Синод российской империи. Учреждение Синода в России (кратко). Учреждения и комиссии

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев) , а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) . Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года . Временное правительство , как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора . В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв , получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх . 17 ноября года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию. Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

§ 4. Святейший Синод: его организация и деятельность при Петре I

а) Духовная коллегия, переименованная вскоре после своего возникновения в Святейший Синод, начала свою деятельность немедленно после своего торжественного открытия.

Согласно царскому манифесту от 25 января 1721 г., Святейший Синод состоял из одиннадцати членов, между тем как «Духовный регламент» предусматривал двенадцать. Петр I настаивал на строгом соблюдении принципа коллегиальности. «Самое имя президент, - говорится в «Духовном регламенте», - не гордое есть, не ино бо что значит, только председателя». Таким образом, президент должен был быть primus inter pares - первым среди равных . Первым и, как потом оказалось, единственным обладателем этого звания стал по распоряжению Петра бывший местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан Яворский, с которым царь в последние годы часто расходился во мнениях. Возможно, Петр считал нецелесообразным игнорировать Яворского в видах преемственности в церковном управлении, надеясь в то же время, что влияние Стефана будет нейтрализовано в силу коллегиальности самого органа. Соперником Яворского в Синоде был Феофан Прокопович. Несмотря на протест своего президента, Синод постановил отменить поминовение православных патриархов во время богослужения. 22 мая 1721 г. появилась брошюра Феофана под заглавием «О возношении имени патриаршего», а уже в начале июня президент представил Сенату докладную записку: «Апология, или словестная оборона, о возношении в молитвах церковных святых православных патриархов» . Конфликт закончился тем, что Сенат отклонил меморандум Стефана, сделав ему письменный выговор, «дабы он таких, яко зело вредных и возмутительных, вопросо–ответов отнюдь никому не сообщал и в объявление не употреблял» . Еще обиднее было для митрополита то, что по приказу царя его подвергли в Сенате допросу по делу монаха Варлаама Левина. Варлаам был арестован тайной государственной полицией, так называемым Преображенским приказом, по обвинению в бунтовщических и угрожавших государственному порядку речах против государя и при допросе показал, что сносился со Стефаном Яворским. Митрополит отрицал перед Сенатом всякую связь с монахом, который был вынужден сознаться, что солгал. За «политические» и «богохульные» речи Варлаам был осужден и после расстрижения сожжен в Москве 22 августа 1722 г. Вскоре после того, 22 ноября, скончался и митрополит. Он был похоронен в рязанском кафедральном соборе 27 декабря 1722 г.

Преемника ему царь не назначил. По указу царя Феофан Прокопович стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий Яновский - первым вице–президентом Святейшего Синода. Петр узнал и сумел оценить Феодосия Яновского еще до своей встречи с Феофаном. Феодосий родился в 1674 или 1675 г. в шляхтской семье на Смоленщине. В конце столетия он принял постриг в московском Симоновом монастыре и после некоторых заминок в самом начале его монашеской карьеры заслужил расположение и покровительство со стороны архимандрита Троице–Сергиевской лавры Иова. Когда в 1699 г. Иов был поставлен митрополитом в Новгород, он взял с собою и своего подопечного, здесь в 1701 г. он произвел Феодосия в игумены, а в 1704 г. назначил его архимандритом Хутынского монастыря. Яновский не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато выказал недюжинные способности как администратор. Петр I, который искал таланты и поддерживал их везде, где только ни находил, оценил Яновского и повелел назначить его духовным судьей Петербурга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Облеченный правами епархиального архиерея, Яновский проявил большую активность в строительстве храмов и надзоре за духовенством. Он принимал также живейшее участие в создании Александро–Невского монастыря, а в 1712 г. стал его архимандритом, получив особые привилегии. В нем появились надменность и заносчивость - даже по отношению к своему покровителю митрополиту Иову. Яновский не без успеха включился в церковно–политические интриги. 31 января 1716 г. он стал преемником скончавшегося в 1716 г. митрополита Иова .

