Межрегиональные, международные конфликты и способы их разрешения. Введение О причинах на территории бывшего Союза

История человечества и история военных противостояний неразделимы. К сожалению. Отринув философские вопросы, многие исследователи веками пытаются разобраться в первопричинах того, за что же одни люди убивают других. Впрочем, за тысячелетия в этом плане не появилось ничего нового: жадность и зависть, шаткое положение собственной экономики и желание навредить соседу, религиозная и социальная нетерпимость. Как видите, перечень не такой уж длинный.

Но есть и нюансы. После Первой и Второй мировых войн человечество уже не слишком тяготеет к таким решениям. Если уж у какого-то государства возникает необходимость решить конфликт с другой державой, военные стараются не затевать серьезного противостояния, ограничиваясь точечными ударами. В некоторых случаях к таким же результатам приводят этнические и религиозные противоречия.

Если вы еще не догадались, поясним: сегодня темой нашего обсуждения станут региональные конфликты. Что это такое и из-за чего они возникают? Можно ли их урегулировать и как не допустить их проявления в дальнейшем? Ответов на все эти вопросы человек не нашел до сих пор, но некоторые закономерности все же удалось выявить. Об этом и поговорим.

Что это такое?

В латинском языке есть слово regionalis, которое обозначает «областной». Соответственно, региональные конфликты - это разновидность международных разногласий или же военные действия вследствие религиозных трений, которые возникают на каком-то локальном участке и не затрагивают прямо интересов прочих стран. В некоторых случаях бывает так, что два малых народа, проживающих в разных государствах, воюют в приграничных территориях, но обе державы остаются в нормальных взаимоотношениях и вместе пытаются уладить конфликт.

Проще говоря, эти разногласия выливаются в локальные вооруженные противостояния. Наиболее «горячими» регионами на протяжении вот уже которого десятка лет остаются Юго-Восточная Азия и Африка, причем о военных действиях на «Черном Континенте» весь остальной мир зачастую даже не догадывается. Или же узнает, но по прошествии не одного десятка лет. Впрочем, это вовсе не означает, что современные региональные конфликты в Африке отличаются малыми масштабами: они чрезвычайно кровавые и жестокие, нередки даже случаи продажи пленников на мясо (в прямом смысле этого слова).

Мировые на региональном уровне

Одним из итогов Второй мировой стало на два независимых государства. Арена противостояния между ними послужила одним из камней преткновения в политике СССР и Запада. Практически все региональные политические конфликты, которые сотрясают мир сегодня, в той или иной степени затрагивают интересы России и НАТО.

А началось все с того, что в 1945 году соединенные советско-американские войска вошли на территорию упомянутой страны с целью освобождения её от японской армии. Впрочем, ставшие уже традиционными разногласия между СССР и США хоть и позволили выгнать японцев, но объединить самих корейцев так и не смогли. Окончательно разошлись их пути в 1948 году, когда образовались КНДР и РК. С тех пор прошло уже более полувека, но обстановка в регионе и по сей день остается крайне напряженной.

Не так давно лидер КНДР, даже объявлял о возможности ядерного противостояния. К счастью, обе стороны не пошли на дальнейшее обострение отношений. И это радует, потому как все региональные конфликты 20-21 века вполне могут перерасти в нечто куда более страшное, чем обе Мировые войны.

В Сахаре не все спокойно…

В середине 1970-х Испания окончательно отказалась от посягательств на Западную Сахару, после чего эта область была передана под управление Марокко и Мавритании. Сейчас она находится под полным контролем марокканцев. Но это не спасло последних от проблем. Еще в эпоху главенства испанцев они столкнулись с повстанцами, которые провозгласили своей окончательной целью создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Как ни странно, но «борцов за светлое будущее» уже признали более 70 стран. Время от времени на заседаниях ООН поднимается вопрос об окончательной «легализации» этого государства.

А есть ли более известные региональные конфликты? Примеры, которые мы привели, знает далеко не каждый. Да сколько угодно!

Об этом противостоянии наверняка известно если не всем, то большинству. В 1947 году все та же ООН постановила, что на территории бывшей британской вотчины, Палестины, создается два новых государства: израильское и арабское. В 1948-м (да, год был богат на события) было провозглашено о создании страны Израиль. Как и следовало ожидать, арабы не обратили ни малейшего внимания на решение ООН, а потому сразу начали войну против «неверных». Свои силы они переоценили: Израиль захватил большую часть территорий, которые изначально предназначались для палестинцев.

С тех пор не проходило ни одного года без провокаций и постоянных стычек на границах обоих государств. Особенно интересно отношение Франции к региональным конфликтам в том регионе: с одной стороны, правительство Оланда поддерживает израильтян. А вот с другой, никто уже не забудет о поставках французского оружия «умеренным» боевикам ИГИЛа, которые не против стереть Израиль с лица земли.

Война в Югославии

Наиболее серьезным региональным конфликтом на европейской территории являются события 1980 года, произошедшие в тогда еще единой Югославии. Вообще, начиная с Первой Мировой, судьба данной страны была на редкость сложной. Несмотря на то что многие народы на этой территории имели одно происхождение, между ними существовали разногласия на религиозной и этнической почве. Кроме того, ситуация усугублялась тем, что разные части государства стояли на совершенно разных ступенях социально-экономического развития (что всегда стимулирует локальные и региональные конфликты).

