Проекты новых десантных кораблей рф. В россии разрабатываются новые большие десантные корабли. Сроки создания большого десантного корабля

По сообщению ТАСС июньским днем, 25 числа 2019 года свой первый выход в море совершил новый большой десантный корабль проекта 11711 — «Иван Грен». Судно вышло из военно-морской базы Балтийск на первые в своей истории ходовые испытания. По сообщению информационных источников корабль во время испытаний, которые должны продлиться несколько дней, должен пройти несколько сотен миль для отладки рабочих узлов двигательной и рулевой установки.

Большой десантный корабль должен стать первым в Российском военно-морском флоте полноценным боевым судном, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море. Сложившая на сегодняшний день сложная внешнеполитическая обстановка в мире требует от Российского военно-морского командования спешить с вводом в строй подобных кораблей. Отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа «Мистраль» послужил толчком к форсированию строительства БДК проекта 11711. Заложенный еще в 2004 году корабль долгое время стоял на стапелях Калининградского судостроительного завода «Янтарь» без движения. Сказалось недостаточное финансирование проекта и неопределенность, царившая в высших военно-политических кругах страны по поводу целесообразности строительства судов данного класса. Сегодня кажется, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и отечественный флот наконец начнет получать долгожданные корабли.

История с рождением проекта 11711 — Иван Грен

Увеличение роли морских десантных операций в современной стратегии усиления военного присутствия послужило сигналом для начала разработки проектной документации на новые боевые корабли. Морская пехота представляет в структуре военно-морского флота один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана. Боевая оснащенность и высокая энерговооруженность подразделений морской пехоты потребовали увеличение транспортных возможностей флота. Имеющиеся в наличии десантные суда старой советской постройки не в полной мере отвечали поставленным задачам. Флоту был нужен корабль, который бы стал не только средством доставки десанта, но и выполнял бы функции штабного узла — передвижной военно-технической базой.

Техническое задание на разработку проекта получило в 1998 году Невское ПКБ, находящееся в Санкт-Петербурге. Это предприятие уже имело опыт проектирования судов подобного класса и могло представить уже имеющиеся разработки в этом плане. Первоначально в основе технического задания лежала идея создания десантного корабля с небольшим водоизмещением, способного осуществлять десантные перевозки на внутренних акваториях. Предполагался и основной регион плавания нового судна. Это должны были стать акватория Балтийского и Черного морей. В дальнейшем концепция создания корабля с небольшим водоизмещением была пересмотрена. Высшее военно-морское командование решило остановиться на варианте строительства Большого Десантного Корабля увеличенного водоизмещения, способного решать широкий спектр оперативно-тактических задач в любой точке мирового океана.

Следует отметить, что в ходе разработки проекта изменения в основную идею вносились трижды. Результатом длившихся почти 6 лет конструкторских разработок и изысканий стало появление судна совершенно другого класса — БДК проекта 11711. Проектное водоизмещение было увеличено до 5000 тонн. Боевые возможности корабля значительно увеличились. Предполагалось, что на судне должно свободно разместиться усиленное подразделение морской пехоты со всем комплектом пехотного и тяжелого вооружения. Для высадки десантных групп корабль должен быть оснащен двумя вертолетами и другими средствами доставки, включая морские понтоны и подъемно-разгрузочные механизмы.

Местом строительства выбран Калининградский ССЗ «Янтарь», предприятие которое на сегодняшний день является одной из основных верфей, занимающейся постройкой боевых судов океанского класса.

Ход строительства БДК Иван Грен нового поколения

Головной корабль проекта 11711 заложили под занавес 2004 года, 24 декабря. Первоначально проектом предусматривалось последующее строительство пяти серийных судов этого класса. Корабль назван в честь известного советского вице-адмирала и ученого теоретика в области морской артиллерии И.И. Грена. Несмотря на то, что проект уже нес в себе ряд существенных изменений, в ходе строительства корабля конструкторами и судостроителями было внесено еще до двух десятков изменений. Новый БДК получил в классификации НАТО шифр «Ivan Gren».

Последующий ход строительства корабля сопровождался чередой несогласованных действий между подрядчиком и заказчиком, а также в части финансирования. Строительство затянулось на долгие годы. Государственный оборонный заказ неоднократно перекраивался, перенося даты спуска корабля на воду. Имея готовность по основным корабельным системам и корпусу на 70%, БДК «Иван Грен» был спущен на воду только весной 2012 года. Следует отметить, что еще в ходе того, как решились технические и экономические проблемы со строительством головного корабля, в 2010 году были начаты проектные работы второго однотипного корабля. Постройку первого серийного корабля планировалось начать не раньше 2014 года, только тогда, когда головной корабль пройдет все этапы доработки и текущей модернизации.

Решение о серийном производстве и количестве судов этого класса и будет приниматься по результатам испытаний головного корабля.

Реальный ход строительства боевого корабля вызвал немало кривотолков, как со стороны военно-морского руководства, так и в среде военных экспертов. Большой Десантный Корабль «Иван Грен» испытал на себе финансовый кризис, коснувшийся судостроительной отрасли и неготовность отечественной оборонной промышленности поставить необходимое оборудование и вооружение.

По словам руководства Калининградского ССЗ «Янтарь», финансирование в достаточной мере началось только с началом 2014 года. Результатом многочисленных проверок состояния верфи и соблюдения планов строительства стали перезаключение старого контракта на постройку судна. Новый документ уже нес в себе информацию о другой, более высокой стоимости строительства, установлены более конкретные и приемлемые сроки сдачи объекта. По данным ряда специальных источников контрактная стоимость десантного корабля «Иван Грен» составила на 2012 год более 5 млрд. рублей.

После спуска корабля на воду наметились четкие контуры и направления дальнейших работ. Вместе с корпусными работами идет монтаж распределительного щита, осуществляется установка на свои места дизельных генераторов.

От темпов строительства судна сильно отставили смежные предприятия. Основную двигательную установку ДРРА3700 должен был поставить питерский завод «Звезда», однако по последним данным, готовые двигатели могли поступить на верфь для последующей установки на корабль только в 2012 году. Сдвинувшаяся с мертвой точки ситуация дала обильную почву для слухов о том, что головной корабль станет последним и последующее серийное производство однотипных кораблей не планируется.

Головной БДК проекта 11711 «Иван Грен» в мае 2012 года был заведен в спусковой док Калининградской верфи. Ожидалось, что уже в конце 2013 или в начале 2014 года корабль будет передан флоту.

Основные особенности конструкции БДК проекта 11711

Новый корабль имеет длину корпуса 120 метров, ширину 16,6 метров. При этом осадка корабля составляет всего 3,6 м. Полное водоизмещение судна варьируется в пределах 5 тыс. тонн. Большой Десантный Корабль имеет мореходную форму корпуса и стремительные обводы корпуса, позволяющие совершать дальние морские переходы и ходить в условиях штормовой погоды.

Мощность дизельного двигателя реверсного типа составляет 4000 л.с, обеспечивая кораблю скорость хода 18 узлов. Дальность плавания БДК «Иван Грен» составляет 3500 миль, что вполне достаточно для осуществления оперативной деятельности в закрытых акваториях Балтийского и Черного морей. Судно имело экипаж 100 матросов и офицеров и могло автономно находиться в море до 30 суток. По всем заявленным тактико-техническим характеристикам корабль отвечал современным требованиям, однако в процессе строительства остро встал вопрос эффективной замены импортных комплектующих, электронного оборудования и отдельных узлов силовой установки.

По вопросам комплектации системы вооружений особых проблем не возникло. На судне предполагалось в дальнейшем установить только артиллерийские системы. Главный калибр был представлен автоматическими установками АК-176 калибра 76 мм. Противовоздушная оборона Большого Десантного Корабля обеспечивалась двумя артиллерийскими зенитными установками АК-630М с орудиями калибра 30 мм.

Огневую поддержку десантируемым подразделениям могла обеспечить морская версия ракетных систем залпового огня «Град-М» ракетная установка А-215. Воздушную разведку в районе действия судна обеспечивали два вертолета Ка-26.

