Любимая фаворитка короля Франции Карла VII. Агнесса Сорель: очаровать короля, взбесить церковь и спасти Францию Гробница мертвой красавицы

Агне́сса Соре́ль или Анье́с Соре́ль (фр. Agnès Sorel, 1421 - 9 февраля 1450) - куртизанка XV века. Дама де Боте (фр. Dame de Beauté - Дама Красоты), возлюбленная французского короля Карла VII, родилась в дворянской семье в деревне Фроманто в Турени (почему и называлась демуазель из Фромэнто (demoiselle de Fromenteau), была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской, в 1431 году. Своей красотой очаровала Карла VII, сделавшего её статс-дамой королевы и подарившего ей замок Боте-сюр-Марн (Beauté-sur-Marne), вследствие чего она стала называться Дама де Боте-сюр-Марн.

Однажды королева Франции Мария Анжуйская (дело было в середине XV века) с возмущением сообщила своим фрейлинам, что видела эту негодницу Агнессу Сорель, разгуливающей по дворцовым покоям с обнажённой грудью. Нет, ну то, что Агнесса Сорель давно была любовницей короля Карла VII, это для королевы секретом не было. Но вот так бесстыдно ходить в столь неподобающем одеянии, это уже был перебор.

Однако позднее новшество Агнессы Сорель стало использоваться повсеместно и вошло в перечень дамских штучек, предназначенных для соблазнения мужчин, под названием декольте. Что касается любовницы, то пожалуй это слово не совсем верно, поскольку король имел от Сорель четырёх дочерей и всем им – невзирая на протесты королевской семьи – дал родовую фамилию Валуа.

Мария Анжуйская в итоге поняла, что лучше иметь Агнессу Сорель на своей стороне и сделала её своей ближайшей подругой. Да и что можно было требовать от короля-ловеласа, если даже Папа Римский сказал про её красоту: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». Если судить по её портрету Жана Фуке, то современные понятия красоты женского лица несколько расходятся с представлениями XV века, но как бы там ни было.

Между прочим, Франция должна быть благодарна Агнессе Сорель не столько за изобретение декольте и длинного шлейфа на платье, который ничего не понимающие в высокой моде служители церкви окрестили «дьявольским хвостом». Да и моду на ношение дамами бриллиантов, которую ввела Сорель (до неё драгоценностями щеголяли только мужчины), не является чем-то уж очень важным. Самое важное для нации – именно Агнесса Сорель составила протекцию девочке из деревушки Домреми, которая в Шинонском замке явилась к Карлу, когда он был ещё не королём, а дофином, и попросила поставить её во главе войска, чтобы наказать проклятых англичан. Девочку эту звали Жанна д’Арк и она сразу понравилась Агнессе Сорель.

Вообще, помимо редкостной (по меркам XV века) красоты, Сорель славилась сильным умом. Поэтому королеве Марии Анжуйской было весьма интересно беседовать с ней во время совместных прогулок и на охоте. Да к тому же она была смелой женщиной. Когда в 1449 году Сорель узнала о готовящемся на короля покушении, то несмотря на свою беременность, поскакала в королевский военный лагерь в Нормандии, чтобы предупредить венценосного отца своих девочек. Этот поступок сильно подорвал её здоровье и в феврале 1450 года Агнесса Сорель умерла в возрасте 40 лет. Правда её смерть связали с отравлением, в котором был обвинён некто Жак Керр, который заведовал финансами королевства. Но это для короля было уже не столь принципиально.

Меленский Диптих Жан Фуке написал в середине 15 века, но многие готовы поверить, что это современная работа, когда видят правую часть с Богоматерью.

Жан Фуке — Меленский Диптих, 1450-1452

Застывшие формы, несколько неестественная поза младенца и необычный тон кожи героев и, конечно, обнаженная грудь сразу выбивают нас из привычных воспоминаний об образе Мадонны с Христом. А красные и синие ангелы вокруг создают потрясающий контраст по отношению к роскошному оттенку кожи матери и младенца, усиливая ощущение условности и нестандартности образа. Это такая фантастика в 15 веке ?

Живые, насыщенные и очень необычные оттенки отражают гербовые цвета французского короля: красный, синий и белый.

Кстати, еще в 1919 году известный исследователь Йохан Хейзинга назвал эту работу декадансом позднего средневековья . Он посчитал, что такая вседозволенность в изображении свидетельствует об упадке нравов и духовности в то время.

Многие исследователи сходятся во мнении, что в лике Богоматери проглядывают черты обожаемой любовницы Карла VII — Агнессы Сорель. Подробно о ней я расскажу чуть позже, а пока я отвечу на популярный вопрос:

“Обнаженная грудь! Как так?”

В обществе крепко засело убеждение, что чем дальше мы углубляемся в историю, тем целомудреннее одевались дамы. Мода эпохи Возрождения — частичное опровержение этому.

Агнесса Сорель в 15 веке вводит моду на глубокий вырез платья, слегка сдерживающий грудь. Позж е появляется на публике в платье поинтереснее — одна грудь целомудренно закрыта, а другая — полностью оголена. Следуя модным тенденциям, Лукреция Борджиа задает тенденцию на “блуждающий вырез” — настолько свободный, что при движении оголяет то одну грудь, то другую. А королева Франции Екатерина Медичи пошла еще дальше и ввела моду на 2 округлых выреза на платье и полностью обнаженную грудь.


Больше всего ценилась высокая и белоснежная грудь. Ее даже поэтично называли “сахарные головы наслаждения” . Дамы, не одаренные формами, прибегали к помощи поднимающих корсетов и лифов. А на туалетных столиках появляется косметика не только для лица, но и для груди — пудра для кожи и помада для сосков.