Неудивительно, что все эти противоречия в коне концов вылились в ожесточённое внутригосударственное противостояние. Самой кровавой стала война в Боснии и Герцеговине. Вообразите только эту гремучую смесь: половина сербов и хорватов исповедовала христианство, а вторая половина - ислам. Страшнее гражданской войны, вызванной религиозными разногласиями и появившимися «проповедниками джихада», нет ничего... Путь к миру оказался долгим, но уже в середине 90-х, будучи подпитана бомбардировками НАТО, война вспыхнула с новой силой.

Впрочем, все региональные конфликты, примеры которых мы приводили и приведем, никогда не отличались малым количеством жертв. Страшнее всего то, что гибнут преимущественно гражданские, тогда как потери военных в этих войнах не так велики.

Общие пояснения

Первопричин возникновения может быть множество. Но при всем их многообразии следует помнить, что, в отличие от полномасштабных войн прошлого, региональные конфликты никогда не возникали по каким-то пустячным поводам. Если уж такое противостояние развернулось на территории определенного государства (или государств), пусть даже внешне благополучного, этот факт свидетельствует о тяжелейших социальных проблемах, которые на протяжении десятилетий оставались нерешенными. Так каковы основные причины региональных конфликтов?

Конфликт в Нагорном Карабахе (1989 год) наглядно показал, что могучая прежде Советская империя находится в весьма плачевном состоянии. Местные власти, которые, по мнению многих отечественных исследователей, к тому времени уже полностью срослись с этническими преступными группировками, не только не были заинтересованы в разрешении конфликта, но и прямо противодействовали сугубо «декоративной» советской власти в попытках мирного урегулирования. «Декоративная» - отличное определение для власти Москвы в том регионе в то время.

Никаких реальных рычагов влияния (за исключением армии) СССР здесь уже не имел, а политической воли для правильного и масштабного использования войск уже давно не было. В результате не только фактически отошел от метрополии, но и во многом способствовал развалу страны. Вот какие имеются причины региональных конфликтов.

Особенности региональных конфликтов на территории бывшего СССР

Как бы свежо ни звучали слова гимна «братских народов союз…», они никогда не были особенно актуальными. Партийная верхушка не слишком это афишировала, но на территории СССР хватало разногласий, которые неизбежно вызвали бы в конце концов войну. Идеальный пример - Ферганская долина. Жуткая смесь узбеков, таджиков, казахов и русских, приправленная подпольными проповедниками Власть предпочитала прятать голову в песок, а проблемы росли, ширясь и увеличиваясь, подобно снежному кому.

Первые погромы имели место уже в 1989 году (вспомним о Карабахе). Когда СССР распался, началась резня. Начали с русских, а потому между собой сцепились узбеки с таджиками. Многие специалисты сходятся во мнении, что главным зачинщиком выступил Узбекистан, представители которого до сих пор предпочитают вещать «о внешних врагах», которые «поссорили» узбеков с другими народами. Претензии местных «властителей» не встречают особого понимания ни в Астане, ни в Бишкеке, не говоря уже о Москве.

О причинах на территории бывшего Союза

К чему мы все этого говорим? Все дело в том, что практически все (!) региональные конфликты на территории СССР возникли далеко не «вдруг». Обо всех предпосылках их возникновения прекрасно было известно центральной власти, которая, меж тем, все пыталась замять и перевести в плоскость «бытовых конфликтов».

Главной особенностью локальных войн на территории как нашей страны, так и всего СНГ, стала именно этническая и религиозная нетерпимость, развитие которой допустила высшая партийная верхушка (а потом в упор не замечавшая ее проявлений), фактически самоустранившаяся от всей ответственности и отдавшая на откуп местным преступным группировкам практически все среднеазиатские республики. Как мы уже знаем, все это стоило жизни сотням тысяч людей, которые унесли эти международные и региональные конфликты.

Из этого вытекает еще одна особенность локальных столкновений на всей территории бывшего Союза - их исключительная кровавость. Какими бы страшными ни были военные действия в Югославии, они не идут ни в какое сравнение с Ферганской резней. Не говоря уже о событиях в Чеченской и Ингушской республиках. Сколько там погибло людей всех национальностей и вероисповеданий, неизвестно до сих пор. А сейчас вспомним региональные конфликты в России.

Конфликты регионального значения в современной России

С 1991 год по настоящее время наша страна продолжает пожинать плоды самоубийственной политики СССР в Среднеазиатском регионе. Наиболее страшным результатом считается Первая Чеченская, да и ее продолжение было немногим лучше. Эти локально-региональные конфликты в нашей стране будут помнить еще долго.

Предпосылки чеченского конфликта

Как и во всех предыдущих случаях, предпосылки тех событий были заложены задолго до их воплощения. В 1957 году в Чеченскую АССР были возвращены все депортированные в 1947 году представители коренного населения. Результаты не заставили себя долго ждать: если в 1948-м это была одна из самых спокойных республик в тех краях, то уже в 1958-м произошел бунт. Его инициаторами, однако, выступали не чеченцы. Напротив, люди протестовали против тех бесчинств, которые творили вайнахи и ингуши.

