Абрамцевский художественно-промышленный колледж. Колледжи Московской области Художественная обработка дерева

Основываясь нa внимательном изучении традиций народного творчества, постигая искусство рисунка, скульптуры, живописи, композиции, здесь учатся создавать художественно выразительные предметы быта и декоративные изделия. В училище обращается большое внимание на создание и укрепление учебно-материальной базы, необходимой для качественной подготовки специалистов. Построены учебный корпус, учебно-производственные мастерские и общежитие на 502 места.

Создана новая учебная база. Учащиеся получают глубокие теоретические знания и практические навыки но профилирующим предметам. В этом наглядно можно убедиться в кабинете художественных образцов, который но праву можно назвать Музеем прикладного искусства. В нем хранятся свыше двух тысяч творческих работ учащихся. Декоративные панно, блюда, ковши, шкатулки, ларцы, пряничные доски, солонки, декоративная пластика выполнено все из различных пород дерева с применением традиционных приемов резьбы. Фантазия и мастерство превращают простой материал в драгоценность, в подлинное произведение искусства.

Художественная обработка кости имеет свои особенности. Чтобы изделия было выразительным по цвету и пластике, необходимо проявить высокое мастерство. В кабинете художественных образцов хранится немало изделий, выполненных из цевки (животная кость), зуба кашалота. Это декоративные стаканчики, шахматы, игольницы, ювелирные украшения, ларчики, шкатулки.

Различны технолгияи их исполнения, способы оформления. Не менее разнообразны по художественным решениям изделия из камня: декоративные скульптуры, панно, пазы, светильники.

Весьма разнообразны представленные работы из металла. выполненные в разных техниках: ларцы-теремки, кованые подсвечники и каминные наборы, чеканные и гравированные панно, ювелирные украшения, шкатулки и вставки, украшенные перегородчатыми и расписными эмалями, сканью, oчернью.

Наряду с художественной обработкой дерева одной из ведущих специальностей в училище является художественная керамика и роспись. Учащиеся овладевают мастерством производства основных видов керамики, способами ее декорирования и создают гончарную майоликовую, фаянсовую, фарфоровую посуду, панно, блюда из шамота с росписью и лепниной, декоративную скульптуру. Они оформляют учебные кабинеты, актовые и читальные залы, общежитие, учебно-производственные мастерские.

Все учебные занятия проводятся в светлых просторных аудиториях и кабинетах.

Библиотека имеет необходимый фонд литературы. Учебно-производственные мастерские по своему оснащению обеспечивают выполнение программ практического обучения по всему технологическому циклу. В 1978 г. учебно-производственные мастерские были переведены на хозяйственный расчет и преобразованы в экспериментальные учебно-производственные художественные мастерские (ЗУПХМ). В ходе учебных занятий в мастерских учащиеся, занимаясь производительным трудом, выпускают продукцию высокого художественного и технологического качества, которая продается в магазинах Москвы, Сергиево-Посада и Хотькова. Прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности ЭУПХМ. используется на укрепление учебно-материальной базы. Вырос интерес к практическим занятиям, к овладению мастерством, к результатам своего труда, что в свою очередь ведет к повышению качества подготовки специалистов. Расширяется тематика дипломного проектирования, внедряется целевое и реальное дипломное проектирование.


Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени Виктора Михайловича Васнецова
славится своими выпускниками не только в нашей в стране, но и за ее пределами.
Его история началось в усадьбе Абрамцево в 1870 году, когда это имение покупает крупный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Вместе со своей супругой, Елизаветой Григорьевной, без ума влюбленной в искусство, они смогли объединить вокруг себя передовых русских художников. Так образовался творческий кружок, позднее получивший название «Абрамцевский».

В кружке царило духовное единство, атмосфера способствовала созданию замечательнейших произведений искусства. Большое внимание уделялось сохранению и развитию народного творчества. Елизавета Григорьевна открыла для детей из окрестных деревень школу, а затем при ней - учебную столярную мастерскую . Одним из педагогов мастерской стала Елена Дмитриевна Поленова. Постепенно ребята научились создавать декоративно оформленную мебель, используя в резьбе мотивы народного искусства, на основе которых разрабатывали новые композиции.
После смерти Е.Д. Поленовой «кустарный» характер деятельности столярной мастерской стал меняться, производственная часть мастерской была значительно расширена, превратившись в подобие мебельной фабрики, где выполнялись заказы по изготовлению иконостасов, обстановки комнат, библиотек, столовых.

