Методы исследования на уроках. Урок исследование. Оборудование и реактивы

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

План проведения коучинга по теме
«Исследование в действии. Lesson Study»
Тема занятий: «Исследование в действии. Lesson Study»

Общие цели: Создать условия для знакомства с понятием «исследование в действии» как форме исследований специалистом-практиком. Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.
Результаты обучения: Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study».
Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.
Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.
Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Этапы проведения занятия Время

90 минут Действия коуча и действия участников

Введение 3 мин Формирование коллаборативной среды.
Разминка «Наш день» (в парах проговаривают друг другу главные события школьного дня)
Рассаживание в группы по цвету стикера-пожелания.
— Что интересного произошло сегодня у Вашего коллеги?
— Каким событиям Вы порадовались вместе?
— Чему очень удивились?
Целеполагание 10 мин А) Рефлексия одного из уроков школьного дня.
Прошу вас ответить ответить на вопросы:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________
Наиболее успешными были______________, так как _
Не вышли на результат______________________, так как________
Удачными были формы организации деятельности________.
Самыми действенными приемами были_____________________
Изменить в следующем уроке надо_________________.
Б) «Мозговой штурм»:
-Какое действие нами было произведено сейчас?
-Почему учитель рефлексирует постоянно после проведения урока?
В)Выход на тему
Каждый учитель, практически ежедневно, встречается с различными проблемами, которые вынужден решать и преодолевать самостоятельно. В результате меняется практика учителя и он выбирает наиболее действенные приемы, методы, формы проведения занятий и становится успешным учителем. Но этот процесс исследования собственной практики не является достоянием других педагогов. Каждый проходит этот путь в одиночку. Мировой опыт предлагает сделать исследование в действии практикой каждой школы и делать результаты достоянием всех.
В) Определение своего уровня знаний (прием «2 Яблони» (стикеры-яблоки зеленого, желтого, красного цвета).
Г) Подведение итогов для формирования целевого пространства и мотивации к деятельности.
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (запись вопросов на стикерах)
Изучение теоретических вопросов 30 мин 1. Знакомство с иформацией по теме из различных источников:
Слайд-программы, инфомационные бюллютени, ресурс Интернет
Задание в группы:
1. Изучить материал об исследовании в действии, оформить постер.
2. Изучить материал о Lesson Study, представить в книжке-малышке.
3. Изучить материал об исследовании в действии, подготовить сценку, демонстрирующую особенности процесса.
4. Изучить материал о Lesson Study, написать сказку о процессе.
2. Защита постера и книжки-малышки
— Какие общие черты имеют оба исследования?
— Какой процесс является более общим? Какой- частным случаем общего?
3. Показ сценки и чтение сказки об исследованиях, определение верности и точности представления иформации.
4. Подведение итогов

Практическая часть 20 мин — Что является самым сложным в ИД и LS? (в группе обсуждаются ответы на вопросы)
Определение темы исследования с помощью ответов на вопросы

 Я бы хотел знать…

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является
-Обсудите и выделите те темы, которые являются наиболее общими в группе.
Рефлексия 15 мин Размышление над обучением, работа с доской обратной связи:
1. Как изменилось ваше понимание исследования в действии?
2. На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить в следующем коучинге? (разбор вопросов на доске, заданных в начале занятия; определение задач на следующий коучинг)
3. Что Вам мешало в тренинге?
Подведение итога личностного роста- определение места положения «2 яблони» (стикеры-яблоки)