В 16 веке мода на обнаженную грудь приобретает не только эстетический, но и практический аспект. Молодые девушки на выданье демонстрируют свои прелести, а скромность и нежелание оголять грудь вызывают насмешки “Если стыдиться, значит нечем похвастаться” . Прикасаться и целовать женскую грудь тоже считается вполне приличным.

Поначалу изображение полностью обнаженной груди было одобрено только в античном или религиозном контексте. Поэтому на портретах эпохи Возрождения в образах Дианы, Венеры или Мадонны современники узнавали первых модниц, жен и любовниц именитых особ. На портрете мадам Сорель в образе Мадонны как раз отображена модная тенденция на одну открытую грудь. Только платье Мадонны сшито по последнему писку французской моды того времени, а ассоциации возникают отнюдь не религиозные.

Оголять лодыжки при этом считалось неприличным.

Саймон Верелст — Нелл Гвин
Бартоломео Венето — Флора

Мода на обнаженную грудь продержалась вплоть до 18 века, правда в более сдержанных воплощениях. Есть мнение-байка, что с груди королевы Франции Марии-Антуанетты даже сделали слепок для бокала . Но его опровергают специалисты, утверждающие, что все же такой бокал был изобретен столетием раньше в Англии:)

Агнесса Сорель, Дама Красоты

А теперь — потрясающая история Агнессы Сорель. Она стала первой официально признанной любовницей монарха. Главная красавица 15 века, повлиявшая на судьбу не одного мужчины, а всей Франции.

Агнесса Сорель и Карл VII

Существует мнение, что короля Карла VII и Агнессу познакомила, как ни странно, его теща. Она частенько приводила ко двору хорошеньких фрейлин, чтобы иметь через них влияние на высоких чинов и казначеев. Через свою дочь — Марию Анжуйскую — знатная дама не имела влияния на короля.

Карл VII в первый же день знакомства был пленен красотой Агнессы Сорель. Вскоре при дворе уже вовсю обсуждали новую любовницу короля, одна Мария Анжуйская, казалось, ни о чем не догадывается.

Сомнения в верности мужа появились, когда она увидела в залах дворца Агнессу, прогуливающуюся с одной обнаженной грудью. Высоконравственная Мария была задета и оскорблена подобным поведением придворной дамы.

Мария Анжуйская

Её опасения подтвердились, когда мадам Сорель забеременела. В день родов Карл VII не находил себе места и ужасно переживал за возлюбленную. Мария Анжуйская удалилась в свои покои и прорыдала несколько дней. После чего успокоилась и решила подружиться с любовницей мужа.

Спустя время королева уже щедро одаривала Агнессу Сорель драгоценностями и мехами, они вместе ездили на охоту, доверяли друг другу самые сокровенные тайны и даже обсуждали государственные дела. Карл VII, я полагаю, был в восторге:).

Прошло несколько лет, король по-прежнему не мог и часа прожить без своей фаворитки. Он одаривал ее драгоценностями, нарядами и замками. И, наконец, наградил титулом Dame de Beauté - Дама Красоты , который навсегда закрепился за Агнессой Сорель. Взамен мадам Сорель отблагодарила короля тремя дочерьми, которым он, несмотря на протесты родственников, подарил родовые титулы.


Что касается инноваций, то Агнесса не ограничилась модой на дерзкие наряды. Она сделала возможным ношение бриллиантов всеми женщинами, которые могут себе это позволить.

Дело в том, что до появления Дамы Красоты бриллианты разрешалось носить лишь мужчинам из монаршего рода.

Кроме того, Агнесса впервые ввела моду на длинный шлейф платья . Церковь моментально заклеймила его “дьявольским хвостом” и запретила носить дамам благородного происхождения. Мадам Сорель это нисколько не смущало и шлейф ее платья порой достигал пяти метров.

Ее называли безрассудной женщиной легкого поведения, а придворные фрейлины отказывались находиться в одном обществе с такой распущенной дамой.

Тем временем Агнесса Сорель скупала самые дорогие ткани и меха, заказывала платья столь тесно облегающие фигуру и столь дерзко открывающие грудь, что аристократки не могли сдержать возмущения. Но, не в силах бороться с заинтересованными взглядами своих мужей в сторону прелестей мадам Сорель, дамы вынуждены были обновить гардероб по примеру королевской фаворитки. Так Агнесса Сорель победила в битве с церковью и приличиями .

Агнесса Сорель и Карл VII

Приближенные Карла VII напрасно говорили ему про огромные затраты на ткани и драгоценности. Король был больше озабочен настроением возлюбленной, нежели государственными проблемами:

«Если у Прекрасной Дамы будут платья, расшитые золотом, у нее будет хорошее настроение. Если у нее будет хорошее настроение, у меня тоже будет хорошее настроение. Если у меня будет хорошее настроение, хорошее настроение будет у всей Франции. Стало быть, у Франции есть прямая нужда в прекрасных платьях!».

Образ жизни королевы и безграничное обожание короля, тем не менее, не сделали Агнессу Сорель счастливой. Зная, что ее винят в бедности страны и в нескончаемой войне с Англией, она принялась тратить баснословные средства на пожертвования нищим и дары монастырям. Но напрасно — народ видел в ней лишь воплощение алчности и причину, по которой король забыл о своей стране.

Болезни, огромные налоги и столетняя война с Англией — во всем этом народ винил Агнессу Сорель. Тем временем Англия захватила северную часть страны, в том числе и Париж, а народ был недоволен трусостью и бездействием короля. Была недовольна и сама Агнесса , чувствуя ответственность за судьбу Франции.

Ненадолго пришла удача в виде Орлеанской девы — Жанны д’Арк — было заключено перемирие, но большая часть владений Карла VII оставалась в руках англичан.

