Дворец александра михайловича на мойке. Где жили романовы. Где жили Романовы

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Дворец Великого князя Александра Михайловича

Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В конце XVIII века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой.

В 1895-1897 гг. он восстанавливался архитекторами Н.В. Султановым и графом де Рошфором. Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. "Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора".

Второе название дворца - Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание дворца было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894

Её родным братом был Николай II, последний царь России). Также этот дворец именуют иногда Дворцом великого князя Александра Михайловича (это внук Николая I). Можно называть и так, и так - здание было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894, так что это их общий дворец. Великий князь отвечал в Империи за торговое мореплавание

Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время первой мировой войны была Высочайшей покровительницей госпиталя для раненых, устроенного в одном из флигелей дворца.

Ксения Александровна с командой своего военно-санитарного поезда

Расположен дворец прямо напротив острова Новая Голландия, на набережной реки Мойки. Здание много раз перестраивалось. Первым владельцем участка на набережной Мойки стал в 1710-х годах контр-адмирал Иван Акимович Сенявин, служивший Петру I.Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой.

Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой, с роскошными ажурными воротами, украшенными вензелями с инициалами княгини - "КАК"

В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту. Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу. В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.

По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.

В 1810-х гг. владелец усадьбы - купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.

1919 г. был создан Государственный институт физического образования (ГИФО) (преобразован из курсов П. Ф. Лесгафта). Переехал ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (это имя ему было присвоено в 1924 г.) в здание на набережной Мойки 108 в 1924 г. Благодарность за фото:

ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Дворец великого князя Алексея Александровича («Дом музыки», «Алексеевский дворец») — один из великокняжеских дворцов Санкт-Петербурга, расположенный на набережной Мойки. Построен М. Е. Месмахером для великого князя Алексея Александровича в 1882-85 гг.

С февраля 2006 года в здании располагается Санкт-Петербургский Дом музыки — учреждение, основная цель которого состоит в сохранении и развитии традиций классического музыкального искусства, а также подготовка студентов и и выпускников консерваторий к международным конкурсам и фестивалям

.

Построен в 1882-1885 гг. по проекту архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера

Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что вел.князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Район был достаточно плотно застроен, но была необходимость создать обширное владение.

Сначала участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 г. на участке Петрова находилось одноэтажное каменное на высоких подвалах здание, а перед ним два служебных флигеля. В 1846-1848 гг. арх. Ефимов расширил существовавший жилой дом и превратил его в парадный особняк по заказу нового владельца церемониймейстера А. И. Сабурова.

М. Месмахер. Проект паркета танцевального зала.

Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах.

Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.

В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.

В 1883-1885 гг. акад. арх. М. Месмахер выполнил проект дворца. Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад.

Фасад западного, т.н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом.

У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.

По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу», над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.

Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками

Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.

Решетка в виде пик, украшенная везелями князя - "АА"

Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной.

Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.

Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул., которая получила название Алексеевской (ныне Писарева).

1900.общий вид английской гостинной

Панно столовой

Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Гости могли попасть во дворец через два вестибюля - Парадный и Собственный. Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу.

Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры муз Урании и Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая. Столовая была связана с западным флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная. Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место для хранения флотских знамен. К ней примыкала Библиотека. Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты.

Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми находится сложный карниз с фигурными кронштейнами. В нише помещен мраморный камин с фигурками путти и головой сатира. В восточном флигеле, где располагался Собственный подъезд, Месмахер поместил три парадных помещения для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.

Английский зал - одно из самых больших помещений дворца, напоминает старинный рыцарский зал. Важным элементом отделки является лепной декор потолка по мотивам английских лепных плафонов XVI-XVII вв. Камин является главным акцептом в композиции зала. Двери зала пышно украшены резьбой. По периметру зала шла дубовая филенчатая панель, верхняя часть стены была декорирована дубовым карнизом-полкой с парными кронштейнами, которая предназначалась для посуды.

Китайская гостиная выполнена в стиле позднего «шинаузери» (фр. «китайский») Она декорирована резными панно и деталями, характерными для дальневосточного стиля XIX в. Стены наполовину от плинтуса, а также двери и оконные проеиы, рамы зеркал были облицованы темным лакированным палисандром. Вторая половина стен была обтянута декоративной тканью. Росписи потолка и стен выполнены декоратором С. И. Садиковым. Месмахер выполнил проект декоративной ткани для украшения стен с изображениями драконов.