Мало кто об этом знает, но режим ЧС был отменен только в 1976 году. Впрочем, это было только начало. Уже в 1986-м русским было опасно появляться на улицах Грозного в одиночку. Бывали случаи, когда людей убивали прямо посреди улицы. Днем! К началу 1991 года ситуация настолько накалилась, что наиболее дальновидным приходилось едва ли не с боями прорываться в сторону ингушской границы. В то время местные милиционеры показали себя с наилучшей стороны, помогая ограбленным людям выбираться с территории, которая внезапно стала враждебной.

В сентябре 1991 года республика объявила о своей независимости. Уже в октябре президентом были избран небезызвестный Джохар Дудаев. К 1992 году на территории «Независимой Ичкерии» были сконцентрированы тысячи «бойцов за веру». С вооружением проблем не возникло, так как к тому времени все воинские части СА, находившиеся в ЧИАССР, оказались разграбленными. Разумеется, о таких мелочах, как выплата пенсий, зарплат и пособий, руководство «молодого и независимого» государства благополучно забыло. Напряженность возрастала...

Последствия

Грозненский аэропорт стал мировым центром контрабанды, в республике процветала работорговля, постоянно грабились российские поезда, шедшие через территорию Чечни. Только в период с 1992 по 1994 год погибло 20 работников железной дороги, процветала работорговля. Что же касается мирных русскоязычных жителей, то только по данным ОБСЕ, количество без вести пропавших насчитывало более 60 тысяч (!) человек. С 1991 по 1995 год на территории злополучной Чечни погибли и пропали без вести более 160 тысяч человек. Из них только 30 тысяч были чеченцами.

Сюрреализм ситуации был в том, что все это время из федерального бюджета в Чечню исправно шли деньги на «выплату зарплат, пенсий и социальных пособий». Дудаев и сподвижники все эти средства исправно тратили на оружие, наркотики и рабов.

Наконец, в декабре 1994 года в мятежную республику были введены войска. А потом был печально известный новогодний штурм Грозного, обернувшийся огромными потерями и позором для нашей армии. Только к 22 феврали войска все же взяли город, от которого к тому времени оставалось совсем немного.

Закончилось все это тем, что в 1996 году был подписан позорный Хасавюртовский мир. Если кто-то будет изучать урегулирование региональных конфликтов, то подписание данного соглашения следует рассматривать исключительно в свете того, как не надо (!) примирять стороны.

Как можно догадаться, ничего хорошего из этого «мира» не вышло: на территории Чечни было образовано государство ваххабитов. Из республики рекой текли наркотики, в нее ввозились рабы славянских национальностей. Боевики прибрали к рукам практически всю торговлю в регионе. Но в 1999 году действия чеченцев окончательно превысили все допустимые пределы. Правительство удивительно равнодушно относилось к смертям своих граждан, но не спустило нападения боевиков на Дагестан. Началась Вторая Чеченская кампания.

Вторая война

Впрочем, на сей раз у боевиков все пошло не столь гладко. Во-первых, население республики было далеко не в восторге от «свободы», за которую оно же и боролось. Прибывшие в Чечню наемники из арабских стран, Африки, Прибалтики и Украины вскоре наглядно доказали, что никакого «шариата» не будет. Прав был тот, у кого имелось оружие и деньги. Разумеется, дагестанцы - по тем же соображениям - встретили вторгшихся на свою территорию боевиков не с распростертыми объятиями (на что последние очень рассчитывали), а пулями.

Эта война отличалась тем, что на сторону федеральных сил открыто перешел клан Кадыровых. За ними потянулись прочие чеченцы, а боевики уже не встречали той полной поддержки у местного населения (теоретически). Вторая Чеченская кампания оказалась куда более успешной, но все же затянулась на 10 лет. Режим контртеррористической операции был отменен только в 2009 году. Впрочем, многие военные специалисты отнеслись к этому скептически, отмечая, что вялотекущая партизанская деятельность боевиков будет продолжаться еще долго.

Как можно заметить, локально-региональные конфликты приносят горя не меньше, чем полномасштабная война. Трагичность ситуации еще и в том, что война в этом случае никак не помогает разрешить те противоречия, которые и послужили ее причиной. Мы долго будем помнить региональные конфликты в России, так как они принесли чрезвычайно много бед и страданий всем народам, которые в них участвовали.

Вооруженный конфликт в 1994-1996 годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс человек (по данным МВД, до 15 тыс) регулярных войск и 30-40 тыс человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение войск в направлении чеченской столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

(Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах 2004 г.)

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года . После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска после тяжелых оборонительных боев, понеся большие потери, оставили Грозный. НВФ вступили также в Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о прекращении боевых действий, положившие конец первой чеченской войне. После заключения соглашения войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других Северо Кавказских республик.

Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 2009 годах (вторая чеченская война)

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр".

25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.

Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

30 сентября 2015 года Россия начала военную кампанию в Сирии. После окончания Второй мировой СССР и потом Россия участвовали в десятках военных операций, в которых несли потери. От Китая и Кубы до Анголы и Чехословакии - где и чего добились российские вооруженные силы - в спецпроекте «Ъ»

Нагорный Карабах
В конце 1980-х обострился армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) с преимущественно армянским населением, входившей в состав Азербайджанской ССР. 20 февраля 1988 года совет депутатов НКАО обратился к руководству СССР, Армянской и Азербайджанской республик с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, к нарастанию конфликта, а потом к погромам как среди армянского, так и азербайджанского населения. Силы МВД СССР и войск Закавказского военного округа проводили акции по разведению и разоружению участников.

