Ассоциации к слову «Звук. Словарный запас методом звуковых ассоциаций Ассоциации к слову звук

Вы собираетесь в заграничную командировку или на долгожданный отдых и вдруг с ужасом понимаете, что школьные знания английского языка давно забыты. Не стоит отчаиваться – даже если до отъезда осталось всего несколько дней, многое ещё можно успеть!

Как правило, с годами словарный запас человека значительно оскудевает, если разговорные навыки не тренировать постоянно. Как же быстро пополнить свой активный словарь? Существуют различные методы изучения английского языка, один из которых – метод звуковых (или фонетических) ассоциаций при запоминании английских слов.

Главное отличие данной техники заключается в том, что вам не требуется заучивать иностранные слова и их перевод. Важно, чтобы при произнесении слова появлялась ассоциация, образ, который подтолкнет вашу память к его запоминанию, а позже и к воспроизведению. Метод ассоциаций позволяет за день пополнять копилку своих знаний до пятидесяти слов. Как же это работает?

В мире существует множество языков, в каждом из них есть слова или их части, которые созвучны со словами из других языков. Некоторые даже имеют одинаковое значение: например, «goose» по-английски значит «гусь» по-русски. По той же аналогии легко запомнить, что «tiger» - это «тигр», «secret» - это «секрет», а «visit» значит «наносить визит, навещать».

Однако большинство слов в английском и русском языках имеют разное значение при том, что части слов или даже слова целиком звучат одинаково. Эту схожесть можно с успехом использовать для запоминания путем ассоциаций. Необходимо просто подключить свою фантазию, и тогда успех в изучении английского языка обеспечен. В первую очередь рекомендуем вам не запоминать перевод слова на родном языке. Гораздо эффективнее оставить в памяти образ, который у вас с ним ассоциируется. Перед тем, как начать работу по запоминанию, составьте список английских слов на бумаге. Учтите, что они должны быть увязаны в одну тематику, тогда их намного проще выучить.

Следующий шаг это подбор к каждому слову ассоциации – созвучного слова на русском языке. Проще всего на первом этапе запоминания использовать два образа: образ-значение и образ-метку. Первый образ – это настоящее значение слова, второй образ – это ассоциация слова или его части с похожим по звучанию, но совершенно другим по смыслу русским словом. Например: английское «creek» (в переводе «залив, ручеек») созвучно с русским «крик». Как увязать эти два слова в одну ассоциацию? Необходимо придумать сюжет. Чем ярче и нестандартнее он будет, тем лучше запомнится слово. Желательно, чтобы вы в этом сюжете принимали самое непосредственное участие.

Итак, запоминаем слово «creek»: я подошел к ручейку, поскользнулся и упал в воду, громко крикнув от испуга. Чем явственнее вы представите эту картину, мысленно ощутив боль от падения и услышав громкий крик, тем быстрее в необходимой ситуации память вам подскажет, что «creek» - это тот самый ручей, у которого вы поскользнулись. Не бойтесь, что придется запоминать «лишнюю» информацию. Необходимость в ней отпадет, как только образ-значение укоренится в вашей памяти настолько, что вы при слове «creek» вспомните только его непосредственное значение, а не падение и крик, с ним связанный.

При создании сюжетов рекомендуется использовать в них максимальное количество активных действий, увеличивать размеры предметов, придумывать ситуации, в которых отсутствует логика – как ни странно, такой способ построения ассоциаций наиболее эффективен. Например, чтобы запомнить слово «fist» (кулак), представьте гигантскую фисташку, которую вы разбиваете крепко сжатым кулаком. Слово «ship» (корабль) легко запомнить, если представить себе корабль, из которого торчат огромные шипы.

Если вы уже знаете определенное количество английских слов, то задача запоминания следующих значительно упрощается. В английском языке много слов, которые состоят из нескольких других. Зная значение составных частей, вы легко поймете смысл целого слова. Придумав сюжет, вы быстро его запомните. Например, «crushroom» обозначает фойе. Разбиваем его на части: «crush» - «давить, мять», «room» - «комната». Комната, где происходит давка. Вот вам и готовый сюжет: захожу в фойе, а в комнате столько народу, все друг друга давят, толкают. Или другой пример: «lawsuit» - судебный процесс. Вы уже знаете, что «law» - это закон, а «suit» - это костюм. На судебный процесс, где главное – это закон, вы обязательно приходите в деловом костюме.

Как видите, требуется совсем немного фантазии и терпения. Применяя метод звуковых ассоциаций, вы за неделю сможете выучить до 350 слов! Теперь срочная заграничная командировка не застанет вас врасплох, так как подготовиться к ней вы сможете всего за несколько дней, быстро и легко выучив необходимые английские слова.

Время разобраться с временами, или как усвоить систему английских времен.

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее"/"непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола. (См. схему алгоритма.)