К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника, число их в 1722 г. возросло до пяти после введения в состав Синода архимандрита Феофилакта Лопатинского, ректора Московской Академии и сторонника Стефана Яворского. В 1723 г. Лопатинский, сохранив свое место в Синоде, стал епископом Тверским . В Синод наряду с советниками входили также асессоры, назначавшиеся из среды белого духовенства . К привилегиям архиереев - членов Синода относилось право ношения митры с крестом, архимандриты имели право носить наперсный крест .[

]Царский указ от 28 января 1721 г. предусматривал для президента Синода содержание в размере 3000 руб., для вице–президентов - по 2500 руб. и для асессоров - по 600 руб. Кроме того, епископам разрешалось получать дополнительные доходы от своих епархий, а архимандритам - из своих монастырей. Выплата жалованья происходила нерегулярно, так как не были точно определены его источники, к тому же в 1723 г. царь приостановил выплату жалованья вплоть до погашения налоговых недоимок с земель, находившихся в ведении Синода. Лишь в 1724 г. Петр указом распорядился отчислять жалованье от доходов с этих земель. Размеры окладов, кстати говоря, поистине царские .

Сперва Синод был озабочен протокольными вопросами. Епископы - члены Синода могли иметь целую свиту из своих епархий. Архимандритам, согласно предписанию, позволялось держать при себе только келейника из монахов, повара, прислужника, кучера с тремя лошадьми, а летом - четырехвесельный ялик с пятью матросами и жить в собственном доме. При богослужениях духовенство - члены Синода пользовалось облачениями прежних патриархов. Патриарший трон, находившийся в Успенском соборе, был оттуда удален. По установленному Синодом распорядку на понедельники, среды и пятницы приходилось Присутствие с участием всех членов Синода, включая советников и асессоров. Однако кворум имелся не всегда. Этот распорядок сохранялся вплоть до конца синодального периода . Синод имел при себе канцелярию и большое число административных органов .

б) Московский патриарх осуществлял управление Церковью в полном смысле слова, т. е. обладал законодательной, исполнительной и судебной властью. Манифестом от 25 января 1721 г. и «Духовным регламентом» все три власти передавались Святейшему Синоду. Первой задачей Синода было довести этот свой статус до сведения епархиальных архиереев. Когда последние вместо отчетов стали подавать ему только справки, Синод писал епископам: «Духовная коллегия имеет честь, славу, власть патриаршескую, или едва и не б?льшую, понеже Собор» .

Законодательная власть Синода описана в манифесте следующим образом: «Должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять «Регламент» свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однако ж делать сие должна Коллегия духовная не без Нашего соизволения». Эти ограничения дополнены указом от 19 ноября 1721 г.: «А буде во отлучении Нашем такое (срочное. - Ред.) дело случится, а обождать до прибытия Нашего будет невозможно, то Синоду согласиться с Сенатом и подписать и потом публиковать» . В этом установлении заключался зародыш той зависимости Святейшего Синода от Сената, к которой постепенно пришло дело на практике. В инструкции царя обер–прокурору последнему дается только право надзора: «Он должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал», и в противном случае «докладывать тотчас же» царю (пункт 2) .

Первым значительным документом синодального законодательства стало «Прибавление» к «Духовному регламенту» от апреля 1722 г., опубликованное Синодом без санкции императора. За это Синод получил выговор от царя, тираж был конфискован, а «Прибавление» отредактировано Петром и затем опубликовано вместе с «Духовным регламентом» 14 июля 1722 г.

Из указов Святейшего Синода, приравненных к закону, мы можем упомянуть лишь о самых важных. Уже в 1721 г. Синод запретил пострижение монахинь без своего разрешения, издал предписание о крещении детей от смешанных браков только по православному обряду и правила по поновлению икон . В результате совместной конференции Сената и Синода Святейшим Синодом 16 июля 1722 г. был издан указ, состоявший из следующих пунктов: 1) приходские священники обязывались вести списки прихожан и поименно отмечать приходящих к причастию, равно как и уклоняющихся от исповеди; 2) последние подлежали наказанию; 3) священники должны были контролировать присутствие прихожан в церкви по праздничным дням; 4) старообрядцам запрещалось совершение святых таинств и распространение своего учения; 5) распоряжения относительно крещения детей старообрядцев и их венчания по православному обряду .

