«Я помню чудное мгновенье»: история создания стихотворения
В этот день – 19 июля 1825 года - в день отъезда Анны Петровны Керн из Тригорского Пушкин вручил ей стихотворение «К*»,...
Республика Крым
Симферопольский р-н
МБОУ «НОВОАНДРЕЕВСКАЯ ШКОЛА»
РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ»
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
К ШКОЛЕ
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНІХ КЛАССОВПИДРОНОВА Е.И.
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ КУРСА «ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ» ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.
Б. Асафьев
Объяснительная записка
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало; развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать); прививать навыки культуры речевого общения; развивать интерес к языку, речи и литературе; совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
Цели курса:
Вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач; воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
Дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий. Строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов
(группы объектов), понятий по заданному принципу;Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
Развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, четко излагать свои мысли;
Развивать творческие способности: умение самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
Развивать способность к обобщению и абстракции: развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
Научить ориентироваться в тетради;
Научить слушать и выполнять работу самостоятельно;
Взаимосвязано изучать родной язык с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
Интенсивно развивать виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательные, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
Развивать интерес к учебным занятиям;
Развивать фонематический слух;
Обогащать словарь учащихся, развивать их речь.
Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?
Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?
Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?
Эти вопросы мы, учителя, задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.
Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из самых сложных предметов, вызывающим наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.
Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.
Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 25 минут на каждый из 2 блоков с 10 минутным перерывом.
План работы школы развитияПримечание
Математика
Счёт от 1-10. Ряд чисел
Обучение грамоте
Звуки и буквы. Гласные звуки (без употребления терминологии)
Математика
Ряд чисел. Соседи числа
Обучение грамоте
Звуки и буквы. Согласные звуки (без употребления терминологии)
Математика
Соседи числа. Состав числа 2
Обучение грамоте
Твёрдые и мягкие звуки
Математика
Соседи числа. Состав числа 3
Обучение грамоте
Слог. Деление слов на слоги
Математика
Состав числа 3. Сравнение чисел по наглядности
Обучение грамоте
Ударение
Математика
Сравнение числа по наглядности. Состав числа 4
Обучение грамоте
Предложение. Члены предложения. Схема предложения
Математика
Состав числа 4.
Знакомство со знаком «–»
Обучение грамоте
Слова - названия предметов
Математика
Состав числа 5.
Знакомство со знаком «+»
Обучение грамоте
Слова, обозначающие действие предмета
Математика
Состав числа 5. Знаки «+» и «–»
Обучение грамоте
Слова, обозначающие признак предмета
Математика
Повторение состава изученных чисел
Обучение грамоте
Повторение и закрепление изученного материала
Начальный курс математики и логика
Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как:
Способы организации деятельности дошкольников;
Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;
Способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается:
1. Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие. С другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно-следственных связей. Устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями.
2. Интересными методиками изучения математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.
Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.
Первые два раздела
- арифметический и геометрический - являются основными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.Третий раздел
в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.Ведущую роль играют
логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.
Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не выделяются как отдельные объекты познания.
Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразно включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения…. Это задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «В чем схожесть? Отличие?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность
и нарисуй следующую фигуру» и т. д. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?» выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями «вверху - внизу», «между».Начальный курс обучения грамоте
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умное руководство. Разнообразные
игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но
и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логичного рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно ребенку, не умеющему читать, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и т. д.
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу по развитию их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм начинается, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Занятие № 1
Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки
Цель: дать понятие о звуках и буквах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; учить писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.
Оборудование:
предметные картинки, карточки-схемы, фишки, иллюстрации.ХОД УРОКА
I
. Организация детейII. Основная часть
1. Мотивация обучения учащихся.
Беседа.
Пушок и Чича столкнулись с проблемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга - из бумаги; дом - из кирпича; салат - из овощей. А из чего состоит наша речь?
Сегодня на занятии мы и познакомимся с тем, что же является строительным материалом для слов.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Беседа.
Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.
А из чего «сделаны» слова, которые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Молчанка».
4. Игра «Молчанка».
(В тишине учитель незаметно скрипит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)
Что вы слышали?