Тогда Агнесса Сорель проявила величайшую хитрость (или мудрость?) и рассказала Карлу VII, что якобы по предсказанию астрономов ее полюбит самый храбрый и мудрый правитель на свете . А так как удача на стороне Англии, она вынуждена покинуть двор и отправиться в качестве трофея к английскому королю. Такое заявление не на шутку разозлило и расстроило Карла VII.

В течение нескольких месяцев король вернул Франции все захваченные англичанами земли и положил конец столетней войне. Так слабовольный правитель, которого мать в детстве окрестила “гусёнышем” , вошел в историю как Карл Победитель.

Но Агнесса Сорель не увидела триумфа возлюбленного. Она, будучи на седьмом месяце беременности, приехала к Карлу VII на передовую, чтобы сообщить о готовящемся против него заговоре. Но уже начались роды, и она была в настолько плохом состоянии, что король принял это за бред умирающей. А заговор действительно был, но его побоялись воплотить в жизнь после отважного поступка королевской любовницы.

Мадам Сорель подарила Карлу VII четвертую дочь и вскоре умерла в возрасте 25 лет .

В 2004 году ученые из Франции исследовали останки Агнессы Сорель и обнаружили в волосах большое содержание ртути . По одной из версий ее отравил Людовик XI — сын Карла VII — при жизни он не любил фаворитку отца и не понимал, почему его мать должна мириться с таким положением. Но доказательств этому найдено не было. К тому же ртуть в то время содержалась в косметике, которой с удовольствием пользовались придворные дамы, и в препаратах для облегчения родов.

Гробница Агнессы Сорель

Как вам история? Какое отношение сложилось у вас к мадам Сорель?
Ну и не могу не вернуться к живописи несмотря на увлекательные истории:)


Официальная фаворитка — статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалась в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии


Средневековая Франция была страной с патриархальными устоями, в которой женщине отводилась скромная роль хранительницы очага. Вплоть до XV века окружение короля складывалось преимущественно из рыцарей, для удовлетворения сексуальных потребностей которых при дворе содержался бордель. Лишь при Анне Бретонской возник институт фрейлин, при последующих королевах дамский двор увеличивался в размерах и происходила всё большая феминизация королевского двора.

Отныне король и его придворные довольствовались не продажными девицами из низших слоёв населения, но обществом утонченных дам. Не в последнюю очередь из санитарных соображений (в то время на территории Франции вспыхнула эпидемия сифилиса), придворные подбирали королю единственную возлюбленную из числа придворных дам.



В эпоху абсолютизма браки членов королевской семьи были делом сугубо государственным, призванным укрепить союз между двумя странами. Нередко договор о заключении брака заключался задолго до совершеннолетия наследника престола, ни о каких личных симпатиях речь обычно не шла. Главной функцией королевы было, помимо укрепления межгосударственных связей, продолжение королевской династии. За исключением нескольких блестящих правительниц, как Мария Стюарт и Мария-Антуанетта, оставивших заметный след в истории Франции, супруга короля обычно оставалась в тени, не вмешиваясь в политические дела, и часто посвящала себя религии.

Аньесс Сорель — первая официальная фаворитка

"Самой красивой на свете из всех красавиц " считал ее летописец Жан Шартье. Оливье де Ла Марш признавался: "Она самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видел", - и даже римский папа Пий II не мог удержаться от упоминания, что "у нее самое красивое лицо, которое можно увидеть".

Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой, благодетельницей несчастных и обездоленных и, наконец, примером трагической жертвенной любви.

Руководствуясь личными предпочтениями, король обычно выбирал себе в любовницы привлекательных и образованных дам из своего окружения, в том числе из числа фрейлин королевы. Помимо удовлетворения сексуальных потребностей государя, фаворитка нередко играла важную роль в управлении страной. Поскольку фаворитки обычно были дамами знатного происхождения, получившими прекрасное образование и воспитание, их отличали прогрессивные взгляды на многие вещи, которые они, заручившись поддержкой короля, стремились воплотить в обществе.

Портрет кисти Жана Фуке

Они не только являлись законодательницами моды и культурных традиций при дворе, но и активно занимались политикой, зачастую фактически перенимали бразды правления в свои руки. Подчас фаворитки были лишь изящным инструментом в руках могущественных людей Франции, с помощью которого они могли влиять на решения короля.

Жан Фуке. Прекрасная Агнес

Однако фаворитка могла столь же быстро впасть в немилость короля, сколь быстро она завоевала его расположение. Позиция её была нестабильна, так как король часто менял любовниц, поэтому самые тщеславные из них старались во что бы то ни стало укрепить свою власть при дворе и женить короля на себе. Хотя среди королевских любовниц встречались и порядочные женщины, практически все они имели плохую репутацию, а вместе с тем и множество врагов и соперниц.

Когда точно родилась Агнесса Сорель, выдающаяся женщина своей эпохи, точно неизвестно. Одни называют годом ее рождения 1409, другие утверждают, что она появилась на свет значительно позже, в 1422 году. Ее отец, приближенный знатного графа Клермона, постарался, чтобы дочь стала фрейлиной при дворе сначала герцогини Изабеллы Лотарингской, а затем и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Франции Карла VII. Агнессе было чуть больше двадцати лет. О ее красоте ходили легенды. Даже папа римский спустя много лет признавался: «У нее было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».

Карл VII Победитель — король Франции (провозглашён в 1422 году, коронован в 1429 году) из династии Валуа, пятый сын Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской.

В девицу влюблялись многие знатные особы, высокопоставленные чины, и даже сам король не явился исключением. До встречи с Агнессой у короля были фаворитки. Отмечали, что Мария Анжуйская знала о страстной и темпераментной натуре супруга. Ее муж слыл человеком ветреным, безнравственным, трусливым и жестоким, но был достаточно начитан, образован и проницателен.