С конца 1890-х гг. в земской посадской мастерской работал резчик Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино, выпускник абрамцевской столярной мастерской, которого считают одним из основоположников знаменитого «абрамцево-кудринского» направления в резьбе по дереву. В.П. Ворноскову удалось органично соединить приемы, орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева.

После Октябрьской революции потребность государства в экспорте ремесленных изделий способствовала сохранению и дальнейшей деятельности художественно-столярной мастерской. В 1918 г. усадьба Абрамцево была национализирована и преобразована в государственный музей, а Абрамцевская столярная мастерская передана в подчинение подотделу Художественной промышленности при Наркомпросе и преобразована в «Центральную государственную деревообделочную учебную производственно-показательную мастерскую ».

После окончания Гражданской войны в стране была объявлена война с беспризорностью.
По инициативе Московского губкома РКСМ в 1924 г., недалеко от Абрамцева, в бывшей гостинице Покровского Хотькова монастыря для детей из детских домов было открыто ещё одно учреждение - Учебно-производственная столярно-резная мастерская, включавшая 150 человек. В течение двух лет в ней готовили столяров и резчиков по дереву, используя учебный опыт абрамцевской мастерской.

В 1931г. в результате реорганизации оба учебных заведения были соединены в одно — Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения, которая расположилась теперь в бывшей монастырской гостинице поселка Хотьково.
В 1944г. школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально-художественную школу . Срок обучения был увеличен с двух до трех лет. В ней было введено преподавание общеобразовательных дисциплин в объеме семилетней школы, а также лепки, рисунка, композиции.

Возникновение в Хотькове известного косторезного промысла во многом связано с созданием в Абрамцевской профтехшколе отделения по подготовке резчиков по кости. Искусство миниатюрной резьбы по дереву и кости существовало в Троице-Сергиевском монастыре с древних времен. В 1950 - 1960-е гг. артель была своего рода экспериментальной лабораторией по изучению и внедрению новых технологий и оборудования, методическим центром для мастеров аналогичных производств. В изделиях хотьковского промысла сложился оригинальный художественно-образный почерк.

В 1957г. на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище , расцвет которого связан с деятельностью директора Юрия Яковлевича Цыпина (1920-1987), заслуженного учителя РСФСР, возглавлявшего коллектив около 30 лет. При нем училище проходило период становления, укрепления материально-технической базы, качественного роста уровня преподавания. Ю.Я. Цыпин приглашал на преподавательские должности выпускников АХПУ, окончивших столичные художественные вузы, поощрял их творческие наклонности, поиски новых методов преподавания. В училище открылись новые отделения - художественной керамики, художественной обработки металла и камня.

Во время занятий студенты получили возможность пользоваться материалами натюрмортного и методического фондов, библиотеки, насчитывающей около 30 тысяч книг, принимать участие в работе кружков, любительской киностудии, получившей звание «Народная фотостудия». В училище был создан Музей боевой славы 326-ой стрелковой Варшавской Краснознаменной дивизии, куда уже много лет подряд приезжают на встречи ветераны войны. В кабинете художественных образцов училища хранится около двух тысяч экспонатов.

В 1991г. Абрамцевское художественно-промышленное училище было реорганизовано в Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова .
Трудами и талантами большинства выпускников возрождены многие традиционные художественные производства России: керамические промыслы в Гжели, Скопине, Дулеве, Рамони, Казани, косторезные и камнерезные центры в Архангельске, Пермском крае, деревообделочные производства в Хотькове, Сергиевом Посаде, Кирове и в других регионах.

В 2005-м году АХПК им. Васнецова отметил свое 120-летие. По этому поводу был организован большой праздник в ДК Гагарина, все приехавшие гости, бывшие студенты, преподаватели получили памятные подарки.
В настоящее время колледж проводит обучение в течение 5 лет по шести направлениям - художественная керамика, художественная обработка металла, камня, кости, дерева, отделение декоративной живописи. Студенты получают дипломы о средне-специальном образовании и выходят художниками-мастерами.


Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени Виктора Михайловича Васнецова
славится своими выпускниками не только в нашей в стране, но и за ее пределами.
Его история началось в усадьбе Абрамцево в 1870 году, когда это имение покупает крупный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов . Вместе со своей супругой, Елизаветой Григорьевной, без ума влюбленной в искусство, они смогли объединить вокруг себя передовых русских художников. Так образовался творческий кружок, позднее получивший название «Абрамцевский».

В кружке царило духовное единство, атмосфера способствовала созданию замечательнейших произведений искусства. Большое внимание уделялось сохранению и развитию народного творчества. Елизавета Григорьевна открыла для детей из окрестных деревень школу, а затем при ней - учебную столярную мастерскую . Одним из педагогов мастерской стала Елена Дмитриевна Поленова. Постепенно ребята научились создавать декоративно оформленную мебель, используя в резьбе мотивы народного искусства, на основе которых разрабатывали новые композиции.
После смерти Е.Д. Поленовой «кустарный» характер деятельности столярной мастерской стал меняться, производственная часть мастерской была значительно расширена, превратившись в подобие мебельной фабрики , где выполнялись заказы по изготовлению иконостасов, обстановки комнат, библиотек, столовых.

С конца 1890-х гг. в земской посадской мастерской работал резчик Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино, выпускник абрамцевской столярной мастерской, которого считают одним из основоположников знаменитого «абрамцево-кудринского» направления в резьбе по дереву. В.П. Ворноскову удалось органично соединить приемы, орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева.

После Октябрьской революции потребность государства в экспорте ремесленных изделий способствовала сохранению и дальнейшей деятельности художественно-столярной мастерской. В 1918 г. усадьба Абрамцево была национализирована и преобразована в государственный музей, а Абрамцевская столярная мастерская передана в подчинение подотделу Художественной промышленности при Наркомпросе и преобразована в «Центральную государственную деревообделочную учебную производственно-показательную мастерскую ».

После окончания Гражданской войны в стране была объявлена война с беспризорностью.
По инициативе Московского губкома РКСМ в 1924 г., недалеко от Абрамцева, в бывшей гостинице Покровского Хотькова монастыря для детей из детских домов было открыто ещё одно учреждение — Учебно-производственная столярно-резная мастерская, включавшая 150 человек. В течение двух лет в ней готовили столяров и резчиков по дереву, используя учебный опыт абрамцевской мастерской.

В 1931г. в результате реорганизации оба учебных заведения были соединены в одно — Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения, которая расположилась теперь в бывшей монастырской гостинице поселка Хотьково .
В 1944г. школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально-художественную школу . Срок обучения был увеличен с двух до трех лет. В ней было введено преподавание общеобразовательных дисциплин в объеме семилетней школы, а также лепки, рисунка, композиции.

Возникновение в Хотькове известного косторезного промысла во многом связано с созданием в Абрамцевской профтехшколе отделения по подготовке резчиков по кости. Искусство миниатюрной резьбы по дереву и кости существовало в Троице-Сергиевском монастыре с древних времен. В 1950 — 1960-е гг. артель была своего рода экспериментальной лабораторией по изучению и внедрению новых технологий и оборудования, методическим центром для мастеров аналогичных производств. В изделиях хотьковского промысла сложился оригинальный художественно-образный почерк.

В 1957г. на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище , расцвет которого связан с деятельностью директора Юрия Яковлевича Цыпина (1920-1987), заслуженного учителя РСФСР, возглавлявшего коллектив около 30 лет. При нем училище проходило период становления, укрепления материально-технической базы, качественного роста уровня преподавания. Ю.Я. Цыпин приглашал на преподавательские должности выпускников АХПУ, окончивших столичные художественные вузы, поощрял их творческие наклонности, поиски новых методов преподавания. В училище открылись новые отделения — художественной керамики, художественной обработки металла и камня.