Какие звуки вы можете услышать на улице?
5 . Сообщение учителя с элементами беседы.
Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые звуки. С их помощью невозможно построить слово. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Что я произношу: [с], [м], [о]?
(Звуки)- А сейчас я эти звуки построю в определённом порядке: [с] [о] [м].
Что получилось? Что значит это слово?
Условно мы будем обозначать звуки схемами.
Согласные: –, =
Гласные: ○.
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. - Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других
Звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.
Звук получается гласный.
2. Письмо элементов букв.
3. Игра «Не ошибись».
Я называю звук, а вы - слова, которые с него начинаются: [л], [б], [а].
Я называю слова, а вы хлопками должны поймать последний звук. Но хлопать будете только тогда, когда последним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Произнести слово)
Молоток, дом, игрушка, восток, капуста, пятак, цветок, луна.
III . Итог урока
С чем познакомились на уроке?
Чему научились?
Занятие № 2
Тема. Звуки и буквы.
Согласные звуки
(без употребления терминологии)
Цель: дать понятие о согласных звуках; учить различать гласные и согласные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, сюжетные картинки.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Из чего состоит наша речь? Предложения?
Кого вы видите на картинке? {Рыбу)
Составьте предложение с этим словом.
О ком вы составили предложение?
Что обозначает это слово?
Из чего состоит слово?
Повернитесь друг к другу и по очереди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.
Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.
3. Восприятие и осознание нового материала.
1) Практическая работа.
О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?
При помощи чего вы его произнесли? Что заметили? {Кончик языка дрожит.)
Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха?
Продолжаем проговаривать сло- во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении каких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])
А какие препятствия встретили зву- 1 ки? ([р] и [б])
2) Рассказ учителя.
Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких препятствий. Эти звуки называются ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СОГЛАСНЫХ.
4. Заучивание стихотворения.
Воздух свободно идёт через рот,
Звук получается гласный.
А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5. Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Повторение изученного ранее материала.
Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные и согласные звуки.
Игра «Учитель»
Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите карточку, на которой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача - проверить правильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?
(Выполнение работы.)
8. Письмо элементов букв.
/ / /
/ / /
9. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Рыболов»
Я рыболов, а вы - быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы правильно покажите звуковую схему первого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь - вы у меня на крючке.
Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.
III . Итого урока
Что нового узнали о звуках?
Почему гласные и согласные звуки так называется?
Чему научились на уроке?
Занятие № 3
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для индивидуальной работы, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
П. Основная часть
1. Беседа.
На какие группы делятся звуки?
Какие звуки мы называем гласными?
Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки. Соедините картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и самолёт. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и звезду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за вашими губами.
Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м"]). Что вы заметили?
4. Сообщение темы и задач урока.
На занятии мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
■ - согл. зв., мягкий
□ - согл. зв., твердый
○ - гласи, зв.
5. Сообщение учителя.
В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Представьте себе, если бы не существовало звука [м"], как бы звучало слово мишка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.
Игра «Озорники»
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы находить звук - «озорник».
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель - неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
(Хорь - хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
6. Физкультминутка «Ванька-встанька».
7. Работа в тетрадях.
8. Игра «Ремонт слов».
Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испортил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.
III . Итог занятия
Что нового было на занятии?
Чему научились?
Занятие № 4
Тема. Слог. Деление слов на слоги
Цель: дать понятие о слоге; учить делить слова на слоги; различать одно-, двух-
и трёхсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть 1.
Беседа.
Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за них. А что значит «болеть» за спортсменов?
Кто из вас был на соревнованиях?
Где они проходят?
Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики - за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)
Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)
Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям)
Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.
2. Практическая работа.
А теперь представьте, что вы «болеете» за друга. Шёпотом постарайтесь скандировать его имя. А теперь - по очереди вслух. Что вы заметили?
3. Сообщение темы и задач занятия.
На занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
5. Сообщение учителя с элементами беседы.
Значит, в слове рыба две части. Назовите первую часть. Назовите вторую.
Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?
А сколько слогов в словах Чича, Пушок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам всё
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
7. Игра «Помогай-ка».
