Житие преподобного сергия радонежского сообщение. Икона сергия радонежского в чем помогает, значение. Полезное видео: Житие Сергия Радонежского

Сергий Радонежский (при крещении Варфоломей) – выдающийся монах-подвижник, аскет, подчинивший свою жизнь божьим заповедям любви и согласия, символ единства Руси, способствовавший ее объединению после раздробленности и межусобиц, духовный лидер, убеждавший в необходимости укрепления государственности для свержения золотоордынского ига.

Он был создателем Свято-Троицкой обители, приверженцем монастырской общежительской традиции, зачинателем практики старчества, мыслителем, не только подражавшим византийским богословским идеям, но и творчески из развивавшим. Он обладал чудесными мистическими знаниями, оберегал страждущих от болезней и всякого зла, воскрешал из мертвых.

Истовая молитва праведнику оберегает в сложных жизненных ситуациях, помогает сиротам и вдовам, покровительствует людям, носящим его имя, монахам и военным, способствует ученикам в получении знаний, ученым в успешности экспериментов, подозреваемым в справедливом исходе судебных производств, избавляет от зависти и гордыни, исцеляет болезни.

Детство и юношество

Будущий видный церковный деятель появился на свет более семисот лет назад в скромной и благочестивой семье из ростовского села Варницы. Точная дата его рождения неизвестна, хотя в некоторых источниках указано 14 мая 1314 г. Еще во время беременности матери, по церковному преданию, открылось особенное предназначение ребенка – он троекратно громко вскрикнул в материнском чреве во время Божественной литургии. Родители, знатный боярин Кирилл и его супруга Мария, назвали новорожденного Варфоломеем. Он был их средним сыном; старшего звали Стефаном, младшего – Петром.


Отец состоял на службе у ростовских князей, происходил от варяга Шимона, строителя Киево-Печерского монастыря. Мать, по мнению краеведов, могла происходить либо от простых русских, либо от знатных татар, прямых потомков Чингисхана, чингизидов. Родные владели имением в четырех километрах от Ростова и были убежденными приверженцами церковных уставов, помогали странникам, нищим и бедным. Своих сыновей с раннего возраста они приучали к труду.


Средний сынок рос отзывчивым, серьезным, спокойным и задумчивым ребенком, всегда жаждал новых знаний, однако учеба давалась ему с большим трудом. Он слезно и искренне просил создателя о помощи в учебе. Всевышний его услышал и послал таинственного святого гостя в облике старика. После беседы с ним проблемы ребенка в освоении грамоты были быстро преодолены. Данный факт из жития праведника и чарующая атмосфера сверхъестественного нашли отражение в картине «Видение отроку Варфоломею» кисти М.В. Нестерова, хранящейся в Третьяковской галерее.


В 1328 их семейство, разорившись и спасаясь от набегов, массовых грабежей и насилия слуг Ивана Калиты, перебралось в поселение Радонеж, входившее в Московское княжество. Будущий знаменитый игумен с интересом изучал Святое писание и с детской чистотой вдохновлялся христианскими идеалами. Еще не достигнув 12 лет, он соблюдал телесный и духовный пост, старался всемерно помогать людям и твердо решил посвятить себя богу.

В 1330-х родители, а затем и брат Стефан, потерявший супругу, приняли схиму (высшую монашескую степень) в стенах Хотьковской обители, находившейся в 3 километрах от Радонежа. В 1337 отец и мать Варфоломея скончались.

Монашество и уединение

После ухода из жизни родителей Варфоломей оставил свою часть наследства младшему брату и отправился в Хотьково. Там в стремлении к единению с богом он убедил старшего брата попросить благословение на удаление в пустынное место (то есть, на подвиг пустынножительства, заимствованный Русью из византийской традиции), где они могли бы безраздельно посвятить себя богу.

Братья обосновались в дремучем лесу в десяти километрах от обители, срубили там келию, затем – церковь. Она положила начало появлению крупнейшего в стране монастыря, Троице-Сергиевой лавры, датой основания которой принято считать год их поселения в пустыне – 1337.


Брат не выдержал слишком суровых условий отшельничества, ушел в Московскую Богоявленскую обитель и позже стал ее настоятелем, иереем. А Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, продолжил закалять свой дух и с молитвой сносил все ниспосланные богом тяжкие испытания. Вскоре он призвал одного из игуменов по имени Митрофан и принял от него в 23 года монашеский постриг в день памяти святых Сергия и Вакха, 7 октября, получив имя одного из этих мучеников – Сергий.