Десантная функция и грузовая вместимость судна

Отдельно стоит остановиться на технических особенностях десантного судна этого проекта. Подразделения, предназначенные для последующей транспортировки и десантирования, размещаются на закрытой танковой палубе. Десантный корабль проекта 11711 мог разместить в своих недрах до 300 человек личного состава подразделения морской пехоты. Просторный и вместительный трюм корабля в состоянии был принять 30 танков или такое же количество другой бронированной техники. Внутренний полезный объем грузовых трюмов судна был рассчитан на погрузку двадцати 20-ти фунтовых грузовых контейнера.

Новый корабль имел два способа погрузки-разгрузки десантируемых грузов. В отличие от традиционно используемой в советском и российском флоте выгрузке десанта через открытую аппарель, Большой Десантный Корабль мог предложить два варианта погрузки-выгрузки. Судно могло произвести погрузку и выгрузку техники через аппарель, расположенную в носовой части корпуса или при использовании портовых и собственных подъемно-погрузочных механизмов. Для этой цели в верхней палубе боевого корабля имелся створчатый люк. На судне имелась техническая возможность сделать открытый доступ сверху на танковую палубу, обеспечивая хорошую вентиляцию трюмов корабля при работающих двигателях бронетехники. Грузоподъемность собственного крана составляет 16 тонн. По бокам судна имеются так же два шлюпочных подъемных устройства, позволяющих быстро опускать или поднимать на борт катера и десантные шлюпки.

Десантный корабль «Иван Грен» имел на оснащении две большие и одну малую моторную шлюпки.

Новая история с БДК проекта 11711

Получив достаточно приемлемые результаты и темпы строительства головного корабля, Министерство Обороны РФ приняло решение о начале строительства второго десантного корабля проекта 11711. Контракт в рамках нового Государственного оборонного заказа был подписан осенью 2014 года. Новый Большой Десантный Корабль еще на стадии проекта получил название «Петр Моргунов» и существенно отличался от прототипа. Местом базирования нового БДК планируется сделать Черноморский флот. Не случайно название кораблю присвоено в честь героя обороны Севастополя 1941-42 гг., генерала Петра Моргунова.

Строительство решено вести там же, на верфях Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде. В соответствии с ГОЗ новое судно планировалось спустить на воду в 2019 году и в течение последующих двух лет передать флоту. Позже предполагаемые сроки ввода корабля в строй снова сдвинулись. Официальная закладка судна состоялась в июне 2019 года. Корабль «Петр Моргунов», получивший заводской номер 01302, должен войти в строй флота не ранее 2019 года.

На сегодняшний день на стапелях завода «Янтарь» стоит сформированный корпус корабля, ведется загрузка на него основных узлов, агрегатов и коммуникационных систем. Спустя два года после закладки судно готовиться к спуску на воду, где будет идти дальнейшая работа.

Для нового корабля характерно наличие существенных изменений в сравнении с базовым проектом. Несмотря на то, что конструкторы попытались оставить без изменения типовой проект, на втором корабле постарались учесть результаты испытаний головного корабля.

Сегодня конструкторам и кораблестроителям приходится комплексно решать задачи импортозамещения. Требуется сократить до минимума в конструкции корабля присутствие компонентов и деталей иностранного производства. Проект 11711 снова проходит доработку с учетом новых обстоятельств и требований. Во время постройки головного судна корабелы опирались в основном на отечественные узлы и комплектующие, тогда как на втором корабле была сделана ставка на использование зарубежных технологий. Сегодня этот вопрос решается быстрыми темпами, несмотря на то, что постоянно возникают определенные трудности. На данный момент есть различные варианты технических решений силами отечественных предприятий. Качество сборки будет уже выявляться в процессе пусковых и сдаточных испытаний.

БДК Иван Грен сегодня

В настоящее время ситуация с судьбой Больших Десантных Кораблей проекта 11711 более менее определена. Идут полным ходом сдаточные испытания головного БДК «Иван Грен». На судне проверяется работа всех систем на ходу в различных режимах. Ведется проверка работы рулевого и навигационного оборудования. Ходовые испытания планируется завершить в сентябре 2019 года, после чего на корабле будут проведены регламентные работы. Начало государственных испытаний запланировано на осень 2019 года, после чего корабль, вероятно, войдет в строй Балтийского флота.