Во время занятий студенты получили возможность пользоваться материалами натюрмортного и методического фондов, библиотеки, насчитывающей около 30 тысяч книг, принимать участие в работе кружков, любительской киностудии, получившей звание «Народная фотостудия». В училище был создан Музей боевой славы 326-ой стрелковой Варшавской Краснознаменной дивизии, куда уже много лет подряд приезжают на встречи ветераны войны. В кабинете художественных образцов училища хранится около двух тысяч экспонатов.

В 1991г. Абрамцевское художественно-промышленное училище было реорганизовано в Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова .
Трудами и талантами большинства выпускников возрождены многие традиционные художественные производства России: керамические промыслы в Гжели, Скопине, Дулеве, Рамони, Казани, косторезные и камнерезные центры в Архангельске, Пермском крае, деревообделочные производства в Хотькове, Сергиевом Посаде , Кирове и в других регионах.

В 2005-м году АХПК им. Васнецова отметил свое 120-летие. По этому поводу был организован большой праздник в ДК Гагарина , все приехавшие гости, бывшие студенты, преподаватели получили памятные подарки .
В настоящее время колледж проводит обучение в течение 5 лет по шести направлениям - художественная керамика, художественная обработка металла, камня, кости, дерева, отделение декоративной живописи. Студенты получают дипломы о средне-специальном образовании и выходят художниками-мастерами.

Контекстная справка

Мягкая мебель родом из Сергиева Посада
В одном из предыдущих наших обзоров мы упоминали о большой концентрации мебельных производств в Сергиево-Посадском районе. В рамках нашего проекта мы уже знакомили читателей с местными...

Покровский Хотьков Ставропигиальный Женский Монастырь
Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или...

— Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии.

Васнецов Виктор Михайлович
Родился в с. Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область). Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1867) и в Академии художеств (1868–1874).Живописец, график,...

Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки.

Мамонтов Савва Иванович
Савва Иванович Мамонтов - российский промышленник и меценат. Из семьи винного откупщика, родился 3 октября (15 октября) 1841 года, в городе Ялуторовск, Тобольской губернии, ныне Тюменской...

Городское поселение Хотьково
Хотьково - город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области.Население 21697 жителей...

Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV - начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.

История колледжа начинается из подмосковной усадьбы Абрамцево, принадлежавшей меценатам и ценителям русского искусства Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым.

В 1870-1880-е гг. здесь сложился художественный кружок, получивший впоследствии название «Абрамцевского». В него входили выдающиеся русские художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов и другие. В своем творчестве они обращались к отечественному художественному наследию, искали новые формы национального самовыражения.

Образцы произведений крестьянского искусства, собираемые участниками кружка по окрестным деревням и во время поездок по северным и центральным губерниям страны, служили источником вдохновения для художников и стали основой коллекций при создании в Абрамцеве музея народного искусства, а нескольких учебных художественных мастерских - столярной, гончарной и мастерской женских рукоделий. Художественностолярная мастерская и положила начало Абрамцевскому колледжу.

В.М. Васнецов Елизавета Григорьевна Мамонтова. Фото, конец 1860-х Елена Дмитриевна Поленова. Фото, 1874 года.
Елена Дмитриевна Поленова. Фото, конец ХIХ века. Е.Д. Поленова. Эскиз двери «Сказочная». Начало 1890-х годов. Бумага, акварель. АХПК им. В.М. Васнецова
 Е.Д. Поленова. Эскиз ларя. 1880-е года. Бумага, акварель. АХПК им. В.М. Васнецова.

Учебный процесс в мастерской держался русла общеевропейского художественного образования. Использование в преподавании подлинных памятников традиционного искусства считалось передовым методом.

«Наш уезд, - писала Е.Г. Мамонтова, полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру игрушки, ларцы и разные деревянные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные
образцы… Окончательная цель мастерской - подготовить мастеров-кустарей с более развитым вкусом, имеющих всегда под рукой Музей с готовыми художественными образцами и Мастерскую, готовую во всякое время дать помощь советом, так и в деле сбыта товара».

Е.Г. Мамонтова стремилась воплотить филантропическую идею - обеспечить каждому закончившему мастерскую мастеру прочный заработок, который не «отрывал бы его от жизни в деревне».

Художественно-столярная мастерская была устроена в 1885 г. на основе столярной мастерской, существовавшей в Абрамцеве с 1876 г. при школе грамотности для крестьянских детей. Ее первым художественным руководителем стала талантливая художница, сестра Василия Дмитриевича Поленова — Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898).

