Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши. Жестокие обычаи Османской империи — как жили братья султанов Фетва на казнь шехзаде

Закон Фатиха - закон Османской империи, позволяющий одному из наследников трона убить остальных ради предотвращения войн и смут.

Закон братоубийства

Формулировка

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī ) Канун-наме Мехмеда II . Два варианта формулировки закона, сохранившиеся в источниках, имеют лишь незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Эрифом-беем в 1912 году:

Оригинальный текст (перс.)

و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اولهلر

Оригинальный текст (тур.)

Ve her kimseye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar

Тексты

Так называемый закон Фатиха о братоубийстве можно найти в Канун-наме Мехмеда II во второй части, излагающей нормы суда и государственной организации. Текст Канун-наме не дошел до нас на языке оригинала, сохранились только копии XVII века. В течение долгого периода высказывалось мнение, что Мехмед не мог легализовать братоубийство. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Неопровержимым, якобы, доказательством этого, с их точки зрения, являлось то, что закон долгое время существовал в единственном списке Канун-наме в архиве Вены. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры, датируемые временами Османской Империи. Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме, кроме небольшой его части, создан Фатихом, однако дошедшие до наших дней списки содержат включения, относящиеся ко временам правления сына Фатиха и его преемника Баязида II.

Две совпадающие по тексту рукописи в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547). Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была опубликована в 1815 году Йозефом Хаммером под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» и была переведена на немецкий с пропусками. Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). Другие копии кроме этих двух были неизвестны до обнаружения второго тома незавершенной хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā"i , «Времена основания». Коджа Хуссейн, по его собственным словам, использовал записи и тексты, хранившиеся в архивах.

Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus , размеры листа 18 x 28,5 см, 25 строк на страницу) был куплен из частной коллекции в 1862 году Санкт-Петербурга и попал в Ленинградское отделение Академии наук СССР , где он и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году.

Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Тельшию л-бекан-фа-āavānīn-i āl-i’Os̠mān», «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом б. Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и) в трех разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477-1481).

Одним из первых османских летописцев, комментировавших Канун-наме и цитировавших его, был Мустафа Али-эфенди (1541-1600).

Престолонаследование и династические убийства

До введения закона Фатиха

Длительное время после образования Османского государства в правящей династии отсутствовала передача власти от одного правителя к последующеиму напрямую. На востоке, в частности, в странах дар аль ислама, как наследие кочевых времён сохранялась система, при которой все члены семьи, происходившие от основателя династии по мужской линии, имели равные права (Ekber-i-Nesebi ). Султан не назначал преемника; считалось, что правитель не вправе определить заранее, кто из всех претендентов и наследников получит власть. Как сказал об этом Мехмед II: «Султана называет Всевышний». Назначение наследника трактовалось, как вмешательство в божественное предопределение. Трон занимал тот из претендентов, чья кандидатура получала поддержку знати и улемов . В османских источниках сохранились указания на то, что брат Эртогрула, Дундар-бей, тоже претендовал на лидерство и титул вождя, но племя предпочло ему Османа .

В этой системе все сыновья султана теоретически имели равные права на престол. Не имело значения, кто был старше, а кто младше, был это сын от жены или наложницы. С самого раннего времени, следуя традициям народов Центральной Азии, была установлена система, при которой все сыновья правящего султана отправлялись в санджаки, чтобы обрести опыт управления государством и армией под руководством лалы. (При Османе ещё не было санджаков, но все его родственники мужского пола (братья, сыновья, тесть) управляли различными городами. Помимо административного, до 1537 года османские принцы получали и военный опыт, принимая участие в битвах, командуя войсками. Когда султан умирал, новым султаном становился тот, кто раньше успевал прибыть в столицу после смерти отца и принять присягу от чиновников, улемов и войск. Этот метод способствовал тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики, сумевшие выстроить хорошие отношения с элитой государства и получить её поддержку . Например, после смерти Мехмеда II обоим его сыновьям были посланы письма с сообщением об этом. Санджак Джема был ближе; существовало мнение, что Мехмед более благоволил к нему; Джема поддерживал великий визирь. Однако партия Баязида была сильнее. Занимая ключевые посты (бейлербей Румелии, санджакбеи в Анталии), сторонники Баязида перехватили гонцов, ехавших к Джему, блокировали все пути, и Джем не смог прибыть в Стамбул.