Сравнение с иностранными судами этого класса в данном случае некорректно. Несмотря на огромное количество изменений в проекте, БДК «Иван Грен» и его младший собрат являются скорее промежуточным классом кораблей, нечто среднее между средними десантными судами и крупными десантными кораблями типа «судно-док».

Положение дел со строительством второго корабля БДК «Петр Моргунов» позволяет говорить о том, что судно будет построено и спущено на воду в установленные сроки. Трудности, возникшие в результате программы импортозамещения, поставили под вопрос дальнейшую судьбу проекта 11711. По данным некоторых СМИ, Высшее военно-морское руководство склоняется к мысли о прекращении в дальнейшем строительства судов этого класса. С момента закладки и до ходовых испытаний головного корабля прошло уже более 13 лет. За это время несколько изменилась военно-морская стратегия государства, и на сегодняшний день флоту требуются более мощные и универсальные десантные суда, способные автономно решать оперативно-тактические задачи.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода - 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина - 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М. При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».


Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА « » со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» - это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина - 113,1 метра, ширина - 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей - 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лацпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров (Экипаж 83 человека из них 7 офицеров и 11 мичманов для БДК "Николай Вилков", ТОФ, 1990-е годы). По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику - на воду, неплавающую военную технику - при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни - 17%, для десантных катеров - более 40%, для вертолетов - 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина - 23,8 метра, осадка - 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода - 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 6х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» - 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину - 15 метров, осадку - 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода - 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания - до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 6х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) - это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания - до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания - до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 6х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/2028399
http://lenta.ru/news/2015/06/16/priboy
http://www.rg.ru/2015/06/16/analog-site.html
http://navalcadet.narod.ru
http://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/265-zalozhitbdk.html

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода — 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина — 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М.

ДК пр. 12061М “ Мурена “

ХАРАКТЕРИСТИКИ : Водоизмещение: - стандартное - 104,0 т - полное - 148,0 т Длина, м 31,3 Ширина, м 12,9 Осадка:, м 1,0 Главная энергетическая установка: - тип - газотурбинная; - количество х тип ГТД - суммарная мощность - 2 х М-70 - 20 000 л.с.; - количество х тип движителей - 2 X ВВ; - количество X тип - мощность источников тока ЭЭС - 2 х ГТГ - по 70 кВт; Скорость, уз 55 Дальность плавания, миль 200 скоростью 50 уз. Десантовместимость 2 боевые машины пехоты или 2 бронетранспортера, или 3 бронемашины, или 2 плавающих танка, или 1 средний танк, или 130 человек, Экипаж 12 ВООРУЖЕНИЕ 1х4 ПУ ЗРК 9К310 «Игла-1» (ЗУР 9М313) 2х6 30 мм АК-306 - 1000 выстрелов 2х1 30 мм гранатомета БП-30 «Пламя» (нет на пр.12061Э) 10-24 мин НРЛС «Лазурь», «Экран-1″

ДК пр. 11770М “ Серна “

Водоизмещение, т: — порожнем 53,0 — полное 105,0

Длина, м: — наибольшая 26,65

— ширина корпуса наибольшая 5,8

— осадка при полном водоизмещении на стопе 1,52

— осадка при полном водоизмещении на ходу 1,3

— размеры грузовой платформы 13,9 х 4,0

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 4 (-)

Главная энергетическая установка:

— тип дизельная

— количество х тип ГТД — суммарная мощность, л. с 2 х М-503А-3 — 6600

— количество х тип движителей 2 х ВФШ в полутонеле

— количество х тип — мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ — по 16

Скорость хода, уз: — наибольшая 30

Дальность плавания ходом 30 уз, мили: 100 или 600 (с нагрузкой 37 т и дополнительными запасами топлива)

Автономность по запасам провизии с десантом, сут 1

Вооружение:

Десантовместимость: — количество единиц бронетанковой техники 1 средний танк Т-80У или 60 морских пехотинцев с полным снаряжением, возможны варианты (общая грузоподъемность до 45 т)

Переносной зенитный ракетный комплекс:

— наименование «Игла*»

— количество ПУ х направляющих 1x2

— боезапас ЗР 6

Радиоэлектронное:

— РЛС общего обнаружения «Миус»

При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».

Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» — это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина — 113,1 метра, ширина — 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей — 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лццпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров. По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику — на воду, неплавающую военную технику — при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым оружием также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина — 23,8 метра, осадка — 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода — 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 4х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» — 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину — 15 метров, осадку — 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода — 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания — до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 4х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) — это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания — до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания — до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 4х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Большие десантные корабли (БДК), как и универсальные десантные корабли (УДК), можно использовать не только для высадки морского десанта, но также для его огневой поддержки и перевозки широкого спектра грузов. Здесь можно вспомнить программу «Сирийский экспресс», опыт которой при создании новых кораблей обязательно будет учтен, считает военный эксперт Алексей Леонков.

Опыт "сирийского экспресса"

Северное проектно-конструкторское бюро создает проект нового большого десантного корабля для Военно-морского флота РФ. Как стало известно ТАСС от своего источника в оборонно-промышленном комплексе, речь идет о создании с нуля десантного корабля водоизмещением около 8 тысяч тонн. Другие конструкторские бюро не участвуют в этой работе. В Объединенной судостроительной корпорации появившуюся информацию пока не комментируют.

«БДК и УДК сегодня нужны нам для выполнения задач по поддержанию нашего военного присутствия в Сирии. Здесь можно вспомнить программу «Сирийский экспресс», представляющую собой регулярные походы в Сирию наших десантных кораблей. Они являлись основным поставщиков вооружений, военной техники и других материальных запасов, необходимых для ведения боевых действий.

Задача строительства десантных кораблей выглядит актуально, так как для успешного осуществления операций на море сегодня нужно уметь не только сопровождать и высаживать десант, но и оказывать ему огневую поддержку. Для решения данной задачи БДК используют элементы авиационной поддержки в виде ударных вертолетов. Кроме того, вертолеты в состоянии дополнительно заниматься вопросами разведки и поисково-спасательных задач», - отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Сроки создания большого десантного корабля

Как ранее отметил эксперт в области кораблестроения Прохор Тебин , десантные корабли позволят нам обеспечить свое , где корабль может выполнять самые различные задачи, начиная от десантных и противолодочных, и заканчивая проведением гуманитарных операций. Эксперт не исключает, что в случае необходимости он может быть использован как корабль управления или плавучий госпиталь.

«Современные реалии говорят о том, что в случае морских операций при необходимости захватить плацдарм или обеспечивать более серьезную огневую поддержку десанту на берегу, подобные корабли являются просто необходимыми. Причем тенденция к их строительству сегодня наблюдается и за рубежом, о чем наглядно свидетельствуют проекты в итальянских, французских, американских и британских верфях.

На проектирование БДК в среднем уходит от года до двух. Создание головного корабля серии занимает от трех до пяти лет в зависимости от готовности верфи. Далее на головном кораблей отрабатываются определенные моменты, поэтому на запуск проекта в серию может понадобиться от 7 до 10 лет при условии разработки его с нуля. Если же корабль является развитием уже стоящей на вооружении серии, то срок может быть уменьшен. Как показывает общемировая практика, многое зависит и от мощности верфи, на которой они собираются», - резюмирует Алексей Леонков.

Российский флот собрался заполучить десантные корабли, аналогов которых у него не было еще никогда. А новые корабли — это новые возможности. «Защищать Россию» разбирается в том, что именно заказали военные и что они могут получить.

В последние месяцы неожиданная активность стала наблюдаться в тихом омуте отечественного военного кораблестроения, занятого созданием десантных кораблей. Этот сектор годами считался крайне запущенным, эксплуатирующим только старое советское наследие и нуждающимся в радикальной встряске с заменой техники.

Но, как выяснилось, менять флот собрался не только технику, но и саму концепцию ее применения.

На глаза начала показываться новая доктрина применения морских десантных сил.

Скажем, ранее считалось, что на замену устаревшим (в наиболее молодой части — стремительно устаревающим) большим десантным кораблям (БДК) советского времени (проекты 775 и 1171) будет построена крупная серия кораблей проекта 11711.

