Описание картины Айвазовского «Среди волн. Как айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть Описание картины «Среди волн» Айвазовского

"Среди волн"

Картину "Среди волн" Иван Айвазовский написал в год своего восьмидесятилетнего юбилея, всего за два года до смерти. Как и все свои картины, этот поэт водной стихии творил ее легко и с любовью. Кроме узкой полоски неба весь холст отдан Его Величеству Морю. Завершая свой жизненный путь, находясь на вершине своего мастерства, гениальный маринист все меньше и меньше добавляет в свои картины инородные для моря объекты: автор уже не нуждается ни в обломках кораблей, ни в уцепившихся за них людях, чтобы передать свои чувства. Здесь нет никого и ничего, кроме моря, ветра, неба и... света. Потрясающая передача цвета пронизанной светом воды, как и в его всемирно известном шедевре "Девятый вал", оставляет на втором плане чувство страха перед штормом, взбивающим пену и тучи, прижавшем к вспененным верхушкам волн почти черное грозовое небо.

Сейчас картина хранится в Картинной галерее Айвазовского в Феодосии. Но даже просмотр репродукций заставляет в восхищении замереть сердце. Не нужно быть художником, чтобы оценить гений автора, - достаточно, как и он, любить море. Картина поражает своим мастерством. Море под кистью Айвазовского оживает, вспененные волны словно выплескиваются за пределы экрана, не давая возможности думать о чем-то другом. Даже ракурс подобран так, что сложно представить себя стоящим на скале, на борту корабля или еще на чем-то привычном. Ты словно Дух Господень, что носится над водами: здесь и сейчас нет ничего и никого, кроме тебя и неукротимой стихии. Смотря на эту картину, начинаешь понимать, что слова Айвазовского: "Море - моя жизнь" - не красивые слова для публики, а отражение его истинных идеалов, его Истинной Любви.

В 1898 году Айвазовский написал картину “Среди волн”, которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.

Среди волн
1898г, холст, масло, 284x429 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.
Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии.
Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.
Мастерство картины "Среди волн" - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина "Среди волн" значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последующее время им было создано еще несколько картин, не менее прекрасных по исполнению и содержанию.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Айвазовский – повелитель морской стихии (часть 2)

Картина Айвазовского "Среди волн"

Когда Айвазовскому было восемьдесят лет, он написал картину "Среди волн", которую можно считать в какой-то мере синтезом его творчества.

Картина изображает открытое море во время бури. Айвазовский написал много бурь, показав их в различное время дня и ночи. Обычно на его полотнах волны бьются у крутых скал, что дает художнику возможность эффектнее показать удары волн. Такой сюжет давал больше возможностей для резкого противопоставления мрачных гранитных масс гибким формам прозрачных волн. Часто Айвазовский изображал бурю ночью. Луна, проглянувшая сквозь разорванные ураганным ветром тучи, освещает разъяренные морские волны и корабли вдали, терпящие бедствие. Часто выразительность подобных картин Айвазовского была во многом основана на драматизме ситуаций, связанных с гибелью кораблей и их экипажей.

В картине "Среди волн" старый художник нашел совершенно новое воплощение для темы. Композиция ее очень проста. Огромный холст разделен на две неравные части. Вверху - узкая полоска темного грозового неба, по которому мчатся косматые черные тучи. Вся остальная часть картины занята волнами бушующего моря. Они наступают от горизонта и, приближаясь к переднему краю, разрастаются до огромных размеров. Всю картину по диагонали пересекает едва уловимый луч солнца.

Цветовая гамма этого произведения при большой ее сдержанности обладает широкой шкалой отношений, состоящей из сочетания голубых, лиловатых, зеленоватых оттенков. Они положены на холст без резких контрастов и противопоставлений.

В картине нет ярких цветовых или световых эффектов, несмотря на то, что тоновая гамма ее включает все переходы - от чистого черного в небе до белого тона в гребнях волн. Вся она построена на тонко найденных нюансах. Форма волн вылеплена мягкими колебаниями светотени, и даже белая пена на них втушевана в легкий воздушный тон гребней волны.

При такой живописи, казалось, было бы трудно найти зрительный центр картины, но он имеется и помещен очень удачно среди волн, на среднем плане, где тонет в глубине луч света.

В сюжетном замысле и композиционном построении картины "Среди волн" есть черты, роднящие ее с "Черным морем". В обоих случаях это открытое море в ветреный день, а в трактовке самого сюжета картина "Среди волн" как бы продолжает раскрывать содержание картины "Черное море". Если в первом случае показано взволнованное море, то во втором - уже бушующее, в момент наивысшего, грозного состояния морской стихии.

Знаменательно, что, изображая такой момент, Айвазовский не вызывает чувства бессилия перед громадой вздымающихся волн. Луч солнечного света, озаряющий картину, придает ее колориту мажорный цветовой строй и в сочетании с живым ощущением движения волн и натиска ураганного ветра определяет жизнеутверждающее воплощение замысла, вызывает состояние приподнятости чувств, которые пробуждают в человеке только великие произведения искусства.

Есть нечто волнующее в том, как восьмидесятилетний художник, стоя на высоких подмостках перед огромным холстом, с неподражаемым артистизмом, свободой и смелостью уверенной рукой кладет краски на холст и создает патетический образ моря, отвечающий вдохновенным стихам Пушкина:

Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной мглы * .

* (А. С. Пушкин, Собрание сочинений, т. 3, М., изд-во "Правда", 1954, стр. 357. )

Вся эмоциональная мощь этой картины достигнута изображением только моря, только волн, как бы кипящих в столкновениях одна с другой.