Огромное влияние на творчество художницы оказывал В.М. Васнецов. «У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, т.е. уроков у него не брала, но как-то набралась у него понимания русского народного духа», - писала Елена Дмитриевна. Именно он убедил Поленову использовать при создании новых образцов изделий для столярной мастерской ее многочисленные зарисовки с предметов крестьянского обихода, а также подлинные памятники резьбы и росписи по дереву.

Начав с росписей изготовленных крестьянами предметов, Поленова переходит к проектированию самих предметов, начав с цитирования мотивов народного искусства, переходит к созданию новых мотивов и новых предметов, к свободному творчеству по принципам крестьянского искусства.

Е.Д. Поленова. Эскиз полки («шкапчик висячий»). 1880-е годы. Бумага, акварель. АХПК им. В.М. Васнецова Е.Д. Поленова. Эскиз табурета («с окошками») – часть комплекта мебели.1880е. Бумага, акварель. АХПК им. В.М. Васнецова.
Е.Д. Поленова. Эскиз скамьи. 1880-е годы. Бумага, акварель. АХПК им. В.М. Васнецова.
Художественно-столярная мастерская в усадьбе Абрамцево. Фото, начало ХХ века. Учащиеся и выпускники Абрамцевской художественно-промышленной мастерской. В центре – портрет Е.Г. Мамонтовой, справа от него – Е.А. Зеленков, под портретом сидят: М.Ф. Якунчикова, А.С. Мамонова, Н.Я. Давыдова. Фото, 1 сентября 1910 года, собственность Т.Н. Манушиной. Работа в Свободно-Государственной Абрамцевской художественно-ремесленной Учебной мастерской столярно-резного дела. Фото, начала 1920-х, АХПК им. В.М. Васнецова.

Всего по эскизам и рисункам художницы было выполнено более 100 предметов мебели: разнообразных шкафов, полок, столов, скамеек, рам, настольных принадлежностей, украшенных узорами трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы, раскраской и тонированием. Проектированием образцов также занимались В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, А.С. Мамонтов (сын С.И. Мамонтова) и другие члены кружка.

Мнение об определяющем внимании Васнецова на становление художественной направленности Абрамцевской столярной мастерской, а через нее – мебели и интерьеров в неорусском стиле, не является преувеличением. Первые произведения Поленовой были созданы при непосредственном участии художника. Последние – подлинно энциклопедия и поистине неиссякаемый родник мотивов, приемов, форм всей системы неорусского стиля.

Новизна художественного языка абрамцевских вещей, их соответствие вкусам общества того времени и доступная цена обеспечивали большой покупательский спрос, признание на российских выставках в Нижнем Новгороде, Петербурге и Москве.

Ежегодно в мастерскую на трехгодичный срок в нее принимались мальчики из окрестных деревень, окончившие начальную школу. Обучение было бесплатным. Стараниями Е.Г Мамонтовой и Е.Д. Поленовой в мастерской царила особая атмосфера, воспитывавшая у детей любовь к творчеству и уважительное отношение к традициям национальной культуры. Нередки были беседы и встречи с художниками абрамцевского кружка, чтение вслух, знакомство с экспонатами музея.

Характер программы разрабатывался с учетом социального происхождения учеников, полученных ими дома навыков ремесла. Ребятам прививалось внимательное отношение к исполнению каждой вещи с обязательной разработкой ее проекта. Развитию художественного вкуса и навыков способствовало копирование многочисленных старинных ларчиков и других экспонатов абрамцевского музея. За исполнением работы следили опытные мастера, которые также были выходцами из крестьян. История сохранила имена первых наставников - Кузьмы Федоровича Денисова и Ивана Антоновича Комиссарова.