Исследование в действии
Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях и активно пытаются решить их. В тот момент, когда учитель включается в практику, чтобы осуществить изменения в ней, при этом систематически собирает доказательства влияния данных изменений, он погружается в исследование в действии.
Однако во всех случаях присутствует единое намерение, суть которого заключается в том, чтобы изменить практику в ответ на проблему, обозначенную исследователем-практиком. Еще одной важной особенностью исследования в действии является то, что оно всегда осуществляется членом или при участии своих членов в организации или сообществе, а не командой исследователей извне, обычно изучающей преподавателей или учеников в действии.
Исследование в действии для преподавателей является действенным способом продолжения роста и обучения, при использовании практического опыта. Исследование в действии начинается буквально там, где в настоящий момент находится преподаватель и совершенствует его на столько, на сколько он этого желает.
Таким образом, исследование в действии:
процесс выполнения действий с целью совершенствования преподавания и обучения совместно с систематическим исследованием практических действий и их последствий;
в значительной степени разрабатывается и проводится специалистами-практиками, анализирующими данные по итогам своей работы с целью ее совершенствования;
вид прикладного исследования, в процессе которого исследователь активно задействован в деле, ради которого проводится данное исследование;
рассматривается в контексте богатых традиций качественного исследования, сформировавшегося в области антропологии, социологии и этнографии и др.
КАК ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ?
Первым шагом проведения исследования в действии является сознательное принятие обязательств по его выполнению. Необходимо определить достаточный объем времени для обдумывания применяемой в классе практики. Согласно подходу Кембриджского университета в центре трактовки понятия профессионализма находится способность к исследованию, т.е. — способность к постановке вопросов в ситуациях, воспринимающихся другими как само собой разумеющееся, например: «Что дает результат в Вашем классе, в Вашей методике преподавания?», «Кто учится?», «Кто исключается из процесса?», «Как учебный план способствует обучению?», «Когда Вы осознаете, что не управляете ситуацией?» и мн.др.
Задавать вопросы подобного рода не совсем комфортно. Ответы на них могут создать
еще больший дискомфорт. Но до тех пор, пока учителя не решат сложные вопросы, улучшить ситуацию в классах будет невозможно. Одним словом, исследование в действии —
способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как
критического мыслителя, сопровождающего учеников в мире познания и развития.
В самом начале процесса, в соответствии с подходом Кембриджского университета, от учителей требуется серьезное отношение к процессу, в ходе которого они иногда будут испытывать дискомфорт. Кроме того мы обращаемся к учителям с просьбой каждый день уделять по 10 минут своего времени для описания своих уроков на бумаге. Данная работа требует дисциплины и работоспособности, но мы считаем, что данный процесс развивает новый навык.
Цель ИД- выяснение причин, негативно влияющих на эффективность практики, и поиск путей их устранения.
Реализация процесса- практика, основанная на обдумывании и рассуждении.
Сущность- Учитель участвует в исследовании в действии, а так же использует результаты внешнего экспертного оценивания, применяя различные формы сотрудничества с коллегами
Этапы ИД:
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМЫ
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.СБОР ДАННЫХ
 Информация из классных журналов. Анкетирование.
 Изучение личных дел.  Исследование различных ситуаций.
 Протоколы встреч, совещаний.  Образцы работ учащихся.
 Опрос.  Аудиозаписи.
 Видеозапись.  Фотографии.
 Отчетная информация по успеваемости, посещаемости учеников.  Конспекты
 Самооценивание.  Материалы работы фокус-группы
 Интервьюирование.  Наблюдение.
 Проекты, выступления.  Проверочные листы.
 Портфолио.  Ситуативные записи
4.ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 Наблюдается ли в действительности улучшение и подтверждают ли этот факт полученные данные?
 Если нет улучшений, то, какие необходимо внести изменения в действия для получения лучших результатов?
Lesson Study
Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.
Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.
Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс
Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены — наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.
Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study, которые становились и утверждались с течением времени:
1. Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.
2. Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».
3. Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.
4. Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.
5. Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»
6. Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»
7. Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.
8. Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
обучение класса в целом;
ход исследовательского урока и процесс преподавания;
постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
совместное планирование группой следующего Lesson Study.
После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы.

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________

Наиболее успешными учениками были_______, так как__

Не вышли на результат________________, так как____________________________

Удачными были формы организации деятельности________________________.

Самыми действенными приемами были_________

Изменить в следующем уроке надо__________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что _________________________
Наиболее успешными учениками были ______, так как ____

Не вышли на результат____________, так как________

Удачными были формы организации деятельности ________________________.

Самыми действенными приемами были____

Изменить в следующем уроке надо________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________________

Наиболее успешными учениками были_______, так как___________

Не вышли на результат_____________, так как_____________________

Удачными были формы организации деятельности________________________
Самыми действенными приемами были________________
Изменить в следующем уроке надо_______________

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Мне необходимо изучить, как …

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является..