Рисунок - Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы.

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск

Как запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

Первые упоминания об эффективности применения методов, аналогичных МФА, встречаются еще в литературе конца прошлого века. В 70-х годах нашего столетия подробным изучением применения ассоциаций в процессе овладения языком занимался профессор Стенфорского университета Р. Аткинсон. Он и его коллеги предлагали группе студентов, изучающих русский язык, запоминать слова, применяя "Keyword method" ("метод ключевых слов"), в то время как контрольная группа запоминала те же самые слова традиционными методами. "Ключевые слова" у Аткинсона - это не что иное как слова, являющиеся фонетическими (звуковыми) ассоциациями к запоминаемым словам, слова-созвучия. Многочисленные эксперименты Аткинсона и его коллег доказали высокую эффективность применения этого способа запоминания иностранных слов. Метод фонетических ассоциаций как метод запоминания иностранных слов становится все более и более популярным в мире.

Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: MESH (меш) ПЕТЛЯ, ЯЧЕЙКА (сети). Созвучными могут считаться слова: "мешок", или "мешать", или "мешкать" - как вам больше нравится. В зависимости от выбранного созвучия сюжеты могут быть такими: "ПЕТЛЯ МЕШает выбраться" или "МЕШок завязали ПЕТЛЕЙ" или "ЗаМЕШкался в ПЕТЛЕ". Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

При помощи МФА можно запомнить много слов за один присест. А самое главное этот метод поможет вам избавиться от бесконечных повторений запоминаемых слов - достаточно один раз подобрать звуковую ассоциацию к слову и составить сюжет. Подробнее о нюансах применения этого метода вам расскажут конкретные примеры. ДИВОНА на языке дари (это язык, на котором говорят в Афганистане) значит "ДУРАК". Наиболее близкое по звучанию русское слово к слову "дивона" - "диван". Слово-созвучие не обязательно должно полностью совпадать с запоминаемым иностранным словом, главное, чтобы оно могло послужить своеобразным ключом, при помощи которого мы смогли бы отыскать в нашей памяти необходимое слово. Но ключом оно может послужить, только если мы составим сюжет из этих двух слов, так, чтобы актуализация одного слова из сюжета влекла за собой вспоминание другого. При этом, как вы уже знаете, чем сюжет более необычный и яркий, тем он лучше запоминается. Для слов "диван" и "дурак" сюжет может быть таким: "Дурак упал с ДИВАНА". Важно обязательно произносить вслух как запоминаемое слово, так и слово-созвучие. Прежде всего это необходимо делать для того, чтобы ваша память своим естественным ходом запечатлела, чем слово-созвучие похоже на запоминаемое и чем отличается. Как правило для этого достаточно произнести оба слова 2-3 раза.

Вот еще пример: ARRESTO - ОСТАНОВКА по-итальянски. Созвучное слово "арест" (как раз тот случай, когда запоминаемое слово и слово-созвучие имеют общее происхождение, но с течением времени значения этих слов разошлись). Самый простой сюжет таков: На ОСТАНОВКЕ кого-то АРЕСТОвали. Здесь лучше не уточнять кого конкретно, чтобы при воспроизведении не перепутать запоминаемое слово с этим лишним словом. В таких случаях можно пользоваться местоимениями, а при оживлении сюжета представлять, что дело происходило с каким-нибудь вашим знакомым, а еще лучше с вами самим. При этом, если вы составите сюжет про самого себя: "На остановке меня арестовали", - то к нему будет легко применить метод соощущения для повышения эффективности запоминания.

Наверняка запоминаемые слова, созвучия и сюжеты вы будете фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).

Вообще же наилучший эффект при запоминании иностранных слов достигается при одновременном применении МВВО и МФА.

Часто для запоминания иностранного слова приходится подбирать не одно, а два созвучных слова. Это необходимо, когда слово достаточно длинное, а в родном языке нет похожего слова. В этом случае иностранное слово надо разбить на две части и подобрать созвучное слово к каждой из его частей (слова по возможности должны быть короткими и содержать как можно больше общих звуков с запоминаемым). Например, для английского слова NAPKIN (нэпкин) - САЛФЕТКА подбираем два созвучных слова: "НЕПтун" (или "НЕПоседа" или "Н.Э.П.") и КИНул. Остается составить сюжет, например, "НЕПтун КИНул в меня САЛФЕТКУ". При этом в сюжете первое и второе созвучные слова должны обязательно следовать одно за другим, и между ними не должно быть никаких слов. Хорошо, если, оживляя сюжет и представляя его как кадр из фильма, вы воспользуетесь преувеличением ассоциаций. Например, представите, что в вас кинули огромной салфеткой, такой огромной, что она накрыла вас с головой. Не забывайте также использовать и метод соощущений.

