Будущее исследования космоса. Прогноз развития космонавтики до XXII века. Подготовка защиты от астероидов

Несмотря на существующие космические программы и достижения, полученные в результате освоения космоса, многие сомневаются, что человечеству нужен Космос и считают, что потраченные на него деньги могли бы принести пользу совсем в другой сфере жизни.

Поэтому попробуем разобраться, зачем люди осваивают космос ?

С незапамятных времен человеческий взор всегда был обращен к небесам, в Космос. Именно там поколения людей старались найти ответы на многие вопросы, предсказывали будущее или искали разумные цивилизации. С течением тысячелетий интерес человека к космосу не угас, а еще больше усилился, благодаря развитию науки и техники. Многие считают, что в будущем космос является для человечества единственным спасением, когда на планете не останется никаких условий для существования.

Уже сейчас в результате космических программ человек смог добраться до Луны и определить, что это не совсем бесполезный спутник, вращающийся вокруг планеты, а целый мир, который может решить многие наши проблемы. На Луне обнаружены большие залежи драгоценных металлов, водяной лед и огромное количество гелия-3 — высокоэнергетического вещества.

Луна может выступать не только донором в решении энергетических и ресурсных проблем человечества, она может быть полезной в решении экологической проблемы Земли. Например, на спутник можно было бы отправлять отработанные ядерные отходы или вынести грязное производство. Кроме этого, невесомость является идеальным условием при производстве некоторых лекарственных препаратов и высокоточной техники.

Кроме Луны в последние десятилетия взор человека обращен и к Марсу. По мнению некоторых ученых эта планета, при определенных условиях, может стать идеальным местом существования нашей цивилизации.

Уже сейчас смело можно сказать, что космическая индустрия намного упростила нашу повседневную жизнь. Благодаря ей, мы имеем цифровые фото- и видеокамеры, систему навигации GPS, спутниковое телевидение, сотовую связь, интернет, удобную одежду, посуду… Все эти блага современной цивилизации получили широкое распространение и являются продуктом космических технологий, которые были созданы в результате развития программ по освоению Космоса.

Наличие этих достижений является существенным фактом против регулярного скептического вопроса: «Зачем люди осваивают космос? ».

Достижения космической индустрии

За последние 50 лет, благодаря освоению космоса и космическим программам, запатентовано более полусотни тысяч различных изобретений, начиная от сотовой связи и заканчивая тефлоновой сковородкой. Кроме этого, еще чуть больше полувека назад невозможно было предположить, что в будущем Космос будет открыт для туристических полетов. Хотелось бы отметить и работу над программами по защите нашей планеты от космических тел – метеоритов, астероидов и комет, а также решение топливно-энергетических проблем.

Что мы получили от освоения космоса?

1. Бытовые вещи. Тефлоновые сковородки, молнии и липучки. Многие скептики усмехнутся и будут утверждать, что эти вещи были получены в земных условиях. Никто не будет спорить, но наиболее востребованными они оказались именно для космоса, где были «обкатаны» и после чего «подарены» нашей повседневной жизни.

Свойства тефлона в космических условиях оказались просто незаменимы, ведь это вещество сохраняет свои эластичные свойства в большом диапазоне температур (-70…+270 градусов). Тефлон невозможно намочить водой или растворителями, поэтому его широко использовали для обеспечения теплоизоляции космических кораблей шаттлов Apollo.

Несмотря на то, что «молния» была запатентована еще в начале 20 века, наиболее востребованной и практичной она стала именно в экипировке космонавтов. Та же история была и с «липучками», «увидевшими свет» в конце 40-хх гг. прошлого века.

Именно благодаря «обкатке» в космосе этих новшеств, широкий рынок смог по достоинству оценить новые разработки, с лихвой многократно окупивших космическую программу Apollo.

2. Безопасность. Существующие космические технологии могут стать на страже безопасности нашей планеты, чтобы мы могли избежать участи динозавров. Самым ярким современным примером опасности из космоса является Тунгусский метеорит, упавший на территории Сибири в начале прошлого века. Чтобы избежать подобных катаклизмов, необходимо развивать космические программы и технологии, которые не только помогут обнаружить опасные космические тела, но и позволят управлять ими или уничтожить, чтобы избежать столкновения с Землей.

3. Энергетическая надежда — гелий-3. Наилучшим решением энергетического вопроса землян может стать добыча с поверхности Луны изотопа гелия-3, который можно использовать в термоядерных реакторах.

Почему так важно изучение космоса?

Энергетическая эффективность этого вещества настолько велика, что для получения необходимого количества энергии понадобиться малая доля гелия-3. Однако загвоздка состоит в том, что на Земле еще не существует технологии получения гелия-3 из лунного грунта.

4. Спутниковые коммуникации. Идея запустить на околоземную орбиту спутники была предложена в конце 40-хх гг. 20 столетия. Изначально планировалось использовать их для ретрансляции радио- и телесигнала и для наблюдения за погодой. Однако первые спутники были использованы в военных целях для шпионажа.

После окончания «холодной войны» на орбиту стали запускаться коммерческие спутники, которые и сейчас работают в области метеорологии, геологической разведки, транслируют радиосигнал, интернет и занимаются спутниковой навигацией (система GPS).