 Мне необходимо изучить, как …

Пояснительная записка – анализ урока

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урока связан с предыдущими уроками, как он работает на последующие уроки?

Урок является заключительным по теме «Работа и мощность электрического тока». Урок является, с одной стороны, обобщающе – контролирующим, с другой стороны, уроком практического применения знаний и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках. Эти знания и компетенции будут использованы при изучении темы «Электромагнитные явления», в частности при выполнении лабораторных работ по изучению электродвигателя постоянного тока и сборке и испытанию электромагнита.

2. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена большую часть урока на работу в паре, то слабоуспевающие были активизированы более сильными учениками. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в парах и достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, ученики активные и творческие личности.

3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

Основная цель урока - научиться измерять работу и мощность электрического тока в лампочке.

Образовательная:

Закрепление знаний у учащихся понятий «работа и мощность электрического тока»;

Проверка знания формул для расчета работы и мощности электрического тока и единиц их измерения;

Закрепление практических умений по сборке электрических цепей, пользования ампермет-

ром и вольтметром для измерения параметров электрической цепи;

Формирование устной речи;

Владение тестовой формой ответа;

Владение способами самоконтроля и самооценки;

Умение работать коллективно и в парах.

Воспитательная.

Приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;

Воспитывать чувство сопереживания за товарищей;

Формировать познавательный интерес к физике.

Развивающая.

Учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников;

Развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;

Развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации;

Развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать.

Цели в течение урока были достигнуты: учащиеся показали хорошие знания определений физических величин, формул для их расчета и умения применять их на практике; уверенно собирали электрические цепи; во время выполнения работы ученики сами выбирали вид творческой деятельности, а также ребята еще раз показали свое умение работать коллективно и в группе.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Урок имел форму фронтальной познавательной и обобщающей деятельности. На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания изученной теме, а также развивают новые знания (которые понадобились для достижения большего эффекта в работе, например, при выполнении творческих заданий по выбору), развивают умения работать в группе, а также анализировать результаты общения с одноклассниками и с учителем (в момент проведения рефлексии), во время урока использовались элементы здоровьесберегающих технологий - смена деятельности, тестовая технология, проведение «физкультминутки для глаз». Главным этапом урока был практический этап, когда ученики в сформировавшихся группах распределяли роли и задачи для выполнения лабораторной работы. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также в ее результатах.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.

На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе – выполнению эксперимента. Творческие задания по выбору мотивировали учащихся к получению дополнительных компетенций. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

6. Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.

В активе урока были компьютер, мультимедийный проектор, SMART-доска, набор необходимого лабораторного оборудования, тестовые материалы. Для наглядности все вопросы и ответы на них, а также элементы выполнения лабораторной работы и вопросы рефлексии проектировались на SMART-доску. Кроме того, учащиеся имели возможность самостоятельно поработать со SMART-доской по составлению электрической цепи.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется

Вначале урока был проведен контроль усвоения знаний в виде устного опроса (для наглядности вопросы и правильные ответы проецировались на экран). Умения и навыки контролировались при выполнении учащимися лабораторной работы. Некоторые ученики выполнили тестовые задания. Самоконтроль и самооценка была выполнена учащимися в ходе ответов на вопросы рефлексии.

8. Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя?

Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем, как для ответов на вопросы технические (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания.

Урок-исследование как средство получения новых прочных знаний.

О себе: стаж работы в сфере образования 8 лет. Профессиональные интересы: сопровож-дение одарённых детей, интеграционные процессы в образовательной среде, компетентностный подход.

Сейчас слова ФГОСы и инновационные технологии стали очень модными, но эта модность диктуется временем и новыми потребностями современного общества.

Само появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

Вот именно таких специалистов мы и должны с Вами вырастить и подготовить к профессиональному обучению. Как же сформировать такую личность в стенах школы? Силами преподаваемого предмета? Последние годы показали, что используемые ранее педагогические технологии не дают сейчас желаемого результата, мы призваны искать новые пути решения педагогических проблем – использование инновационных технологий, то есть таких технологий, которые позволяют добиваться новых результатов обучения, востребованных временем. Такой технологией для меня уже несколько лет является – исследовательская технология или урок-исследование.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в актив-ной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке — исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект — субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега».