Рыдают слоги не понарошку:
«От наших слов -
одни лишь крошки.
Но если вы хотите,
Тогда нам помогите».
Я называю первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами.
Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.
Слоги: ба-, ри-, ко-.
8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
Слова: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолёт.
9. Работа в тетрадях.
Игра «Рассади пассажиров»
(На доске - паровоз с вагончиками и картинки зверей.)
Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролёр велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.
III . Итог занятия
Что нового узнали на занятии?
Каким способом мы делили слова на слоги?
Сколько слогов может быть в слове?
Может ли быть два гласных звука в слоге?
Занятие № 5
Тема. Ударение
Цель: дать понятие об ударение; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать
роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II : Основная, часть
1. Беседа.
С чем мы познакомились на прошлом уроке?
Расскажите Чиче и Пушку, как вы делите слова на слоги.
Что вы можете рассказать о гласных в слоге?
2. Игра «Магазин».
На столе выставлены игрушки. Правильно выполнив задание, вы сможете «купить» игрушку у Пушка - он продавец.
Пушок. Продаю игрушки, названия которых состоят из одного слога. (Мяч, слон, волк, тигр)
Пушок. Названия этих игрушек состоят из двух слогов. (Кукла, зайчик, лиса, ёжик, ослик)
Пушок. Продаются игрушки, в названии которых три слога. (Собака, машина, автобус, самолёт)
Пушок. Магазин закрыт. Почему вы не купили черепаху?
3. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
4. Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем за жизнью некоторых животных.
5. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа над загадкой.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова)
- Почему вы решили, что это сова?
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ёжик).
- Как вы догадались, что это ёжик?
6. Практическая работа.
И сова, и ёжик - животные леса. Оба охотятся за мышами, ведут ночной образ жизни. А днём отсыпаются. Поэтому мы их сейчас не видим. А давайте их позовём. Сначала сову. Сколько слогов в этом слове? Ещё позовём сову, а вы обратите внимание на то, какой слог мы проговариваем громче, как бы ударяем громче голосом.
Сверху наклонной чертой отмечается слог, который произносится с большей
Чтобы появился ёжик, нужно и его позвать. Делим слово на слоги. Зовём ёжика. Какой слог произносится сильнее?
- Ёжик и сова помогли нам, познакомится с ударением. Ударение - это выделение слога силой голоса. Наклонная чёрточка сверху-это значок ударения. А слог, на который падает ударение, называется ударным.
7. Заучивание стихотворения.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
8. Физкультминутка.
9. Работа в тетрадях.
10. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Посели в домик»
У вас на столах находятся карточки со слоговыми схемами. Это домики для слов - названий животных.
(Силуэтные рисунки животных выдаются детям.)
Расселите этих животных в домики соответственно схемам.
(Работа выполняется коллективно.)
Картинки: заяц, павлин, корова, мышка, олень, собака.
III . Итог занятия
Что нового вы выучили на уроке?
Как найти ударный слог в слове?
Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?
Занятие № 6
Тема. Предложение. Члены предложения. Схема предложения
Цель: дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком - точкой в конце предложения и условными обозначениями слов в предложении; учить
писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие, старательность.
Оборудование: сюжетные иллюстрации, предметные картинки.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Актуализация опорных знаний. Беседа.
Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.
Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейчас - сюрприз!
В чистом поле - теремок,
Он не низок, не высок.
Шла Лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
О чём я рассказала?
Почему вы меня поняли? Верно. Мы всё умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.
А из чего состоит наша речь?
Выдумаете, что из слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их. Почему?
2. Сообщение темы и задач занятия.
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое: «Здравствуйте дорогие! дети! шлём вам привет мы живём! хорошо сушит грибы! белочка наедается мёда! медведь летает по ночам! сова до свидания».
Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?
Я прочту письмо Дятла:
«Здравствуйте, дорогие дети. Шлём вам привет.
Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка.
Наедается мёда медведь.
Летает по ночам сова. До свидания».
Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо Дятла? Почему вы поняли его смысл?
Какую мысль мы будем называть предложением?
На доске висит иллюстрация зайца.