Увидев однажды светловолосую, голубоглазую Агнессу, Карл был сражен ее очарованием, в тот же вечер увел фрейлину в свою спальню и признался ей в чувствах. Не ожидая такой откровенности, смущенная девушка выбежала из королевских покоев. Но через несколько дней она вернулась, а месяц спустя Агнесса стала фавориткой Карла VII.


Agnès Sorel - estampe - 1754

Об этом знали все, и лишь королева, казалось, даже не догадывалась о любовной связи супруга с очаровательной Агнессой. До тех пор, пока однажды в залах королевского дворца Мария Анжуйская не увидела свою соперницу, гулявшую с обнаженной грудью. Нескромное поведение придворной дамы возмутило благонравную королеву.

Но как бы Мария ни следила за королем, Карл не подавал ни малейшего повода для ревности. Догадки королевы подтвердились лишь тогда, когда Агнесса забеременела, и в день родов король так волновался, что сомнений больше быть не могло — супружеская измена была налицо. Разгневанная и обиженная королева в слезах провела несколько дней, а потом решила успокоиться и... стать подругой любовницы царствующего мужа. Королева так сблизилась с соперницей, что вскоре уже доверяла ей самые сокровенные секреты, дарила Агнессе драгоценности и наряды. Женщины стали вместе гулять, ездить на охоту, обсуждать дела в стране.

Мадам Сорель родила королю четверых дочерей, которым ее возлюбленный, несмотря на уговоры приближенных, подарил родовые титулы Валуа. А Агнесса и после родов продолжала пленять Карла изящностью и нескончаемой фантазией.

Именно Агнесса Сорель сделала возможным ношение бриллиантов не только царственными особами мужского пола, но и всеми женщинами, которые только могли приобрести украшения из драгоценного камня. Агнесса впервые ввела в моду длинные шлейфы, которые церковь назвала «дьявольским хвостом» и запретила носить их благородным дамам. А декольте, весьма фривольно обнажавшее женскую грудь, и вовсе вызывало возмущение окружающих. Смелую фаворитку называли безрассудной женщиной и дамой левого поведения, придворные фрейлины шипели от зависти, а замужние дамы, замечая любопытные взгляды своих супругов в сторону мадам Сорель, требовали наведения порядка, отказываясь присутствовать в обществе нескромной и развратной королевской фаворитки.

Но Карл будто бы не замечал выходок своей любовницы. Он награждал ее титулами дамы Боте-сюр-Марн, Верной, Рукесезь-ер. А один титул вошел в историю и стал неразрывно связан с Агнессой — титул Мадам Боте (Дамы Красоты). В 1448 году, когда у Агнессы было уже трое детей, Карл решил преподнести своей обожаемой фаворитке замок недалеко от Парижа.

Любимая королем, осыпаемая его щедрыми дарами, Агнесса не чувствовала себя вполне счастливой. Нищета простых французов, не прекращавшаяся Столетняя война, бездействие короля — все это вызывало недовольство народа. Но виновной во всем почему-то считали королевскую фаворитку. И мадам Сорель решила действовать. Влюбленный в нее король был готов на все ради ее благосклонности и любви. Именно тогда, в 1429 году стало известно имя отважной девушки Жанны д"Арк, которую представила королю мадам Сорель.

Молодой Карл

Однажды, когда король находился в Нормандии, к нему прибыла мадам Сорель. Состояние ее было ужасающим: у Агнессы начались роды. Перед этим она рассказала королю о готовящемся против него заговоре, но Карл посчитал ее слова бредом взволнованной роженицы. Имел ли этот заговор место или нет, сказать теперь невозможно. Однако приближенные полагали, что даже если заговорщики и хотели убить короля, они испугались, узнав, что смелая фаворитка донесла эту весть до Карла.

Через несколько дней, когда мадам Сорель вернулась в Париж, ей стало плохо. Она скончалась 9 февраля 1450 года и перед смертью сожалела лишь об одном, что в последние минуты не могла видеть любимого мужчину. Королю не показали умершую. Лицо ее было изуродовано предсмертными муками.

Карл долго не мог прийти в себя: он был уверен, что даму его сердца отравили. Сначала подозрение пало на министра финансов, над которым свершился скорый суд. За недостаточностью доказательств обвинение в убийстве королевской фрейлины с него сняли, а посадили за растрату казны. Затем король стал подозревать собственного сына. Людовик действительно не любил фаворитку отца, и с Карлом у него были не самые лучшие отношения. Однако, как говорили придворные, он вряд ли мог пойти на такой шаг. Так или иначе, причина смерти королевской возлюбленной осталась неясной. Король понемногу успокоился и... предпочел забыть о скончавшейся любовнице.


Надгробие Сорель

Столетняя война закончилась в 1453 году. Реформы, о которых так мечтала Сорель, тоже завершились. Все понимали, что этому они обязаны прекрасной мадам Боте, белокурой Агнессе, женщине, которая изменила королевство и вдохновила короля на смелые решения.

Но Карл VII уже развлекался с другой дамой: фавориткой стала двоюродная сестра Агнессы — Антуанетта. Такого влияния на Карла, как ее кузина, она не имела, но оказалась прекрасной любовницей и организатором развлечений, вечеринок, балов.

Влюбившись в Антуанетту и не желая расставаться с ней ни на минуту, король женил ее на своем друге и поселил супругов во дворце. Андре де Виллекье знал об интимной связи его жены и короля, но предпочел не обращать внимание на измены супруги.