Верховная власть Синода также опиралась на манифест от 25 января, где сказано: «Духовное соборное правительство имеет всякия духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять». Детали оговаривались во второй части «Духовного регламента». Святейшему Синоду предоставлялось право осуществлять управление непосредственно или через епархиальных архиереев. Он имел полномолчия открывать новые кафедры, выдвигать кандидатов на их замещение и подавать свои предложения на утверждение государя . Епископы были подчинены Святейшему Синоду: «Да весть же всяк епископ, каковый он ни есть степени, простой ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному коллегиум яко верховной власти подчинен есть, указов онаго слушать, суду подлежать и определением его довольствоваться должен» («Дела епископов», пункт 13). Святейший Синод назначал настоятелей и настоятельниц монастырей, лишал священства и монашества, поставлял в архимандриты, протоиереи или игумены и производил награждения; он давал санкцию на строительство церквей и их починку, а также на основание монастырей; он назначал иеромонахов в армию и на флот ; он следит за управлением епархий, собирал отчеты с епископов и выносил решение в сомнительных случаях .

Святейший Синод имел право и был обязан блюсти чистоту веры и нравственность, искоренять суеверия, бороться с ересями и расколом, поверять мощи и жития святых, заботиться о правильности иконописания, составлять богослужебные тексты, устанавливать новые богослужения, а также исправлять и издавать богослужебные книги. Во исполнение последнего предписания Святейший Синод выпустил в первые годы своей деятельности ряд богослужебных книг, наставления против раскола и несколько катехизических изданий. Наконец, «Регламент» поручал Святейшему Синоду духовную цензуру, которая тем самым становилась постоянным учреждением .

Судебная власть Святейшего Синода также основывалась все на том же манифесте; детали ее освещены во 2–й и 3–й частях «Регламента». Наряду с Присутствием Святейшего Синода органами судопроизводства были Контора судных дел, Московская синодальная канцелярия и трибунал. Контора судных дел и Присутствие являлись в то же время и высшей апелляционной инстанцией. Члены Синода подлежали суду только Присутствия. Юрисдикция Синода распространялась и на мирян, если они привлекались к суду по духовным делам. Наказуемы были в первую очередь еретики и раскольники. Самыми суровыми наказаниями, согласно «Регламенту», было отлучение от Церкви и предание анафеме. За менее серьезные проступки полагались церковные епитимии. Право отлучения от Церкви «Духовный регламент» признавал и за епархиальными архиереями, рекомендуя им, впрочем, действовать «терпеливо и рассудительно во употреблении власти своей осязательной» (часть 3, пункт 16). Отлучению от Церкви могли подвергаться как отдельные лица, так и целые приходы, церкви которых в этом случае опечатывались, а совершение святых таинств и даже треб прекращалось. В «Регламенте» приводятся примеры преступлений, карающихся отлучением: постоянное непосещение богослужений и клевета. Анафематствование оставалось прерогативой Синода, ему подвергались: 1) хулящие имя Божие, Священное Писание или Церковь со злобою и насмешкой; 2) открыто и высокомерно пренебрегающие заповедями Господними и церковными властями; 3) длительное время уклоняющиеся от исповеди. В качестве церковного наказания за последнее мог взиматься также денежный штраф, в случае неуплаты которого могло последовать телесное наказание или даже каторжные работы, как то видно из указов Синода . Объем юрисдикции Святейшего Синода в сравнении с судебной властью патриарха был ограничен тем, что такие преступления против нравственности, как разврат, изнасилование, кровосмешение, брак против воли родителей, относились теперь к компетенции гражданского суда . Все брачное право и бракоразводные дела оставались в ведении духовного суда, пока по указу Петра от 12 апреля 1722 г. дела, касающиеся внебрачных детей и детей от незаконных браков, не были переданы светским судам . Дела о наследствах отошли в сферу гражданского судопроизводства еще до основания Святейшего Синода. Но тяжбы по поводу завещаний «благородных персон», согласно «Регламенту», Юстиц–коллегия рассматривала совместно со Святейшим Синодом .