После распада Советского Союза конфликт перерос в масштабные военные действия. Обе стороны использовали вооружения, полученные в результате раздела советского военного имущества, оставшегося на их территориях. В мае 1994 года стороны подписали Бишкекский протокол о прекращении огня, который действует до сих пор. В результате конфликта Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом и считает регион оккупированной территорией.

В ходе трехлетней войны стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. По уточненным на 1 января 1999 года данным, потери частей Советской армии и внутренних войск МВД СССР и России, привлекавшихся для разъединения конфликтующих сторон,- 51 человек.
Территория: Нагорный Карабах
Период: 1988–1994 годы
Продолжительность: 6 лет
Участники: Армения / Азербайджан
Задействованные силы СССР/России: части СА и внутренних войск МВД СССР
Потери: 45 человек ВВ МВД, 6 человек СА
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев

Северная Осетия и Ингушетия
4 июня 1992 года ВС РФ принял закон об образовании Ингушской Республики без определения границ, что привело к обострению территориальных споров между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района (переданного в состав Северной Осетии после депортации чеченцев и ингушей в 1944 году). В ночь на 31 октября 1992 года на его территории начались межнациональные столкновения. В продолжавшихся до 5 ноября боях участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования. Для разведения противоборствующих сторон в зону конфликта была введена сводная группа войск Северо-Кавказского военного округа и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры РФ, в период вооруженного конфликта с обеих сторон погибли 583 человека (включая 27 военнослужащих), ранены свыше 900 человек, пропал без вести 261 человек. Более 60 тыс. проживавших в Пригородном районе ингушей были вынуждены покинуть свои родные места.
Территория: Северная Осетия и Ингушетия
Период: 31 октября-4 ноября 1992 года
Продолжительность: 4 дня
Участники: Северная Осетия / Ингушетия
Задействованные силы СССР/России: войска СКВО и ВВ МВД РФ (12,5 тыс.)
Потери: 27 человек (22 Минобороны, 5 МВД)

Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Приднестровье
В 1990 году Приднестровская Молдавская Республика провозгласила свою независимость от Молдавской СССР. Весной 1992 года противостояние Кишинева и Тирасполя переросло в вооруженный конфликт. Самые ожесточенные бои между молдавскими военными и приднестровскими вооруженными формированиями развернулись в июне за контроль над городом Бендеры, расположенным на правом берегу Днестра, но включенном в состав ПМР.

23 июня вместе с батальоном спецназа ВДВ в Тирасполь прибыл генерал-майор Александр Лебедь, которому было поручено взять ситуацию под контроль. Он возглавил базировавшуюся на территории Молдавии и Приднестровья с советских времен 14-ю гвардейскую общевойсковую армию и заявил, что отныне она будет сохранять вооруженный нейтралитет: «Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно... Пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем».
21 июля 1992 года президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Оно предусматривало создание зоны безопасности и введение в регион трехсторонних миротворческих сил. В августе в регион прибыл российский миротворческий контингент, включавший шесть батальонов, вертолетную эскадрилью (шесть Ми-8 и четыре Ми-24), мобильную группу 138-го отдельного полка связи ВГК (всего 3,1 тыс. военнослужащих).

За время конфликта с обеих сторон погибли, по разным оценкам, 800–1000 человек. Потери российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта и принимавших участие в миротворческой деятельности,- 21 солдат и 3 офицера. Конфликт фактически заморожен до сих пор.
Территория: Приднестровье
Период: март-август 1992 года
Продолжительность: 5 месяцев
Участники: Молдавия / Приднестровье
Задействованные силы СССР/России: части 14-й армии, спецназ ВДВ
Потери: 24 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Таджикистан
После распада СССР в Таджикистане обострились политические и клановые противоречия. К лету 1992 года началась полномасштабная гражданская война между сторонниками власти и вооруженной оппозицией. Дислоцированная в республике российская 201-я мотострелковая дивизия подвергалась нападениям противоборствующих группировок, пытавшихся завладеть ее оружием и военной техникой. Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.

После этого инцидента решением Минобороны РФ 201-я МСД была доукомплектована, в ее состав включили 41-ю вертолетную эскадрилью, 2-й отдельный реактивный дивизион. Также была создана авиационная группировка ВВС России в Таджикистане. В сентябре 1993 года в Москве было подписано соглашение о формировании коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, в состав которых вошла 201-я МСД и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

Война продолжалась до 1997 года, одновременно с 1994 года прошло несколько раундов межтаджикских переговоров. 27 июня 1997 года в Москве президент Эмомали Рахмонов и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури подписали соглашение об установлении мира и национального согласия.

По разным оценкам, в ходе гражданской войны в Таджикистане погибли от 60 тыс. до 150 тыс. человек. В ходе столкновений на границе, нападения на воинские части и выполнения миротворческой деятельности Россия потеряла убитыми, умершими и пропавшими без вести 302 военнослужащих. В 1999 году Россия и Таджикистан договорились о создании на базе 201-й мотострелковой дивизии российской военной базы (действует с 2004 года).
Территория: Таджикистан
Период: 1992–1997
Продолжительность: 5 лет
Участники: таджикские власти / оппозиционные группировки
Задействованные силы СССР/России: 201-я мотострелковая дивизия (6 тыс.), группа погранвойск в Таджикистане (20–25 тыс.)
Потери: 302 человека, из них 104 пограничника
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Южная Осетия
В конце 1980-х в Грузии и Южной Осетии активизировались национальные движения. Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдии, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии, начались вооруженные столкновения и блокада региона. Боевые действия продолжались до середины 1992 года.