5. Цифровая фото- и видеотехника «родилась» на космических просторах. Для исследования космоса, снимков Земли и космических объектов потребовалось разработать электронные телескопы, основу которых составляла ПСЗ-матрица, собранная из кремниевых светочувствительных фотодиодов. Венцом творения ученых стал телескоп Hubble, работа которого началась в 1991 году. Современная цифровая техника, телевидение, медицинские микроскопы – все это детища космических фототехнологий.

Зачем люди осваивают космос?

Вот десять ответов на вопрос: «Зачем люди осваивают космос?».

  1. Развитие технологии, часть которых нашло применение и в повседневной жизни.
  2. Научные открытия, которые пополнят наши знания о Вселенной и продвигают фундаментальные науки.
  3. Решение энергетических и ресурсных проблем, благодаря залежам полезных веществ на других планетах и небесных телах.
  4. Решение вопроса трудоустройства населения: благодаря развитию космической индустрии, сотни тысяч людей обеспечены работой.
  5. Развитие космического туризма, который в перспективе обещает стать самым крупным и прибыльным направлением.
  6. Развитие военных технологий, создание космического оружия.
  7. Защита человечества от участи динозавров: разработка космических технологий, направленных на защиту нашей планеты от «вторжения» небесных тел.
  8. Создание колоний на Луне и Марсе на случай земных катаклизмов или неизбежного перенаселения планеты.
  9. Поднятие престижа своей страны, который зависит от успеха космических программ.
  10. Космос может стать единой целью, вокруг которой сплотится все человечество, невзирая на национальную или религиозную принадлежность.

И самый главный ответ на вопрос, «Зачем люди осваивают космос?»: Космос позволит нам заглянуть в прошлое, понять настоящее и увидеть будущее. Кроме этого, Космос – это просто интересно и необычайно красиво!

Интересное о разном

Комментарии (0)

Можно выделить несколько простых факторов, которые подчеркивают важность и необходимость освоения космического пространства. Прежде всего, понимание эволюции Солнечной системы, а также особенности ее формирования. Исследования планет нашей Солнечной системы, включая Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и т.д.

Почему космические исследования важны для каждого из нас

Собрано огромное количество различных данных, которые помогли ученым-астрономам разгадать тайну формирования нашей звёздной системы, и ответить на вопрос, почему возникла жизнь только на Земле, а на других планетах её нет.

Последняя миссия освоения космоса, положит конец всем фантастическим идеям жизни на Марсе и подтвердит нахождение воды на этой красной планете. Знание структуры Солнечной системы, природы планет и их гравитационной динамики можно принять в качестве готового шаблона, который поможет нам в определении существующих вне Солнечной системы планет. Которые вращаются вокруг других звезд, на которых также может быть жизнь. Необходимо изучать планеты, как потенциальные места, как будущие обитаемые миры.

Почему так важны космические исследования? Когда Луи Амстронг впервые высадился на Луне, она сказал, что один маленький шаг для человека стал гигантским скачком вперёд для всего человечества. Действительно, космические исследования являются одним из главных среди величайших достижений всего человеческого рода.

Впервые были разбиты оковы гравитации, для того, чтобы полностью исследовать неведомые до сегодня миры за пределами нашей планеты. В результате космической гонки между странами - «гигантами» технической мысли - СССР и США, несколько десятилетий назад состоялась первая высадка землян на Луну. Сейчас космические исследования Солнечной системы продолжаются благодаря деятельности НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), ЕКА (Европейское космическое агентство) и других космических агентств по всему миру.

Каждый запуск космического летального аппарата обходится в значительную сумму денег, которая платится из кармана налогоплательщика. Во времена экономической рецессии, многие задумываются над тем, являются ли расходы на космические исследования оправданными, ведь существует намного больше проблем, которые остаются нерешенными и требуют особого внимания, но без освоения Космоса мы тоже не можем обойтись. С развитием Космонавтики человечеству стало известно немного больше, чем то, в какой Вселенной мы с вами живем, а и то, что лежит за неосязаемыми пределами планеты Земля.

Можно выделить несколько простых факторов, которые подчеркивают важность и необходимость освоения космического пространства. Прежде всего, понимание эволюции Солнечной системы, а также особенности ее формирования. Исследования планет нашей Солнечной системы, включая Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и т.д. Собрано огромное количество различных данных, которые помогли ученым-астрономам разгадать тайну формирования нашей звёздной системы, и ответить на вопрос, почему возникла жизнь только на Земле, а на других планетах её нет.

Последняя миссия освоения космоса, положит конец всем фантастическим идеям жизни на Марсе и подтвердит нахождение воды на этой красной планете. Знание структуры Солнечной системы, природы планет и их гравитационной динамики можно принять в качестве готового шаблона, который поможет нам в определении существующих вне Солнечной системы планет. Которые вращаются вокруг других звезд, на которых также может быть жизнь.

Почему для человека важно развитие космоса

Необходимо изучать планеты, как потенциальные места, как будущие обитаемые миры.

Изучать Космос необходимо также для разработки современных технологий, которые позволят землянам обосноваться в этих мирах, а для этого необходимо знание их материальных ресурсов, существующей атмосферы, состава, состояния их поверхности и т.д. Одна из главных причин для исследования Луны и планет, таких как Марс - поиск полезных ископаемых. Ведь в будущем, когда человечество исчерпает все их запасы, нам придется искать их в другом месте. Данные космических исследований пригодится в будущем, когда будут разработаны технологии, которые могут сделать реальными добычу полезных ископаемых вне нашей планеты.