Карл проводил все время с фавориткой. Вскоре ему уже было недостаточно одной Антуанетты, и проницательная любовница собрала вокруг обожаемого друга несколько десятков прекраснейших девушек Парижа. Монарх предавался любовным утехам, а по Франции расползался слух о том, что Карл VII сошел с ума и предался ужасному разврату. Придворные возмущались и негодовали, а король ездил по стране и собирал в свой «гарем» новых любовниц. Королева с горечью взирала на распутство супруга.

Дурной пример властелина совращал подданных. Высокопоставленные чины, благородные мужья, даже духовники тоже впали в разврат и считали за честь иметь при себе хотя бы пару наложниц. Париж рухнул в омут страсти и похоти.



Любовные подвиги короля, его разгульная жизнь привели к тому, что Кард VII слег с тяжелой болезнью. В последние месяцы жизни, вспомнив ужасную смерть Агнессы, он отказывался от пищи из опасения быть отравленным. Летом 1461 года король умер от истощения организма.

После смерти отца на престол взошел его сын Людовик XI, великий объединитель Франции. Он, наоборот, боялся женщин, отчего относился к ним с грубым презрением. Глубоко в душе король опасался женских чар и никогда не позволял женщинам управлять им, как это проделывала с его отцом Агнесса Сорель, прекрасная и обворожительная мадам Боте.



Агнесса Сорель (1409–1450)

Возлюбленная короля Карла VII. В 1431 году была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Своей красотой очаровала короля. От Карла VII имела троих дочерей. С её именем связывают освобождение Франции от англичан.

Карл VII не мог пройти мимо этой фрейлины королевы Сицилии. Она была так прекрасна, «что он страстно желал её возбудить и думал, что его мечты могли осуществиться лишь во сне».

Очарованный, он с восторгом созерцал её пепельного цвета волосы, её голубые глаза, её совершенный нос, её очаровательный рот, её обнажённую грудь. Наконец Карл спросил её имя. «Я дочь Жана Соре, а зовут меня Агнесса Сорель», - ответила фрейлина.

Король молча поднялся в свои апартаменты. Казалось, никогда в жизни он не был так влюблён. Ещё бы ему не влюбиться, ведь эта женщина пленяла всех встречавшихся мужчин.

«Это была самая молодая и самая прекрасная среди всех женщин мира», - восклицал Жан Шартье.

«Да, безусловно, это была одна из самых красивых женщин, которых я когда-либо видел», - вторил ему Оливье де Ла Марш.

«Она, по правде говоря, была самой красивой среди современных ей молодых женщин», - разделял их мнение и автор Мартинийской летописи.

Наконец Пий II тоже не мог удержаться от того, чтобы не сказать: «У неё было самое красивое лицо, какое только можно себе представить».

И эти слова, сказанные самим папой римским, вряд ли стоит расценивать только как комплимент…

Почти ничего не известно о происхождении Агнессы Сорель. А то, что мы знаем, может быть изложено в трёх фразах: её отец, Жан Соре, был советником графа Клермона; её мать, Катерина де Меньелай, была владелицей поместья де Верней. Тётя Агнессы, когда девочке исполнилось пятнадцать лет, пристроила её фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии и жены короля Рене.

Точно неизвестно, где и когда появилась на свет самая красивая женщина XV века. Ибо, если летописец из любезности и сообщил, что Агнесса родилась в Фроманто, то забыл уточнить, о каком из двух городов идёт речь - Фроманто в Пикардии или Фроманто в Турени… Историки сходятся в том, что ей было 22 года, когда её впервые увидел Карл VII. Можно также утверждать наверняка, что Агнесса была «так красива и очаровательна, как никакая другая королева…»

Итак, своей красотой она поразила Карла VII, и монарх поднялся к себе в состоянии, близком к экстазу. Ему казалось, будто он попал в рай.

Однако не только Карл VII пленился красотой Агнессы, в чём он вскоре мог сам убедиться.

В тот же вечер король попытался заявить о своих чувствах Агнессе, но молодая девушка убежала с испуганным видом, что только распалило в короле желание. В течение нескольких дней его вздувшиеся вены на висках служили предметом разговоров при королевском дворе.

Но однажды утром наблюдательные придворные заметили, что у короля обычный вид, и все поняли: красавица Агнесса уже не проводила ночи в одиночестве.

Через несколько месяцев о любовной связи короля и дамы из Фроманто знал весь двор. Одна королева находилась в неведении. Но однажды вечером Мария Анжуйская встретила фаворитку короля, прогуливавшуюся по одному из коридоров дворца с обнажённой грудью. Это дало королеве пищу для размышлений. И Мария Анжуйская установила за королём наблюдение. Король был очень осторожен. Летописец Жан Шартье сообщал, что «никто никогда не видел Агнессу, целующейся с королём…» Хотя никто не сомневался, что между ними существовали тайные интимные отношения, ибо в 1445 году красавица почувствовала, что беременна…

В день, когда должен был появиться на свет младенец, королева, заметив самодовольную улыбку на лице короля, больше не сомневалась в его измене. Она встретилась со своей матерью, Иоландой Анжуйской, и поделилась с ней своими переживаниями. Иоланда была благоразумна. Она понимала, что её дочь, чьи внешние данные и интеллектуальные способности были весьма посредственны, не могла соперничать с умной и красивой Агнессой. Кроме того, она понимала, что, если потребовать от Карла VII прогнать фаворитку, он всё равно будет иметь любовниц. Поэтому Иоланда Анжуйская посоветовала дочери смириться с существующим положением дел…

Добрая и снисходительная королева послушалась совета и попыталась наладить дружеские отношения с любовницей. Они даже вместе гуляли, слушали музыку, а за обедом вели светскую беседу, что очень радовало Карла VII, для которого не было большего удовольствия, чем видеть полное согласие, царившее вокруг…

В течение нескольких лет король, судя по отзыву папы Пия II, «не мог прожить и часа без своей прекрасной подруги» и был больше озабочен оттачиванием своего любовного мастерства, чем ведением государственных дел.