24 июня 1992 года президент РФ Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали Дагомысское соглашение о принципах урегулирования конфликта. На его основе в июле в республику были введены совместные смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы (по одному мотострелковому батальону численностью 500 военнослужащих). От России миротворческие функции выполняли соединения и воинские части 58-й армии Северо-Кавказского военного округа.

С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибли свыше 3 тыс. мирных жителей. В ходе выполнения мероприятий по стабилизации обстановки в регионе российские военнослужащие потеряли 46 человек, в том числе Минобороны - 34, МВД - 6, ФСБ - 6 человек.

С 1992 года Южная Осетия оставалась фактически независимым государственным образованием. Грузинские власти продолжали рассматривать ее как административную единицу Цхинвальский регион, но активных шагов по установлению контроля над ним не предпринимали. Все это время в регионе оставались российские миротворцы (см. главу «Понуждение Грузии к миру»).
Территория: Южная Осетия
Период: январь 1991-го-июль 1992-го
Продолжительность: 1,5 года
Участники: Южная Осетия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: военнослужащие в составе смешанных миротворческих сил (500 человек)
Потери: 46 человек
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев, Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Абхазия
В конце 1980-х на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе Абхазии из состава Грузии, начались первые столкновения грузин и абхазов. В 1992 году после ввода войск Грузии на территорию республики противостояние переросло в вооруженный конфликт. С обеих сторон были убиты несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома.

В августе 1992 года в Гудауту был переброшен 345-й парашютно-десантный полк, который занимался эвакуацией российских курортников и семей военнослужащих (вывезли 4,3 тыс. человек), охраной военных объектов. 14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В июне в зону конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира, укомплектованные только российскими военнослужащими. Их основой стал 345-й полк (позже преобразован в 10-й отдельный парашютно-десантный полк миротворческих сил). Миротворческий контингент прекратил деятельность в Абхазии с 1 сентября 2008 года, в Гудауте осталась 7-я российская военная база.

Территория: Абхазия
Период: 1992–1994
Продолжительность: 2 года
Участники: Абхазия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: ВДВ, миротворческий контингент (1 800 человек)
Потери: 73 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР


В результате переворота августа 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования. Перед руководством страны встала задача проведения экономических реформ. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придерживались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс.

В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагается широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации.

В правительственной программе углубления реформ (1992) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле - не более 10 %; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, - не менее 70 %; доля частных инвестиций в фонде накопления - не менее 70 %.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России:

1) введение свободных цен;

2) либерализация торговли;

3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья.

Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества.

Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10- 12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы правительства Российской Федерации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны начинает все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства: быть ли России республикой парламентской либо президентской.

На VII съезде Народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки правительства и премьера Е. Т. Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд признал право президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для голосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйственника В. Черномырдина, который и возглавил правительство на ближайшие шесть лет.

Кадровые замены в правительстве фактически не отразились на характере предпринимаемых им реформ. Принципиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание стихийного механизма саморегулирования экономики без участия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70 % из них к концу 1994 года были акционированы). Позитивные результаты деятельности правительства были невелики: рост реальных доходов населения оказался крайне незначительным, стремительно происходила поляризация россиян по материальному положению, уровню доходов.

Углубление экономического кризиса привело к обострению противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 года в стране фактически сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проекту конституции. В свою очередь, IX съезд народных депутатов, собравшийся в марте, попытался отрешить президента от должности. Но большинство депутатов высказалось за доверие президенту. Итоги проведенного референдума тоже оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референдуме (58 %) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политике правительства, с другой стороны, население одновременно выступило против долгосрочных выборов президента и народных депутатов. Результаты референдума были оценены обеими сторонами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября президент объявил о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно документу, указанные представительные органы должны были быть распущены, вместе них создавался новый профессиональный парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Верховный Совет отказался подчиниться указу президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-президента А. Руцкого. Попытки создания оппозицией дееспособного правительства оказались безрезультатными. Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, блокируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объектов в столице, провалились. Президентские войска вынудили Верховный Совет капитулировать, руководители сопротивления были арестованы. Используя сложившуюся ситуацию, президент назначил выборы законодательных органов и утверждение новой конституции на 12 декабря 1993 года. Политическая система российского общества подверглась резким изменениям: к концу 1993 года в стране была завершена ликвидация системы Советов народных депутатов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно новой конституции, наделялся президент российской федерации. Фактически Российская Федерация становилась президентской республикой: президент получил право назначать главу правительства, распускать государственную думу и объявлять новые выборы.

Парламентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 1993 года, явились показателем кризиса доверия населения к исполнительной власти страны: ни одна из партий, поддерживающих президента, не набрала более 15 % от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей около 25 % голосов.

