Механизмы функционирования общества. Причинно-следствеенные связи, аргументация Социализацией личности называется

Тема 4: МАЛАЯ ГРУППА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОЦ.ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙМОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходитстихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норми образцовповедения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшееокружение: семья, друзья,ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норми ценностей, выработанных коллективнымсознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретномобществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальнаягруппа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовнаякультура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают,что социальный(А) может быть эффективнымлишь в томслучае,когдаонпридерживается«золотойсередины»междусвободойвыбораи

(Б) за него. Действенность социального контроляобеспечиваетсяглавным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей,истабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимаетсясовокупностьсоциальных(Г),которыерегулируют деятельностьлюдей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратитьинициативуи(Д)припринятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутреннийконтроль,или(Е)».

Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ

В при­ня­том в 1903 г. уста­ве РСДРП указывалось: «Членом Рос­сий­ской социал-демократической ра­бо­чей пар­тии счи­та­ет­ся всякий, при­ни­ма­ю­щий её программу, под­дер­жи­ва­ю­щий пар­тию ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми и ока­зы­ва­ю­щий ей ре­гу­ляр­ное лич­ное со­дей­ствие под ру­ко­вод­ством одной из её организаций… Каж­дый член пар­тии и вся­кое лицо, име­ю­щее какое-либо дело с партией, впра­ве требовать, чтобы его за­яв­ле­ние в под­лин­ном виде было до­став­ле­но в ЦК или в ре­дак­цию Цен­траль­но­го Органа, или пар­тий­но­му съезду».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в дан­ном документе?

К ка­ко­му типу со­ци­аль­ных норм от­но­сят­ся по­ло­же­ния документа?

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие любые три типа со­ци­аль­ных норм.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ЭССЕ

«Процесс социализации - вхож­де­ние в со­ци­аль­ную среду, при­спо­соб­ле­ние к ней, осво­е­ние определенных ролей и функций, ко­то­рое вслед за сво­и­ми предшественниками по­вто­ря­ет каждый от­дель­ный индивид на про­тя­же­нии всей ис­то­рии своего фор­ми­ро­ва­ния и развития» (Б. Д. Парыгин).

«Процесс со­ци­а­ли­за­ции в про­стых и слож­ных обществах про­те­ка­ет неодинаково» (И. Робертсон).

«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)

Социализация - это окультуривание человека. Как пояснить смысл данного утверждения? и три аргумента для доказательства и получил лучший ответ

Ответ от Вечник[гуру]
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т. е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т. е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Ответ от Ирина Терешко [новичек]
спасибо))

Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания)...

Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация - это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета - это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет - это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос:

Переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах;

2) ответ на второй вопрос:

Университет, семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община, нация.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны следующие функции:

Придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность;

Даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна;

Ограничивает наше поведение и направляет наши действия в определённое русло.

2) дано объяснение понятию, например:

Социальная группа - совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, интересами или иным социально значимым признаком.

Функции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) с начала истории США в страну прибывало значительное число эмигрантов - менялась этническая структура общества;

2) в результате экономического кризиса в государстве Х. значительное число людей потеряли работу;

3) в условиях постиндустриального общества возросла потребность в получении людьми профессионального образования; соответственно, сократилась доля неквалифицированных работников.

Могут быть приведены другие примеры

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) в процессе социализации сохраняются и передаются достижения культуры;

2) в процессе социализации усваиваются социальные нормы, минимизируется отклоняющееся поведение;

3) в процессе социализации усваиваются приёмы хозяйственной деятельности, взаимодействия и коммуникации в процессе труда.

Могут быть приведены другие аргументы

Задания в формате ЕГЭ по теме «Социальная сфера общества». Тип С5 – С7.

Задания С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «………..»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о «…………».

Перечень понятий: .социальная дифференциация , страта, социальная стратификация, каста, сословие, класс, социальная мобильность, социальные лифты (каналы мобильности), маргиналы, люмпены, социальная общность, социальная группа, социальная структура общества, молодежь, молодежная субкультура, род, племя, народность, нация, этнос, менталитет. этническое самосознание, глобализация , интеграция, межнациональный конфликт, сепаратизм, национальная политика, конфликт, социальный конфликт, социальные взаимодействия, социальная норма, ценности. социальный контроль, санкции, отклоняющееся (девиантное) поведение, делинквентное поведение, преступность, социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, авторитет . Престиж, социализация, социальная адаптация, семья, брак, социальный институт, институциализация, демографическая политика, миграция, депопуляция, урбанизация, социальное государство, социальная политика

2. Раскройте с помощью примеров социализирующее влияние на человека любых трех социальных институтов. В ответе называйте социальный институт и указывайте содержание его влияния.