Часть людей, подбирая ассоциацию к этому слову предпочтут более длинную, но и более фонетически точную ассоциацию составленную из двух слов: ФОнтан и ГЕТры. И соответствующий сюжет: "Забыл в ФОнтане ГЕТры". Другая же часть людей предпочтет менее фонетически точную, но зато более короткую ассоциацию "фагот" (здесь "а" безударная и слышится почти "о") и соответствующий сюжет, составленный из слов "забыть" и "фагот".

Надо заметить, что этот метод недаром носит название фонетических или звуковых ассоциаций. Необходимо подбирать ассоциацию именно к звучанию, а не написанию слова (ведь во многих языках звучание и написание слов очень сильно отличаются). Поэтому прежде всего, еще до подбора созвучия убедитесь, что вы произносите слово правильно. Для запоминания правописания слов существуют другие методы.

Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают, как в случае с английским словом "look " и его русским созвучием "лук". Достаточно заметить, что звук "л" в русском и английском языках произносится совершенно по-разному. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно. Метод же фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. С его помощью не составляет труда запоминать 30-50 слов в день, что, согласитесь, совсем не плохо (это как минимум 11тысяч слов в год). При этом самое важное то, что этот способ позволяет избежать утомительной зубрежки (что просто невозможно при традиционных методах заучивания иностранных слов) и даже может превратить запоминание иностранных слов в увлекательный, творческий процесс.

Если вам пришелся по душе этот метод и вы хотите отработать его применение на практике, то можете попробовать выполнить следующее упражнение. Надеюсь, вы сможете по достоинству оценить преимущества ассоциативного метода. Чуть дальше вы найдете вариант ассоциаций к словам из этого упражнения, а также некоторые комментарии к ним.

Упражнение: Перед вами слова на различных языках. Подберите к ним звуковые ассоциации и составьте сюжеты для запоминания.

а) Вот 8 итальянских слов. Они читаются так же как и пишутся. ARIA - ВОЗДУХ FAGOTTO - УЗЕЛ BURRO - МАСЛО FRONTE - ЛОБ GALERA - ТЮРЬМА GARBATO - ВЕЖЛИВЫЙ LAMPO - МОЛНИЯ PANINO - БУЛОЧКА

б) Вот 8 английских слов с примерной транскрипцией и переводом. BULL (бул) - БЫК CONCEAL (консил) - СКРЫВАТЬ, УТАИВАТЬ NUZZLE (мазл) - МОРДА LIP (лип) - ГУБА DESERT (дэзэрт) - ПУСТЫНЯ HILL(хил) - ХОЛМ SMASH (смэш) - РАЗБИВАТЬСЯ (вдребезги) PIGEON (пиджин) - ГОЛУБЬ.

Если у вас по каким-то причинам пока не получилось подобрать звуковые ассоциации к иностранным словам или возникли трудности с составлением сюжета - посмотрите, как это можно было бы сделать.

а) Итальянские слова: ARIA - ВОЗДУХ. "Когда поешь АРИю набираешь много воздуха". FAGOTTO - УЗЕЛ. "ФАГОТ связали в узел". (Такой сюжет обязательно надо представить.) BURRO - МАСЛО. "БУРенка дает масло"./ "БУРатино поскользнулся на масле"./" Масло БУРОго цвета". Из предложенных сюжетов можно выбрать любой. В каждом есть свои преимущества. Первый хорош тем, что близок к теме "масло". Второй самый динамичный и смешной. Третий безликий, не вызывающий ярких образов и незапоминающийся, на мой взгляд, но i может кому-то понравиться своей краткостью. FRONTE - ЛОБ. "На ФРОНТЕ получил ранение в лоб". (Конечно, в русском языке тоже есть близкое слово - "фронтальный", но не всем понятно его значение, тем более, что оно означает "передний", "лобный" (в медицине), но все же не "лоб".) GALERA - ТЮРЬМА. "На ГАЛЕРАх уплыли из тюрьмы", или "На ГАЛЕРке было (страшно, неуютно...) как в тюрьме". В слове "галера" больше одинаковых подряд звуков с запоминаемым. Зато заядлому театралу, скорее, придется по душе, а значит, и лучше запомнится второй сюжет. GARBATO - ВЕЖЛИВЫЙ. Ключевое слово "ГОРБАТЫЙ" (реально мы произносим его "гАрбатый"). Яркий сюжет с этими словами придумать сложно. Однако возможны такие морализаторские высказывания сюжет:"Надо быть вежливыми с ГОРБАТЫМИ. Или: "Все ГОРБАТые - вежливые". А кто-то не поленится и сочинит целую историю для того, чтобы сюжет стал ярче и лучше запомнился: "Мальчику надоело быть вежливым и уступать места в транспорте. Тогда он притворился ГОРБАТым, и место теперь уступают ему". Конечно, слишком много лишних слов, но значимые слова достаточно четко выделены. LAMPO - МОЛНИЯ. "ЛАМПа вспыхнула как молния". Или "Молния светила очень долго, как ЛАМПа". Мне больше нравится второй сюжет, так как он необычнее и нереальнее, а значит, лучше запомнится. PANINO - БУЛОЧКА. Созвучное слово "ПиАНИНО". Вариантов сюжета может быть множество. Главное, при их составлении не забывать о правилах. И НЕ составлять сюжеты типа: "Булочка лежала на ПиАНИНО". Намного лучше, если вы представите, как она с него упала. И, конечно, совсем хорошо, если вы для запоминания иностранных слов научитесь придумывать более оригинальные сюжеты, например, такой: "ПиАНИНО приходилось время от времени подкармливать булочками".