Что делает заяц? (Заяц прыгает.) Вам понятна эта мысль? Мы построили предложение о зайце.
Как вы думаете, из чего состоит предложение?
Сколько слов в этом предложении?
(Дети считают количество слов в предложении с помощью хлопков.)
Схематически мы будем обозначать предложение так: ׀ _________ _________.
Первое слово в предложении будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной вертикальной чертой.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька - горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Игра «Не ошибись»
Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.
(Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)
Сорока и Дятел живут в лесу.
Сорока целый день стрекочет.
Она первой узнаёт лесные новости.
Дятла называют санитаром леса.
6. Письмо элементов букв.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Ещё одно словечко»
Чича предлагает вам игру. Он называет предложение. Ваша задача - добавить одно слово.
Ира читает....
Белка грызёт....
Маша идёт....
III . Итог занятия
Что нового выучили на уроке?
Чему научились?
Занятие № 7
Тема. Слова - названия предметов
Цель: закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражнений; развивать речь учащихся; воспитывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.
Оборудование: иллюстрации с видами родного края, предметные картинки, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Сообщение темы и задач занятия.
- Как вы думаете, где самое лучшее место на Земле?
Сегодня на уроке мы сможем ответить на этот вопрос. Будем составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударения.
2. Восприятие и осознание нового материала.
Рассмотрите иллюстрации нашего города. Чем вам дорог родной край?
Наши сёла, города прекрасны в любое время года. Но леса, поля, сады наши богаты и волшебны. Я предлагаю вам отправиться в путь и посмотреть, чем же одарила нас наша Родина.
(Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы, выделяя ударения в словах, составляют коллективно предложения.)
Работа с загадками
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост - снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь),
Летом в огороде - Свежие, зелёные,
А зимою в бочке - Жёлтые, солёные. (Огурцы)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что за шар это? (Арбуз).
Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)
Сто одёжек,
И все - без застёжек. (Капуста)
(Картинки-отгадки выставляются на доске. Дети делят слова на слоги, выделяют голосом ударный слог).
Можно ли предметы назвать одним словом? Какой предмет лишний?
Арбуз - это самая большая ягода.
Скажите, а все эти предметы могут двигаться, дышать, издавать звуки? (Нет)
Все эти предметы - неживые и отвечают на вопрос что? А есть предметы, которые двигаются, дышат, говорят. Например, человек, собака, белка и т. д. и отвечают на вопрос кто?
4. Игра «Съедобное - несъедобное».
Ребёнку бросается мячик и задаётся вопрос кто"? или что? А ученик придумывает слово на данный вопрос.
5. Физкультминутка.
Представим с вами, что сейчас мы - не мальчики и девочки, а сказочные цветы.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши милые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
6. Работа в тетрадях.
7. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Что нового вы узнали о словах?
На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?
Игра «Бывает - «е бывает»
- Я буду говорить, а вы внимательно слушайте. Если такое бывает, кивайте головой. Если не бывает такого - приседаете.
Мама моет посуду.
Кролик ест траву.
У курицы пять ног.
Слон очень маленький.
Собака грызёт кость.
Коровы летают в небе.
Котлеты жарят на сковороде.
Школа стоит на облаке.
Учитель старше первоклассников.
Бабушка моложе внука.
III . Итог занятия
В какие игры можете поиграть с родными?
Занятие № 8
Тема. Слова, обозначающие действие предмета
Цель: дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, предметные картинки, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Беседа.
Посмотрите на рисунок. Назовите слова, обозначающие предметы. Отвечайте: кто?- девочка; что?- краски.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа над загадками
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а коготки
остры. (Кот)
Какие слова вам помогли отгадать загадки?
На какие вопросы отвечают слова-отгадки?
Что они обозначают? (Названия животных)
3. Сообщение темы и задач урока.
Чтобы рассказать сказку, нам недостаточно было слов-названий предметов. Нужны и другие слова: уходит, прощается, несёт, выручает. Сегодня на уроке мы узнаем, что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают. Познакомимся со сказкой «Колосок».
4. Физкультминутка.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
В ладоши мы похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
5. Беседа.
