Словарный запас методом звуковых ассоциаций Ассоциации к слову звук
Вы собираетесь в заграничную командировку или на долгожданный отдых и вдруг с ужасом понимаете, что школьные знания...
Цель: Развитие у учителей знаний о понятии «одарённость».
Расширить представления учителей о способах по поддержке талантливых детей.
Задачи обучения: 1.Познакомить с качествами одарённых детей в различных сферах через ключевую презентацию.
2.Рассмотреть различные типы интеллектов, используя ресурс «Соотнесение типов интеллекта с типами заданий»
3.Способствовать применению приёмов по поддержке одарённых детей, опираясь на практику учителей.
Результат обучения: Учитель должен:
Знать качества одарённых детей.
- утвердить в себе позицию уважения к индивидуальности ученика;
- отбирать стратегии обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные (ключевые) идеи: Понятия "одарённость", признаки"одарённого ребёнка".
Типы интеллектов.
Тренинг- разминка (+ видеоразминка
«Тест на эрудицию») Коуч: Я предлагаю Вам, коллеги, интересный тренинг:“Переделай один предмет в другой” Цель: развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
- Как вы думаете, что дала вам разминка?
5 минут
Формирование групп: Коуч: Группы сегодня формируются методом импровизированных фантов: один из учителей с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится участник, на которого в данный момент показывает коучер. 2 минуты
Виды заданий:
Подходы, используемые при
выполнении данного задания Действия коуча и действия участников коучинга Время
Вводное задание. Постановка проблемы: просмотр видео
«Девочка 3,5 года играет на синтезаторе»
Обсуждение видео.
Первое наше задание:
1-2 группам предлагается записать качества одарённого ребёнка по степени важности. Затем объяснить свой выбор.
(Можно составить постер)
3-4 группы: составить «Карту одарённости»
Заполнить таблицу, распределив основные качества одарённых детей. 1колонка - качества в сфере познавательного развития, 2 – в психосоциальной сфере.
(Качества даются все вместе, можно разрезать и наклеить)
Сфера познавательного развития Психосоциальная сфера
5 группа: эксперты дополняют.
- Какое впечатление оказало увиденное?
- Как бы вы определили данную категорию детей?
- Попробуйте понять, опираясь на наш тренинг, какова будет тема нашего занятия?
-Современна ли эта тема?
Как вы определили принадлежность того или иного качества?
Правильный ответ:
Логические задания: «Испытайте себя»
Итоговая рефлексия:
Чтение притчи
Каждой группе предлагаются различные задания на
логику, воображение, знание в разных областях. Необходимо решить задачи, представив себя в качестве детей.
«Плюс – минус – интересно».
Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Видеоролик. Коуч:
- Будут ли интересны такие задания детям?
- Когда и как их можно применять?
Коуч: послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?
5 мин.
Ресурсы http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
Презетация Power Point
Отрывок статьи Н. Роджерса.
Видеоклип «Мир вокруг нас»
Бумага, маркеры.
Можно дать сайты по теме коучинга для последующего ознакомления:
http://www.effecton.ru/762.html
http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
http://www.msph.ru/jornal/arhiv/38/38.pdf
Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.
Ожидаемый результат:
Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Целевая аудитория: учителя
Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.
Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.
Этапы работы | Деятельность участников | |||
Подготовительно-организационный. Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии. создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии; обеспечить быстрое включение участников в работу. беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд). Деление на группы. | Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии. Формулирование темы занятия Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей Давайте приступим. Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...». Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные. | Просмотр видеоролика Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную работу на занятии. Объединившись по группам, садятся. | Видеоролик 4 летний вундеркинд Карточки с буквами |
|
Основная часть. Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей. Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров | Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся? Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок». Теоретический материал Объяснение. 1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика 2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними 3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними. 4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе. Наблюдение за работой групп. Наблюдаю, слушаю защиту проектов | Мозговой штурм. Незаконченное предложение Талант – это … Спикер группы отвечает на вопрос. Просмотр презентации Просмотр видеоролика Работа в группах Обсуждение Группы представляют свои проекты. |
| Листы с предложениями Видеоролик «Одаренные дети» Постеры, маркеры |
Заключительный этап. Методы и формы: индивидуальная работа | Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах. Плодотворной Вам работы и до новых встреч! | рефлексия Просмотр видеоролика |
|
Видеоролик «Талантливые дети» |
Список интернет – ресурсов
http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind
http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM
http://go. mail. ru/search_video
Приложение 1
Мозговой штурм.
Незаконченное предложение
Талант – это …
Способным и талантливым ученикам в учебе …
Одаренным быть легко, потому что…
Гениальными становятся ученики, если…
Приложение 2
Презентация «Работа с одаренными детьми.»
Видеоролик «Одаренные дети»
Видеоролик «4 летний вундеркинд»
Видеоролик «Талантливые дети»
г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49
Коучинг для учителей
Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/
Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15. |
|||
Тема занятия: | Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися. |
||
Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися |
|||
Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми; Ознакомить с типами одаренности учащихся; Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися; |
|||
Ожидаемый результат обучения: | Учитель должен: Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения; Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении; Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня. |
||
Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики. |
|||
Ход занятия |
|||
Разминка: | Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты |
||
на группы: | Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте). |
||
Ход занятия: |
|||
Погружение в тему | Видео – ролик «Одаренные дети». Задание 1 Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения: Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению». Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности». Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности». Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания. По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам: Каких детей можно называть одаренными? Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым? | ||
Групповая | Задание 2 . Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?» Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости. 1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости; 2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости; 3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости. Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы) | ||
Индивидуальная работа | Задание 3 «Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися» Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации. Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1. Обсуждение ситуацию: 1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия. 2. Составьте образ ученика. 3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Заслушиваются результаты работы, подводится итог. | ||
Домашнее задание Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза | |||
Рефлексия: | Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле» / очень позитивный/ Лист рефлексии/приложение 4/: Была ли польза от работы лично вам, другим? Заполнить листочками стикерами «+», «-» | ||
Презентация, маркеры, постеры, стикеры Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета. |
Приложение 1
Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.
Ситуация «Красные кони на синей траве».
Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.
Приложение 2
Используемая литература:
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г
3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»
Приложение 3
Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».
Приложение 4
Лист рефлексии
1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
2. Что было главным открытием для вас?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Что больше всего понравилось?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Что нужно учесть коучеру на будущее?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?
_________________________________________________________
Коучинг занятие
№ п\п
Тема занятий
« Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
Общие цели
Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
Ожидаемый результат
Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
Материалы и оборудование
Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий
Время
Действия преподавателя и действия участников коучинга
Орг момент
Создание коллоборативной среды
5мин
Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы
10мин
Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция
7мин
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1
10мин
Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка
3мин
Задание 2
10мин
Видеоролик
Задание 3 Итог
5мин
Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь
5мин
Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей