ИЛ, которые зачастую очень дешево выдавали сертификаты без должных испытаний, либо уйдут с рынка, либо будут вынуждены проводить испытания по полной программе, а увеличение фактической трудоемкости при проведении испытаний в этих ИЛ неминуемо приведет к росту затрат на испытания и может привести к росту стоимости услуг по сертификации.

    В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня процесс внедрения светодиодного освещения принимает цивилизованный вид, то есть идет планомерно, хотя, быть может, и не так быстро, как хотелось бы. Появление стандартов на светодиодную продукцию позволит создать благоприятные условия для внедрения в системы освещения энергоэффективной продукции на основе светодиодов. Положительным моментом являются и набирающие темп отечественные разработки конструкций ламп, проведение работ по измерениям и оценке качества изделий и выдача сертификатов, подтверждающих качество и безопасность светодиодной продукции.

  • Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 292).
  • Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 621.
  • МКО 127:2007 «Измерение светоизлучающих диодов».
    Случайные статьи

    Вверх