Необходимо постоянное изучение астероидов в качестве угрозы для освоения Космоса. Данные об их природе могут помочь нам приблизиться к разгадке формирования Солнечной системы. Существующий пояс астероидов, между орбитами Марса и Юпитера, содержат сотни тысяч астероидов, которые можно назвать потенциальной угрозой для планеты Земля. Под воздействием астероидов много тысячелетий тому назад произошло массовое вымирания, можно предположить, что в будущем это также возможно. Изучение этих астероидов является важнейшей задачей, которая является неотъемлемой частью освоения космического пространства.

К освоению космоса в очередной раз человечество подтолкнул Голливуд: после показа фильма «Марсианин», наверно, каждый второй садовод захотел вырастить свою собственную картошку на поверхности Красной планеты. А после «Интерстеллара» многие школьники и студенты люди загорелись желанием заниматься освоением бескрайнего космоса во благо человечества. Что же, подобные мечты всё ближе к реальности!

Освоение космоса начинается с Марса

Можно бесконечно критиковать правительства стран за то, что мы до сих пор не занимались в полной мере освоением космоса, и не переселились на Марс, ведь если бы не было войн и разделяющих народы и ученых противостояний, человечество ушло бы далеко вперед, но это спорное суждение.

Исследование космического пространства началось и развивалось благодаря соперничеству между СССР и США на протяжении многих лет. Сейчас же, когда «холодная война» ушла в прошлое, необходимость таких проектов, как, скажем, переселение на Марс, ставится под сомнение. В поиске финансирования своих проектов, ученые должны пройти через бюрократический ад, провести массу исследований и расчетов, а главное, представить спонсору (будь то государство, корпорация или частное лицо) коммерческие или оборонные перспективы своего проекта.

Освоение космоса - забота содружества стран

Тем не менее, освоение космоса не стоит на месте, а наоборот привлекает новых участников в свои бескрайние просторы возможностей и открытий. Помимо ветеранов данной области, таких как СССР, США, Китай и Европейский Союз, на сегодняшний день запуски проводит Индия, Япония, Испания и знаменитая частная компания Илона Маска – SpaceX.

Основные этапы будущих космических проектов по освоению космоса

Роскосмос ищет жизнь на Марсе

Поговорим о планах наиболее крупных участников, первым из которых станет Роскосмос. Объектом неугасающего интереса исследователей является Красная планета. Несмотря на неудачу при посадке спускаемого аппарата Скиапарелли (Schiaparelli ) 19 октября 2016 года, проект ЭкзоМарс продолжает функционировать. Его основной задачей остается поиск жизни на Марсе. Вторую фазу программы планируются осуществить в 2020. В ходе шестимесячного путешествия марсохода, оснащенного уникальной бурильной установкой, планируется взять пробы породы на глубине до 2 метров.

Европа проводит освоение космоса совместно с Россией

Программа ЭкзоМарс, как и оснащение марсохода, является интернациональной. Как отметил Рене Пишель, глава представительства Европейского космического агентства в России, совместная работа является необходимым условием успешных миссий. До 2020 года на орбиту Земли планируется доставить космическую обсерваторию «Спектр-РГ», состоящую из 2 телескопов российского и немецкого производства.

Роскосмос, заказав соответствующие исследования, вновь возродил идею высадки человека на Луну к 2030 году, однако, как отметил представитель компании Игорь Буренков, при сохранении столь низкого финансирования данный проект осуществлен не будет. Всего на 2017 год планируется запуск более 12 ракет-носителей.

Второй крупный участник совместного освоения космоса – NASA. Естественно, Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства не могло остаться в стороне от изучения Красной планеты. Так же, как и Роскосмос, NASA в 2020 году планирует запустить свой марсоход. Нужно сразу отметить, что преимущество его программ заключается в конкурсном отборе приборов для проведения миссий, а конкуренция, как нам известно из курса экономики, способствует поднятию качества.

Свой телескоп, под названием TESS, NASA планирует запустить уже в этом, 2017 году. Его основной задачей станет обнаружение ранее не известных экзопланет. Особое место в планах Управления занимает исследование Европы – спутника Юпитера. На этом объекте, покрытом льдом, ученые планируют обнаружить признаки жизни.

В будущем к планетам полетят гибкие роботы

Сложность представляет разработка специального аппарата, способного к глубокому и долгому погружению в неблагоприятную среду. На данный момент в перспективных планах на будущее есть проект разработки особого гибкого робота, напоминающего по форме угря, который будет получать энергию для своей работы от магнитных полей. План использования робота по назначению пока не был разработан, ведь ему еще нужно доказать свою пригодность на Земле.

Long March 2F rocket (Chang Zheng 2F) с пилотируемого космического корабля Shenzhou-8 на стартовой площадке космодрома Цзюцюань. Center.DLR / wikimedia.org (CC BY 3.0 DE)

Китай - затаившийся космический дракон

Китай не намерен останавливаться на столь значительных успехах в экономике, теперь его цель – космос. Космическая программа Китая, стартовавшая еще в 1956 году, не может похвастаться значительными успехами, но амбиции, определенно, имеются. С 2011 года планомерно ведется осуществление программы вывода на орбиту первой китайской многомодульной космической станции «Тяньгун-3».

На данный момент запущены базовый модуль «Тяньгун-1» и космическая лаборатория «Тяньгун-2», основная задача которых – проведение тестов и подготовка вывода модулей «Тяньгун-3». Сможет ли китайский космический проект сравниться со станцией «Мир» и «МКС» (на которой Китай, кстати, не представлен из-за противодействия США) можно будет узнать в 2022 году.