Урок – исследование.
Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
— постановку проблемы,
— повторение теории, посвященной данной проблематике,
— подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
— обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Технология.
Вспомним, как происходят открытия? Чаще всего открытия случайны и оттого чрезвычайно интересны как для самих участников событий, так и для широкого круга неспециалистов. Ведь история таких открытий – своего рода научный детектив, с той разницей, что автор – ученый никогда не знает, чем увенчаются его поиски. Чаще всего открытия происходят в тех областях наук, в которых для этого можно использовать инструментарий (вещества, приборы, материалы …). Здесь создается некая модель (конструкция), воздействуя на которую, изучаются результаты. Филология в этом смысле не самая перспективная область для свершения открытий, но для проведения уроков исследования с учащимися нам будет достаточно таких инструментов, как интерпретация, анализ, синтез. Вот и весь инструментарий! Мы не собираемся совершать открытия, с помощью этого набора инструментов ученики будут получать (практически самостоятельно!) новые знания. И чтобы добиться поставленной цели, им придется конструировать ˝идеи˝, используя филологические инструменты, воздействовать на них, ˝прокрутить˝ в памяти достаточно большой объем знаний. Основой деятельности учителя на таком уроке считаю проверку идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти её самостоятельно путем перебора различных вариантов).

Главная цель урока – исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущей ценностью урока — исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!
Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы.
Развивающая функция обучения русскому языку и литературе требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Филология должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».

Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой:
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность, и эта деятельность обязательно должна оцениваться.

Оценивание успешности учащихся в выполнении исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
— степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
— практическое использование ЗУН;
— количество новой информации использованной для выполнения проекта;
— степень осмысления использованной информации;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или иссле-дования;
— уровень организации и проведения презентации;
— владение рефлексией;
— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
— значение полученных результатов.

Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Эффективным средством обучения и развития является организация уроков — исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ю.В. Завельский. Памятка для учителя. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007 г.
2. Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.
3. Н.С. Генералова. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 8, 2009 г.
4. Л.Г. Перевозная. Организация исследовательской деятельности учащихся – перспек-тивный путь развития одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles
5. Организация исследовательской работы Из опыта работы школ Алтайского края. http://festival.1september.ru/articles/568376/

Главная цель образования - воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию, поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении и воспитании я выбрала поисковый, исследовательский.

На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель) . Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:

Приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);

Приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);

Приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).

Для обучения исследовательской деятельности требуется решить другую задачу - приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

Знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;

Знание методики научного исследования;

Умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний, а также комбинированные уроки.

По объему осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся , проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. И естественно, что начинать следует с подготовительного этапа - теоретического изучения этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следуют освоение школьниками процесса исследования на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование» (этап 3).

В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:

1) актуализация знаний;

2) мотивация;

3) создание проблемной ситуации;

4) постановка проблемы исследования;

5) определение темы исследования;

6) формулирование цели исследования;

7) выдвижение гипотезы;

8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);

9) интерпретация полученных данных;

10) вывод по результатам исследовательской работы;

11) применение новых знаний в учебной деятельности;

12) подведение итогов урока;

13) домашнее задание.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т.е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг - выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать («Анализ данных показывает, что...»). В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее.

Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

– определение темы и цели исследования;

– формулирование и отбор полезных гипотез;

– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

– разграничение допущений и доказанных положений;

– планирование эксперимента для проверки гипотезы;

– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;

– планирование результата;

– проведение эксперимента;

– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;

– составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);

– систематизация фактов, явлений;

– интерпретация данных;

– использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

– установление аналогий;

– формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

– решение задач в новой ситуации;

– написание творческого сочинения, реферата.

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования (табл. 1).

Приведем пример проведения урока-исследования.

«Кристаллические решетки»
8 класс

По дидактической цели - это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности - урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока. Помочь учащимся самостоятельно определить зависимость физических свойств веществ от видов химической связи и типов кристаллических решеток;научить их получать информацию о свойствах веществ по виду химических связей и типу кристаллической решетки, и наоборот.