Под юрисдикцию Святейшего Синода подпадали также некоторые вопросы гражданского права. В 1701 г. восстановленному Монастырскому приказу были переданы права суда по гражданским делам в отношении всех лиц, принадлежавших к аппарату церковного управления и церковным учреждениям. Но в том же году было постановлено, что рассмотрение жалоб против духовенства подлежит ведению Духовного приказа местоблюстителя и только иски к светским лицам, состоявшим на службе в церковных учреждениях, а также дела церковных и монастырских крестьян остаются в компетенции Монастырского приказа. Иски названных лиц и духовенства против служащих гражданских учреждений находились в ведении этих учреждений. После основания Святейшего Синода последний передал гражданские иски к духовенству на территориях, подведомственных Синоду, Духовному приказу, а на территориях епархий - епархиальным архиереям, тогда как дела против мирян, находивщихся на службе у Церкви, и против монастырских крестьян продолжали рассматриваться Монастырским приказом . Преступления духовенства подлежали суду Синода, за исключением тяжких государственных преступлений, а также разбоев и убийств .

в) Петр I приказал, чтобы Сенат и Синод обладали «равным достоинством» . Несмотря на это, Сенат продолжал свою применявшуюся уже по отношению к местоблюстителю патриаршего престола практику вмешательства в духовные дела. В первом же отчете царю Синод испрашивал инструкций на предмет общения его с Сенатом и коллегиями, указывая на то, что патриарх ниоткуда никаких указов не получал. «Духовная коллегия имеет честь, славу и власть патриаршескую, или едва и не б?льшую, понеже Собор». Петр решил, что для общения с Сенатом следует употреблять уведомления за подписями всех членов Синода, а для общения с коллегиями - обычно употреблявшуюся Сенатом форму за подписью одного из секретарей. Считая себя равноправным с Сенатом, Святейший Синод протестовал против «приказов» со стороны Сената и претендовал на предоставление своим секретарям тех же служебных рангов, какие имели сенатские секретари . Уже «Духовный регламент» рекомендовал Святейшему Синоду в отдельных вопросах согласовывать свои решения с Сенатом. Указ Сенату от 6 сентября 1721 г. предписывал совместные заседания обеих инстанций на паритетных началах. В 1721–1724 гг. действительно имели место такие заседания, на которых обсуждались не только вопросы, находившиеся на границе компетенций обоих ведомств (например, попечение о внебрачных детях и инвалидах, финансирование школ, оклад обер–прокурора), но и вопросы чисто церковного характера - сметы расходов на содержание приходского духовенства, раскол, иконописание и т. п. Иногда Святейший Синод прибегал к такого рода заседаниям с облегчением, так как они освобождали его от части ответственности, когда речь шла, например, о сомнительных новшествах вроде требования к священникам доносить о признаниях в преступлении, сделанных на исповеди. В целом же Святейший Синод старался защищать свои права от посягательств Сената .

г) 11 мая 1722 г. Петр издал указ, веля «в Синод выбрать из офицеров добраго человека, кто б имел смелость и мог управление синодскаго дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора (Сената. - И. С.)» . Составленная Сенатом инструкция слово в слово повторяет инструкцию генерал–прокурору. В ней сказано: «Обер–прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которыя к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал; также накрепко смотреть, чтоб в Синоде не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись… Также должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам (царю. - И. С.), если весьма нужное; а о прочих - в бытность Нашу в Синоде, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет» . В инструкции обер–прокурор именуется «оком» государевым и «стряпчим о делах государственных». Ему передается управление канцелярией Священного Синода со всеми ее служащими. Это полномочие, имевшее столь обширные последствия для истории синодального управления, включало обер–прокурора непосредственно в делопроизводство Синода. Наблюдатель становился участником работы, да к тому же занимающим ключевую позицию в секретариате. Тем самым Петр создал главную предпосылку для будущего возвышения обер–прокуроров и окончательного подчинения синодального управления их воле в XIX в.

О деятельности первого обер–прокурора полковника И. В. Болтина (1721–1725) неизвестно ничего, кроме его прошений о назначении жалованья, которые Синод тщетно пытался переадресовать в Сенат, а также сметы Синода на финансирование канцелярии, о работе которой при Болтине нет никаких сведений .