Фламандская гостиная была оформлена с применением гобеленов, выполненных во фламандской манере, одноярусного камина с топочным отверстием, росписью перекрытий, использованием в отделке «фламской резьбы» - сложного орнамента из кружевной резьбы, разорванных картушей, переплетений виноградной лозы, листьев, плодов, цветов и лент по краям.

Танцевальный зал расположен в центре западного флигеля и выполнен во «вкусе Помпадур» - основанном на подражании и художественной переработке форм искусства Франции времен Людовика XV. В центре -большой живописный плафон «Амур и Психея», на четырех малых плафонах - фигурки играющих амуров «во вкусе Буше». Наборный паркет повторяет абрис плафона. В отделку стен были обильно включены зеркала.

Среди самых интересных помещений жилой части дворца - Кабинет великого князя. Одна его часть чере здубовую арку связана с Приемной, другая через тройную дубовую арку имеет выход к Библиотеке. Стены Кабинета на треть облицованы профилированными дубовыми панелями, выше они обтянуты тисненой кожей с золоченым узором. Кессонированный потолок также облицован дубом двери украшены картушами и резными наличниками. Двухъярусный камин из серого песчаника декорирован вензелем князя. Приемная оформлена в том же стиле и материале.

Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены братья великого князя Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.

Дубовый кабинет

дубовый кабинет

облицовка ванной

С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману. Летом 1911 г. был продан еще один участок владения, выходящий на Английский пр., его приобрел один из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальс; на участке был построен особняк.

С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства» на Исаакиевской пл. В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т.к. Мария Павловна была президентом Академии Художеств.4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».

После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Алексеевский дворец включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).
По материалам:

Малинина Т. А., СуздалеваТ. Э. Дворец великого князя Алексея Александровича. Спб.: ООО «Алмаз», 1997)

Оригинал записи и комментарии на

Князья и великие князья династии Романовых владели дворцами и поместьями в разных концах огромной страны: усадьба Ильинское под Москвой, принадлежавшая Сергею Александровичу, крымские имения Дульбер и Ай-Тодор, принадлежавшие соответственно Петру Николаевичу и Александру Михайловичу, а также поместье Брасово, которым владел Михаил Александрович и прочие, прочие, прочие. На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная дом 68 (бывшая Набережная Красного Флота). В том уголке Питера что носит название Коломна. В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу. Первым владельцем особняка был барон А.Л.Штиглиц, по заказу которого его возвел в 1859—1862 годах архитектор А.И.Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С.И.Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 участок уже принадлежит выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам. Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром. В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. Людвиг Штиглиц был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец. Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет. На строительство потратили огромную по тем меркам сумму - 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглиц - сыну барона Людвиг фон Штиглица. Дворец выделялся из всего что было построено до сих пор на Английской набережной. Решенный в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился и дошел до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте. Через пять лет после окончания строительства, примерно 1859-1862 года, Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решен дворец внутри, кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определенным образом породнился с Императорской фамилией... По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .

24 июня 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, ее имя - Надежда и то, что отца ее звали Михаил. По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда ее нашли. Барон Штиглиц удочерил ее и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было и он был последним в роду. Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была 3 миллиона рублей. Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужемАлексндром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. 

 Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тесаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон.

Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.



Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа. Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал — самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами. Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами.

Дверь с площадки второго этажа ведет в центральное помещение парадной анфилады — комнату, обращенную окнами на Неву. Это была приемная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проема соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом — наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.



В отделке широко использовались штофные драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов.

Один из корифеев русской живописи — Ф. А. Бруни исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».



И вот пред вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци .....

1 - Танцевальный зал 2 - Зал для ужина

3 - Концертный зал 4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица

5- Гостинная

6 - Кабинет баронессы Штиглиц. 7 - Обеденный зал 8- Белая гостинная 9 - главный кабинет 10 - Голубая гостинная 11- Золотой зал 12 - Столовая

И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем "всего" за 1,6 миллиона рублей. Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и Принцессы Греческой, Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский. Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны провел архитектор Месмахер. Единственным серьезным изменением стало устройство церкви во дворце. 17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля. Была оформлена в древнерусском стиле. Ее двухъярусный резной иконостас из золоченого цинка с 35 образами являлся точной копией иконостаса одной из владимирских церквей XVII века .Идею устроить церковь в таком стиле подсказал великий князь Сергей Александрович. Архитектор поручил отделку церкви мастерской К. Е. Морозова. Они и выполнили иконостас, а так же отреставрировали царские врата из подмосковного Медведкова. Стилизованную утварь сделала мастерская Овчинникова. Освещалась помещение старинным медным паникадилом; утварь привезли из Греции. Воспроизводя убранство Троице-Спасского монастыря в Москве, стены покрывала орнаментальная роспись и изображения святых. В 1897 фасад церкви был украшен лепными фигурами ангелов и евангелистов работы М. П. Попова.

Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича .

В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умрет. К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как... Вопреки воле Императора он женился на разведенной Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс ... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции. Только Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. 18 февраля 1917 городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где ее освятили под названием Благовещенской. Дом Штиглица А.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание.Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьезные изменения - 1938-1939 года - правый дворовый флигель надстроен на один этаж. 1946-1947 годах - возведен один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1500 человек.

На октябрь 2008 года - пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания "Синтез-Петролеум", которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.

Совместно с «Домом культуры Льва Лурье» «Бумага» продолжает проект «Петербург 100 лет назад». Что происходило в городе в начале века: чем торговали лавки, как развлекались горожане, как жили простые люди и самые известные петербуржцы дореволюционной России. Всё о Петербурге век назад - в газетных заметках и исторических зарисовках.

Как и с кем изменяли великие князья и княгини, кто из Романовых сбежал с капитаном, каким образом Николай II пытался мешать родне жениться на простолюдинах и что творилось во дворцах вокруг самого популярного из нынешних ЗАГСов - рассказывает Лев Лурье.

Именно на Английской набережной поначалу селились англичане, что и дало ей название. Причина тому очевидна - здесь находился порт. Расцвет английского землячества приходится на царствование Екатерины II, когда Англия была главным торговым партнером Российской империи. Для английского флота Россия вывозила строевой лес для кораблей, холсты для парусов, уральский чугун для такелажа, пеньку для изготовления канатов и даже солонину для морской кухни.

Англичане же в свою очередь научили нас футболу, баскетболу и хоккею. И первые катки заливали прямо на набережной.

В этом же квартале располагается главная и единственная церковь английской колонии в Петербурге и десятки красивейших дворцов, которые принадлежали многим великим князьям.

Дворец бракосочетания

Здание, в котором ныне сочетаются брачным союзом сотни влюбленных пар, обязано своим появлением семье фон Дервизов. Павел фон Дервиз - человек, оказавшийся, что называется, в нужное время в нужном месте. По натуре он был холерик, из приличной дворянской семьи, окончил Училище правоведения, благодаря чему имел обширные связи. Из всех богачей того времени фон Дервиз больше всех похож на олигархов 90-х. Когда начался железнодорожный бум, он оказался в министерстве путей сообщения, и ему стали известны все планы строительства железных дорог. Буквально за несколько лет фон Девиз сказочно обогатился. Заработав 10 миллионов рублей чистой прибыли, он уехал жить в Ниццу.

После смерти фон Дервиза его вдова Вера Николаевна подарила дворец своему сыну Павлу Павловичу. Однако в этом доме он так и не жил, предпочтя дворцу рязанское имение. Интересно, что в 1914 году после начала войны с Германией Павел Павлович фон Дервиз обменял свою немецкую фамилию на фамилию Луговой.

Так как младший Павел фон Дервиз в Петербурге был наездами, дворец на Английской набережной сдавался в аренду. В 1903 году новым владельцем особняка стал великий князь Андрей Владимирович, младший сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны. Вероятно, самый приятный и интеллигентный из всех братьев. Как и многие, Андрей Владимирович был влюблен в балерину Матильду Кшесинскую, которая была старше его на десять лет. При первой же встрече он так был покорен ее красотой, что не мог сказать ни слова, а лишь пролил ей на юбку красное вино.

Никаких шансов стать женой великого князя у Матильды не было, но они жили в гражданском браке, у них даже родился общий сын. После наступления революции Кшесинская улизнула в Париж, где основала танцевальную студию, пользовавшуюся невероятной популярностью. При этом все знали, что «офис-менеджером» этой школы работал сам великий князь. Уже после смерти Андрея Владимировича в эмиграции Матильда получила от его брата княжеский титул.