Что мы с вами делали? (Прыгали, дрыгали, хлопали, топали)
На какой вопрос отвечают эти слова?
Что они обозначают, называют?
- Что делать? Что делаю? Что делали? другие вопросы,- это названия действий. Слова-названия действий рассказывают, что делает предмет.
6. Работа парами.
Вы будете работать парами. Один ученик называет предмет, а другой подбирает к нему слово-название действия. А затем - наоборот. Посмотрите, как это сделают Чича и Пушок.
Ч и ч а. Цветок - что?
Пушок. Что делает?- Растёт.
Пушок. Кто?- Мама.
Чича. Что делает?- Убирает.
7. Работа в тетрадях.
8. Закрепление и систематизация знаний.
Игра «Ещё одно словечко»
Я буду бросать вам мячик и говорить слово, а вы будете добавлять слово, которое обозначает действие.
Ира... (читает). Белка... (грызёт). Маша... (идёт) и т. д.
9. Беседа по содержанию сказки «Колосок».
Кто герои сказки?
Что делали Круть и Верть?
Что делал Петушок?
Почему Петушок не удерживал за столом мышат?
III . Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии?
Что вам понравилось?
Начало обучения в школе - это серьезное испытание для ребенка и родителей. Вместо активного времяпрепровождения приходится сидеть за партой полдня, а любимые игры сменяются учебой. Важно, чтобы ребенок еще до начала занятий понял, что учеба - это интересно. Уроки для него должны быть настоящим исследованием, а не тюремным сроком. Иначе первый поход в школу вызовет ненависть на оставшиеся 11 лет.
Клуб «ДЕтство» предлагает посетить курсы подготовки к первому классу для детей от 4 до 7 лет. Мы бережно и с заботой подготовим дошкольников к такой важному периоду в жизни.
Занятия для дошкольников ведутся с учётом возрастных особенностей психики и физиологии детей. Наши опытные педагоги Лавриченко Валентина и Журова Оксана работают по разным методикам, таким как чтение по кубикам Зайцева, математика по Пятибратовой и Петерсону, методика Софьи Тимофеевой.
Масару Ибука, японский педагог и новатор в раннем развитии, считает, что чем младше ребенок, тем лучше ему дается обучение. Он с легкостью запоминает то, что взрослые учат годами.
В четыре года дети, как губка, впитывают знания. Этот возраст считается самым подходящим для начала подготовки к первому классу.
Что мы делаем:
Учебные дисциплины курса:
Чтение
Математика
Логика
Окружающий
мир
Грамота
Письмо
(развитие мелкой моторики)
С учетом уровня развития так же делимся по группам. Учебный блок длится 10-15 мин и проходит в игровой форме. Потом - смена деятельности, например, активная развивающая игра или физкультминутка.
Курс разработан для детей 7 лет, готовящихся в ближайшее время пойти в школу. За 3 месяца мы дадим ученикам нужные знания и подготовим его к будущей адаптации сложной школьной программы. Подготовительные занятия к школе соответствуют государственным стандартам.
Что мы делаем на занятиях:
Курс содержит следующие дисциплины:
Количество занятий - 2 раза в неделю. Длительность – 2 академических часа.
Дети распределяются на группы по шесть человек. В компании даже самый стеснительный ребенок быстрее привыкает к социуму и лучше общается со сверстниками.
Педагог настраивает учебный процесс так, чтобы дошкольник все узнавал сам и получал радость от открытий. Мы готовим к школе, но не зубрим и не заучиваем. Мы учим самостоятельности и даем базу, которая поможет поступить в любую школу.
Занятия проводим в удобное время — вечером, когда вы забрали ребенка из сада.
Дополнительно мы можем углубленно позаниматься по отдельной дисциплине или индивидуально.
Презентацию можно распечатать или показывать на экране. По методике Н. Зайцева черным цветом выделены ударные склады. chasyi.ppt
Июнь16Подготовка к школе (упражнения, тесты) Добавить комментарий
Выбор школы - это очень ответственное мероприятие. Школа - это первый в жизни ребенка социальный институт образования , который будет оказывать очень сильное влияние на формирование его личности. От того, правильно ли будет сделан выбор, зависят не только темпы и качество умственного развития ребенка, не только благополучие его профессионального продвижения в дальнейшем, но и его психическое и физическое здоровье.