Уединение молодого инока продлилось около двух лет. Он неустанно трудился, ревностно молился и читал божественные книги, сверяя каждый шаг с путем первых подвижников русского монашества Антония и Феодосия Печерских, многих других христианских святых.

Зарождение монастыря

Однажды поздно вечером всевышний послал поборнику истинной веры видение в виде прекрасных птиц, круживших в небе над его кельей. При этом голос сообщил, что скоро у него появятся ученики. Так и случилось – к Сергию стали стекаться иноки, которые также мечтали о достижении идеала святости и о спасении души. Первое время их было 12 человек. Вместе братья-монахи срубили новые кельи вокруг церквушки, обнесли свое жилье общим забором, чтобы к ним не забегали дикие звери.

В 1342 (по другим данным, в 1345) году пустынь сформировалась в монастырь, где Сергий стал вторым настоятелем, игуменом, являвшим всем пример трудолюбия и смирения (звание первого получил Митрофан). В 1354 епископ Волыни возвел Сергия в сан пресвитера (священника), то есть, согласно церковному протоколу, иеромонаха.


Вокруг обители начали селиться новые послушники и крестьяне, превратив постепенно глухомань в обжитое место. Несмотря на крайнюю нужду, стойкий и терпеливый монах-священник запретил братьям-инокам принимать подаяние. Они жили исключительно плодами своего смиренного труда. По рекомендации патриарха Филарета и митрополита Алексия Сергий внедрил в монастыре новый для Руси уклад, принятый в Византии, когда вся собственность монастыря признавалась общей. По преданию, сама Богоматерь явилась праведнику и одобрила это начинание, пообещав, что они не будут больше испытывать никаких лишений.


Общественное служение

Мудрый подвижник способствовал объединению князей в борьбе за избавление страны от ига татар, напутствовал войско перед Куликовским сражением, поднимал боевой дух русских воинов.


Согласно житию Сергия Радонежского, добрым словом он примерял враждующих между собой князей, находил время для организации новых обителей. С его помощью в 1385 был предупрежден один из Московско-Новгородских военных конфликтов. Благодаря его подвижнической деятельности на Киржаче появилась Благовещенская обитель, на окраине Коломны – Старо-Голутвин, в Серпухове – Высоцкий монастырь, на Клязьме – Юрьевский. А его воспитанники стали впоследствии устроителями еще порядка сорока десятков обителей.

Сергий Радонежский. Заступник Руси

Святой старец излечивал страждущих, вершил чудеса, даровал свои наставления. Как гласит предание, он не только исцелил, но и вернул к жизни мальчика, умершего на руках у несчастного отца, который нес больного ребенка к нему на лечение.

Смерть

Преподобного, остававшегося примером кротости, благочестия и чистоты, чтили наравне с известными издревле святыми. Во время одной из литургий ему служил ангел господень, а однажды появилась озаренная божественным светом пресвятая дева Мария вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом и сообщила, что будет всегда опекать его монастырь.


Момент своей смерти выдающийся подвижник предвидел заранее и велел своему достойнейшему воспитаннику Никону занять место игумена. Перед уходом Сергий причастился и даровал последние напутствия. Умер он в 1392 г. Радонежский просил, чтобы его тело похоронили на монастырском кладбище, среди обычных монахов, но обитатели лавры рассудили иначе и погребли его в правой части церкви.

Память

Спустя 30 лет после смерти Сергий Радонежский явился во сне к одному из своих последователей и сообщил, что его останки теснит вода. Монахи откопали домовину и увидели, что ее залило грунтовыми водами. Тем не менее, останки Сергия были сухими.


А 5 июля (или 18 по старому стилю) гроб с мощами Сергия подняли на поверхность. Их перевезли в Троицкий собор, и поток желающих прикоснуться к святыне не иссякал несколько веков. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован.

После Революции останки святого наравне с другими религиозными реликвиями были переданы в ведение государства как музейная ценность. В 20-х годах останки Радонежского хотели отправить в один из крупных московских музеев. Искусствовед Юрий Олсуфьев по благословлению патриарха Тихона выкрал голову святого и перезахоронил ее в саду. В 1945 году мощи воссоединились.