Президент Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректировал политику кабинета министров. Поддержку правительства ощутили некоторые отрасли отечественной промышленности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы роста падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид (МММ и других), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США). Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли производства (нефтегазовый комплекс, другие виды сырья). В результате ряд областей Российской Федерации, не связанный с производством сырья, оказался в состоянии кризиса: уровень производства здесь продолжал падать. В этот период правительству никак удавалось создать стабильную финансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам. Относительные успехи были достигнуты и в процессе внутриполитической стабилизации. Президент Ельцин и правительство стремились к «мирному сожительству» с Государственной Думой: с этой целью исполнительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны. Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения - КПРФ, аграрии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Чеченской Республике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федерации (Буденновск и Кизляр) способствовали усилению оппозиции, что убедительно показали результаты выборов в Госдуму 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оппозиционные партии: КПРФ (22%) и ЛДПР (11%).

16 июня 1996 г. должны были состояться выборы президента России, на которых вновь была выставлена кандидатура действующего президента Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателя, в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, проведшая широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выборах во втором туре, во многом благодаря поддержке одного из кандидатов - А. Лебедя.

«Второе пришествие» Б. Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства Черномырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Государственная Дума отказывалась утверждать государственный бюджет на 1997 год. В этих условиях для властей было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры политиков нового поколения.

В марте 1997 года в рамках ежегодного послания президента Федеральному собранию было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. В состав правительства вошли «молодые реформаторы»: Б. Немцов и А. Чубайс.

Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов (6 млрд. долларов), жесткая социальная политика позволили, согласно официальным данным, достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 года. Вместе с тем, все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Существенной проблемой оставались инфляционные процессы.

23 марта 1998 года Б. Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правительства был назначен С. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президента и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А. Чубайса, а также министра внутренних дел А. Куликова).

Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. 17 августа ознаменовалось фактическим финансовым банкротством России, падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20 % подорожали отечественные товары и на 80 % импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе, и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С. Кириенко оказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьера В. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е. Примакова, который и стал руководителем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.

Е. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Данный состав обеспечил экономическую и политическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 - первом квартале 1999 г. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей. Вместе с тем, переходный характер правительства в комплексе с различным видением проблем экономики страны, не позволяли правительству предпринимать решительных мер. По мере приближения к новым выборам снижалась поддержка премьера со стороны президентских структур, для которых очевидным становилось усиление Примакова как потенциального претендента на должность президента от оппозиционных сил.

В мае 1998 года на пост председателя правительства в качестве исполняющего обязанности премьера вместо Е. Примакова был назначен министр внутренних дел С. Степашин. Основным направлением деятельности нового состава правительства стало урегулирование положения на Северном Кавказе, на территориях граничащих с Чеченской Республикой (в основном, в Дагестане). Присутствие вооруженных чеченских групп в дагестанских поселениях делало обстановку в этих районах крайне нестабильной. Однако переброска дополнительных частей федеральных сил на территорию Дагестана произошла со значительным запозданием. Критика неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке с поста главы правительства Степашина. Исполняющим обязанности главы кабинета министров был назначен В. В. Путин.

Новая кадровая перемена в правительстве совпала с началом активных действий российских войсковых подразделений в Дагестане. Несмотря на то, что военные действия проходили с переменным успехом, федеральным войскам удалось освободить дагестанские селения от вооруженных групп боевиков и перенести операцию на территорию Чеченской Республики. Ликвидация баз террористов в Чечне, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании Путина. Успех на парламентских выборах 1999 года проправительственного избирательного блока «Единство» (23,3 % голосов) также усиливал шансы на избрание В. Путина. Способствовали этому и удачно разворачивающиеся военные действия российских войск в Чечне. Учитывая данные обстоятельства и желая обеспечить успех на выборах своему преемнику, президент Ельцин 31 декабря 1999 года объявил о сложении президентских полномочий. Согласно Конституции 1993 года к исполнению обязанностей президента Российской Федерации приступил глава правительства В. Путин.

В течение зимы 2000 года федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Чеченской Республики. Операция переместилась в ее столицу - Грозный: крупные вооруженные формирования сепаратистов были уничтожены в городе к 6 февраля. Противостояние российской армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской войны. Новые военные успехи способствовали дальнейшему росту популярности главы государства.

26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы на должность Президента РФ. В них участвовало 68,88% зарегистрированных избирателей. Убедительную победу на выборах одержал В. В. Путин, набравший 52,64% голосов, значительно опередив своих основных соперников Г. А. Зюганова и Г. А. Явлинского, получивших соответственно 29,34% и 5,84% голосов. 7 мая 2000 г. В. В. Путин официально вступил в должность и приступил к исполнению своих обязанностей.

В мае этого же года было сформировано новое правительство, которое возглавил М. Касьянов.

В числе приоритетных направлений деятельности правительства можно обозначить следующие:

Разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой политики к непримиримой оппозиции, предусматривается восстановление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные методы борьбы и непричастными к террористическим актам;

Государственно-конституционное преобразование страны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти.

В соответствии с данной концепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 года был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик, - и назначение в каждом из них полномочного представителя президента. В качестве составного элемента исполнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. Реформированию подвергся и Совет Федерации, где изменению подлежала система выборов. Ряд законодательных актов касался и символики российского государства: парламент утвердил конституционные законы о гербе, флаге и гимне страны.

В своих предвыборных обещаниях, касающихся развития экономики и социальной политики, В. Путин четко обозначил их основные цели. Это создание эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по принципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.