Педагогические задачи урока. Познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

План проведения урока

Определение задач урока, мотивация учащихся.

Постановка проблемы.

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

Формулирование вывода по результатам исследования.

Подведение итогов урока.

Оборудование и реактивы.

На столе учителя: кристаллические решетки веществ, образцы веществ.

На столах учащихся: отпечатанные на листах сведения (см. приложение) о свойствах и строении веществ: воды, углекислого газа, алмаза, оксида кремния(IV), алюминия, поваренной соли; кристаллические решетки этих веществ; листы бумаги с заготовленными таблицами.

На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности. Учащиеся работают в группах по четыре человека.

ХОД УРОКА

Учитель. Исследование - один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель - человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач нашего урока - учиться исследовательской деятельности. Другая задача - сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как влияют химические связи на свойства твердых веществ .

Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся - маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы.

Учитель. С чего начинается любое исследование?

Ученик. С накопления информации, постановки проблемы .

Учитель. Жизнь современного человека невозможно представить без линий электропередач, авто- и авиатранспорта, приборостроения, ракетной техники и строительства. И во всех этих областях находят применение алюминий и его сплавы. Какие свойства алюминия позволяют ему быть таким незаменимым?

Ученик. Легкость, прочность в сплавах, устойчивость к коррозии, высокая электропроводность и пластичность.

Учитель. Итак, возникает проблема: почему именно алюминий обладает такими свойствами, а не другие вещества?

Учащиеся высказывают различные предположения.

Учитель. Вещества, как вам известно, могут существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком и твердом. Например, кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре –182,9 °С превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре –218,6 °С затвердевает в снегообразную массу синего цвета. Твердые вещества делятся на кристаллические и аморфные (пластилин). Аморфные вещества не имеют четкой температуры плавления, их частицы расположены беспорядочно.

Кристаллические вещества характеризуются правильным расположением (в строго определенных точках пространства) тех частиц, из которых они состоят. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, который называют кристаллической решеткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называются узлами решетки. В узлах кристаллических решеток могут находиться различные химические частицы (ионы, атомы, молекулы).

Вам предстоит сегодня исследовать взаимозависимость трех параметров: вида связи, типа кристаллической решетки и физических свойств веществ. Для этого в группах предлагается рассмотреть информацию о веществах (см. приложение), их кристаллические решетки, заполнить таблицу и сделать вывод.

Учащиеся выполняют работу, заполняют таблицу (табл. 2) и делают соответствующие выводы.

По итогам работы в тетрадях учащихся остается следующая запись.

Проблема. Почему именно алюминий - легкий, прочный и проводит электрический ток.

Тема исследования. Взаимосвязь: вид химической связи - тип кристаллической решетки - физические свойства вещества.

Цель исследования. Выявить взаимосвязь между видом химической связи, типом кристаллической решетки, физическими свойствами вещества.

Гипотеза. Различные вещества, обладая различными физическими свойствами, имеют различные химические связи и кристаллические решетки.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.English-Polyglot.Com. Если Вы решили приобрести качественные знания английского языка, и при этом не потеряв их, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.English-Polyglot.Com. На сайте, вы сможете ознакомиться с видеоматериалами известной телепрограммы об английском. языке «Полиглот». На сайте Вы также сможете скачать текстовую и видео версию телепередачи.

Подтверждение гипотезы (см. заполненную табл. 2).

Вывод. Физические свойства веществ зависят от типа кристаллической решетки, которая, в свою очередь, определяется видом химической связи (табл. 3).

Таблица 3

Свойства кристаллов с разными типами кристаллических решеток
молекулярной ионной атомной металлической

Твердость небольшая.

t кип – низкая.

t пл – низкая.

Некоторые могут растворяться в воде.

Раствор и расплав электрического тока не проводят

Твердость большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

Могут растворяться в воде.

Раствор и расплав проводят электрический ток

Твердость очень большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

В воде не растворяются.

Раствор и расплав электрического тока не проводят

Твердость достаточно большая.

t кип – высокая.

t пл – высокая.