Акафист святому преподобному Сергию Радонежскому

В современном православии Сергий Радонежского чтят как покровителя России. Также считается, что он опекает учащихся, вдов и сирот, больным и незаслуженно представшим пред судом.

Это реальная историческая фигура. Правда, имя Сергия на данный момент служит источником жарких споров верующих и атеистов, любителей национального духа и скептиков-историков. Не все верят, что он действительно благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву - скажем, существует мнение, что этот военачальник был Сергию Радонежскому крайне неприятен, и святые отцы даже обрекли его анафеме… В нашей статье мы расскажем о житие этого русского святого так, как это рассказывают в церкви. Постараемся излагать факты кратко, но не упустить ничего важного.

Каждому народу нужны свои герои. Но кроме того, также несказанно важны для любой нации и собственные святые - благочестивые предки, которых можно искренне уважать и на которых можно ровняться. А особенно - чудотворцы, даже после своей земной кончины помогающие благочестивым людям, которые молятся их иконам. Когда церковь в России вернулась в свои права и о вере наконец заговорили открыто, без критики, оказалось, что за много сотен лет почитания Христа здесь родилось множество праведников и мучеников, и их имена стоят того, чтобы будущие поколения помнили их. Одним из таких праведников считается преподобный Сергий. Этот святой настолько популярен, что в данное время готовится к прокату мультфильм о его житие, чтобы даже детям были знакомы его имя, подвиги и чудеса.

Семья Сергия и его детство

Будущий святой родился 3 мая в семье ростовских бояр Кирилла и Марии (позже их тоже причислили к лику святых преподобных). Хоть его отец и служил местным князьям, историки уверены: он жил небогато, скромно. Маленький Варфоломей (именно такое имя Сергий получил при рождении, оно было подобрано по святцам) ухаживал за лошадьми, то есть с детства был не белоручкой.

В семь лет мальчика отдали в школу. Его старший брат хорошо понимал науку, а Варфоломею она совершенно не давалась. Он очень старался, но обучение оставалось для него чуждым и непонятным.

Первое чудо

Однажды, ища потерявшихся жеребят, маленький Варфоломей набрел на богообразного старца. Мальчик был огорчен, и старенький человек спросил, может ли он помочь ему. На что Варфоломей сказал, что хотел бы, чтобы Господь помог ему в учебе.

Старик помолился, после чего благословил мальчика и угостил его просфорой.

Добрый мальчик повел старика в свой дом, где родители посадили его за стол (они были хлебосольными к незнакомцам). После трапезы гость повел ребенка в молельню и попросил прочесть псалом из книги. Варфоломей отказывался, объясняя, что не сможет… Но потом взял в руки книжку, и все ахнули: так плавно полилась его речь.

Основание святой обители

Когда брат мальчика Стефан овдовел, он решил стать иноком. Вскоре и родители юношей преставились. Варфоломей решил отправиться к брату, в Хотьково-Покровский монастырь. Но надолго он там не остался.

В 1335 году они с братом построили маленькую деревянную церковь . Здесь, на холме Маковец, на берегу речки Кочуры, в когда-то глухом Радонежском бору, до сих пор существует святилище - правда, в наши дни это уже соборный храм Святой Троицы.

Жизнь в бору оказалась слишком уж аскетичной. Стефан со временем понял, что такое служение - не его удел, поэтому покинул обитель, переселившись в Москву, где вскоре стал игуменом Богоявленского монастыря.

23-летний Варфоломей не передумал стать монахом, и, не испугавшись полного лишений служения Господу, он обратился к игумену Митрофану и принял постриг. Его церковным именем стало Сергий.

Молодой монах остался в своей церквице один. Он много молился и постоянно постился. В его келье иногда появлялись бесы и даже сатана-искуситель, но Сергий не отступил от намеченного пути.

Однажды к его келье вышел самый грозный лесной зверь - медведь. Но монах не испугался, он стал кормить зверя с рук, и вскоре медведь стал ручным .

Несмотря на желание отказаться от всего мирского, сообщения о Сергии Радонежском разлетались по стране. К бору потянулись люди. Одни просто любопытствовали, а другие просились спасаться вместе. Так церковка стала разрастаться в общину.