До Мехмеда II случаи убийства близких родственников в династии происходили не один раз. Так, Осман поспособствовал смерти своего дяди, Дундара-бея, не простив ему того, что Дундар претендовал на роль вождя . Савджи , сын Мурада, с помощью византийцев поднял восстание против отца, был схвачен и казнён в 1385 . Якуб , по легендам, был убит по приказу брата, Баязида, на Косовом поле после смерти Мурада. Сыновья Баязида долго воевали друг против друга, в итоге были казнены Мустафа-челеби в 1422 году (если он не погиб в 1402 году ), Сулейман-челеби в 1411 году , вероятно , Муса-челеби в 1413 году . Кроме того, Мехмед, оказавшийся победителем в этой братоубийственной войне, приказал ослепить племянника Орхана за участие в заговоре и связи с Византией. Сын Мехмеда, Мурад, казнил только одного из своих братьев - Мустафу «Кючюка» в 1423 году. Других братьев - Ахмеда, Махмуда, Юсуфа - он приказал ослепить . Любимый сын Мурада, Алаеддин Али (1430-1442 /1443) по традиционная версии, изложенной Бабингером, был казнён вместе с сыновьями по неизвестной причине по приказу отца .

До Мурада во всех случаях казнь или ослепление родственника была спровоцирована самим казнённым: казнили бунтовщиков и заговорщиков, казнили противников в вооружённой борьбе. Мурад первым велел ослепить несовершеннолетних братьев. Его сын, Мехмед II, пошёл дальше. Сразу после джулюса (вступления во власть), вдовы Мурада пришли поздравить Мехмеда с воцарением. Одна из них, Хатидже Халиме-хатун , представительница династии Джандарогуллары , недавно родила сына, Кючюк Ахмеда. Пока женщина беседовала с Мехмедом, по его приказу Али-бей Эвреносоглу , сын Эвренос-бея , утопил младенца . Дука придавал особое значение этому сыну, называя его «порфиророждённым » (рождённым после того, как его отец стал султаном). В Византийской империи такие дети имели приоритет в наследовании престола. Кроме того, в отличие от Мехмеда, матерью которого была рабыня, Ахмед был рождён от династического союза. Всё это делало трехмесячного младенца опасным соперником и заставило Мехмеда избавиться от него . Убийство (казнь) при воцарении невиновного брата-младенца только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» .

После введения закона Фатиха

Сулейману не пришлось убивать братьев, мустафа и баязид

5 братьев мурада 3

19 братьев мехмеда 3+сын махмуд

мехмед, брат османа

три брата мурада 4 +хотел ибрагима

мустафа 4

Практика посылать шехзаде в санджаки прекратилась в конце XVI века. Из сыновей султана Селима II (1566-1574) в Манису поехал только его старший сын, будущий Мурад III (1574-1595), в свою очередь Мурад III тоже послал туда только своего старшего сына, будущего Мехмеда III (1595-1603). Мехмет III был последним султаном, прошедшим «школу» управления в санджаке. Ещё в течение полувека старшие сыновья султанов будут носить титул санджакбеев Манисы, проживая в Стамбуле .

Со смертью Мехмеда в декабре 1603 года султаном стал его третий сын, тринадцатилетний Ахмед I , поскольку двух первых сыновей Мехмеда III уже не было в живых (Шехзаде Махмуд был казнен отцом летом 1603 года, Шехзаде Селим скончался ещё ранее от болезни). Поскольку Ахмед ещё не был обрезан и не имел наложниц, у него не было сыновей. Это создавало проблему с наследованием. Поэтому брат Ахмеда, Мустафа , был оставлен в живых, вопреки традиции. После появления сыновей, Ахмед дважды собирался казнить Мустафу, но оба раза по различным причинам отложил казнь. Кроме того, не убивать Мустафу Ахмеда уговаривала Кёсем-султан , имевшая на это свои причины. Когда Ахмед умер 22 ноября 1617 года в возрасте 27 лет, он оставил семь сыновей и брата. Старшим сыном Ахмеда был Осман , родившийся в 1604 году.