Был заложен в 2004 году и долгие годы стоял на верфи (постройка практически не велась). Появлялись даже сообщения о том, что военные недовольны этим проектом (косвенно это подтверждается постоянными правками, вносимыми флотскими в проект уже после начала строительства) и готовы отказаться от серии, достроив головной корабль как транспортный.

Однако, в последние годы скорость работ резко ускорилась, а потом был заложен второй корабль проекта («Петр Моргунов»). Все шло к тому, что проект 11711 все-таки получит свою серию.

Однако летом 2015 года все опять поменялось. . После него, в 2016 году, начнут строить совершенно другие корабли — десантные вертолетоносные корабли-доки (ДВКД), известные сейчас под шифром «Прибой». Это корабли со стандартным водоизмещением около 14 тысяч тонн, дальностью плавания 6000 миль, вместимостью до 500 морских пехотинцев и 40−60 единиц боевой техники, несущие до 6−8 ударных и транспортно-боевых вертолетов, а также четыре десантных катера проекта 11770 («Серна») или два катера проекта 12061 («Мурена»).

Это корабль совершенно иного класса. Пятитысячетонные «Грены», по сути, являются развитием концепции классического советского БДК: с носовой аппарелью для высадки техники. «Прибой», представляющие собой функциональное повторение голландских ДВКД типа «Роттердам» или «Ян де Витт», больше ориентирован на обеспечение загоризонтной высадки батальона морской пехоты (с использованием бортовых вертолетов и десантных катеров).

Корабль по концепции применения абсолютно новый для отечественного флота. Обычно десантные силы ВМФ считались вспомогательными, и основной задачей, которая им ставилась, была ограниченная по глубине тактическая поддержка сухопутных операций на приморских флангах.

Здесь впервые возникает полноценный инструмент, который позволяет применять так называемые «экспедиционные силы» в отрыве от каких бы то ни было сухопутных фронтов.

Прежние же задачи, как утверждают военные, будут решаться малыми десантными силами, включая корабли на воздушной подушке. Кстати, в конце 2014 года появилось сообщение о возможном возобновление строительства малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Эти корабли строились в советское время в Крыму, в Феодосии.

Но дальше — больше. О том, что флот хочет корабли, похожие на «Роттердамы», сообщалось еще в 2009 году. Но после этого вопрос несколько отошел в тень на фоне грандиозного контракта на куда более крупные боевые единицы — французские вертолетоносцы типа «Мистраль». Корабли-то для России построили точно в срок, . И тут возникла альтернатива.

Одновременно с «Прибоем» был обнародован факт существования еще одного технического задания на десантный корабль. Еще более крупный. Один из вариантов проработки, за авторством Крыловского государственного научного центра, другой, насколько можно судить по отчетам судостроителей, создается в Невском ПКБ под шифром «Кашалот».

Это уже полноценные аналоги «Мистралей», о которых раньше говорили только в сослагательном наклонении.

На борт они будут брать до 500 морских пехотинцев и до 80 единиц боевой техники, а также нести до 16 вертолетов. Водоизмещение составит не менее 24 тысяч тонн. Один из вариантов предусматривает комплектацию шестью десантными катерами типа «Серна».

«Лавина». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Подобные корабли еще дальше отходят от прежней концепции десантных сил флота. Это уже не БДК, а полноценные УДК (универсальные десантные корабли), со сплошной палубой и крупной авиагруппой. Как утверждается, флот закажет в идеале не менее четырех таких единиц с передачей головного не ранее 2020 года.

В 1980-е годы СССР проектировал подобный УДК проекта 11780, однако до постройки дело так и не дошло. Сейчас планы выглядят и интереснее, и полнее, чем в советское время.

Флот по сформировавшейся за последние годы привычке растет снизу вверх, от «Гренов» в 5 тысяч тонн до «Прибоев» в 14 тысяч и далее к «Лавине» (или «Кашалоту»?) в 24 тысячи тонн.

Выглядит эта картинка, конечно, несколько фантастично. Во многом еще и потому, что появление кораблей подобного функционального назначения в нашем ВМФ произойдет впервые. Тем интереснее будет посмотреть, как они впишутся в новый облик флота.

Случайные статьи

Вверх