В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экономических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах. Международные конфликты - одна из форм взаимодействия между государствами. К ним можно отнести гражданские волнения и войны, государственные перевороты и военные мятежи, восстания, партизанские действия и др.

Характеризуем причины международных конфликтов. Причинами этих конфликтов ученые геополитики называют конкуренцию государств, несовпадение национальных интересов; территориальные притязания, социальную несправедливость в глобальном масштабе, неравномерное распределение в мире природных ресурсов, негативное восприятие сторонами друг друга, личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения

международного конфликта пока не существует.

Изучаются положительные и отрицательные функции международных конфликтов.

В период холодной войны понятия «конфликт» и «кризис» являлись

практическим инструментарием для решения военно-политических проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях,

находить пути деэкскалации конфликтов.

К числу положительных функций конфликтов можно отнести:

1. Предотвращение стагнации в международных отношениях.

2. Стимулирование созидательных начал в поисках выходов в сложных ситуациях.

3. Определение степени рассогласованности интересов и целей государств.

4. Предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой

интенсивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

1. Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие.

2. Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-

участницах.

3. Порождают возможность неэффективных политических решений.

сейчас международные отношения все еще остаются сферой несовпадений интересов, соперничества, непредсказуемости, конфликтов и насилия Можно утверждать, что международный конфликт - это столкновение разнонаправленных сил с целью реализации целей и интересов в условиях противодействия.



Субъектами международного конфликта могут быть государства, межгосударственные объединения, международные организации, организационно оформленные общественно-политические силы внутри государства или на международной арене

Понимание природы международных конфликтов и нахождение способов их решения требует, кроме объяснения их причин, выяснения глубины и характера самого конфликта, в значительной мере достигаются с помощью их классификации распространенной на Западе традиционная типология конфликтов, согласно которой различают: международный кризис; конфликты малой интенсивности терроризм; гражданскую войну и революцию приобретающих международный характер; войну и мировую войну.

Международный кризис - это конфликтная ситуация, при которой: затрагиваются жизненно важные цели действующих субъектов международной политики, для принятия решения субъекты имеют крайне ограниченное время, события обычно развиваются непредсказуемо; ситуация, однако, не перерастает в вооруженный кон.

Итак, кризис - это еще не война, а скорее, пример ситуации \"ни мира, ни войны\" Это такой вид отношений между субъектами международных отношений, при котором одна из сторон не желает войны или насилия, но обе две считают свои цели достаточно весомыми, чтобы рисковать ради них возможным решением войны.



Конфликты малой интенсивности Отношения между государственными и негосударственными субъектами довольно часто омрачаются мелкими стычками на границах, индивидуальным или небольшим групповым насилием их опасности ЭКУ начали понимать только сегодня Она заключается в том, что, во-первых, такой конфликт может превратиться в полномасштабный Во-вторых, при современных военных вооружениях даже конфликт малой интенсивности и может привести к большим разрушениям В-третьих, в условиях тесной взаимосвязи современных независимых государств нарушение мирной жизни в одном регионе влияет на все остальные.

Терроризм.

Гражданская война и революция - это конфликты в самом государстве между двумя или более сторонами из-за разногласий взглядов относительно будущего строя этого государства или клановых противоречий, в гражданских х войнах обычно хотя бы одна из воюющих сторон получает поддержку от зарубежных политических сил, причем внешние субъекты политики часто жизненно заинтересованы в конкретном результате.

Гражданские войны и революции занимают специфическое место в любой типологии войн и насилия: они очень жестокие и кровавые Согласно исследованиям, 10 из 13 наиболее смертоносных конфликтов XIX и и XX вв были именно гражданскими войнамми.

Война - это крупномасштабный конфликт между государствами, которые стремятся достичь своих политических целей с помощью организованной вооруженной борьбы Мировая война возникает, когда в военный конфликт вовлекаются группы государств, преследующих глобальные цели, она приводит к значительным человеческим и материальным утратам.

Можно выделить следующие фазы развития конфликта:

Первая фаза конфликта - это формирование отношения противоположных сторон друг к другу, которое обычно выражается в более или менее конфликтной форме

Вторая фаза - это субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегий и форм борьбы для разрешения противоречий

Третья фаза - связанная с привлечением к конфликту экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, правовых, дипломатических средств, а также других государств, через блоки или договоры

Четвертая фаза - предполагает нарастание борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государства определенного региона, других х регионов На этой фазе возможен переход к применению военной силы.

Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, который может развиться до высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия, возможным привлечением сообщников

На любой из указанных фаз может начаться альтернативный процесс развития, который может воплощаться в переговорный процесс и приводит к ослаблению и ограничение конфликта

Рассматриваются вопросы, связанные со способами урегулирования конфликтов.

В качестве наиболее эффективных способов выступают:

1. Переговорные процессы.

2. Посреднические процедуры.

3. Арбитражные.

4. Сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта.

5. Организация свободных выборов.