кафес

Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes («клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

См. также

Литература

  • «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. - М. , 1990.
  • Кинросс лорд. . - Литрес, 2017.
  • Петросян Ю.А. Османская империя . - Москва: Наука, 1993. - 185 с.
  • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. - Москва: АСТ.
  • Encyclopaedia of Islam / Bosworth C.E. - Brill Archive, 1986. - Vol. V (Khe-Mahi). - 1333 p. - ISBN 9004078193 , 9789004078192. (англ.)
  • Alderson Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty . - Oxford: Clarendon Press, 1956. - 186 p. (англ.)
  • Babinger F. Sawdji / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 2000. - Vol. IX. - С. 93. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 .
  • Colin Imber. The Ottoman Empire, 1300-1650: The Structure of Power . - New York: en:Palgrave Macmillan , 2009. - P. 66-68, 97-99. - 448 p. - ISBN 1137014067 , 9781137014061. (англ.)

Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

Первое братоубийство

После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

Свод законов Мехмеда II

Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

«Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

Братоубийство

Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

После Завоевателя

Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.

На просторах интернета Закон Фатиха часто называют «братоубийственным законом», при этом забывают о том, что Закон Фатиха (КАНУН-НАМЕ-И АЛ-И ОСМАН) это не только законодательная норма, но и целый свод законов Османской империи.

Этот юридический документ охватывал практически все стороны жизни подданных и рабов Османского государства, устанавливает правила поведения для общества, знати и наследников султана.

Законодатель постарался учесть всё до мельчайших деталей. Он установил систему военных и гражданских чинов Османской империи, порядок вознаграждений и наказаний, закрепляет нормы дипломатического протокола и придворного этикета.

Также в Законе нашли своё воплощение передовые по тем временем законодательные новации, такие как «свобода вероисповедания» и прогрессивная ставка налогообложения и денежных штрафов (в зависимости от дохода и вероисповедания). Конечно же, османы не были такими уж благотворительными. Немусульманское население имело право исповедовать свою религию (касалось христиан и евреев), но за это платило налог как в денежном эквиваленте (джизья), так и в человеческом – девширме (набор христианских мальчиков в корпус янычар).

Впервые в истории этой империи законодатель позволил султану право убивать членов своей семьи. В переводном тексте Канун-наме эта норма звучит таким образом:

И кому из моих сыновей достанется султанат во имя всеобщего блага допустимо умерщвление единоутробных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.

Согласно мнению законодателя жизнь отдельных людей ничто по сравнению с целостностью государства. И неважно, что под действие законодательной нормы, попадали люди, виновные лишь в том, что их отцом был правящий султан. Так как любой из сыновей султана мог стать следующим падишахом, то по отношению к его братьям применялась «презумпция виновности», заключавшая в их непременном желании поднять восстание и, если не отбить султанский трон, то отвоевать для себя часть Османского государства.

Для того чтобы не допустить такое положение вещей Мехмед Фатих поставил себя выше Всевышнего (Аллаха у мусульман) и разрешил своим потомкам идти путём Кабиля (Каин) убившего своего брата Абиля (Авель).

При этом в Канун-наме подчёркивается, что законодательство ниспослано Всевышнем. Об этом говорится в начале документа.

Хвала и благодарение Аллаху, что всемилостивый творец всего существующего для наилучшей организации и порядка в своей обители ниспослал народу законодательство и сделал его руководящим началом для всех. Поэтому без устали молись созидателю мира и на благородное его творение, посланнику божьему, благословенному пророку, чье священное предание, сунна и шариат также являются неоспоримыми источниками для разработки религиозных и судебных актов.

В этом нет никакого противоречия, потому что такое положение дел было характерно для Османской империи. Согласно мусульманско-правовой теории высшие государственные органы могли пользоваться ограниченными законодательными полномочиями по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, что хорошо видно на примере Османской империи. Издаваемые нормативные акты государства после одобрения верховным муфтием становились частью общей правовой системы, дополняя мусульманское право, но, не сливаясь с ним, поскольку зачастую прямо противоречили предписаниям шариата.