»
"Мы видим звук" "Я взвесил звук, измерил и расчислил, В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой язык..." (А. Журавлёв) Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный; О - синий: тайну их скажу я в свой черед... Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А, Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги. Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия. Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик? Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее? Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими? Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию: красный, синий. Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым. Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная. Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не учитывать. Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям |Звукобукв|Цвета | |ы | | |А |густо-красный | |Я |ярко-красный | |О |светло-жёлтый или белый | |Е |зелёный | |Ё |жёлто-зелёный | |И |синий | |Й |синеватый | |У |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, | | |тёмно-лиловый | |Ю |голубоватый | |Ы |мрачный тёмно-коричневый или чёрный | Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как- то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д. Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами. У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови. На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечённых... ...... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... ........ И вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!.. Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли? Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь. В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N). Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения () и единицы размаха колебаний для данного текста: Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются: Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая" |Звукобуквы |n | | | |Z |Цвет | |О+0.5Ё |28 |0.089 |0.126 |0.019 |-1.95 | | |А+Я |50 |0.159 |0.116 |0.018 |2.39 |красный | |Е+0.5Ё |31 |0.098 |0.102 |0.017 |-0.24 | | |И+0.5Й |20.5 |0.065 |0.077 |0.015 |-0.80 | | |У+Ю |16 |0.051 |0.040 |0.011 |1.00 |тёмный | | | | | | | |сине-зелён| | | | | | | |ый | |Ы |11 |0.035 |0.024 |0.009 |1.22 |чёрный, | | | | | | | |коричневый| | | | | | | | | |Всего звукобукв в стихотворении 315 | | | | | | | | | | | | | | | Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (). При такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы. Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое- где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков. Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов. Звукоцвет в поэзии |Стихотворения |Звукобуквы и величины | | | | | |Цвет | | | | | | | | | | | |О+0.5|А+Я |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю |Ы | | | |Ё | | | | | | | | | | | | | | | | |Александр Блок| | | | | | | | | | | | | | | | | |"Гамаюн, птица |-1.95|2.39 |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,| |вещая" | | | | | | |тёмный | | | | | | | | |сине-зелёный | | | | | | | | | | |Сергей Есенин | | | | | | | | |"Отговорила |1.00 |-0.33 |0.82 |0.20 |-1.00|-0.17|желтый, | |роща | | | | | | |зелёный | |золотая..." | | | | | | | | |"Выткался не |-0.75|1.56 |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный, | |озере алый свет| | | | | | |тёмный | |зари..." | | | | | | |сине-зелёный | |"Воздух |-2.57|0.69 |-0.23 |1.18 |0.00 |0.00 |синий | |прозрачный и | | | | | | | | |синий" | | | | | | | | |"Зелёная |-0.56|-2.00 |1.36 |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный, | |причёска, | | | | | | |тёмный | |девическая | | | | | | |сине-зелёный | |грудь..." | | | | | | | | | | | | | | | | | |Арсений | | | | | | | | |Тарковский | | | | | | | | |"Перед |3.47 |1.93 |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый, | |листопадом" | | | | | | |красный | |I строфа |2.80 |1.21 |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый | | | | | | | | | | |II строфа |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88 |-0.28|2.71 |тёмно-синий | | | | | | | | | | |III строфа |0.45 |2.27 |0.43 |-1.84 |-1.72|-0.43|красный | | | | | | | | | | |"Синицы" |-0.68|0.17 |0.29 |1.33 |-0.55|0.11 |синий | | | | | | | | | | |"Сирени вы, |0.29 |-1.94 |0.40 |0.08 |0.40 |-0.12|сине-зелёный | |сирени" | | | | | | | | |"Дождь" |0.27 |-1.80 |0.36 |0.50 |1.78 |1.57 |тёмный | | | | | | | | |сине-зелёный | |"Петровские |-0.21|0.50 |-1.47 |0.13 |0.45 |2.33 |чёрный, | |казни" | | | | | | |багровый | |"Пускай простит|1.93 |0.14 |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый, | |меня Винсент | | | | | | |тёмно-синий | |Ван Гог" | | | | | | | | | | | | | | | | | |А. Вознесенский| | | | | | | | | | | | | | | | | |"Васильки |-1.50|-1.13 |1.38 |4.14 |-0.60|0.25 |синий, | |Шагала" | | | | | | |зеленоватый | |"Пожар в |0.17 |2.08 |-4.36 |1.80 |-0.29|0.33 |красный, синий| |архитектурном" | | | | | | | | |"Сирень "Москва|-3.09|-0.08 |2.50 |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный | |- Варшава" | | | | | | | | |"Очищение" |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий, | | | | | | | | |бело-жёлтый | Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи. По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.