Абрамцевская художественно-деревообделочная школа ФЗУ. Фото, 1933 год, АХПК им. В.М. Васнецова Абрамцевская художественно-деревообделочная школа ПТШ.. Занятия резным делом. А.А. Топорков. Фото, 1930-е годы. АХПК им. В.М. Васнецова.
Абрамцевская художественно-деревообделочная школа ФЗУ. Кабинет образцов. Фото, 1933 год, АХПК им. В.М. Васнецова. Преподаватели и учащиеся Абрамцевской художественно-деревообделочной школы ФЗУ. В центре, в первом ряду – В.И. Соколов, И.А. Широков, Г.Г. Фадеев. Фото 1934. АХПК им. В.М. Васнецова. Альхимович Тамара Владимировна. Ларец с округлой крышкой, 1981 г. Дерево, геометрическая резьба. 11х30х12,5. Музей-заповедник ‘Абрамцево’

После окончания учебы выпускники, получая в подарок верстак и набор инструментов, продолжали работать в качестве подмастерьев по заказам мастерской в течение года. Она же по возможности опекала их и далее, заботясь о сбыте изделий. Все 28 человек, окончившие мастерскую при жизни Е.Д. Поленовой, продолжали жить в соседних деревнях, работая по ее заказам.

Сведений об учебной мастерской женских рукоделий и гончарной мастерской сохранилось немного. Последняя существовала в имении под руководством технолога П.К. Ваулина с 1890 по 1896 гг., а затем была переведена в Москву. О высоком уровне преподавания в ней гончарного ремесла свидетельствует золотая медаль Нижегородской Всероссийской выставки 1896 г., присужденная работам учеников. Их изделия представляли собой «имитацию старинных металлических предметов». Скорее всего, они
были выполнены в традиционной народной технике чернолощеной керамики. Наряду с работами учеников, на выставке экспонировались произведения выдающегося художника Михаила Врубеля, активно сотрудничавшего с гончарной мастерской Абрамцева.

После смерти Е.Д. Поленовой «кустарный» характер деятельности столярной мастерской стал меняться. С 1898 года ее руководителем стала художница Наталья Яковлевна Давыдова (1873-1926), а в 1908 году к ней присоединились Мария Федоровна Якунчикова (1864-1952), ранее плодотворно занимавшаяся вопросами организации отечественных художественных промыслов. При них производственная часть мастерской была значительно расширена до объемов мебельной фабрики, где выполнялись заказы по изготовлению иконостасов, библиотек, столовых.

Обязанности старшего мастера с 1894 года выполнял Егор Абрамович Зеленков (1875-1939), бывший выпускник мастерской. С 1911 года обучение было продлено до четырех лет в связи с введением такого предмета, как полировка. По сохранившимся сведениям в период с 1885 по 1912 гг. из мастерской вышло около 200 опытных мастеров.

Плодотворная работа абрамцевской мастерской вдохновила деятелей московского губернского земства на организацию в Сергиевском Посаде учебных мастерских: игрушечной и затем художественно-столярной. С этими мастерскими успешно сотрудничали многие известные художники и искусствоведы - В.М. и А.М. Васнецовы, С.В. Малютин, Н.Д. Бартрам, Н.Я. Давыдова, В.И. Соколов и другие.

Тамара Владимировна Альхимович. Ведущий художник-мастер на Хотьковской фабрике художественных изделий Фото 1980 года. Кустари-резчики. Стоят (слева направо): В.П. Ворносков, М.П.Ворносков, В.И.Хрустачев. Сидят: А.Хрустачев, Н.А. Александров, К.И. Хрустачев, Н.И.Рыжов Педагогический коллектив училища.
Икона ‘Сергий Радонежский’ работы О.Н. Саломакина. Конец 90-х гг. Кость мамонта. Декоративный экран ‘Сергий Радонежский’ работы Н.Н. Саломакина. Конец 90-х гг. Кость мамонта. Б.Я. Семеньков, мастер-резчик. В своем творчестве продолжает линию сложившегося мастерства В.П. Ворноскова, традиций его растительного орнамента.

Земская деятельность в Сергиевском Посаде положила начало промыслу выжигания и росписи по дереву, а также столярно-резному производству. Мебельные гарнитуры и отдельные предметы обстановки, разработанные художниками, тиражировались мастерами и учениками как посадской, так и абрамцевской мастерских. Обе мастерские совместно создали коллекцию резных изделий и оформили декоративной резьбой Кустарный павильон Русского отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где мебель абрамцевской мастерской была отмечена золотой медалью.