В сериале Великолепный Век этот Закон висит «дамокловым мечом» над всеми шехзаде, сыновьями султана. Особое беспокойство он вызывает у матерей шехзаде. Каждая султанша желает видеть на троне своего сына, и готова пойти на такие жертвы, как сыновья соперницы.

Закон Фатиха красной нитью проходит через все серии шести сезонов. Султан Сулейман не применял этот Закон лишь потому, что его братья к тому времени были мертвы. Султан Селим II к моменту своего восшествия на престол остался единственным сыном-престолонаследником (один брат умер, два брата казнены отцом). Его внук султан Мехмед III казнил семнадцать сводных братьев, невзирая на возраст.

После Мехмеда III султаны начинают задумываться о том, что эта законодательная норма не столь хороша, как кажется на первый взгляд. Да и в самом Канун-наме есть строчка, которая предписывает усовершенствования в государственной организации.

Звучит это так: пусть теперь сыны моего благородного потомства постараются совершенствовать ее.

Заслуживает внимание и правовой прецедент, по которому султан имеет право отменить обычай, который имел место при дворе предшественника, заменив его другим.

У Мехмеда Завоевателя он представлен таким образом: Не в правилах моего благословенного величества принимать пищу с кем-либо, разве только с домочадцами. Известно, что мои великие предки ели вместе со своими везирами. Я упразднил это.

Вопрос о том, можно ли было отменить эту норму о братоубийстве, становится предметом жарких споров и баталий. Одни участники споров призывают принять турецкую точку зрения, по которой закон был необходим и для сохранения мира и порядка допустимо убийство невиновных людей. Другие участники говорят, что закон можно было отменить, но, ни у кого из султанов не было для этого политической воли.

В Великолепном Веке как Хюррем, так и Кёсем пытались добиться отмены Закона, но султаны, исполнявшие любую их прихоть, всякий раз отказывали им. Возможность отмены этого закона обсуждали шехзаде Мехмед и Мустафа, но интриги их матерей сначала превратили братьев во врагов, а потом привели к смерти обоих шехзаде. Но если Закон нельзя отменить, то его можно обойти.

Это сделал султан Ахмед, когда оставил жизнь своему брату Мустафе несмотря на колоссальное давление со стороны придворных, наставников и родной матери. Сделал он это по нескольким причинам, и не только из-за нежелания повторять ошибки отца, но и потому, что к моменту вступления на престол Ахмед ещё не обзавёлся детьми и Османская династия могла прерваться, если бы Ахмед умер, не оставив по себе наследника.

Даже когда у Ахмеда появились дети, он предпочёл держать своего брата в «кафесе» - своеобразной тюрьме. Таким образом, султан успокаивал свою совесть и лишал возможности недоброжелателей поднять восстание или затеять переворот, чтобы посадить Мустафу на престол.

После его смерти Мустафа ненадолго стал султаном, но не по своей воле, а по воле сил, которые возвели его на трон. Это произошло как раз потому, что появился новый закон о престолонаследовании, по которому престол «достаётся старейшему и мудрейшему». В сериале авторство этого закона приписывают Кёсем Султан. В данном случае не суть важно, кто написал этот закон: Кёсем, Ахмед или кто-то из визирей. Главное в том, что этот закон позволил обойти Закон Фатиха, при этом не отменяя его.

Участь шехзаде от этого стала не легче. Они на долгие годы оказались заперты в «кафесе», и либо умирали, либо доживали до султанского трона.

Неужели нельзя было отменить этот закон? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на то, как относились к этому закону и что выигрывали люди в Османской империи:

1. Простые жители городов и деревень, мелкая знать.
- Выгода . Сохранялась целостность государства, на трон восходил сильнейший из шехзаде, который мог стать победоносным султаном.
- Убытки . Государство вело активную завоевательную политику, и победы чередовались поражениями. Империю сотрясали восстания джеляли, мятежных пашей, которые длились годами и десятилетиями.