Материал сайта http://1sentyabrya.ru
Всех на бой вас вызывает Славный доктор... (Айболит)
2) К нам в гости пришёл сегодня Айболит. А кто это такой? (Варианты детей. Можно по желанию прочитать небольшой отрывок из сказки Чуковского "Айболит".) Айболит просит помочь ему: послушать и назвать тех животных, в названиях которых есть звук. Волк, зайчик, медведь, курица, ёж, енот, крот, бабочка, кот. А кто из перечисленных животных приходил лечиться к Айболиту?
3) Заштриховать буквы.
Прописать печатные буквы. (Помогайте ребёнку- пишите первые буквы вместе, держа его руку в своей.)
4) Какой звук обозначает буква А? Какие гласные звуки ещё есть? Как произносятся гласные звуки? Давай пропоём песенку гласных. (Поются все гласные на одном вдохе) А О У Ы И Э (йотированные гласные пока не надо использовать я е ё ю) .
5) Зачеркни лишнее: А а у и о .
6) Айболит в сказке летел в Африку на таком самолёте. Из каких фигур состоит чудо-самолёт? Посчитайте, сколько треугольников, кругов, прямоугольников в самолёте. (Можно предложить ребёнку нарисовать свой самолёт из фигур. При использование этого задания, можно добавить загадки про геометрические фигуры) .
7) Сколько было в самолётике кругов? Раскрась каждый третий круг у гусеницы своим любимым цветом.8) Соедини каждую группу с нужной цифрой.
9) Назови каждый предмет. В какую группу можно собрать эти предметы? Какой предмет окажется лишним? Почему?
Доктор Айболит советует всем кушать много фруктов и овощей. Тогда вы будете здоровыми и сильными. Чтоб здоровье сохранить,
Материал www.Mammy-Pappy.ru
Posted on by Антонина Алексеевна
Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.
Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома.
У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.
Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.
Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы - это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето - это пора учительских отпусков.
А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».
Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка.
Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью.
Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.
Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.
В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.
1. Развитие памяти и внимания.
2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.
5. Эстетическое развитие (музыка, рисование) .
А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.
В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут.
Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку - маленький огородик, на котором дети посадят различные растения.
В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.
А теперь идём по пунктам:
1. Развитие памяти и внимания.
Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.
Скачать презентацию можно с сайта:Фотографирование, картинки.
2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.
На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные) .
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)
4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.
Обучение счёту:
Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.
Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.
Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку.
Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.
На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5?, потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».
Азбука. Звук и буквы Аа.
Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:
Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»
Букварь Н. С. Жуковой
Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше) .
Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег - учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.
На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками».
На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь:http://nachalo4ka.ru/uznay-po-konturu/#more-254(ссылка на скачивание под флеш-роликом) .
Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.
Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» - ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.
Источник nachalo4ka.ru
подготовки дошкольников
«По дороге в 1 класс»
Рабочая учебная программа подготовки дошкольников «По дороге в 1 класс» составлена на основе авторской программы Н. А. Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников» (Волгоград: Учитель, 2009год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва. 2004 год) .
Основополагающие идеи:
Организация системы работы
по подготовке детей к обучению в школе
I этап (сентябрь – май)
Подготовительный этап включает в себя:
II этап (февраль – апрель)
Основной этап – собственно подготовительные занятия:
ПСИХОЛОГИЯ
Программа рассчитана на 6 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) .
Занятия с психологом имеют своей целью помочь ребёнку, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник, построить содержательный образ «настоящего школьника». По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества.
Но материал, которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, то есть направленные на развитие познавательных способностей. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Важным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи.
К такому взаимодействию детей надо специально готовить, приучать, задавая им уже в дошкольном возрасте цивилизованные образцы ведения дискуссии.
Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску. Сегодня это понятно всем.
Однако далеко не ясно, как не гасить, а формировать эти качества. Для решения этих задач предлагаются весёлые задания-шутки, а также задания, требующие от детей умения спрашивать.