  • Сообща, будущие монахи возвели 12 келий, обнесли территорию высокой оградой.
  • Братия вскопала огород, начали выращивать овощи на пропитание.
  • Сергий был первым и на службе, и в работе. И, хоть зимой и летом носил одну и ту же одежду, совершенно не болел.
  • Монастырь рос, и настала пора выбирать игумена. Братия захотела, чтобы им стал Сергий. Это решение одобрили и в Москве.
  • Кельи уже строились в два ряда. Игумен монастыря оказался строгим: послушникам запрещалось болтать и просить подаяние. Все должны были работать или молиться, а частная собственность воспрещалась. Он и сам был очень скромен, не гоняясь ни за благами мирскими, ни за властью.
  • Когда монастырь разросся в Лавру, пришлось выбирать келаря - святого отца, который заведовал хозяйством и казной. Также выбрали духовника (ему братия исповедалась) и экклезиарха (следил за порядком в церкви).

  • При жизни Сергий прославился своими чудесами. Например, один человек пришел к нему, чтобы старец помолился о здоровье его сына. Но пока Сергий смог увидеть мальчика, тот умер. Отец отправился за гробом, а святой начал молиться над телом. И отрок поднялся!
  • Но это было не единственное чудо исцеления. Сергий лечил слепоту, бессонницу. Известно также, что он изгнал бесов из одного вельможи.
  • Кроме Троице-Сергиева, преподобный основал более пяти храмов.

Сергий и Дмитрий Донской

Тем временем эпоха Орды, опустошающей русские земли, близилась к концу. В Орде начался раздел власти - несколько кандидатов на роль хана убивали друг друга, а русские князья тем временем начали объединяться, собирая силы.

И вот 18 августа московский князь , которого скоро назовут Донским, с серпуховским князем Владимиром прибыли в Лавру . Там Сергий пригласил князей на трапезу, после которой благословил их на битву.

Известно, что из святой обители с князем уехали два монаха-схимника: Ослябя и Пересвет (последний в самом начале боя с татарами сошелся с татарским богатырем Челубеем, победил его, но и сам пал замертво). Действительно ли эти люди были монахами, ведь история (а вернее, предания) доносят к нам совсем не монашеские имена? Некоторые историки не верят даже в существование таких героев - впрочем, церковь верит и в их существование, и в то, что их послал сам игумен.

Бой был страшным, так как кроме орд хана Мамая на Дмитрия вышли литовцы, а также рязанский князь и его люди. Но 8 сентября 1380 года бой был выигран .

Интересно, что молясь в этот день вместе с братией в своей Лавре, по Божьему наитию Сергий называл имена павших соратников Дмитрия, а в конце сказал, что он выиграл бой.

Кончина святого

Он не оставил после себя писаний. Однако пример его трудолюбивой, праведной жизни до сих пор вдохновляет многих: одних - на скромную, тихою, угодную Богу жизнь, других - на монашество.

Впрочем, у Сергия был ученик - Епифаний. Ему стало обидно, что о старце почти не осталось памяти, и через 50 лет после его кончины Епифаний стал писать житие этого светлого человека.

В каких российских храмах можно молиться Сергию Радонежскому?

Этому святому посвящено около 700 храмов, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Еще бы: причисление Сергия Радонежского к лику святых произошло еще в 1452 году. Причем его почитают как православные, так и католики.

  • Иконы Сергия можно найти в любом храме. Но лучше всего, конечно же, приехать в паломничество в саму Лавру. Здесь сохранилась его келья. Также из-под земли бьет источник, который ожил благодаря молитве этого игумена (он пожалел братьев, отправляющихся за водой далеко, и попросил Господа сделать так, чтобы вода была поближе к церковке). Веряне утверждают, что вода в нем целебная: очищает и от болезней, и от грехов.

Где же хранятся мощи святого? На данный момент там, где им и положено быть - в Троице-Сергиевой Лавре . Хотя до этого они прошли длинный путь. Могилу Сергия впервые вскрыли через 40 лет после его кончины. Очевидцы писали, что тело святого осталось нетленным. Позже мощи перевозили, чтобы уберечь от пожара, а также спасая от вражеских солдат во время войны с Наполеоном. Прикасались к гробу и советские ученые, поместив мощи Сергия в музей. А во время Второй Мировой тело Сергия было эвакуировано, но потом вернулось в Лавру.

О чем ему молятся?