д) В 1702 г. вышел указ Петра I, в котором христианам неправославных вероисповеданий разрешалось строить храмы и свободно исполнять свои религиозные обряды. В то время в русскую государственную службу вступало множество иностранцев, занявших руководящие посты как в столице, так и в провинции. Среди православного населения возникали лютеранские и католические общины. В системе петровской администрации никакого иного духовного ведомства, кроме Святейшего Синода, не было, по этой причине попечение о названных общинах пришлось автоматически взять на себя новообразованному Святейшему Синоду в качестве своей новой задачи. Особого указа на этот счет со стороны царя не поступало, а в «Духовном регламенте» говорилось только об управлении православной Церковью. Синод нашел, однако, правовую основу в царском манифесте от 25 января 1721 г.: «И повелеваем всем верным подданным нашим, всякаго чина, духовным и мирским, имети сие (Синод. - И. С.) за важное и сильное правительство, и у него крайния дел духовных управы, решения и вершения просить». Петр не придавал большого значения различиям вероисповеданий и смотрел на Церковь с точки зрения ее пользы для нравственного воспитания народа в интересах государства, а потому полагал, что эти слова, согласно которым все его подданные должны рассматривать Святейший Синод в качестве высшей духовной инстанции, следует понимать в их прямом смысле. Такого же мнения придерживались, очевидно, и представители неправославных конфессий, судя по тому, что они обращались со своими петициями в Святейший Синод. Впрочем, Синод ограничивался административными и судебными действиями, не прибегая к мерам законодательным, предвосхищая в этом отношении законодательную деятельность самого государства впоследствии, которая гораздо менее касалась иных исповеданий, чем православной Церкви.

Святейший Синод не образовал для этих целей никакого особого органа, принимая решения на пленарных собраниях или в Конторе судных дел, если вообще не передавал дела на усмотрение гражданских властей . Дела эти касались лютеран, католиков, армяно–григориан, а из нехристиан - иудеев. Сначала Синод сделал попытку собрать данные о количестве инославных церквей и численности духовенства . Лютеранским общинам было дано право самоуправления и выбора священнослужителей, а из их числа - церковного начальства, которое Святейший Синод только утверждал. Этому духовному начальству (препозитам) предписывалось в городах и волостях печься о пасторах лютеранской веры и улучшать все необходимое, согласно распоряжениям Святейшего Синода и Конторы судных дел. Препозиты должны были клятвенно подтвердить свою верность царю и лояльность по отношению к империи, следить за приведением к присяге пасторов и представлять соответствующие документы за своей подписью в Святейший Синод. Право же утверждения пасторов в их должности и их увольнения Синод оставил за собой . Синод удалил капуцинов, отправлявших богослужения в Петербурге без его разрешения, и назначил в католические приходы Петербурга, Кронштадта, Риги и Ревеля священников–францисканцев. Впрочем, благодаря ходатайству французского посланника капуцины смогли вскоре вернуться . Святейший Синод санкционировал открытие новых храмов, распорядился закрыть открытые без его разрешения и позволил основывать школы для неправославных исповеданий . Одного лютеранского пастора, обвенчавшего по небрежению уже замужнюю женщину, Синод предал суду соответствующего епархиального архиерея . Иудеям Смоленской губернии он запретил торговать по воскресным и праздничным дням и проживать там, где имелось русское население; он велел сжечь их книги и разрушить иудейскую школу, которая была выстроена вблизи православной церкви .

Как в других областях государственного управления, Петр I и в церковных делах довольствовался прежде всего учреждением нового высшего органа - Святейшего Синода в надежде, что обстоятельства будут постепенно развиваться в духе его инструкций, в данном случае - «Духовного регламента». Во время царствования Петра Святейший Синод оставался на начальной ступени своего развития. При преемниках Петра произошли изменения, обусловленные интересами государственной власти.