урегулирования международных конфликтов сегодня способствуют также некоторые объективные тенденции мирового развития Во-первых, в мире, в том числе и у непосредственных участников конфликтов, возникает понимание опасности военных методов решения спорных вопросов Поэтому стороны, которые конфликтуют, обычно переходят к политическому диалогу на переговорах Во-вторых, усиливаются интеграционные об этом си, разрушаются межгосударственные и межрегиональные барьеры, снижает уровень конфронтации и создает условия для формирования региональных и международных союзов, ассоциаций, объединений государств, таких как Европейская содружество т.д., ставящие целью координации действий, объединения сил и возможностей для обеспечения более тесного сотрудничества, которая уменьшает вероятность конфликтных ситуаций.

Наиболее распространенными методами уре-гулирования конфликтов, известными в международных отношениях еще с древних времен, являются переговоры, использование услуг тре-тьей стороны и посредничества с целью помочь сторонам прийти к согласию. Хотя последние две возможности «постороннего» вмешательства рассматриваются международным правом как совершенно за-конные, сами конфликтующие государства далеко не всегда соглашаются на них добровольно. Гораздо чаще они предпочитают урегулировать свои споры непосредственно друг с другом.

В целом воздействие на конфликт для его мирного завершения осуществляется за счет:

¦ превентивной дипломатии (англ.: preventive diplomacy)-,

Поддержания мира (англ.: peacekeeping)",

* сохранения мира (англ.: peacemaking)-,

¦ восстановления мира (англ.: peacebuilding).

Превентивная дипломатия используется для того, чтобы не дать конфликту перейти в вооруженную стадию. Она включает деятельность, связанную с «восстановлением доверия» между конфликтующими сторонами; работу миссий гражданских наблюдателей по установлению фактов нарушения мира; обмен информацией и т.п.

Поддержание мира подразумевает меры, направленные на прекращение огня. Это может быть развертывание миссий военных наблюдателей, миротворческих сил; создание буферных зон, а также зон, свободных от полетов, и т.п. Вводимые миротворческие силы могут называться «чрезвычайными», «временными», «охранительными», «силами разведения», иметь различные мандаты, определяющие допустимые средства достижения цели.

Деятельность по поддержанию мира ориентирована не на поиск мирного решения проблемы, а лишь на снижение остроты конфликта. Она предусматривает разведение противоборствующих сторон и ограничение контактов между ними.

Сохранение мира предполагает процедуры, связанные с организацией переговорного процесса и осуществлением посреднических усилий третьей стороной для поиска взаимоприемлемых решений. Здесь важно, чтобы, в отличие от поддержания мира, деятельность по сохранению мира направлялась не только на снижение уровня противостояния сторон, но и на такое решение проблемы мирным путем, которое удовлетворяло бы конфликтующие стороны.

Результатом деятельности по сохранению мира не всегда является разрешение противоречий. Стороны порой лишь вынужденно идут на подписание договоренностей, понимая, что продолжение конфликта на данном этапе становится невозможным. При этом та или иная сторона может не очень стремиться к их выполнению. В этом случае нередко требуются гарантии выполнения соглашений. Третья сторона, участвующая в посредничестве, нередко и становится таким гарантом.

Под восстановлением мира понимается активное вовлечение третьей стороны в постконфликтное урегулирование. Это может быть деятельность, направленная на подготовку выборов, управление территориями до полного восстановления мирной жизни, передачу власти местным органам и т.п. В рамках восстановления мира осуществляются также мероприятия по примирению конфликтующих сторон. Большое значение имеют экономическое развитие, разработка проектов, предполагающих сотрудничество бывших противников (как это было, например, по окончании Второй мировой войны в Западной Европе). Кроме того, восстановление мира включает просветительскую работу, которая тоже направлена на примирение участников, формирование толерантного поведения.

В связи с интенсивным развитием практики воздействия на конфликты к концу XX столетия появился термин «миротворческие операции второго поколения». Они предполагают более широкий спектр применения в конфликте третьей стороной различных средств, в том числе использование военно-морских сил и авиации. При этом военные операции стали осуществляться и без согласия государства, в котором возник конфликт, как было, например, в бывшей Югославии. Эта практика получила название «принуждение к миру» (англ.: peace enforcement) и довольно неоднозначно воспринимается различными государствами, политическими деятелями, движениями и т.п.

В научной литературе утвердились также термины: предупреждение открытых вооруженных форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями - войнами, массовыми беспорядками и т.п. (англ.: conflict prevention); урегулирование конфликтов, направленное на снижение уровня враждебности в отношениях сторон, что предполагает посреднические процедуры и переговоры (англ.: conflict management); разрешение конфликтов, ориентированное на устранение их причин, формирование нового уровня взаимоотношений участников

Задачи миротворчества - помочь конфликтующим сторонам разобраться в том, что их разъединяет, насколько объект спора заслуживает конфронтации и нет ли способов решить его мирными средствами - переговорами, услугами посредников, апелляции к общественности и, наконец, обращением в суд. Миротворческие усилия

должны быть направлены на создание инфраструктуры, урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение).

Подлинное миротворчество предполагает также оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами,

поставками продовольствия, медикаментов, обучения персонала, содействие в проведении выборов, референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений. Все эти миротворческие процедуры были

опробованы в операциях ООН многих «горячих точек» планеты.

Современным политикам и геополитикам предстоит разработать концепцию миротворчества с акцентом не на военно-политической стороне дела, а на формулировании совокупности мер по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Эффективное, адекватное обстоятельство миротворчества призвано стать одним из существенных факторов формирования новой

международной системы.

Случайные статьи

Вверх