Япония добудет в космосе солнечную энергию

Япония, несмотря на провал миссии по очистке орбиты Земли от космического мусора в декабре 2016 года и падение самой маленькой ракеты-носителя в январе 2017, планирует осуществление одной из самых масштабных и значительных программ – создание к 2030 орбитального спутника. Он благодаря фотоэлементам, преобразующим фотоны в электроэнергию, будет способен собирать и пересылать солнечную энергию на Землю.

По представлениям футуристов, он должен обладать большим количеством солнечных панелей. Естественно, что при сохранении значительного количества орбитального мусора, осуществление этого проекта будет сталкиваться с рядом проблем, связанных с прочностью и долговечностью конструкции.

Корабли Маска всегда возвращаются

Новым, но уже заявившим о себе, участником освоения космоса является SpaceX под руководством миллиардера Илона Маска. Первые три запуска ракеты «Falcon-1» могли поставить точку в истории компании, однако уже в 2015 году она получила контракт на поставку необходимых запасов для МКС, для чего разработала космический корабль Dragon, способный возвращаться на Землю.

Плавающий космодром

SpaceX также успешно реализовала проект посадки первой ступени ракеты-носителя на плавающую платформу. Это должно снизить затраты на космические запуски. Так же компания активно развивает космический туризм, деньги от которого идут на дальнейшие разработки. Особый интерес представляет разработка межпланетной транспортной системы, которая позволит в будущем транспортировать людей и грузы на Марс.

От раздувания космических амбиций к совместной работе для всех

На данный момент не существует амбициозных программ по созданию «Звезды смерти» или «терраформированию» (формирование пригодных для жизни людей условий) поверхности ближайших планет, однако освоение космоса движется в своём собственном темпе. Нельзя не радоваться факту включения в процесс частных компаний, способных разогнать кровь по жилам старой космической гвардии, и развитию экскурсионных частных полетов, которые могут открыть дорогу дополнительным финансовым потокам в сферу исследований бескрайнего «черного моря».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Человечество осваивает космическое пространство пилотируемыми кораблями уже более полувека. Увы, за это время оно, образно говоря, недалеко уплыло. Если сравнить Вселенную с океаном, мы всего лишь бродим у кромки прибоя по щиколотку в воде. Однажды, правда, решились поплавать немного поглубже (лунная программа "Аполлон"), и с тех пор живем воспоминаниями об этом событии как о высочайшем достижении.

До сих пор космические корабли в основном служат транспортом доставки на и обратно на Землю. Максимальная продолжительность автономного полета, достижимая многоразовым челноком "Спейс Шаттл", составляет всего лишь 30 дней, да и то теоретически. Но, быть может, космические корабли будущего станут гораздо совершеннее и универсальнее?

Уже лунные экспедиции "Аполлонов" наглядно показали, что требования к грядущим космолетам могут разительно отличаться от заданий для "космических такси". Лунная кабина "Аполлона" имела очень мало общего с обтекаемыми кораблями и не была рассчитана на полет в планетной атмосфере. Некоторое представление о том, как будут выглядеть космические корабли будущего, фото американских астронавтов дают более чем наглядно.

Самый серьезный фактор, который сдерживает эпизодическое исследование человеком Солнечной системы, не говоря уже об организации на планетах и их спутниках научных баз, - радиация. Проблемы возникают даже с лунными миссиями, длящимися от силы неделю. А полуторагодовой полет на Марс, который, казалось, вот-вот состоится, отодвигается все дальше и дальше. Исследования автоматами показали смертельно опасный для человека на всей трассе межпланетного перелета. Так что космические корабли будущего неизбежно обзаведутся серьезной противорадиационной защитой в сочетании со специальными медико-биологическими мерами для экипажа.

Понятно, что чем быстрее он доберется до места назначения, тем лучше. Но для быстрого полета нужны мощные двигатели. А для них, в свою очередь, высокоэффективное топливо, которое не занимало бы много места. Поэтому химические маршевые двигатели уже в ближайшем будущем уступят место ядерным. Если же ученым удастся укрощение антивещества, т. е. перевод массы в световое излучение, космические корабли будущего обретут В этом случае речь пойдет уже о достижении релятивистских скоростей и межзвездных экспедициях.

Еще одним серьезным препятствием на пути освоения человеком Вселенной станет длительное обеспечение его жизнедеятельности. Всего лишь за сутки человеческий организм потребляет немало кислорода, воды и пищи, выделяет твердые и жидкие отходы, выдыхает углекислый газ. Брать с собой на борт полный запас кислорода и продуктов бессмысленно из-за их огромного веса. Проблему решает бортовая замкнутая Однако до сих пор все эксперименты на эту тему не увенчались успехом. А без замкнутой СЖО немыслимы годами летящие сквозь пространство космические корабли будущего; картинки художников, конечно, поражают воображение, но не отражают реальное положение дел.

Итак, все проекты космолетов и звездолетов пока еще далеки от реального воплощения. И человечеству придется смириться с изучением Вселенной космонавтами под прикрытием и получением информации от автоматических зондов. Но это, конечно же, временно. Космонавтика не стоит на месте, и косвенные признаки показывают, что в этой сфере деятельности человечества зреет большой прорыв. Так что, возможно, космические корабли будущего будут построены и совершат первые полеты уже в XXI веке.

В 2011 году США прекратили эксплуатацию комплекса Space Transportation System с многоразовым кораблем Space Shuttle, в результате чего единственным средством доставки космонавтов на Международную космическую станцию стали российские корабли семейства «Союз». В течение нескольких следующих лет такая ситуация будет сохраняться, а после ожидается появление новых кораблей, способных конкурировать с «Союзами». Новые разработки в области пилотируемой космонавтики создаются как в нашей стране, так и за рубежом.

Российская «Федерация»


За последние десятилетия российская космическая отрасль несколько раз предпринимала попытки создания перспективного пилотируемого корабля, пригодного для замены «Союзов». Однако эти проекты до сих пор не привели к ожидаемым результатам. Самой новой и многообещающей попыткой заменить «Союз» является проект «Федерация», предлагающий строительство многоразовой системы в пилотируемом и грузовом исполнении.

Макеты корабля "Федерация". Фото Wikimedia Commons

В 2009 году ракетно-космическая корпорация «Энергия» получила заказ на проектирование космического аппарата, обозначенного как «Перспективная пилотируемая транспортная система». Название «Федерация» появилось только через несколько лет. До недавнего времени РКК «Энергия» занималось разработкой требуемой документации. Строительство первого корабля нового типа началось в марте прошлого года. Вскоре готовый образец приступит к испытаниям на стендах и полигонах.

В соответствии с последними оглашенными планами, первый космический полет «Федерации» состоится в 2022 году, и корабль отправит на орбиту груз. На 2024-й запланирован первый полет с экипажем на борту. Уже после проведения требуемых проверок корабль сможет выполнить более смелые миссии. Так, во второй половине следующего десятилетия могут состояться беспилотный и пилотируемый облеты Луны.

Корабль, состоящий из многоразовой возвращаемой грузопассажирской кабины и одноразового агрегатно-двигательного отсека, сможет иметь массу до 17-19 т. В зависимости от поставленных целей и полезной нагрузки, он сможет брать на борт до шести космонавтов или 2 т груза. При возвращении в спускаемом аппарате может находиться до 500 кг груза. Известно о проработке нескольких версий корабля для решения разных задач. Имея соответствующую конфигурацию, «Федерация» сможет отправлять на МКС людей или грузы, либо работать на орбите самостоятельно. Также корабль предполагается использовать в будущих полетах к Луне.

Американская космическая отрасль, несколько лет назад оставшаяся без «Шаттлов», возлагает большие надежды на перспективный проект Orion, представляющий собой развитие идей закрытой программы Constellation. К разработке этого проекта привлечены несколько ведущих организаций, как американских, так и зарубежных. Так, за создание агрегатного отсека отвечает Европейское космическое агентство, а строить такие изделия будет компания Airbus. Американская наука и промышленность представлены агентством NASA и компанией Lockheed Martin.


Макет корабля Orion. Фото NASA

Проект «Орион» в его нынешнем виде был запущен в 2011 году. К этому времени НАСА успело выполнить часть работ по программе Constellation, но от нее пришлось отказаться. Определенные наработки перешли из этого проекта в новый. Уже 5 декабря 2014 года американским специалистам удалось провести первый испытательный запуск перспективного корабля в беспилотной конфигурации. Новые запуски пока не проводились. В соответствии с установленными планами, авторы проекта должны завершить необходимые работы, и только после этого можно будет начать новый этап испытаний.

Согласно актуальным планам, новый полет корабля Orion в конфигурации космического грузовика состоится только в 2019 году, после появления ракеты-носителя Space Launch System. Беспилотная версия корабля должна будет работать с МКС, а также выполнить облет Луны. С 2023 года на борту «Орионов» будут присутствовать астронавты. На вторую половину следующего десятилетия запланированы пилотируемые полеты большой продолжительности, в том числе с облетом Луны. В дальнейшем не исключается возможность использования системы Orion в марсианской программе.

Корабль с максимальной стартовой массой 25,85 т получит герметичный отсек объемом чуть менее 9 куб.м, что позволит ему перевозить достаточно крупные грузы или людей. На орбиту Земли можно будет доставлять до шести человек. «Лунный» экипаж будет ограничен четырьмя астронавтами. Грузовая модификация корабля будет поднимать до 2-2,5 т с возможностью безопасного возвращения меньшей массы.

CST-100 Starliner

В качестве альтернативы для корабля Orion может рассматриваться аппарат CST-100 Starliner, разрабатываемый компанией Boeing в рамках программы NASA Commercial Crew Transportation Capability. Проект предусматривает создание пилотируемого корабля, способного доставлять на орбиту и возвращать на землю несколько человек. За счет ряда особенностей конструкции, в том числе связанных с одноразовым применением техники, предполагается оснастить корабль сразу семью местами для астронавтов.


CST-100 на орбите, пока лишь в представлении художника. Рисунок NASA

«Старлайнер» создается с 2010 года компаниями Boeing и Bigelow Aerospace. Проектирование заняло несколько лет, и в середине текущего десятилетия предполагалось осуществить первый запуск нового корабля. Тем не менее, в связи с некоторыми затруднениями, испытательный старт несколько раз переносили. Согласно недавнему решению NASA, первый старт корабля CST-100 с грузом на борту должен состояться в августе текущего года. Кроме того, «Боинг» получил разрешение на выполнение пилотируемого полета в ноябре. По всей видимости, перспективный корабль в самое ближайшее время будет готов к испытаниям, и новые изменения графика уже не понадобятся.