С конца 1890-х гг. в земской посадской мастерской работал резчик Василий Петрович Ворносков (1876-1940) из деревни Кудрино, выпускник абрамцевской столярной мастерской, которого считают одним из основоположников знаменитого «абрамцевокудринского» направления в резьбе по дереву. Благодаря природной одаренности, трудолюбию, виртуозному владению техниками резьбы, Ворноскову удалось органично соединить приемы, орнаментальные мотивы традиционной резьбы с новыми способами обработки дерева. Главной особенностью резьбы является уплощенный рельефный узор со смягченными («заоваленными») краями в виде свободно изогнутых ветвей с «пальчатыми» листьями и сидящими на них птицами, тонированный в золотистокоричневый цвет. Производство разнообразных шкафов, полочек, шкатулок, ковшей, блюд, украшенных «абрамцево-кудринской» резьбой быстро разрослось, превратившись в промысел.

После Октябрьской революции потребность государства в экспорте ремесленных изделий «ярко выраженного национального характера» способствовала сохранению и дальнейшей деятельности художественно-столярной мастерской. В 1918 году усадьба Абрамцево была национализирована и преобразована в государственный музей, а Абрамцевская столярная мастерская передана в подчинение подотделу Художественной промышленности при Наркомпросе и преобразована в Центральную государственную деревообделочную учебную производственно-показательную мастерскую. В мастерской обучалось около 40 учеников под руководством опытных инструкторов Е.А. Зеленкова, А.С. Максимова, художников Н.В. Филасова и А.С. Мамонтовой, дочери С.И. Мамонтова, работавшей одновременно хранителем Абрамцевского музея. Директором был назначен одаренный художник Константин Васильевич Орлов, выпускник Строгановского художественно-промышленного училища. В новую учебную программу были введены, кроме специальных, общеобразовательные предметы и обязательная тогда политграмота, призванная воспитывать «сознательных борцов за социализм».

Василий Петрович Ворносков (1876-1940). Андрей Владимирович, внук В.М. Васнецова, действительный член Академии Художеств, с учащимися колледжа. М.В. Ворносков, правнук знаменитого резчика. Продолжатель традиций абрамцево-кудринской резьбы.
К.Г. Зорилов, мастер декоративной скульптуры, один из первых резчиков по кости в Подмосковье. Альхимович Т.В. Блюдо ‘Жар-птица’, 1977 г. Дерево, плоскорельефная резьба, морение, лак. Диаметр 68. Музей-заповедник ‘Абрамцево’. Альхимович Т.В.Ларец тройной, 2001г. Дерево, плоскорельефная резьба, морение. 22х23,7х18,7. Музей-заповедник ‘Абрамцево’

О высоком уровне подготовки мастеров свидетельствуют материалы Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Экспозицию раздела выставки, посвященного Абрамцевской производственно-показательной мастерской, представляла декоративная восьмиметровая ладья, увенчанная конскими головами и наполненная небольшими резными изделиями, выполненными преподавателями и учениками.

По инициативе Московского губкома РКСМ в 1924 году, недалеко от Абрамцева, в бывшей гостинице Покровского Хотькова монастыря для 150 ребят из детских домов была открыта Учебно-производственная столярно-резная мастерская. В течение двух лет в ней готовили столяров и резчиков по дереву, используя учебный опыт абрамцевской мастерской.

Сама Абрамцевская производственно-показательная мастерская в 1926 году была преобразована в Художественно-деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества. Несмотря на экономически сложное для страны десятилетие, с 1918 по 1928 гг. в ней было подготовлено 94 мастера и 8 инструкторов столярно-резного дела. Школа в основном работала на хозрасчете, выживая за счет продажи на экспорт изделий, выполняемых по «поленовским» образцам, а также производства мебели для детских садов, декорированной советской символикой.

В 1931г. в результате реорганизации оба учебных заведения были соединены в одно - Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения, которая расположилась теперь в бывшей монастырской гостинице поселка Хотьково. Большой коллектив с 250 учащимися возглавляли опытные педагоги - художники А. А. Топорков
(1896-1995), выпускник Строгановского училища и В. И. Соколов (1891-1957), написавший в 1936 г. хорошо иллюстрированную книгу «Резьба по дереву», ставшую на много лет методическим руководством для учащихся и преподавателей художественных профтехшкол.