Стоило ли удивляться, что в 1448 году Франция была обременена чрезмерными налогами, а Агнесса Сорель имела к этому времени троих детей.

Карл VII решил пожаловать дворянством мать своих внебрачных детей. Эта прекрасная идея явилась самой высшей признательностью, которой король мог удостоить очаровательную фаворитку. Недалеко от Парижа, на опушке Венсенского леса, на холме, возвышавшемся над излучиной Марны, у Карла был маленький замок, предназначенный для библиотеки. Эта местность называлась Боте-сюр-Марн (в переводе - «красота на Марне»), и король подарил это имение Агнессе. Она получила титул Дамы де Боте (титул соответствовал её неотразимой внешности).

В то же время заговорили об экстравагантных нарядах, изобретённых самой фавориткой. Агнесса, отказавшись от просторных туник, скрывавших формы, стала одевать длинные платья, плотно облегавшие тело. Кроме того, она придумала декольте, которое шокировало королеву Марию. Стыдливо спрятав одну грудь, она изящно обнажала другую. Эта новая мода возмутила большинство придворных дам, не решившихся последовать примеру Агнессы.

Возможно, именно эти несчастные женщины с не очень красивыми формами груди заставили нескольких именитых граждан опротестовать фантазии фаворитки в области одежды. Канцлер Жувеналь Дезюрсен, бывший в их числе, возмущённо писал: «Как же король в своей собственной резиденции терпит, чтобы ходили в одежде с глубоким вырезом, из-за которого можно видеть женские груди и соски. И как же в его апартаментах, а также в апартаментах королевы и их детей мучаются многие мужчины и женщины, находящиеся в атмосфере разврата, грехов и порочных связей. Ношение такой одежды неуместно и заслуживает наказания».

Жувеналь Дезюрсен был не одинок в предположении, что Агнесса - женщина лёгкого поведения. Бургинен Шастелен оставил о ней такие воспоминания: «Её изобретательность была направлена на то, что в условиях разврата и распада вводила в моду новые, сообразные этим условиям формы одежды».

Если учитывать, что Жувеналь Дезюрсен и Шастелен, боясь за своё положение в обществе, старались выражаться очень мягко об Агнессе, можно себе представить, как о фаворитке Карла VII отзывался простой народ.

Однако эти упрёки и даже оскорбления, дойдя до ушей Агнессы, её не рассердили, а только сильно опечалили. Фаворитка хотела понять, почему народ, чьё мнение она обычно игнорировала, её презирал и ненавидел. И она вдруг узнала, в какой глубокой нищете живут простые французы, в то время как двор купался в роскоши. Агнесса решила напомнить королю о его долге и обязанностях. С этой целью она использовала некую хитрость, о чём сообщил Брантом в своей книге «Жизнь галантных дам»: «Увидев, что сердце короля занято лишь любовью к ней и он совсем не интересуется делами королевства, Агнесса сказала ему: „Когда я была маленькой, астролог предсказал мне, что в меня влюбится один из самых храбрых и мужественных королей. Когда мы встретились, я думала, что Вы и есть тот самый храбрый король… Но, похоже, я ошиблась: вы слишком изнежены и почти не занимаетесь делами вашего бедного королевства. Мне кажется, что этот мужественный король не вы, а английский король, который создаёт такие сильные армии и захватывает у вас такие прекрасные города. Прощайте! Я отправляюсь к нему, видимо, о нём говорил мне астролог“».

И эти слова пронзили короля в самое в сердце, он даже заплакал. Карл VII забросил охоту, сады, забыл о развлечениях, собрал всю свою силу и мужество, что позволило ему быстро выдворить англичан из своего королевства.

Действительно, через некоторое время после этой беседы Карл VII при помощи своих знаменитых указов реорганизовал войска и в 1449 году, нарушив перемирие с Англией, вновь начал военные действия. В руках у врага к тому времени оставалось ещё множество важных позиций, но король, движимый любовью к Даме де Боте, за несколько месяцев положил конец Столетней войне, вернув все захваченные земли Франции. Агнесса, называвшая его раньше насмешливо Карлом Безразличным, стала его величать Карлом Победителем.

Увы! Судьба распорядилась так, что фаворитке не довелось увидеть венца своих усилий. Когда шли сражения, она внезапно скончалась при обстоятельствах весьма загадочных.

Случилось это в 1449 году. В течение нескольких недель король находился в аббатстве де Жюмьеж. Он тщательно готовился к осаде Арфлёра, который оставался ещё в руках врага, и проводил военные советы, на которых уточнялись детали предстоящего штурма. В редкие свободные минуты он с хмурым видом прогуливался по саду, и можно было подумать, что король не уверен в успешном исходе сражения. На самом деле он думал об Агнессе Сорель, которая находилась в Лоше и у которой вот-вот должны были начаться роды… Карл VII, завоевав герцогство Нормандию, с нетерпением ждал появления на свет своего четвёртого внебрачного ребёнка. «Может быть, на этот раз она подарит мне сына, - думал он. - Я так хотел бы иметь от неё сына».

Это желание не преследовало никаких политических целей, ибо Карл, у которого было пять законнорождённых детей от брака с Марией Анжуйской, уже имел наследника, дофина Людовика, и будущее династии его не беспокоило. Это было желание безумно влюблённого мужчины.

В один из январских дней, когда он медленно прогуливался, думая об Агнессе и о ребёнке, который вскоре должен был появиться на свет, он увидел бегущего к нему монаха аббатства: «Государь Там привезли мадемуазель Сорель в очень тяжёлом состоянии».