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Представление в Святейший Синод от 4 мая 1859, № 38 (О благоустройстве Семинарии) 1. Необходимо Семинарии располагать в отдаленных частях города, чтоб воспитанники Семинарии имели как можно меньше общения с воспитанниками светских училищ, чтоб они были удалены от

Из книги История Русской Церкви. 1700–1917 гг. автора Смолич Игорь Корнильевич

Отношение в Святейший Синод от 22 июня 1859, № 59 (О протоиерее Крастилевском) Вверенной управлению моему Кавказской епархии протоиерей Константин Крастилевский, уволенный вследствие моего представления от звания члена Кавказской Духовной Консистории, Указом

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

Рапорт в Святейший Синод от 6 июля 1859, № 64 (О протоиерее Крастилевском) 1. Из резолюции моей за № 1629 явствует, что Крастилевскому предоставлено было с перемещением из Моздока, где он не желал быть, в Георгиевск пользоваться доходами Георгиевского Собора и оставаться

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Рапорт в Святейший Синод от 7 сент. 1859, № 88 (О протоиерее Крастилевском) Так как протоиерей Константин Крастилевский отказался от мест, мною данных ему вне города Ставрополя, а непременно захотел иметь место в Ставрополе и получил одно из указанных им, а получив его,

Из книги Великий обман [Научный взгляд на авторство священных текстов] автора Эрман Барт Д.

Рапорт в Святейший Синод от 27 марта 1861, № 788 (Об объявлении Высочайшего Манифеста) В Святейший Правительствующий Синод Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского Рапорт19 сего марта получен мною при отношении г. Начальника Ставропольской губернии указ

Из книги Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ автора Киценко Надежда

Из рапорта в Святейший Синод от 24 июля 1861, № 1186 При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог получить в течение проведенных мною здесь трех с половиною лет только некоторое облегчение, но вместе

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

§ 6. Святейший Синод: полномочия и организационные изменения в XVIII–XX вв. а) После смерти Петра I органы управления Святейшего Синода со временем были отчасти ликвидированы, отчасти же преобразованы. Эти изменения, вызванные административной необходимостью, были в то же

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

§ 8. Святейший Синод и церковная политика правительства (1725–1817) а) После внезапной кончины Петра I (28 января 1725 г.) наступил период внутренних неурядиц, продолжавшийся несколько десятилетий . «Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда

Из книги История богослужебного пения автора Мартынов Владимир Иванович

§ 9. Святейший Синод и церковная политика правительства (1817–1917) а) Двойное министерство, в котором делами православной Церкви занималось только одно из отделений, просуществовало до 14 мая 1824 г. Все это время деятельность отделения в полной мере определялась религиозной

Истории о Петре У нас есть несколько книг времен раннего христианства, в которых рассказывается о Петре. Их сюжеты практически полностью придуманы неизвестными нам христианскими авторами. В нашей системе определений эти тексты не являются подлогами, поскольку не

Из книги автора

Из книги автора

§ 35. Православие при Петре I Соборное уложение получило продолжение при Петре I (1672–1725). Россия стала империей. Если раньше государство и Церковь шли вместе, то теперь Церковь оказалась в более подчиненном положении.В 1721 году, став императором, Петр I упразднил должность

Из книги автора

ХLVI Апостольская деятельность и мученическая кончина ап. Петра. Соборные послания ап. Петра. Деятельность других апостолов Одновременно с ап. Павлом потерпел мученическую кончину и ап. Петр, который таким образом закончил свою апостольскую деятельность также в столице

Святейший Синод Российской православной церкви в переводе с греческого языка дословно значит “собрание”. Его ввел в 1701 году правитель Петр, и он просуществовал в собственном постоянном виде до революционного 1917 года. Сначало создание Синода подразумевало ввести в его состав 11 членов, а конкретно, он был должен включать президента, 2 вице-президентов, 4 советников и, не считая того, 4 ассессоров. Сюда также входили настоятели монастырей, архиереи и высшие лица духовенства. Президент Синода именовался первенствующим членом, а другие лица числились просто присутствующими. До Октябрьской революции каждый член этой организации получал свое звание на всю жизнь.

Главный Святейший Синод обладал в российской православной церкви всей властью, также вел дела по вопросам, возникающим в зарубежных православных церквях. Ему подчинялись другие имеющиеся в то время патриархаты. Известны и такие достойные внимания сведения: члены Правительствующего Синода назначались самим царем, который имел собственного представителя, занимающего должность Обер-прокурора. Как оценивают историки, учреждение Синода в Русской империи было принципиальным политическим шагом, так как эта организация являлась высшим муниципальным органом в административной власти церкви.