В воде не растворяются.

Проводят электрический ток не только в расплаве, но и в твердом виде

Химическая связь – ионная Химическая связь – ковалентная Химическая связь – металлическая

Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание, задает к нему вопросы для размышления и закрепления изученного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация для учащихся

Алмаз

Алмаз состоит из атомов углерода. Каждый из атомов в кристалле соединен с соседними атомами прочными ковалентными связями. Благодаря таким прочным связям алмаз исключительно тверд (от греческого слова «adamas» - несокрушимый). В кристалле алмаза все валентные электроны участвуют в образовании ковалентных связей, свободных электронов нет. Алмаз не проводит электрический ток, плохо проводит теплоту. Температура плавления у алмаза отсутствует. При нагревании выше 1000 °С (без доступа кислорода) алмаз переходит в графит. Не растворим в воде. После огранки алмаз сильно преломляет свет и красиво блестит. Правильно следует записывать формулу - С п .

Алюминий

Простые вещества металлы состоят из атомов одного металлического элемента. В узлах кристаллической решетки металлов содержатся катионы, которые удерживаются свободно перемещающимися обобществленными электронами. Подвижные валентные электроны придают металлам пластичность, высокую электро- и теплопроводность, характерный блеск и непрозрачность.

Алюминий - серебристо-белый металл, легкий (плотность - 2,7 г/см 3), плавится при 660 °С. Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в листы и фольгу. По электрической проводимости алюминий уступает лишь серебру и меди (она составляет 2/3 от электрической проводимости меди).

Вода

Вода (Н 2 О) - самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на планете.

Вода влияет на климат планеты, потому что она обладает очень большой теплоемкостью.

Вода почти никогда не бывает чистой, т.к. растворяет в себе в той или иной степени практически все вещества. Лед плавится при температуре 0 °С, вода кипит при 100 °С. Химически чистая вода не проводит электрический ток.

Лед - кристаллическая вода. В узлах кристаллической решетки льда находятся молекулы. Силы межмолекулярного взаимодействия в молекулярных кристаллах обычно слабые, однако вода составляет исключение. Причина - водородные связи.

Углекислый газ

Оксид углерода(IV) – бесцветный газ, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворим в воде. Всем известная газированная вода – это раствор оксида углерода(IV) в воде. При обычной температуре и сравнительно высоком давлении углекислый газ сжижается. При его испарении поглощается так много теплоты, что часть оксида углерода(IV) превращается в снегообразную массу («сухой лед»). При охлаждении в условиях нормального давления газ сразу затвердевает (при температуре –78 °С, минуя жидкое состояние. Жидкий углекислый газ образуется только под давлением.

Межмолекулярная связь действует между молекулами газообразных и жидких тел. Поскольку межмолекулярная связь в большинстве случаев слабее обычной химической связи, молекулярные кристаллы плавятся при низких температурах и имеют высокую летучесть.

Оксид кремния (IV)

Оксид кремния(IV) имеет очень высокую температуру плавления - одна из модификаций кварца плавится при температуре 1728 °С. На основании свойств можно предположить, что твердый оксид кремния должен иметь атомную кристаллическую решетку. Это подтверждено многими исследованиями. Кристалл оксида кремния представляет собой как бы одну гигантскую молекулу и имеет формулу (SiO 2) n . В чистом виде оксид кремния(IV) представляет собой твердое кристаллическое вещество, он тугоплавок и нелетуч, нерастворим в воде. Оксид кремния(IV) встречается в природе в виде речного песка, кварца, горного хрусталя.

Поваренная соль

Поваренная соль, или хлорид натрия NaCl, - белое кристаллическое вещество, растворимое в воде, соленое на вкус. Проводит электрический ток в растворах и в расплавах, плавится при температуре 801 °С, обеспечивает осуществление важнейших физиологических процессов в организме.

Разноименные ионы натрия и хлора притягиваются, стремятся сблизиться друг с другом. Одноименные - отталкиваются и удаляются друг от друга. Когда силы притяжения и отталкивания уравновешиваются, катионы и анионы размещаются в определенном порядке, образуя ионную кристаллическую решетку.

Случайные статьи

Вверх