Карл VII побледнел и, забыв о королевской степенности, бросился к карете. Он с трудом узнал Даму де Боте - так сильно сказались на чертах её лица тяготы путешествия и так сильно обезобразила её фигуру беременность. Увидев короля, она привстала и улыбнулась.

«Это безумие, - воскликнул Карл VII, - приехать сюда в таком состоянии!»

«Мне надо было срочно вас увидеть, - тихо ответила Агнесса, - никто, кроме меня, не мог вам сказать то, о чём вы должны знать».

Король очень удивился её словам. Он проводил Агнессу в спальню, и она в изнеможении опустилась на постель. Карл, не дав ей передохнуть и минуты, встал у изголовья её кровати. И Агнесса поведала ему о том, что «некоторые из его поданных хотели его предать и выдать англичанам…»

Монарх не поверил ей. Несмотря на усталость, Агнесса с трудом продолжала говорить. Она рассказала королю всё до мельчайших подробностей о готовившемся заговоре и о заговорщиках, о намерениях которых ей стало случайно известно.

«Я приехала вас спасти», - сказала она.

Был ли заговор? Возможно. Но враги короля, узнав о том, что Агнесса проникла в их тайну, сочли разумным не предпринимать никаких действий…

Успокоенная тем, что успела сообщить королю о грозившей ему опасности, фаворитка уснула. Её сон был недолгим: у неё начались первые родовые схватки, и она, застонав, начала метаться в постели. Карл VII перевёз её в усадьбу в Меснил-су-Жюмьеж, в загородный дом, построенный для отдыха аббатов. Здесь на следующий день появилась на свет девочка, которой через полгода суждено было умереть. Летописец Жан Шартье повествует: «После родов Агнессу беспокоило расстройство желудка, которое продолжалось в течение длительного времени. Во время этой болезни она постоянно каялась в своих грехах. Часто вспоминала о Марии Магдалине, совершившей высший плотский грех, но раскаявшейся в нём и попросившей милости у всевышнего и Девы Марии. И, как истинная католичка, Агнесса проводила целые часы за чтением молитв. Она высказывала все свои желания и составила завещание, где назвала людей, которым хотела бы помочь, оставив сумму в шестьдесят тысяч экю, полагающуюся за все их труды. Агнесса становилась всё хуже и хуже, она жалела, что её жизнь так коротка».

Наконец она попросила своего исповедника отца Дени отпустить ей грехи, и 9 февраля 1450 года, в шесть часов вечера, Агнесса Сорель, красавица из красавиц, скончалась.

Тайна смерти Аньес Сорель раскрыта

Был ли виновен Жак Кёр? Безусловно нет. По той простой причине, что Аньес Сорель не была отравлена. Долгое время неопровержимым доказательством этого служил хотя бы тот факт, что ее дочери удалось прожить целых полгода. Кстати, среди медиков, обративших внимание на симптомы болезни, описанные делавшим вскрытие доктором, очень долго бытовало мнение, что красавица из красавиц скончалась в результате дизентерии, а ослабление организма, связанное с тяготами изнурительного путешествия из Лоша в Жюмьеж, помешало ей одержать верх над своей болезнью. Таким образом, Аньес Сорель скончалась естественной смертью, желая спасти своего любовника. Вполне нормальная, благородная и вполне удобная для всех версия.

Казалось бы, все. На этом можно ставить точку. Но в истории, как известно, точка очень быстро может превратиться в запятую…

Так и произошло в 2004 году, когда французским ученым все же удалось снять завесу тайны с обстоятельств смерти Аньес Сорель. Во всяком случае, теперь причины ее смерти стали совершенно ясными. Для этого группе экспертов под руководством Филиппа Шарлье, патологоанатома из госпиталя университета города Лилля, пришлось провести эксгумацию тела знаменитой француженки. Эта операция прошла в городке Сент-Урс-де-Лош, где в местной церкви покоилось тело бывшей фаворитки короля. Церемония прошла в присутствии многочисленных именитых потомков Аньес Сорель, в частности герцога Орлеанского принца Жака де Франса и принца Шарля-Эммануэля де Бурбон-Пармского.

28 сентября 2004 года гробницу Аньес Сорель вскрыли, и в распоряжении исследователей оказались ее волосы, семь зубов, череп и фрагменты кожи. Около полугода их изучали двадцать два специалиста в восемнадцати лабораториях: в Лилле, Страсбурге, Париже и Реймсе. Уникальный эксперимент возглавлял сам Филипп Шарлье.

Анализ со всей очевидностью показал наличие в останках Аньес Сорель большого количества ртути, которую издревле использовали в качестве яда. Филипп Шарлье заявил, что именно ртуть стала причиной быстрой смерти, сразившей эту женщину менее чем за трое суток.

Однако у самого Филиппа Шарлье не вызывало сомнений преднамеренное отравление смертельным ядом: его содержание превышало разумные дозы в десять тысяч раз, и ошибки в дозировке лекарств быть не могло.

Получив возможность подробно, в течение шести месяцев, изучить останки Аньес Сорель, ученые внесли немало уточнений в биографию этой женщины. Прежде всего, стало ясно, что год ее рождения находится между 1422 и 1426 годами (1409 год точно отпал). Следовательно, смерть фаворитки короля последовала в возрастном промежутке между двадцатью тремя годами девятью месяцами и двадцатью семью годами девятью месяцами.

Криминалисты попытались воссоздать лицо Аньес, пленительная красота которой, как отмечали даже ее недруги, стала легендой. Исследования подтвердили, что она действительно была блондинкой и родила четверых детей. Проведенная по хорошо сохранившемуся черепу реконструкция лица также выявила явное сходство с существующими изображениями женщины, в частности с образом, созданным художником XVI века Жаном Фуке.