В первую очередь профтехшкола готовила квалифицированных специалистов столярнорезного дела для набиравшего силу абрамцево-кудринского промысла.

В начале Великой Отечественной войны Абрамцевская профтехшкола была закрыта. Однако уже в августе 1942 года в связи с постановлением Правительства о восстановлении и развитии художественных промыслов, она была открыта вновь. Большая заслуга в сохранении школы и переводе ее на качественно более высокий уровень подготовки специалистов принадлежала директору Виктору Дмитриевичу Мочалову. В годы войны в школе преподавали известные скульпторы А.В. Петров, И.К. Алтухов, художник А.М. Гаврилюк, инструкторы А.С. Максимов, К.Д. Просвирякова, Н.И. Старостин, А.И. Целовальников другие мастера, возвращавшиеся с фронта после ранений.

АХПК. АХПК. АХПК.
АХПК. АХПК. АХПК.
АХПК. АХПК.

В 1944 году школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально художественную школу. Срок обучения был увеличен с двух до трех лет. Было введено преподавание общеобразовательных дисциплин в объеме семилетней школы, а также лепки, рисунка, композиции. Помимо подготовки краснодеревщиков и мастеров «кудринской резьбы», опытный резчик М.Н. Зинин обучал группу ребят по специальности «богородская резьба», в связи с тем, что соседняя богородская профтехшкола была закрыта.

В школу стремились многие, однако, принимали в нее только тех, кто хорошо учился и успешно сдавал вступительные экзамены. Вспоминая годы своей учебы во время войны резчик А.Г. Тишин свидетельствовал: «В школе царила доброжелательная обстановка, устраивались праздники, действовал учебный духовой оркестр. Несмотря на голодное время, учащиеся обеспечивались горячим бесплатным питанием, формой, общежитием и даже стипендией».

Появление в Хотькове известного в последствии косторезного промысла напрямую связано с созданием в Абрамцевской профтехшколе отделения по подготовке резчиков по кости. Искусство миниатюрной резьбы по дереву и кости существовало в Троице Сергиевском монастыре с древних времен. В 1930-е гг. государство предприняло попытку возрождения этого угасшего искусства. При Научно-экспериментальном институте игрушек в Загорске были организованы курсы по подготовке резчиков — миниатюристов. В 1947году их лучшие выпускники - В.Е. Логинов и Ф.М. Мозиков - стали первыми инструкторами нового косторезного отделения Абрамцевской профтехшколы. Основной задачей отделения была подготовка кадров для вновь организованной в Хотькове косторезной артели «Народное искусство», в которую уже в 1948 году пришло работать 20 первых выпускников. В 1950- 1960-е гг. артель была экспериментальной лабораторией по изучению и внедрению новых технологий и оборудования, методическим центром для мастеров аналогичных производств. В изделиях хотьковского промысла угадывался оригинальный художественно-образный почерк, преобладали реалистически трактованные современные сюжеты, изображения птиц и зверей, дополненные характерными растительными «абрамцево-кудринскими» мотивами узоров.

В 1957 году на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище. Оно готовило мастеров-художников для предприятий народно художественных промыслов не только Подмосковья, но и всей страны.

Расцвет училища, начавшийся со времен «оттепели», связан с деятельностью его директора Юрия Яковлевича Цыпина (1920-1987), заслуженного учителя РСФСР, возглавлявшего коллектив около 30 лет. Он приглашал в преподаватели выпускников АХПУ, окончивших столичные художественные вузы, поощрял их творческие наклонности и поиски новых методов обучения.

В училище открывались новые отделения: художественной керамики, росписи по керамике (существовало до 1991г.), художественной обработки металла и камня. Были выстроены учебный корпус, здания общежития и учебно-производственных мастерских. В 1991 году училище было преобразовано в колледж с филиалом в городе Пятигорске. К 100-летнему юбилею со дня основания за успехи в подготовке художников-мастеров для народно-художественных промыслов удилище было награждено орденом «Знак почета» и присвоено имя одного из основателей — художника Виктора Михайловича Васнецова.

В июне 2014 года АХПК официально стал филиалом Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.

Случайные статьи

Вверх