ЗВУК, существительное. То, что слышится, воспринимается слухом; высокочастотные колебания воздуха или иной среды

ЗВУК, существительное. То же, что звучание

ЗВУК, существительное. Лингв. членораздельный элемент человеческой произносимой речи

Толковый словарь Ушакова

ЗВУК, звука, м. 1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). || всё порождаемое движением, колебанием чего-н. и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки голоса. Звук песни. Звук рояля. Звук поцелуя. Звук шагов. Монотонные звуки дождевых капель. Мне тягостны веселья звуки. Лермонтов. Звуки кашля. 2. Тон определенной высоты, в отличие от шума (муз.). Музыкальный звук. Гамма состоит из 8 простых звуков. 3. Членораздельный элемент произносимой речи (лингв.). История звуков русского языка. Чередование звуков. Изменение звука "о" в "а". Звук пустой - о чем-н., лишенном всякого содержания, значения. В капиталистической Европе свобода, равенство и братство стали пустыми звуками. Ни звука - о полном молчании. Зову его, а он ни звука.

Толковый словарь Даля

ЗВУК, м. все что слышит ухо, что доходит до слуха. | стар. мусор, каменный лом, сор. Звучать, звукнуть, издавать, производить гул, звук, звон. Эта рояль звучит особенно хорошо. Звукни в клепало. Вызвучала, отзвучала струна, прозвучала только, зазвучала было и замолкла, не дозвучала. Позвучала б еще. Призвучала она мне надоела. Звучанье ср. состояние по глаг. Звуковой, ко звуку относящийся. Звуковые дрожанья, волны. Звучный, зычный, громкий, гулкий, звонкий, шумно звучащий. Звучность ж. состояние звучного, либо свойство звучащего. Звукозаконие, звукознание, звукословие ср. акустика, наука о звуках, часть физики. Звукомер м. снаряд для измерения звуков или числа содроганий звучащего предмета. Звуконастроенье ср. лад, настрой звуков. Звукоподражание ср. действие того, кто подражает каким-либо звукам: сходство слова, речи, говора, голоса с каким-либо иным звуком. Гром, треск, свист, слова звукоподражательные. Звукосогласие ср. согласие, соответственость, взаимная стройность звуков.

Буквы арабского алфавита

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) – это метод запоминания, в основе которого лежит подбор к иностранному слову созвучного на родном или знакомом языке и последующего составления с этими словами небольшого сюжета, который позволит связать эти слова в сознании.

С падением границ и других барьеров между странами, расширением деловых связей и личных контактов, возможностью путешествовать и знакомиться с людьми из разных стран методы запоминания иностранных слов все больше интересуют ученых, а также рядовых граждан. Насколько легко было бы изучать иностранные языки, если бы человек мог быстро и легко запоминать новые слова. Осталось бы добавить немного грамматики и… вуаля – языковой барьер остался бы в далеком прошлом. Именно поэтому педагоги сегодня не только преподают лингвистический материал, но и обучают студентам эффективным методам запоминания новых слов. Кстати говоря, эти методы одинаковы для всех языков.

История

Метод звуковых ассоциаций основывается на том факте, что в различных языках есть слова или их части, которые звучат похоже, но имеют другое значение. Кроме того, в разных языках есть слова, у которых общая этимология, то есть происхождение, а потому они также похожи на свои иностранные аналоги.

Впервые указанный метод стал активно использоваться в последней четверти 20-го века. В это время детальным изучением применения ассоциаций в процессе овладения неродным языком занимался профессор университета Стенфорда Р. Аткинсон. В составе группы ученых он предлагал студентам, которые изучали русский язык как иностранный, запоминать слова с применением метода ключевых слов (keyword method). В то же время контрольная группа запоминала слова традиционными методами. «Ключевые слова» в интерпретации Аткинсона - это и есть фонетические ассоциации к запоминаемым словам, то есть слова-созвучия. Эксперименты, проведенные Аткинсоном и его коллегами, показали высокую эффективность этого способа запоминания лексических единиц. Метод фонетических ассоциаций, который помогает быстро, легко и надолго запоминать иностранные слова, приобретает все большую популярность в мире.