2. Гаремная верхушка (матери шехзаде).
- Выгода . Этот закон позволял обезопасить трон сына-султана от возможных претендентов. Даже если сам шехзаде не восставал против султана, то это не значило, что им могли воспользоваться люди, желающие получить власть (примеры шехзаде Мустафы, брата Ахмеда и шехзаде Баязеда, сына Ахмеда весьма примечательны в этом плане).
- Убытки. Если у женщины был не один, а несколько сыновей, то мать не могла отправить на смерть своих детей (пример Кёсем Султан). Наличие Закона стимулировало вражду между матерями шехзаде, которые шли по трупам, лишь бы их сын занял престол, а они получили вожделенный титул валиде-султан.

3. Янычарская верхушка.
- Выгода: не имели прямой выгоды. Они могли поддерживать одного из шехзаде, но это не значило, что их любимчик становился султаном. Скорее они получали выгоду от властной неразберихи: джулюс-бакшиш от каждого нового султана, куюджу-акчеси от великого визиря, не считая подарков от валиде и других сановников. Это лучше, чем рисковать жизнью в боях, сражаясь с армией Сефевидов, Гарсбургов, поляков, венецианцев. Ведь с каждым столетием боеспособность и выучка янычар падала.
- Убытки: престол занимали шехзаде, не пользовавшиеся поддержкой янычар. Со временем янычары начали играть большую роль в деле свержения и воцарения султанов. Они убили султана Османа, смещали и возводили на трон султана Мустафу, добились казни султана Ибрагима. И даже Кёсем Султан, считавшая, что янычары верны ей, не смогла ничего сделать, чтобы заменить казнь для Ибрагима традиционным заточением в кафесе. Из опоры престола и султана янычары стали дестабилизирующей силой и одними из главных зачинщиков заговоров и восстаний.

4. Мусульманское духовенство: улемы, имамы, муфтии всех рангов.
- Выгода: они ничего не выигрывали от поддержки закона.
- Убытки: подобный закон подрывал их авторитет, потому что султан ставил себя выше закона. В зависимости от личности султана духовенство то становилось на сторону закона (выдавало фетвы на казнь шехзаде), то смягчали закон, советуя султану пощадить брата или братьев. Мало кто из них решался открыто выступить протии этого закона.

5. Султан:
- Выгода: Устранение соперников.
- Убытки: До того, как становился султаном, мог просидеть долгие годы в кафесе.

Время от времени султаны применяли Закон Фатиха, чтобы избавиться от очередного брата-претендента. В Турции Закон Фатиха однозначно оценивают в положительном ключе, несмотря на осадок, связанный с сомнительной законностью такой нормы. Но если бы Закон Фатиха в самом деле был таким замечательным, то зачем понадобилось искать обходные пути, изменять порядок престолонаследия и внедрять в массы идею о том, что за братоубийство османский народ настигают суровые кары?

Суровая зима 1620-1621 годов была объяснена наказанием Всевышнего за то, что султан Осман распорядился казнить своего брата. То же самое деяние вменялось в вину султану Мураду IV, чьи наследники умерли от эпидемии чумы. До смерти сыновей он успел казнить двух братьев, и народ, недовольный жестокостью султана, шептался о наказании Всевышнего за братоубийство. Султан Мехмед IV тоже казнил одного из своих братьев, когда у него появились собственные сыновья, вопреки воли своей матери. Султанша вмешалась, чтобы защитить уцелевшего шехзаде, хотя он не был её родным сыном. В последний раз Закон Фатиха применялся в 1808 году, когда очередной султан Махмуд II, занявший трон, убил своего брата, прежнего султана.

Таким образом, несмотря на наличие теоретических аргументов для отмены братоубийственного закона у султанов Османской династии оставалось всё меньше возможностей для имплементации этого положения. Султан всё больше зависел от дворцового окружения и янычарской верхушки, зачастую восходил на престол прямиком из кафеса и всех устраивал порядок, при котором смертная казнь для наследников заменялась тюремным заключением.
И поскольку султаны уже не имели возможности отменить эту норму, которая, по сути не действовала, то "братоубийственный закон" потерял свою юридическую силу с падением Османской империи и установлением Турецкой Республики в первой четверти XX века. А новое государство более не нуждалась в династии Османов и её средневековых законах.