От других проектов перспективных пилотируемых космических кораблей американской и зарубежной разработки «Старлайнер» отличается более скромными целями. По задумке создателей, этот корабль должен будет доставлять людей на МКС или на другие перспективные станции, разрабатываемые в настоящее время. Полеты за пределы земной орбиты не планируются. Все это снижает требования к кораблю и, как следствие, позволяет добиться заметной экономии. Меньшая стоимость проекта и сокращенные расходы на доставку астронавтов могут быть неплохим конкурентным преимуществом.

Характерной чертой корабля CST-100 являются достаточно большие размеры. Обитаемая капсула будет иметь диаметр чуть более 4,5 м, а полная длина корабля превысит 5 м. Полная масса – 13 т. Следует отметить, что крупные габариты будут использоваться для получения максимального внутреннего объема. Для размещения аппаратуры и людей разработан герметичный отсек объемом 11 куб.м. В нем можно будет установить семь кресел для астронавтов. В этом отношении корабль Starliner – если ему удастся дойти до эксплуатации – может стать одним из лидеров.

Dragon V2

Несколько дней назад агентство НАСА также определило сроки новых испытательных полетов космических кораблей от компании SpaceX. Так, на декабрь 2018 года назначен первый тестовый запуск пилотируемого корабля типа Dragon V2. Это изделие представляет собой переработанный вариант уже используемого «грузовика» Dragon, способный перевозить людей. Разработка проекта началась достаточно давно, но только сейчас он приближается к испытаниям.


Макет корабля Dragon V2 dj время презентации. Фото NASA

Проект Dragon V2 предусматривает использование переработанного грузового отсека, адаптированного для перевозки людей. В зависимости от требований заказчика, как утверждается, такой корабль сможет поднимать на орбиту до семи человек. Подобно своему предшественнику, новый «Дракон» будет многоразовым, и сможет совершать новые полеты после небольшого ремонта. Разработка проекта ведется в течение нескольких последних лет, но испытания еще не начались. Только в августе 2018 года SpaceX впервые запустит Dragon V2 в космос; этот полет пройдет без астронавтов на борту. Полноценный пилотируемый полет, в соответствии с указаниями NASA, запланирован на декабрь.

Компания SpaceX известна своими смелыми планами в отношении любых перспективных проектов, и пилотируемый космический корабль не является исключением. Сначала Dragon V2 предполагается использовать только для отправки людей на МКС. Также возможно использование такого корабля в самостоятельных орбитальных миссиях продолжительностью до нескольких суток. В отдаленном будущем планируется отправить корабль к Луне. Более того, с его помощью хотят организовать новый «маршрут» космического туризма: аппараты с пассажирами на коммерческой основе будут совершать облет Луны. Впрочем, это все пока является делом отдаленного будущего, а сам корабль еще даже не успел пройти все необходимые испытания.

При средних размерах корабль Dragon V2 имеет герметичный отсек объемом 10 куб.м и 14-кубовый отсек без герметизации. По данным компании-разработчика, он сможет доставлять на МКС чуть более 3,3 т груза и возвращать на Землю 2,5 т. В пилотируемой конфигурации в кабине предлагается устанавливать семь кресел-ложементов. Таким образом, новы «Дракон» сможет, как минимум, не уступать конкурентам по характеристикам грузоподъемности. Преимущества экономического характера предлагается получить за счет многоразового использования.

Космический корабль Индии

Вместе со странами-лидерами космической отрасли свои варианты пилотируемых космических кораблей пытаются создать и другие государства. Так, в ближайшем будущем может состояться первый полет перспективного индийского корабля с космонавтами на борту. Индийская организация космических исследований (ISRO) с 2006 года работает над собственным проектом корабля, и уже выполнила часть требуемых работ. По неким причинам, этот проект еще не получил полноценного обозначения и пока известен как «космический аппарат от ISRO».


Перспективный индийский корабль и его носитель. Рисунок Timesofindia.indiatimes.com

Согласно известным данным, новый проект ISRO предусматривает строительство сравнительно простого, компактного и легкого пилотируемого аппарата, похожего на первые корабли зарубежных стран. В частности, имеется определенное сходство с американской техникой семейства Mercury. Часть проектных работ была завершена еще несколько лет назад, и 18 декабря 2014 года состоялся первый запуск корабля с балластным грузом. Когда новый корабль доставит на орбиту первых космонавтов – неизвестно. Сроки этого события несколько раз смещались, и пока данные на этот счет отсутствуют.

Проект ISRO предлагает строительство капсулы массой не более 3,7 т с внутренним объемом в несколько кубических метров. С ее помощью планируется доставлять на орбиту трех космонавтов. Заявлена автономность на уровне недели. Первые миссии корабля будут связаны с нахождением на орбите, маневрированием и т.д. В дальнейшем индийские ученые планируют парные запуски со встречей и стыковкой кораблей. Впрочем, до этого пока еще далеко.

После освоения полетов на околоземную орбиту Индийская организация космических исследований предполагает создать несколько новых проектов. В планах создание многоразового корабля нового поколения, а также пилотируемые полеты к Луне, которые, вероятно, будут выполняться при сотрудничестве с зарубежными коллегами.