Много ли изучающих арабский язык могут похвастаться чтением Корана в оригинале

Сущность метода

Общеизвестно, что информация в большинстве случаев всплывает в человеческой памяти ассоциативно. Другими словами, наши мысли или какая-то вещь вызывают ассоциации, которые обращают мозг к определённым участкам памяти – место хранения другой информации. Порой бывает весьма любопытно проследить цепочку ассоциаций, которая вызвала текущие размышления.

Приведу пример из собственной жизни. Когда я была еще школьницей и приехала к бабушке, на прогулку меня пригласил молодой человек. На встрече он рассказал мне об удивительной книге Дейла Карнеги.

Как же мне запомнить эту сложную фамилию? – спросила у друга я (записать ее было негде и нечем). – Запоминай так – «кар» произнесла ворона, схватила в клюв ценную книжку и сделала «ноги», - посоветовал собеседник. И это сработало! Мне даже не потребовалось записывать фамилию автора. На следующий день я приехала домой, отправилась в библиотеку и взяла нужную книгу.

Используя метод звуковых ассоциаций, мы даем возможность мозгу установить связь между иностранным словом и его русским значением (и наоборот), создавая между ними «ассоциативный мостик». Благодаря такой помощи, наш мозг запоминает и воспроизводит слова легче, эффективнее и на более длительный срок в отличие от зазубривания .

Посмотрим, как этот метод работает на конкретном примере. Предположим, вам предстоит запомнить арабское слово зубная щетка "фурша". Для этого нужно, прежде всего, найти в русском языке слово похожее по звучанию на арабское слово "фурша". Пусть это будет слово «фуршет». Не нужно огорчаться, если у вас (как в данном примере) не получится найти очень похожее слово. Откровенно говоря, сделать это можно далеко не всегда. Впрочем, это не всегда необходимо, поскольку зачастую нашему мозгу вполне достаточно просто намёка на то, как звучит слово, а он самостоятельно выдаст правильный ответ, взяв его из определенной ячейки памяти. Итак, мы нашли созвучное арабскому слову "фурша" русское слово «фуршет». Именно этот «фуршет» станет ассоциативным мостиком от слова "фурша" к его значению «зубная щетка». Для этого нам необходимо придумать небольшой сюжет, в котором были бы задействованы и фуршет и зубная щетка.

На самом деле, это не сложно. Представьте, как кто-то очень тщательно собирался на конференцию и последующий фуршет – купил дорогой костюм, туалетную воду, сделал прическу, но… забыл почистить зубы зубной щеткой, а перед этим днем ел в ресторане, где его накормили курятиной с чесноком. И вот теперь этот человек дышит на всех этим чесноком (а жвачка от запаха избавиться не помогает), а всем окружающим вместо визитки хочется всучить ему зубную щетку.

Лучше придумывать яркие, необычные сюжеты – так они запоминаются гораздо легче. Нужно представить себе эту ситуацию до мельчайших подробностей – как будто вы снимаете сцену из фильма. Выберите костюм и парфюм , представьте запах чеснока . После того, как вы представили этот сюжет, поверьте, при слове «фуршет» мозг сразу же выдаст вам яркую сцену как воспоминание.

Вот как это работает в дальнейшем. Вы встречаете в тексте слово [фуршатун]. Произносите его про себя и вспоминаете, какое русское созвучное слово вы для него подобрали. Ага, вспомнили – «фуршет». Вот и все – значение слова "фурша" – «зубная щетка».

Это только кажется, что процесс будет слишком долгим. На самом деле после отработки слов слова закрепятся в сознании, и вы будете моментально доставать из сознания нужные образы.

Для изучающих иностранный язык не будут лишними следующие советы.

  • Подключите свою фантазию и старайтесь придумывать необычные, яркие сюжеты, которые будут легко запоминаться.
  • Лучше использовать короткие сюжеты и использовать в них побольше действий со значениями, которые нужно запомнить.
  • Используйте в запоминании как позитивные, так и негативные эмоции и образы. Например, вспомните какого-нибудь начальника, которого вы терпеть не могли, и вам будет очень легко запомнить арабское слово «начальник, руководитель» [мудирун] – настоящий «мудак».
  • Меняйте размер предметов и их цвета.