Румянцевский дворец

Дворец был построен для Николая Петровича Румянцева, фактически являвшегося министром иностранных дел. Именно он, например, вел важнейшие переговоры с Наполеоном. Кроме того, он имел большую коллекцию живописи, книг и рукописей, которые впоследствии были переданы в Москву, в музей, названный его именем.

После смерти Румянцева дворец сменил множество хозяев, и, в конце концов, перешел к Евгению Максимилиановичу Романовскому, пятому герцогу Лейхтенбергскому. Сам он был человек развратный, пьющий. Его женой была Зинаида Скобелева, сестра генерала Михаила Дмитриевича Скобелева и необычайная красавица. Она сразу начала наставлять рога мужу. Романовский, впрочем, был не против. Зинаида вскоре стала жить с великим князем Алексеем Александровичем, секрета ни для кого в этом не было. Герцог Лейхтенбергский мог даже сидеть с ними за одним столом. Считалось, что он мирился с этим, потому что жил за счет Алексея Александровича, и как бы «отдал жену в аренду».

У Зинаиды была дочь Дора или просто Долли. Она вышла замуж за Льва Кочубея и вместе с ним поселилась во дворце, но они не очень ладили. Унаследовав красоту матери, Дора так же любила легкие романы. Был интересный случай, когда на набережной напротив их дома остановился миноносец. Капитан-лейтенант, увидев Дору, стоявшую на балконе, стал разглядывать ее в подзорную трубу и был так поражен, что приказал спустить шлюпку и подплыть ко дворцу. В результате Дора уехала с ним и вышла за него замуж. Морской министр доложил об этом случае Николаю II: проступок заключался не в том, что капитан-лейтенант увел чужую жену, а в том, что он привел женщину на корабль. На это Николай II ответил, что не будет его наказывать: он и так довольно наказан судьбой.

Дора Лейхтенбергская была единственной из Романовых, не уехавшей в эмиграцию. При советской власти она работала в рукописном отделе публичной библиотеки. Были разные версии того, почему ее не трогали. Одна из них - связь с разведкой. Однако в 1937 году ее, тем не менее, расстреляли.

Дом Меншикова

Этот дом с 1910 года принадлежал великому князю Михаилу Александровичу, младшему брату Николая II. После отречения от престола Николая II, Михаил Александрович несколько дней даже был главой государства. Но совершенно лишенный властолюбия, он быстро от этой должности отказался.

Мария Федоровна, мать Михаила Александровича, жила большее время в Гатчине, где была шефом стоявшего там полка «Синие кирасиры». Михаил Александрович служил как раз в этом полку. Однажды в тех краях появилась видная девушка Наталья Шереметьевская, которая тогда была замужем за сослуживцем Михаила Александровича, но с первого взгляда влюбилась в великого князя. Она не хотела быть «простой крестьянкой» и настаивала на браке.

Николай II не одобрял эту идею. Более того, император чувствовал себя униженным и оскорбленным, так как число таких неравных браков в семье Романовых росло. По его велению за влюбленными следили, и даже заграничные священники были предупреждены, чтобы ни в коем случае не венчать эту пару. Русских подданных вообще пугали тюрьмой. Тем не менее, Наталья была неглупой и упрямой и нашла боснийского священника, не побоявшегося российского преследования. За нужную сумму он обвенчал Михаила Александровича и Шереметьевскую в Вене. Семья, конечно, была в ужасе. Им пришлось выгнать молодых из дворца. Только в 1914 году Михаил был прощен, и как профессиональный военный командовал дивизией во время Первой мировой. А его жена Наталья получила титул и стала графиней Брасовой.

Дальнейшая их судьба была печальна. После революции большевики отправили Михаила в Пермь. При приближении «белых» в 1918 году он был ликвидирован большевиком Мясниковым. Существуют даже воспоминания «Как я убил Михаила Александровича», которые были опубликованы после перестройки.

Дворец барона Штиглица

В конце Английской набережной находится дворец барона Штиглица. Александр Людвигович поселился в своем доме сразу после окончания отделки помещений, в 1862 году. Он занимался благотворительностью, был очень богат: брать в долг у него мог сам Николай I, Штиглиц был его придворным банкиром. Важная заслуга Штиглица заключалась в том, что когда у великого князя Михаила Павловича родилась незаконная дочь, она была как бы подкинута на ступени дома Штиглица, он же ее и воспитал, так как не имел свой семьи.