  • О помощи детям в учебе. А кроме того, к святому молятся и студенты, боящиеся плохих отметок на сессии.
  • Также нетрудно догадаться, что к нему возносят просьбы о здравии детей.
  • Еще Сергию молятся люди, имеющие много долгов. Считается, что при жизни этот человек помогал бедным должникам.
  • Наконец, он - хороший помощник в примирении.
  • А так как Сергий Радонежский оказал немалую поддержку в становлении московского государства, именно к нему часто молятся чиновники высших рангов.

Но какими словами принято обращаться к этому святому чудотворцу? Все молитвы к Сергию Радонежскому собраны в этом видео:

Преподобный Сергий Радонежский родился и вырос на территории Твери, в годы правления тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители мальчика были честными верующими людьми. Отец Святого звался Кириллом, а мать – Марией.

Странное происшествие произошло с преподобным Сергием ещё до момента его рождения, когда он находился в утробе матери.

Вконтакте

Одноклассники

Его мать посещала церковь для . Во время церковной службы ещё неродившийся ребёнок три раза громко прокричал. Марии стало страшно, и она даже заплакала. Люди, которые услышали этот крик, пытались найти ребёнка в церкви. Когда люди поняли, что ребёнок кричал в то время, когда находился в утробе матери, все изумились и даже устрашились.

Мария на протяжении всей своей беременности часто ходила в церковь для молитв и постов. Она чётко осознала, что если у неё будет мальчик, то она посвятит его Богу. Ребёнок родился полностью крепким и здоровым, но не хотел питаться грудным молоком, до того времени пока его мать питалась мясной пищей. На сороковой день после рождения ребёнка его отнесли в церковь, крестили и назвали именем Варфоломей. При этом родители младенца поведали священнику о его троекратном крике из утробы.

Священник сказал, что мальчик станет слугой Святой Троицы. Через некоторое время ребёнок не питался грудным молоком по средам и пятницам, а также не питался молоком чужого происхождения, лишь от своей родной матери. Как проходило житие святого? Какой образ жития он выбрал?

План жития Сергия Радонежского, краткое описание

Мальчик заметно вырос и стал тщательно обучаться грамоте. Варфоломей обладал двумя братьями, Стефаном и Петром. Эти братья довольно быстро обучились грамоте, а Варфоломей долгое время никак не мог её освоить. Из-за этого мальчик сильно расстраивался и переживал .

Один раз отец Варфоломея послал его искать лошадей. На поле под одним из дубов мальчик встретил старца священника. Варфоломей решил поведать незнакомому священнику о своей проблеме в учёбе и просил его помолиться за него. На это старый священник дал мальчику кусок просфоры и заявил, что с этого времени Варфоломей будет знать грамоту в несколько раз лучше, чем его собственные братья и остальные дети. Мальчик попросил священника заглянуть его к себе домой и повидаться с родителями.

Сначала старец отправился в часовню, начал петь, а Варфоломею приказал читать псалом. Неожиданно для самого себя Варфоломей смог грамотно прочитать текст псалома. Священник вошёл в дом родителей Варфоломея, поел и сказал Кириллу и Марии, что их сын будет великим перед всевышним и среди людей.

С прошествием нескольких лет мальчик начал с большим усердием поститься и молиться каждую ночь. Мать говорила мальчику, чтобы он не губил своё тело и сознание попытками воздержаться, но Варфоломей чётко шёл по своему пути. Он редко общался и играл в игры с другими детьми и сверстниками, но при этом очень часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого Кирилла переехал из Ростова на земли Радонежа, так как на территории Ростова в это время был в управлении московский воевода Василий Кочева. Он отбирал много имущественных земель у жителей Ростова, по этой причине Кирилл и потерял значительно состояние.

Становление священником

Варфоломей пригласил к себе в пустынку одного старцы Митрофана, который постриг его в монашество с новым именем Сергий. После своего пострижения священник причастился, и вся церковь в это время наполнилась необычным благоуханием. По прошествии нескольких дней Сергий проводил старца и попросил у него молитв, благословения и некоторых наставлений. В этот момент он был в возрасте около двадцати лет.

Инок проживал в пустынной области, усердно работал и регулярно молился. Полчища бесов отчаянно пытались навести на него страх, но так и не смогли этого сделать.