Памятная дата в истории церковной жизни произошла 25 января 1721, ведь вот тогда был образован Святейший Синод. Как развивались в то время действия? После погибели патриарха Адриана правитель Петр не отдал собственного монаршего разрешения, чтоб созвать, как это было принято ранее, Священный собор и выбрать по правилам нового главу православной церкви. Петр сам решил управлять кадровыми, также административными вопросами церкви. Псковскому епископу Феофану Прокоповичу он дает принципиальное поручение – составить новый утомившись, который получил заглавие Духовный Регламент. Конкретно на этот документ опиралась в предстоящем в собственной работе вся правоверная церковь страны. Царем проводится откровенная политика полного подчинения церкви своим интересам, о чем свидетельствует история.

Самодержец всея Руси решил вернуть с 1701 г. Монастырский приказ и управление церковными землями передать светскому человеку и вельможе И. А. Мусину-Пушкину. Конкретно он начал вести имущественные дела бессчетных церквей, также монастырей, все сборы и прибыль от которых направлялась в королевскую казну. Петром высказывается идея о том, что ранее существовавшее патриаршество было вредоносно для страны, а коллективное управление церковными делами пойдет на пользу всем, при всем этом Святейший Синод должен на сто процентов подчиниться его власти. Без помощи других принять данное решение было нереально, потому за признанием собственных преобразований Петр I обращается в Константинополь и просит признать восточным патриархом Святейший Синод. В 1723 году это было одобрено особенной грамотой, что очень верно соответствовало поставленным сударем целям.

Создание Синода перестроило на новый лад существовавшую церковную систему, но не по библейской, а по гос бюрократической иерархии. Церковь при помощи Петра становилась надежным орудием пропаганды и даже сыска. По личному указу царя с 1722 года священников обязали говорить тайну исповеди, которую они получили от прихожан, в особенности, если это относилось к муниципальным злодеяниям. Учреждение Синода содействовало переименованию старенькых наименований приказов и возникновению новых: типографской конторы, приказа церковных дел, приказа инквизиторских дел и канцелярии раскольнических дел.

В 20 веке в 1943 году в период 2-ой мировой войны был избран неизменный Священный Синод. Он находился в Чистом переулке, в доме номер дом 5. Это здание было выделено по личному распоряжению И.Сталина. С 2011 года после серьезной реконструкции Синодальная резиденция Патриарха Столичного и Всея Руси находится в Свято-Даниловом монастыре.

Святейший Синод - государственный орган управления Церковью, существовавший в России в 1721-1917 гг.

Деятельность Святейшего Синода дала название Синодальной эпохе в истории Русской Церкви (XVIII - начало XX века). Этот период характеризуется несамостоятельным развитием Православной Церкви, подчиненной государству , хотя сохранившей основные привилегии, отличавшие ее от других вероисповеданий. Она не могла избирать Патриарха, а также проводить Соборы, традиционно служившие инструментом канонического церковного управления.

Создание Святейшего Синода

В XVIII в., когда в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик государства, среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям стала церковная реформа. Правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре. Для этого понадобилось изменить старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Патриаршество, и учредить на его месте новую систему управления Церковью - Святейший Правительствующий Синод. Под влиянием реалий Западной Европы Петр I воспринимал отношения светского правителя и Церкви согласно протестантской модели: монарх отвечает и за государство, и за Церковь, которая должна подчиняться государственным интересам. Фигура предстоятеля Церкви, Патриарха, была в такой модели неуместной и создавала потенциальную конкуренцию фигуре правителя. Поэтому уже в 1700 г., после кончины Патриарха Адриана вместо избрания нового Патриарха по распоряжению Петра I Русскую Церковь возглавил митрополит Стефан (Яворский) в должности местоблюстителя патриаршего престола. А в 1721 г. патриаршая форма управления Церковью была окончательно упразднена и заменена - в духе петровских реформ - коллегиальной. Составленный архиепископом Феофаном (Прокоповичем) «Духовный регламент» устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Согласно этому документу для руководства всеми сторонами церковной жизни создавалась Духовная коллегия, или Святейший Правительствующий Синод, заимствовавший свой титул - Святейший - от Патриарха.