  • Используйте имена в запоминании, а если знакомых и родственников с такими именами нет, представьте, что они у вас есть. В таком случае гораздо легче будет запомнить слова: "надин" – клуб (представьте, что у вашей хорошей знакомой Нади свой клуб, куда вы можете приходить совершенно свободно и даже потехи ради участвовать в фейс-контроле), "марид" – больной (представьте какую-то свою знакомую Марину, которая килограммами ест мороженое в любое время года и потом болеет). Слово "саид" «господин» будет легко запомнить тем, кто смотрел сериала «Клон» - именно так звали мужа Жади, которую выдали замуж за нелюбимого человека. Учитывая, что дело было в Марокко, а мусульманку Жади вечно наряжали в абайю и хиджаб, слово «господин» по отношению к мужу очень даже уместно. Что касается слова "карим" «любезный», "щедрый", то даже если у вас нет ни одного знакомого любезного Карима, его можно легко представить при помощи воображения. Кроме того, мусульмане поздравляют друг друга с постом "Рамадан карим!" (Щедрый Рамадан).
  • Лингвисты советуют использовать в том числе и эротические мотивы при запоминании. Говорят, так слова откладываются в памяти гораздо лучше.
  • Как можно чаще сами принимайте участие в этих сюжетах. Вспоминайте разные курьезные случаи, которые с вами произошли, подключайте своих друзей, родных и знакомых.
  • Старайтесь использовать не только визуальные образы, но и запахи, звуки. Над запоминанием сюжета должно работать как можно больше органов чувств.
  • Подбирайте такие слова, которые будут целиком соответствовать запоминаемым. Но если не получается, делите сложные слова на слоги. Например, слово "мархаба" «привет» можно запомнить при помощи ассоциации курортного романа, когда ваша знакомая Марина («мар») познакомилась (то есть сказала привет) своему будущему «хабиби» («хаб»). Кстати, при запоминании опирайтесь на уже изученные слова иностранного языка. Это значительно облегчит задачу.

Примеры

Примеры возьмем для изучения арабского языка методом звуковых ассоциаций.

Слово статья "макала" – можно представить, как журналистка до появления шариковых ручек «макала» перо в чернила и писала статью (если вы слышите "макалатун", то знайте, что "тун" - это окончание, которое добавляется ко всем словам женского рода, ун – мужского рода в классическом арабском языке).

Линейка "мистара" – "мисс" мира (как и линейка) такая худая, что гремит костями, как "тара".

В этом уроке мы немного поговорим о таком методе запоминания слов, как метод звуковых ассоциаций.

Метод звуковых ассоциаций возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к азербайджанскому слову kök - «корень» будет русское слово «кок». Сюжет может быть таким: «КОК жарит КОРЕНЬ дерева». Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: kef - «настроение». Созвучным может считаться слово: «кефир». В зависимости от выбранного созвучия сюжет может быть таким: » Испорченный КЕФир поднимает НАСТРОЕНИЕ». Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.

Важно обязательно произносить вслух как запоминаемое слово, так и слово-созвучие. Прежде всего это необходимо делать для того, чтобы ваша память своим естественным ходом запечатлела, чем слово-созвучие похоже на запоминаемое и чем отличается. Как правило для этого достаточно произнести оба слова 2-3 раза.

Наверняка запоминаемые слова, созвучия и сюжеты вы будете фиксировать на бумаге. В таком случае не поленитесь выделять на письме запоминаемое слово, перевод и ту часть слова-созвучия, которая напоминает запоминаемое. Для этого вы можете использовать различный размер, курсив, подчеркивание и т.п. Это также способствует лучшему запоминанию (за счет взаимодействия зрительной и слуховой памяти).

Часто для запоминания иностранного слова приходится подбирать не одно, а два созвучных слова. Это необходимо, когда слово достаточно длинное, а в родном языке нет похожего слова. В этом случае иностранное слово надо разбить на две части и подобрать созвучное слово к каждой из его частей (слова по возможности должны быть короткими и содержать как можно больше общих звуков с запоминаемым). Например, для азербайджанского слова armud - «груша» подбираем два созвучных слова: «АРест» и МУДрый. Остается составить сюжет, например: АРест МУДрой груши. При этом в сюжете первое и второе созвучные слова должны обязательно следовать одно за другим, и между ними не должно быть никаких слов. Хорошо, если, оживляя сюжет и представляя его как кадр из фильма, вы воспользуетесь преувеличением ассоциаций и по-возможности хорошим юмором. Например, представите, что эта груша огромная - с человеческое тело, как его схватывают и уводят в отделение милиции. Не забывайте также использовать и метод соощущений.

Придумывайте яркие, необычные сюжеты. Такие, которые вряд ли могли бы произойти в обыденной жизни. Старайтесь придумывать сюжеты максимально НЕобычными и НЕлогичными. Именно обычность и логичность сюжета должны вас настораживать, а не наоборот.

Старайтесь создавать короткие сюжеты и внедрять в них побольше действий с запоминаемыми значениями. Абстрактные фразы плохо запоминаются, а если они еще и не имеют отношения к запоминаемым словам – это может вызвать путаницу в голове.

Увеличивайте в своих сюжетах предметы. Пусть яблоко в вашей фантазии будет величиной с дом!

Принимайте активное участие в вашем сюжете. Пусть главным действующим лицом вашей фантазии будете вы сами. Используйте в своих фантазиях метод соощущений. Услышьте звуки, которые издают предметы, почувствуйте боль от какого-либо действия, которое вы совершаете, ощущайте запахи. Над запоминанием сюжета должно работать максимальное количество ваших органов чувств.