Чтобы помочь ребёнку подогнать не его индивидуальность под школьную норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы. При этом условии ребёнок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги.
Порядок в классе при этом не страдает, как правило, так как дети добровольно приучаются соблюдать его в дальшейшем. Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, психолог решает проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе.
Не обучая детей общению и сотрудничеству, не научишь их учиться. Ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Такое соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.
В конце занятий проводится диагностика с использованием «Методики исследования особенностей развития познавательной сферы» М. Я. Семаго, М. М. Семаго.
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ
Программа рассчитана на 7 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) .
Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформированы неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно.
Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом.
Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».
Поэтому задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребёнка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях имеется возможность не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
Занятия проводятся по группам не дифференцированно по сложности заданий. Занятия условно можно разделить на два этапа: работа на нелинованном листе бумаги (рисование штриха) , работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв) . Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.
Темы занятий:
МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГИКИ
Программа рассчитана на 10 занятий.Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) . Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Познавательный материал в программе даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребёнка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребёнок может идти путём проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения) .
Особая роль в обучении детей основам математических знаний принадлежит сюжетно-дидактическим играм, математическим развлечениям(загадки, загадки-шутки, кроссворды) , математическим играм, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности, дидактическим играм и упражнениям, основное назначение которых – обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т.д, а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Система уроков построена блочно.
Первый блок «Величина».
В этом блоке уроков центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.
Дети учатся определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов. От практического сравнения величины ребёнок пойдёт дальше к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство».
Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее-короче», «выше-ниже», «шире-уже», «больше-меньше» позволяет показать скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений.
Второй блок «Порядковый и количественный счёт, выполнение арифметических действий»знакомит с математическими отношениями и измерениями величин. Задания не даются в готовом виде, а постигаются путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости.
Третий блок «Подготовка и решение арифметических задач»своей целью имеет обучение анализу задач и решению их.
Темы занятий:
После занятий проводится педагогическая диагностика,которая предполагает два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках.
Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребёнка и сам записывает его устные ответы. (см. стр.45 – 58 «Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы» / Под ред. Л. Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр) .
Литература
1.1. В ГКПД принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний и проживающие на территории …
1.2. Для зачисления в ГКПД необходимы следующие документы:
Заявление родителей (законных представителей) с предъявлением документа, удостоверяющего личность;
Справка с места жительства о регистрации в ….
1.3. Приём детей в ГКПД осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом по школе «О проведении подготовки будущих первоклассников».
2.1. Подготовительный этап (сентябрь – май) включает в себя:
Организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;
Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;
Посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;
Организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;
Выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;
Составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;
Консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;
Диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.
2.2. Основной этап (февраль – май) – собственно подготовительные занятия:
Занятия с психологом – развивающие игры;
Занятия с логопедом – чтение и развитие речи;
Занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;
Занятия с учителем – математика с элементами логики.
2.3. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) . Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
2.4. С целью выявления готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению, определения вида общеобразовательной программы в общеобразовательном учреждении может проводиться психолого-педагогическое диагностирование детей в присутствии родителей (законных представителей) ; родители (по желанию) могут получить психолого-педагогическую консультацию.
Результаты диагностики будущих первоклассников
Обследование проводилось индивидуально в присутствии родителей
и администрации школы
Дата обследования с 10.04. - 17.04. 201…года
Имя, фамилия ребёнка
Источник nsportal.ru
Подготовка к школе. Часть 1. Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым... Перейти к упрокам первой части
Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и... Перейти к упрокам второй части
Подготовка к школе. Занимательные уроки на компьютере
Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. При разработке заданий этого раздела учитывались методические рекомендации Государственного Научно-Методического... Перейти к занимательным урокам
Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные... перейти к Букварю
Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и... перейти к играм с буквами
Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов.
Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не... перейти к урокам по чтению слогов
Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.
Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?
Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.
Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.
Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:
Повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.
После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.
Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.
Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».
Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.
Начните с подходящих по возрасту заданий
Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .
Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?
В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.
На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:
Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.
Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.