Принципы работы Святейшего Синода

Синод стал одним из органов управления, встроенных в государственный аппарат. Формально он был уравнен в правах с Сенатом, также носившим название «Правительствующего», а в XIX в. по своему положению встал почти на уровень министерств. Монарх в «Духовном регламенте» назывался «крайним судией» Синода. Для всех членов Синода полагалась присяга, которая мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих. Допускалось даже вторжение в тайну исповеди: если священник узнавал о готовящемся преступлении против императора, ему следовало сообщить об этом. Фактически император стал главой Церкви, за которым оставалось последнее слово в важнейших вопросах ее бытия, чего ранее в истории России не было, хотя тенденции к подчинению Церкви государственным интересам прослеживались и в XVI, и в XVII вв.

Членами Синода становились крупные архиереи, некоторые архимандриты, в XIX в. - обер-священники, возглавлявшие военное и придворное духовенство. При Синоде была создана канцелярия, куда входили и светские чиновники. Для контроля деятельности органа, соответствия его решений государственной пользу уже при Петре I учреждалась должность обер-прокурора. Эту должность занимали светские люди, нередко офицеры, далекие от понимания нужд Церкви. В XVIII в. их авторитет не был высоким, они боролись с членами Синода за право непосредственного доклада императорам и т.п. При Екатерине II роль обер-прокуроров стала возрастать, в т.ч. благодаря тому, что они стали контролировать финансы Синода. В XIX в. обер-прокуроры превратились в крупных чиновников, претендовавших на роль министров, хотя некоторые министерские привилегии они получили лишь в начале XX в. У обер-прокуроров появилась собственная канцелярия. Наиболее известны А.Н. Голицын (1803-1817), инициировавший начало работы по переводу Библии на русский язык и возглавлявший в 1817-1824 гг. «двойное министерство», которое временно объединило Синод и Министерство народного просвещения; Н.А. Протасов (1836-1855), генерал, командовавший архиереями как своими офицерами; К.П. Победоносцев (1880-1905), убежденный консерватор, оказывавший немалое влияние на политику Александра III и Николая II. В то же время немногие члены Синода выступали как независимые и влиятельные фигуры в церковной политике: среди них следует назвать Московского митрополита Платона (Левшина) (1775-1812) и особенно Московского митрополита Филарета (Дроздова) (1821-1867).

Синод занимался широким кругом проблем. Он выбирал кандидатов в епископы во всех епархиях, создавал новые епархии; открывал новые монастыри, назначал настоятелей, давал разрешение на постриг монахов ; руководил миссионерской деятельностью, создавал новые миссии; осуществлял издание духовной литературы и духовную цензуру, открывал церковные журналы; занимался канонизацией святых. Одним из важнейших направлений деятельности было развитие духовно-учебных заведений, для этих целей при Синоде было создано Духовно-учебное управление. Кроме того, ведению Синода подлежала масса мелких дел, например бракоразводных или связанных с проступками представителей духовенства, сильно затруднявших оперативную работу государственного ордена.

Святейший Синод и революция

После Февральской революции 1917 г. было создано Временное правительство, в которое вошел обер-прокурор Синода. Им был назначен депутат Государственной думы В.Н. Львов. Его сменил А.В. Карташев, ставший последним обер-прокурором. В августе 1917 г. вместо Святейшего Синода при правительстве было создано Министерство исповеданий, которому подлежали дела не только Православной Церкви, но и других исповеданий. Созванный в 1917 г. Поместный Собор Русской Церкви провел реформу ее управления и восстановил Патриаршество. На этом история Святейшего Синода закончилась.

1. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб.; Петроград, 1868-1917.

2. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902.

3. Барсов Т.В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899.

4. Благовидов В.А. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII — первой половине XIX столетия. Казань, 1899, 1902.

5. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916.

6. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. СПб., 2003.

7. Кондаков Ю.Е. Государственная власть и Православная Церковь в России: Эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб., 2003.

8. Федоров В.А . Русская православная церковь и государство: Синодальный период 1700-1917. М., 2003.

9. Иванов Иван, диакон. Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века (деятельность обер-прокуроров Святейшего Синода 1763-1796 гг.): сборник документов. М., 2010.

Случайные статьи

Вверх