Примечания:

1. www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XV/1460-1... - текст закона Фатиха о престолонаследии
2. www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XV/Agrar_... - выдержки из закона Фатиха о налогах и штрафах
3. www.islamquest.net/ru/archive/question/fa729 - об истории Каина и Авеля в мусульманской вариации
4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1284/%D0%9C%D0%... - краткая характеристика мусульманского права

Шехзаде называли мальчиков, рожденных сультану его , или . Когда принцу исполнялось 5-6 лет, он начинал учиться в специальной школе для шехзаде, построенной в XV веке. Помещение школы богато убрано, в нем есть большой очаг, книжные шкафы, пюпитры, сводчатые зеркальные потолки и украшения, что является доказательством того, с каким вниманием относились к будущим наследникам трона и их обучению.

До 8 лет принцы жили со своими матерями и няньками, а после этого возраста общались по большей части только с наставником и слугами, а родителей видели только в особых случаях.


Парчовый кафтан султана Ахмеда I, который он носил, когда еще был шехзаде.

Церемония обрезания шехзаде проводилась с большой роскошью и сопровождалась торжествами. За три месяца до церемонии извещали всех визирей, правителей провинций и высших государственных деятелей, чтобы они могли прибыть на праздненство, которое зачастую начинали готовить за год, а длиться оно могло от десяти дней до месяца. Приглашенные гости дарили шехзаде и членам его семьи подарки соответственно своему статусу, а потом развлекались и угощались на пирах по случаю столь важного события.

Когда принцу исполнялось 13-14 лет, ему выделяли собственные покои в гареме. Если же отец шехзаде умирал, то в этой же комнате он оставался затворником, поэтому ее называли "кафес" ("клетка"). Шехзаде, который вел уединенную жизнь, назначали штат в двенадцать слуг, кладовую, евнухов и собственное содержание.


Окна комнаты шехзаде с видом на Босфор (дворец Топкапы).

Правление султана заканчивалось не только в случае его смерти. Так, Мурад II (1421-1451) добровольно оставил трон своему сыну - будущему султану Мехмеду Завоевателю. Баязида II заставили покинуть трон в пользу его младшего сына Селима. Осман II, Ибрагим I и Мустафа IV были свергнуты с престола.


Вступившие на престол шехзаде садились на золотой трон,
установленный перед Воротами Белых Евнухов, и принимали поздравления.

Сообщал принцу о смерти отца (или о его отречении) главный евнух. Он должен был взять шехзаде за руку и проводить его к телу отца, после чего наследник трона являлся к великому визирю и шейх-аль-исламу, которые первыми признавали нового монарха и начинали подготовку к церемонии восхождения нового султана на трон . Об этом немедленно объявляли народу, а также рассылали приглашения на церемонию всем важным государственным лицам.

Трон султана располагался у Ворот Белых Евнухов (Ворота Блаженства). Гости выстраивались по старшинству, султан выходил, садился на трон, и участники церемонии один за другим подходили к нему, падали на колени и целовали подножие трона, тем самым признавая нового властителя. Церемонию заканчивали шейх-аль-ислам, великий визирь и другие визири.

Ворота Белых Евнухов (дворец Топкапы)

После этого, в соответствии с традициями, султана опоясывали мечом в мечети Эюп. Это событие было в некотором роде аналогом европейской церемонии коронации. В день церемонии султан должен был приехать из дворца Топкапы в мечеть на лодке. Султан выходил на берег и садился на коня, который медленно двигался по улице между рядами представителей знати, салютующих войск и могилами богачей - Эюп был одним из самых престижных кладбищ в Стамбуле. На входе в мечеть он должен был спешиться и пройти к небольшому возвышению во дворе между мавзолеем Аюба аль-Ансари и самим зданием мечети, где возвышалось старое платановое дерево. Здесь его опоясывали тремя мечами: мечом Османа, мечом четвертого праведного халифа Али и мечом султана Селима I Явуза. Затем новый султан въезжал в город верхом на коне через ворота Эдирне, посещая могилы своих предшественников и также обязательно Мечеть Айя-София, после чего возвращался во дворец Топкапы.

Случайные статьи

Вверх