3.В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.


4. Укажите три фактора, влияющие на социальную мобильность.

5. Назовите два признака отклоняющегося поведения

6. Раскройте на трех примерах многообразие выделения социальных групп.

Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида..

9. Проанализируйте ситуацию.

После окончания института молодой человек К. устроился менеджером в коммерческий банк . Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни К.: он женился а дочери владельца банка.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии

В конце XIX в. в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город, и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу социальных групп можно отнести данных людей? Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять. Назовите три любые причины объединения людей в группы. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию. Перечислите три черты, характеризующие образование как социальный институт. По мнению социологов, конформизм и девиация неразрывно связаны и представляют собой два вида поведения, всегда представленные в любой системе. Используя обществоведческие знания, приведите три примера, подтверждающие этот тезис. Назовите три тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Используя обществоведческие знания, укажите проявления отклоняющегося поведения. Приведите три примера негативного отклоняющегося поведения. Приведите три любых вида социальных норм, каждый из которых проиллюстрируйте конкретным примером. Приведите три критерия, на основании которых возможно осуществление социальной дифференциации, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из них проиллюстрировав конкретным примером.

"Помогите с обществознанием... =*". "Политология изучает а)общие законы развития природы, сообщества и мышленияб)закономерности развития властных взаимоотношений в обществев)законы становления и развития сообщества в целомг)закономерности развития личности". Алексей Владимирович отмечает: "Политоло? гия, либо политические науки - наука о политике, другими словами о особенной сфере жизнедеятельности граждан, связанной с властными взаимоотношениями, с государственно-политической организацией сообщества, политическими колледжами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование сообщества, отношения меж людьми, сообществом и страной. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии".

Анастасия Жёлтышева задает вопрос: "Социализация - это окультуривание человека". "Как объяснить смысл данного аксиомы? и три аргумента". Лега уверяет: "Социализация - процесс становления личности и приобретения своего "Я"". Ра Зорян интересуется: "На земле, роССия это то место... Где эволюцыя идёт в обратную торону!!! Не правда ли??? ". Лена Ананьева поясняет: "Я считаю что у каждой страны собственный путь развития.... И вообщем, что русскому отлично - германцу смерть)))))". Скромнейший И величайший =))) поясняет: "Нет. Приезжай в Россию и тебе будет Щастье. =)". Алексей Аникин поясняет: "Ну естественно а украИНА в переди планеты всей". Е. М. поясняет: "Эволюция в России идет по собственному пути, не понятному другим народам".

Петр Петров поясняет: "История, ответит на твой вопрос! Было бы непростительно, если бы мы не отметили, что чрезвычайно тяжело на данный момент о кое-чем судить, даже лет на 20 вперед (мир стал в миллионны раз наиболее динамичный чем средневековье). Было бы плохо, если бы мы не сказали, что то, что происходит, сейчас, в РФ -для меня полностью неприемлемо (развитие фашизма, в первую очередь). Однако все может РАДИКАЛЬНО Поменяться за 5 лет! Нынешние 5 лет = 50 лет 19-20 столетий и = 500 лет средневековья! ". Наталья отмечает: "Я бы не стала делать такие выводы, смотря на отдельные личности!!! У каждой страны своё развитие, как и у каждой личности, в отдельности.. ". Ленуся любопытствует: "Помогите плизз Роль мышления в жизнедеятельности человека??? ".

Лариса отмечает: Серега задает вопрос: "Что такое общественная зрелость". Кирилл Чураков поясняет: "СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ - социально и психологически обусловленный период развития личности (см. Хочется отметить то, что), который обычно характеризуется обретением человеком параметров самостоятельности и самодостаточности (см. Социализация). На периоде С. З. человек в силах не только лишь понимать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только лишь отлично усваивать групповые и публичные нормы, однако также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума. Достижение С. З. выступает непрерывным и довольно длительным во времени действием, время от времени сопровождающимся чередой социально-нравственных выборов. Необходимо обратить ваше внимание на то, что социология направлена на конкретное изучение дисбалансов и противоречий в обретении индивидумом состояния С. З. Было бы плохо, если бы мы не сказали, что в особенности важны исследования соотношения равных (в идеале) стартовых способностей граждан, с одной стороны, и неодинаковых результатов их деятельности - с иной. С. З. Ни для кого уже не секрет то, что индивидума в особенности ярко проявляется в действиях необходимой смены человеком сферы базовой деятельности (бывшие спортсмены, демобилизованные военные и т. п.)".

Случайные статьи

Вверх