В 1887 году дворец купил великий князь Павел Александрович, самый любимый дядя Николая II. Павел Александрович командовал в лейб-гвардии конным полком, любил семью и лошадей. Он был женат на Александре Георгиевне, принцессе Греческой и Датской, родившей ему сына Дмитрия Павловича. Именно ему потом выпало убить Распутина. Будучи беременной вторым ребенком, Александра Георгиевна спрыгнула с обрыва в лодку и умерла, но недоношенную дочь Марию смогли спасти. Воспитанием осиротевших детей занималась семья брата Павла Александровича - Сергея Александровича. Своих детей у него с женой не было, и ходили слухи, что причиной бездетности была нетрадиционная ориентация Сергея Александровича.

Николаевский дворец

Главным архитектором императорской семьи в те годы был Андрей Иванович Штакеншнейдер, и этот дворец - типичный пример его архитектуры. Дом принадлежал сыну Николая I - старшему Николаю Николаевичу. Он был женат на Александре Петровне, которая, как считалось, была чудачкой и плохой хозяйкой. Кроме того, очень набожной. В результате она влюбилась в своего священника и стала жить с ним, потом уехала в Киев и основала Покровский монастырь, где считается местной святой.

Николай Николаевич стал жить с балериной Екатериной Числовой. Она держала мужа в черном теле, говорят, однажды даже била его галошей по лицу. При этом у них было пятеро детей. В 1914 году на Манежной площади поставили памятник Николаю Николаевичу, но при советской власти монумент пропал.

Крюковские казармы

Для негвардейских моряков в 1844–1852 годах были построены казармы, которые после октября 1917 года приобрели дурную славу. Матросы начали февральскую революцию с того, что перебили 120 своих офицеров на базе в Хельсинки, в том числе командующего Балтийским флотом. Править бал стали Павел Дыбенко и Анатолий Железняков.

Дыбенко помимо революционной деятельности был известен тем, что состоял в браке с Александрой Коллонтай. Когда немцы подошли к Нарве и Пскову, для отпора им послали эшелон матросов, которые на одной из железнодорожных станций обнаружили цистерну со спиртом, после чего на фронт уже не поехали. Тогда только плачь жены спас его от позорного расстрела.

Недавно в здания крюковских казарм должен был переехать Военно-морской музей. В ходе переезда было потеряно некоторое количество материала, директора музея посадили. В итоге оказалось, что здание казарм поражено грибком, и музей здесь находиться не может.

Напротив Новой Голландии находится еще один великокняжеский дворец - дворец Александра Михайловича, одного из самых живых и бойких Романовых. Сначала он был ближайшим приятелем Николая II и даже женился на его сестре Ксении. Жили они все вместе в Зимнем, пока строился их дворец.

Александр Михайлович был страшным выдумщиком, часто его идеи приводили Империю к огромным убыткам: например, именно он был одним из инициаторов русско-японской войны. В какой-то момент из Зимнего дворца его все-таки попросили, и он уехал за границу.

Заскучав там, он вычитал в газете, что французский авиатор и изобретатель Луи Блерио перелетел через Ла-Манш. В тот же день Александр Михайлович вернулся в Петербург создавать русскую авиацию.

После событий 1917 года семья Александра Михайловича уехала в эмиграцию, где их содержала мать Ксении - Мария Федеровна. Когда же они продали последнее яйцо Фаберже, Александр Михайлович бросил жену. Жил он на то, что читал лекции о спиритизме.

Дочь Александра Михайловича Ирина была женой Феликса Юсупова. Интересно, что Распутин в день убийства пришел к Юсуповым как раз, чтобы познакомиться с Ириной, а она, по року судьбы, была в гостях у родителей.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Набережная реки Мойки 106

Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В середине XIХ века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой. В 1895-1897 гг. он восстанавливался архитекторами Николаем Владимировичем Султановым и графом Николаем Ивановичем де Рошфором (Рошефор). Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. «Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора». Кабинет Шателена — уютная небольшая комната с угловой темно-зеленой керамической печью. Дубовая панель вдоль стен имеет вставки с изображениями цветов и фруктов, выжженных и раскрашенных художником Ясинским. Верхняя часть стен затянута соломкой. Соломкой затянуты и кессоны потолка, образованные дубовыми балками, украшенными металлическими накладками. Комнату опоясывает фриз из керамической плитки с анютиными глазками и желтофиолями. Кабинет Шателена является уменьшенной копией «Кабинета наследника», будущего Николая II, в Беловежском дворце. «Соломенные комнаты» графа де Рошфора уникальны и, насколько известно, не имеют аналогий.