Проекты и перспективы

Перспективные пилотируемые космические корабли сейчас создаются в нескольких странах. При этом речь идет о разных предпосылках к появлению новых кораблей. Так, Индия намерена разработать первый собственный проект, Россия собирается заменить имеющиеся «Союзы», а Соединенные Штаты нуждаются в отечественных кораблях с возможностью перевозки людей. В последнем случае проблема проявляется так ярко, что NASA вынуждено разрабатывать или сопровождать сразу несколько проектов перспективной космической техники.

Несмотря на разные предпосылки к созданию, перспективные проекты почти всегда имеют схожие цели. Все космические державы собираются поставить в эксплуатацию новые собственные пилотируемые корабли, пригодные, как минимум, для орбитальных полетов. Одновременно с этим большая часть нынешних проектов создается с учетом достижения новых целей. После тех или иных доработок некоторые из новых кораблей должны будут выйти за пределы орбиты и отправиться, как минимум, к Луне.

Любопытно, что большая часть первых запусков новой техники запланирована на один и тот же период. С конца текущего десятилетия и до середины двадцатых годов сразу несколько стран намерены проверить на практике свои новейшие разработки. В случае получения желаемых результатов космическая отрасль заметно изменится к концу следующего десятилетия. Кроме того, благодаря предусмотрительности разработчиков новой техники, космонавтика получит возможность не только работать на орбите Земли, но и совершать полеты к Луне или даже готовиться к более смелым миссиям.

Перспективные проекты пилотируемых космических кораблей, создаваемых в разных странах, еще не успели дойти до стадии полноценных испытаний и полетов с экипажем на борту. Тем не менее, уже в этом году состоится несколько таких запусков, и в будущем такие полеты продолжатся. Развитие космической отрасли продолжается и дает желаемые результаты.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://energia.ru/
http://space.com/
https://roscosmos.ru/
https://nasa.gov/
http://boeing.com/
http://spacex.com/
http://hindustantimes.com/

О новых космических программах сообщают чуть ли не каждый день. То торжественно объявляют об их начале, то с грустью - что запуск пришлось отложить. Из сотен проектов мы отобрали десять самых интригующих и, как нам кажется, реалистичных.

1. Многоразовый грузовик

Название Falcon Heavy. Организация SpaceX. Запуск конец лета 2017-го. Стоимость 90 млн долларов

Ракета-носитель тяжелого класса серии Falcon обещает быть почти вдвое мощнее ближайшего конкурента Delta IV Heavy и в два с половиной - нашей "Ангары". Она позволит доставлять до 63,8 тонны груза на низкую опорную орбиту и до 16,8 тонны - на Марс. Последнее изрядно упростит колонизацию Красной планеты в случае успеха тестового запуска. Falcon Heavy, как и ее предшественница Falcon 9, - многоразовая ракета, а значит, стоимость доставки груза на орбиту или даже другую планету снизится. В общем, Илон Маск знает, как привлечь внимание публики.

Космический грузовик Falcon Heavy. Фото: wikimedia.org

2. Большая "Наука" летит на орбиту

Название модуль "Наука". Организация Роскосмос. Запуск декабрь 2017-го. Стоимость нет данных

Один из самых долгожданных проектов Роскосмоса. Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) станет едва ли не самым большим на МКС и будет участвовать не только в научных экспериментах, но и в стыковке транспортных кораблей, транзите топлива и корректировке местоположения МКС. "Наука" оснащена роботом-манипулятором европейского производства, грузоподъемность которого - 8 тонн, а точность перемещения объектов - до 5 миллиметров. Еще МЛМ возьмет на себя частичное поддержание функций жизнеобеспечения, позволит хранить оборудование для экспериментов и, что не менее важно, обеспечит космонавтов дополнительным санузлом. Кстати, не исключено, что "Наука" сможет работать даже тогда, когда проект МКС будет закрыт.

3. Поймать жесткие лучи Вселенной

Название "Спектр-Рентген-Гамма" ("Спектр-РГ"). Организация Роскосмос при участии Германии и других стран. Запуск весна 2018-го. Стоимость точных данных нет, в 2013 году речь шла о 5 млрд рублей

Эта летающая в космосе астрофизическая обсерватория предназначена для изучения крупномасштабной структуры Вселенной в гамма- и рентгеновском диапазоне энергий. Предполагается, что "Спектр-РГ" откроет около 100 000 скоплений галактик, разберется с темной энергией и сделает массу других полезных дел. Обсерваторию разместят в точке Лагранжа L2 - там она будет находиться в гравитационном равновесии относительно Солнца и Земли, что гарантирует более четкие и точные изображения. "Спектр-Рентген-Гамма" состоит из двух телескопов: российского APT-XC для изучения гамма-диапазона и немецкого рентгеновского eROSITA. Такое оборудование позволит изучать космос на более тонком уровне, нежели при работе с видимым спектром. В общем, этот аппарат должен не только вернуть России космическую славу, но и "понять" что-то очень важное о Вселенной.

Астрофизическая обсерватория "Спектр-Рентген-Гамма"Фото: саров.рф

4. Найти места, пригодные для жизни

Название TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite). Организация совместный проект MIT и NASA. Запуск июнь 2018-го. Стоимость 200 млн долларов

Телескоп TESS обещает подарить астрономам от 1000 до 10 000 экзопланет. Искать он их будет с помощью транзитной фотометрии - по изменению яркости звезды, когда мимо нее проходят планеты. Главная задача - найти пригодные для жизни планеты в ближайших 100 световых годах от Земли. На спутнике будут установлены четыре широкоугольных телескопа с CCD-матрицами, которые дают низкие цифровые шумы на снимках. Ждем симпатичных картинок.