Один раз, когда Сергий на территории церкви пел заутреню, стены в церкви разошлись и в ней появился сам дьявол в окружении бесчисленного числа бесов. Он приказал Сергию покинуть пустынку и грозился скорой расправой. Но Сергий справился с ними, используя крест и молитвенник. В следующий раз бесы атаковали Сергия в его жилище, но его упорные молитвы быстро одолели существ.

Случалось так, что дикие животные приходили к жилищу святого Сергия. Таким животным был один дикий медведь, для которого Сергий каждый день подготавливал кусок хлеба. Медведь навещал своего кормильца на протяжении одного года.

Некоторые монахи приходили к Сергию в гости и собирались жить вместе с ним, но он не разрешал им, так как жизнь на территории пустынки была тяжела и далеко не проста. Но некоторые из них были непреклонны, тогда Сергей прекратил их выгонять . Каждый из желающих монахов смог создать себе келью, и они начали проживать рядом с Сергием, во всём подражая ему. Иноки служили полунощницу, заутреню, а во время обедни звали священника, так как Сергий по своему смирению не принимал ни игуменства, ни священничества.

Когда монахов стало около 12 , кельи обстроили тыном. Сергий усердно служил братии: рубил дрова и поленья, носил чистую воду, готовил пищу. Свои ночи святой посвящал долгим молитвам.

Смерть игумена

Особенности и нравы по отношению к братьям

Однажды князь Владимир приказал доставить в монастырь еды и некоторые напитки. Слуга, который доставлял эти продукты, попробовал угощенья. Когда слуга вернулся на территорию монастыря, то Сергий упрекнул его, слуга тут же попросил своего прощения и искренно раскаялся.

Один из учеников Сергия, преподобный Андроник, решил основать собственный монастырь. Один раз к преподобному пришёл митрополит Алексей, который сообщил ему о своём желании создать монастырь в честь спаса Нерукотворного, в память о прошествии бури на море. Тогда Сергей решил дать митрополиту в качестве помощника своего собрата Андроника. После Алексей построил монастырь рядом с рекой Яузе, а наставником в нём был сам Андроник. Сергий Радонежский пришёл в этот монастырь и самостоятельно осветил его. После Андроника преподобным стал Савва, а после Александр. В данном монастыре также побывал и великий иконописец Андрей .

Один раз во время службы на территории монастыря монахи заметили странного человека, который служил литургию совместно со святым Сергием. Одежда этого человека блистала, да и он сам сиял. Поначалу Сергий не хотел раскрывать правды, но потом ответил, что это ангел Божий служил службу вместе с ним.

Епископа Стефана из Перми очень привлекал Сергий. Когда он шёл в свою епархию, он проходил возле Троицкого монастыря. Дорога проходила довольно далеко от монастыря, и Стефан решил просто отдать поклон в сторону её расположения. Святой Сергий в это время трапезничал и, хотя не мог знать о поклоне Стефана и видеть его, поклонился ему в ответ.

Один состоятельный человек, проживавший рядом с монастырём, отнял у соседа-бедняка борова и при этом не заплатил ни гроша. Бедняк обратился с этой проблемой к святому . Святой стал укорять богача, и тот дал обещание, что он изменится, но потом решил не отдавать деньги. В то время, когда он зашёл в свою кладовую, он обнаружил, что туша борова неожиданно сгнила, хотя мороз на улице стоял довольно сильный. После такого необычного события богач искренне раскаялся и отдал все деньги назад.

Однажды, когда святой служил Божественную литургию , один из его учеников Симон увидел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял сам алтарь. Перед моментом причастия огонь Богов вошёл в чашу. Святой строго запретил Симону говорить об этом кому-либо до того момента, пока Сергей не умрёт.

Смерть Сергия Радонежского

Ещё за шесть месяцев до этого события преподобный уже чувствовал свою гибель и передал игуменство своему лучшему ученику Никону. А сам стал безмолвствовать.

Перед своей кончиной Сергий просвещал и поучал окружающих его собратов. Так, 25 сентября Сергий умер. От его усопшего тела распространилось благоухание, а его лицо стало белым как снег. Сергий велел похоронить его на территории церкви рядом с остальными братьями. При этом митрополит Киприан благословил расположить Сергий преподобного в церкви, с правой стороны. Большое количество людей с различных городов – бояре, иноки, священники, князья - все они пришли для того, чтобы проводить святого Сергия и помолиться за него.

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», - учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого - мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж - город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Случайные статьи

Вверх