Была восстановлена и судьба захоронения Аньес Сорель. Ее тело было доставлено в Лош, где его похоронили без всяких украшений (король вскоре предался любовным похождениям и предпочел дарить их другим). Несмотря на то что Аньес была верующей и делала много пожертвований, церковникам не хотелось вести молебен в честь скандальной персоналии, и они решили перенести гробницу подальше от алтаря.

Как ни странно, ненавидевший Аньес Людовик XI не разрешил прикасаться к ее усыпальнице. Таким же категоричным был и Людовик XV, а вот сменивший его Людовик XVI удовлетворил прошение Церкви. Самое страшное произошло после Революции: в 1793 году гробницу разбили, а урну бросили на кладбище. Некий Пошоль собрал и сохранил ее содержимое. Потом префект региона генерал Поммерель отправил памятник на реставрацию, а затем поместил его в подземелье у подножия донжона в Лоше. По его приказанию очень смелые слова из стихов Вольтера украсили тогда фронтон: «Я - Аньес. Да здравствует Франция и любовь!» В 1970 году в целях сохранности надгробие разместили в королевском замке Лош.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайная жизнь генерала Судоплатова. Книга 2 автора Судоплатов Андрей Павлович

ТАЙНА МЛАДА НЕ РАСКРЫТА Американские спецслужбы, дешифровавшие донесения советской разведки, до сих пор не могут с уверенностью назвать всех, кто передавал в Москву атомные секреты США.Разведки не любят раскрывать имен не только своих бывших агентов, но и тех, кто

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

Из книги По завету лошади Пржевальского автора Селезнева-Скарборо Ирина

Из серии «Жить в США. Рестораны» Раскрыта тайна побед Чингиз-хана Подруга из Хьюстона Таня в этот ресторан нас буквально затащила. Хоть я и не сильно сопротивлялась, но большого энтузиазма не испытывала. «Монгольская кухня» звучало как-то незнакомо и, если так можно

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

Из книги Иоганн Гутенберг автора Мэн Джон

Глава 5 Тайна раскрыта Книгопечатание подвижными литерами – результат вдохновения и вместе с тем тяжелого труда.Может показаться, что идея родилась в результате внезапного прозрения, подобного тому, которое заставило Архимеда выпрыгнуть из ванны с его знаменитым

Из книги Содружество Султаны автора Сэссон Джин

Глава двенадцатая МОЯ ТАЙНА РАСКРЫТА В течение многих часов я пребывала в этом таинственном царстве тьмы, когда мозг отключен, никакая информация, ни новая, ни старая, не поступает в него и не обрабатывается. Ни печали, ни сладкие сны не обременяли меня. Я находилась в

Из книги Майкл Джексон автора Скляренко Валентина Марковна

Тайна смерти Смерть Майкла Джексона была констатирована в клинике UCLA Medical Center, куда музыканта доставили из арендованного им особняка в Лос-Анджелесе уже без признаков жизни - в состоянии глубокой комы. Попытки привести музыканта в сознание продолжались еще по дороге в

Из книги Бедржих Сметана автора Гулинская Зоя Константиновна

«ТАЙНА» Если бы я мог слышать, то устроил бы публичные лекции о музыкальных формах, в особенности о современных принципах развития тематического материала. Свой доклад я сопровождал бы примерами из музыкальной литературы, которые играл бы на фортепьяно. Думаю, что наши

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава первая Аньес Сорель Аньес дошла до наших дней в ореоле тайн… И самой волнительной тайной являются причины ее смерти!.. ПОЛЬ ЛЕЖЁН, современная французская писательница,

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Беременность Аньес Сорель Через несколько недель о любовной связи короля и дамы из Фроманто знал уже весь двор. Одна лишь королева, как это обычно и бывает, пребывала в неведении.Но вскоре и Мария Анжуйская начала замечать, что что-то неладно, и установила наблюдение за

Из книги «Мы прожили не напрасно…» (Биография Карла Маркса и Фридриха Энгельса) автора Гемков Генрих

Политическая роль Аньес Сорель Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес патриоткой, вместе с Жанной д’Арк способствовавшей освобождению страны от англичан. Авторы подобных легенд приписывают ее влиянию поворот короля от светских удовольствий к

Из книги Тайны политических убийств автора Кожемяко Виктор Стефанович

Смерть Аньес Сорель Увы! Судьба распорядилась так, что фаворитке не довелось увидеть венец своих усилий. По дороге к своему возлюбленному, отправившемуся воевать в Нормандию, она умерла совсем молодой, незадолго до этого пережив преждевременные роды. Произошло это 9

Из книги Великие любовницы автора Дюфрен Клод

Тайна Веселое пятно на потолке… Но – говорят – он просто не побелен, А зайчик солнечный в моей руке Неощутим, бесплотен и бесцелен. Я угадала Моцарта в сверчке, Но он на сто Сальери был поделен. И я брела сквозь время налегке, Поскольку груз мой был в пути потерян. Уже

Из книги автора

Тайна раскрыта Что же делало «Капитал» таким ценным для сознательных рабочих и таким опасным для капиталистов и их наемных писак?Маркс исследовал в своей книге историю становления капитализма. Он доказал, что капитал с момента своего появления на свет «источает кровь и

Из книги автора

Тайна смерти маршала Ахромеева Время идет, и уже есть немало людей, которые не знают, кто такой был Сергей Федорович Ахромеев.Обращаюсь к светлой памяти этого человека. Прежде всего, потому, что, глубоко восхищаясь им, считаю необходимым напомнить некоторые нравственные

Из книги автора

1 Агнесса Сорель, первая из этих дам Какая-то из королевских фавориток должна была стать первой, чтобы сделать эту «должность» официальной. Эта долгая, чуть ли не историческая традиция – фаворитки были у сорока французских королей! – эта цепочка женщин для удовольствия,

Случайные статьи

Вверх