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Так дворец выглядел зимой 1914 года, за пол-года до Великой Войны.

Вид с набережной Мойки. Хорошо видна надстройка третьего этажа…(((

Главное крыльцо дворца

Деталь внешнего декора здания

Садовый балкон во дворце. Сидят на первом плане — паж Князь Императорской Крови Федор Александрович, моряк Кн. Имп. Крови Андрей Александрович, на заднем плане — Кн. Имп. Крови Ростислав Александрович.

Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Александр Михайлович был женат на Вел. Кн. Ксении Александровне — сестре Николая II. Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время Первой Мировой войны возглавляла госпиталь для раненных, устроенный в одном из флигелей дворца.

Прямо напротив дворца находится арка Новой Голландии, через которую когда-то выплывали прекрасные парусники…
Калитка и главные ворота, выходящие на набережную Мойки

Бальный зал дворца; В открытую дверь видна оранжевая гостиная с бюстом Великого Князя Александра Михайловича.
Фотография сделана зимой 1914 года

Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась. В 1919 г. во дворце разместился Государственный институт физического образования — сейчас Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Оранжевая гостиная; через дверь видна белая гостиная.

Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Александр Михайлович
и их дочь, Ирина, будущая жена Феликса Юсупова, убийцы Распутина

Мавританский кабинет. На полу настоящий китайский ковер — подарок Китайского Императора.
Фотография сделана зимой 1914 года

Голландская комната; в перспективе — белая гостиная, далее столовая.
Фотография сделана зимой 1914 года

Кое что из современных интерьеров дворца — сохранившийся камин.

Фрагмент спинки кабинетного дивана.
Фотография прислана Еленой Прониной.

Боковые флигели дворца

Парадная дворца сегодня.
Дворцовая передняя изнутри, за этим парадным входом, в 1914-году.
Справа стоит казак Императрицы Марии Феодоровны

Ну а теперь моя любимая тема — связь с Одессой. Великий Князь Александр Михайлович был Председателем Императорского Одесского Общества истории и древностей. Кстати его членом был также и брат Александра Михайловича, Георгий.

Династия Романовых является предметом моего пристального изучения. Поэтому попасть во дворец Александра Михайловича на Мойке (ныне Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) - давнее желание. Хотя мне приятней называть его дворцом Ксении Александровны. Тезка, да и рангом повыше своего супруга. Все-таки дочь и сестра императоров, а Сандро - только внук и двоюродный дядя.

Экскурсий по учебному заведению не проводят, но мы получили разрешение ректора на осмотр исторических помещений. Правда, от интерьеров практически ничего не осталось - после революции здание горело, в войну в него попала бомба, да и новые владельцы не стремились сохранить роскошное убранство. Тем ценнее уцелевшие приметы прошлой жизни, которые нам удалось увидеть.

Сотрудники «Исторического центра» университета совместили наше посещение с визитом Е.И. Жерихиной - исследователя-краеведа, автора многочисленных публикаций и книг о Петербурге. Поэтому были осчастливлены полноценной экскурсией от специалиста.

Сначала прошли во флигель управляющего Шателена – ныне кабинет ректора.

Затем зашли в сам дворец.

На парадной лестнице удалось сделать сравнительную фотографию «сквозь столетие».

Лестница на второй этаж была встроена после войны.


Наконец, половина хозяйки. Камины, дубовая лестница и умывальник.

После проследовали в апартаменты Великого князя, где полюбовались адъютантской и кабинетом. Помимо деревянного потолка и шкафов, сохранился шикарный камин. Но он заставлен книжными полками, поэтому сфотографировать удается только сбоку.

Университету также принадлежит здание бывшего Демидовского дома призрения трудящихся. Решили заглянуть и туда, чтобы осмотреть старинные лестницы, печи и фрагменты отделки.

Любопытна и дворовая территория. Здесь растет трехсотлетний дуб, по легенде перевезенный из Крыма Потемкиным в угоду Екатерине II,

и стоит памятник Ленину с Варшавского вокзала, спасенный ректором от переплавки.

Рядышком поилка для лошадей у бывших конюшен.

Так много эпох переплелись в одном месте…

Случайные статьи

Вверх