5. Поближе к Солнцу

Название Solar Probe Plus. Организация NASA. Запуск июль-август 2018-го. Стоимость 750 млн долларов

Солнечный зонд будет исследовать нашу звезду на расстоянии порядка 700 тыс. километров. Это намного ближе, чем до любого из аппаратов, изучавших Солнце. От Solar Probe Plus ждут ответа на два вопроса: почему солнечная корона в сотни раз горячее поверхности звезды и верна ли теория о сверхзвуковом солнечном ветре? Данные, полученные зондом, позволят гораздо точнее прогнозировать и характеризовать радиационную среду, с которой неизбежно столкнутся будущие космические исследователи и колонисты.

6. Главный телескоп на орбите

Название James Webb Space Telescope. Организация NASA, ESA, CSA (Канада) и другие страны. Запуск октябрь 2018-го, начало исследований - апрель 2019-го. Стоимость более 10 млрд долларов

Телескоп им. Джеймса Уэбба первоначально назывался "Космический телескоп нового поколения". Он должен прийти на смену "Хабблу", который сейчас является "главной" обсерваторией на орбите. Зеркало "Джеймса Уэбба" - 6,5 метра в диаметре, что в 2,5 раза больше, чем у "Хаббла". Ключевой задачей нового телескопа станет поиск и изучение первых звезд и галактик, образовавшихся после Большого взрыва. Заодно он поищет и экзопланеты, причем его возможности позволяют обнаружить даже их спутники. Нобелевский лауреат Джон Мазер одну из своих лекций назвал так: "От Большого взрыва к "Космическому телескопу имени Джеймса Уэбба” и новым Нобелевским премиям". Это он к тому, что от новой установки ждут фундаментальных открытий.

James Webb Space Telescope. Фото: NASA/Chris Gunn

7. Бурильщик летит на Марс

Название "ЭкзоМарс-2020". Организация ESA и "Роскосмос". Запуск 25 июля - 13 августа 2020-го. Стоимость точных данных нет

Второй этап миссии "ЭкзоМарс" будет реализован с помощью европейского марсохода и российской платформы, отвечающей за посадку на поверхность Красной планеты. В проекте также задействована российская ракета-носитель "Протон-М". Цель экспедиции - поиск следов жизни на Марсе. На марсоходе установлен ряд инструментов для работы с грунтом и анализа образцов. Изюминкой является бур - он сможет достать грунт с глубины до двух метров. Машина оснащена панорамными камерами и автономным программным обеспечением для навигации на случай задержки связи с Землей. Благодаря этому марсоход сможет без участия человека с нулевым риском перемещаться на 100 метров в день. А мы, откинувшись в кресле, просто будем ждать, пока эта штука найдет следы маленьких зеленых человечков. Или не найдет.

8. Вернуть доказательства домой

Название Mars-2020 Rover Mission. Организация NASA. Запуск лето 2020-го. Стоимость 2,1 млрд долларов

Новый марсоход продолжит дело Curiosity - будет искать следы жизни на Красной планете. В отличие от "ЭкзоМарса", главной целью проекта "Марс-2020" является возвращение потенциальных доказательств на Землю для более детального исследования. Планируется также, что "Марс-2020" протестирует метод получения кислорода из марсианской атмосферы и отработает другие вопросы создания колонии. Так что если вы уже приобрели билеты на Марс, следите за миссией внимательно.

9. Грызунам создают искусственную гравитацию

Название "Бион-М3". Организация Роскосмос. Запуск 2025-й. Стоимость нет данных

Биологические спутники "Бион" запускают с 70-х годов, чтобы исследовать влияние длительного пребывания в космосе на живые организмы. Так, например, выяснили, что мыши, прожившие 30 дней на борту спутника, теряют около 30% способности к обучению. Возникает вопрос, насколько безопасно для человека длительное нахождение вне земной орбиты. Ученые хотят установить на аппарате "Бион-М3" центрифугу с ускорением 1G, то есть создать искусственную гравитацию. Она должна положительно сказаться на умственном и физическом здоровье 75 грызунов, которые месяц пробудут в космосе. Искусственная гравитация отсылает нас к сотням фантастических фильмов, где обитатели космических станций не парят, как положено в невесомости (так было бы сложно снимать), а уверенно ходят по полу.

10. Есть ли жизнь подо льдом?

Название Аппараты серии "Лаплас". Организация Роскосмос, РАН, научно-исследовательские организации других стран. Запуск 2026-й. Стоимость нет данных

Среди кандидатов в пригодные для жизни планеты значится не только Марс, но и спутники Юпитера - Европа и Ганимед. Есть версия, что под слоем льда там плещется жидкий океан, в котором теоретически могут обитать организмы. Чтобы разобраться в этом, и США, и Европейский союз, и Россия давно уже собираются отправить туда несколько аппаратов. Так, например, в НПО им С.А. Лавочкина планируют создать космические комплексы "Лаплас-П1" и "Лаплас-П2". Первый нужен, чтобы наблюдать за спутником с орбиты, а второй сможет высадиться прямо на поверхность Ганимеда, где расплавит лед и начнет искать местные бактерии. Очень надеемся, что этому проекту суждено воплотиться в жизнь.

Случайные статьи

Вверх