Надо было обладать поистине неиссякаемым запасом жизненных и творческих сил, чтобы в глубокой старости так по-молодому чувствовать, подняться до таких широких обобщений в понимании природы и так легко творить.

В картине "Среди волн" у него ярче, чем в каком-либо другом произведении, проявилась особая способность восприятия природы, которая помогла созданию живописного образа морской стихии.

Айвазовский чаще всего изображал не чисто морские виды, как это обычно делали и делают художники-маринисты. В его творчестве очень широко раскрыта основная идея, волновавшая его многие годы. Он нашел и ярко воплотил в живописи образ морской стихии, полный первозданной мощи и "гордой красоты".

До последних дней жизни Айвазовский не утратил молодости души, охваченной творческим беспокойством, - черты характера, определившей непрерывный процесс развития его искусства.

Он знал много способов драматизировать сюжеты своих произведений, но не использовал ни одного из них. Правда, первоначально он поместил в центре композиции небольшую лодку с людьми, терпящими бедствие, но вскоре отказался от этой детали, как нарушающей широкий сюжетный замысел.

Работа над картиной "Среди волн" протекала быстро и выполнялась уверенной рукой мастера, никогда не повторявшего и не исправлявшего положенный мазок. Послушная кисть лепила нужную форму, и краска ложилась на холст так, как подсказывали опыт и чутье большого художника.

Процесс работы у него всегда протекал в состоянии творческого напряжения, так как он обычно создавал воображаемый образ моря, не будучи связан никакими предварительными работами, кроме беглого карандашного эскиза.

С ранней молодости и до последних дней Айвазовский всегда предпочитал работать способом а-ля прима, доводя картину до завершения по сырому красочному слою, не давая ему просохнуть, если размер картины не был очень велик.

Огромный холст картины "Среди волн" требовал, естественно, иного процесса работы. Весь холст Айвазовский первоначально легко протер очень тонким, едва уловимым слоем краски, сильно разжиженной растворителями, так что после такой протирки сохранялась вся фактура крупнозернистого холста. Эта прописка не была подмалевком в том смысле, как мы понимаем первую прописку холста, так как в значительной части она сохранена в законченной картине в своем первоначальном виде.

После того как в ослабленном тоне (в полутоне) была выполнена вся картина, Айвазовский на следующем этапе работы углубил тонкими лессировками темные части картины и более пастозно прописал светящиеся гребни волн. Одновременно он энергичными ударами кисти пролепил косматые черные тучи на небе.

Луч света, пересекающий по диагонали картину слева направо, едва уловим и выделен скорее более интенсивным цветом воды в местах, куда он падает, нежели тоновыми контрастами.

Когда это было сделано, Айвазовский пастозным слоем краски положил яркий свет на пенящиеся гребни волн и самые яркие цветовые пятна на них.

Мастерство Айвазовского мощно и самобытно. Картина написана все тем же импровизационным методом, каким созданы все его произведения. Высокий уровень мастерства этой картины не случайная удача, не какая-то вспышка угасающего таланта, а блестящий итог творческих исканий всей его жизни. Он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в искусство. Айвазовский прошел творческий путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Жизнь мастера прошла в непрерывной взаимосвязи с морем как символа простора и свободы. Море, то волнующееся, то спокойное или бурное, щедро одаривало Айвазовского богатством впечатлений. Свою картину «Среди волн» Айвазовский написал, когда ему уже было восемьдесят лет. Она по праву является вершиной его мастерства.

Яростные седые валы мечутся над бездной. В гневе они рвутся ввысь, но свинцовые чёрные тучи, которые гонит штормовой ветер, нависли над пучиной. И здесь, как в аду, властвует природная стихия. Море бурлит, клокочет и пенится. Гребни валов искрятся. Кроме моря мы ничего не видим на картине. Ни одна живая душа не может зреть этот разгул морской стихии. Даже вольной птицы не видно на полотне…безлюдно… Увидеть этот настоящий планетарный миг, запомнить его, и перенести на полотно мог только великий художник. В этот миг можно осмыслить первозданность бытия на нашей земле. Сквозь рёв и грохот шторма вдали слышна тихая мелодия радости и умиротворения. Это пробивающийся в темноте луч солнца. Узкая полоска света, видимая где-то вдали. На картине Айвазовский изобразил морскую стихию - море под грозовым небом покрылось высокой волной. Сталкиваясь, волны как бы кипят. Художник в этом произведении отказался от изображения столь привычных для него деталей картины - обломки гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежной морской пучине. Айвазовский прекрасно мог драматизировать свои сюжеты, но, работая над этим произведением, он не воспользовался ни одним из них.

Мастерство, которое достигнуто в картине «Среди волн», это плод упорного и долгого труда на протяжении всей жизни художника. Работал над картиной Айвазовский легко и быстро. Отработанная рука художника уверенно лепила кистью именно ту форму, какую художник хотел ей придать. Краска ложилась именно так, как подсказывал ему многолетний опыт и чутьё великого мастера.

Такое чувство, что сам автор осознавал, что эта картина по своему исполнению значительно выше всех предыдущих работ за последние годы. Именно эту картину он не вывозил из Феодосии, несмотря на то, что после того, как её закончил, активно устраивал выставки своих работ в Лондоне, Москве и Петербурге. Он завещал это произведение галерее, находящейся в его родном городе Феодосии.

До последних лет жизни Айвазовский испытывал приток новых замыслов, которые его волновали. Написавший 6 тысяч картин, 80-летний мастер всё же оставался молодым начинающим художником, который ищет свой путь в искусстве.


Случайные статьи

Вверх