Старайтесь подбирать такое созвучное слово, чтобы оно целиком соответствовало запоминаемому слову (чтобы в нём было как можно меньше лишних слогов).

Если к иностранному слову трудно придумать звуковую ассоциацию на русском языке можете легко использовать звуковую ассоциацию на том же самом иностранном языке. Используемое в этом случае в качестве звуковой ассоциации иностранное слово должно быть вам уже давно и хорошо знакомо.

Данная система не позволяет с первого раза в точности запомнить произношение, но дает возможность прочно запомнить скелет слова. Очень эффективным является повторение слов на ночь - считается, что в этом случае слова запоминаются более прочно. Чуть более энергозатратным способом запоминания является следующий: каждое слово запишите на небольшую карточку. На одной стороне карточки - слово на иностранном языке с транскрипцией, на другой - перевод. Периодически перебирая карточки вы сможете либо контролировать себя сами, либо попросить об этом ваших близких и знакомых. Для людей, у которых слуховая память развита лучше, чем зрительная, можно порекомендовать записывать слова с переводом на аудио кассету и прослушивать ее. Заучивание небольших стихотворений, пословиц и поговорок на иностранном языке позволит вам усвоить нормы употребления слов и словесных оборотов. В дальнейшем вы автоматически будете строить свои высказывания используя данные обороты и модели предложений. Безусловно, процесс запоминания иностранных слов достаточно сложен. Он требует прежде всего усилий вашей воли и вашего желания.

В данном уроке мы сосредоточимся на пополнении словарного запаса. Ниже приводятся слова, и к ним подобраны ассоциации. На сегодняшний момент, в нашем мини-словарике приводятся без малого 150 слов. Задача - выучите их. Надеемся, что вам понравится этот метод.

alət – инструмент
(в балет е свои инструменты )

baş – голова
(баш мак упал на голову )

adət - обычай
(одет по обычаю племени)

üz – лицо
(уз кое лицо )

qardaş – брат
(мой брат маленький как карандаш )

yazıçı – писатель
писателя большой язычи ще)

yazıq – бедный, жалкий
(бедный …ему прищемили язык )

əl – рука
(эл ектрики работают руками )

mənim – мой
(мой труд не заменим )

bərk – крепко, жёстко
(берк ут крепко схватил добычу)

zar – плач, стон
(от такой зар платы поднимешь плач )

quş – птица
(лягуш ка в птице )

lap – очень, совершенно
(очень большая лап а)

amma – но
(диван хорошо, но гама к лучше)

indi – сейчас
(инди ец сейчас на луне)

dağ – гора
(курица кудах чет в горах )(или аналогия со словом Даг естан – что значит «страна гор «)

sanki – будто, словно
(тянет танк словно санки )

küçə - улица
(куча денег на улице )

iş – работа
(гаиш ник на работе )

toy – свадьба
(настой чивость ведёт к свадьбе )

digər – другой
(тигр с полосками когда-то был другим )

hətta – даже
(даже хата не надёжна для сала)

qəza – авария
(газа ни – попадёшь в аварию )

ləzzət – удовольствие, наслаждение
(лезет за удовольствием )

şir – лев
льва шир окая пасть)

əsər – труд, произведение
(на десер т - научный труд )

ətibar – доверие
(эти бар аны не доверяют ему)

talə - судьба
тале вар – это судьба )

zibil – мусор
(забил гол мусором )

ət – мясо
(эт а ветчина с мясом )

bəzən – иногда
(иногда и машине не нужен бензин )

süd – молоко
(молоко суд ьям за вредность положено)

yük – тяжёлый
(трюк с тяжёлой штангой)

pilləkən – лестница
(пеликан стоит у лестницы )

diş – зуб
(дищ!!! и нет зуба )

arvad – жена
женой нарват ь репки)

vergi – налог
(изверги выжимают налоги )

var – есть
(у повар а есть что поесть)

kitab – книга
(кита б научить читать книги )

pas – ржавчина
(ржавчина опас на)

fil – слон
(слон смотрит филь м)

təmiz – чистый
(река Темза чистая )

Ниже приводим ещё ряд ассоциаций, но уже, к сожалению, пока без картинок.

dil – язык (крокодил высунул язык )

vaxt – время (уезжаю на вахт у на время )

ləhcə - говор (если нет странного говора легче понять речь)

zəmanət – гарантия (даю гарантию заманить их в ловушку легко)

zəfər – победа (одержать победу с зефир ом)

bıçaq – нож (бычок держит нож )

maral – олень (олень замарал мне одежду)

bal – мёд (на бал у едят мёд )

sınaq – испытание, экзамен (сынок сдай экзамен )

adil – справедливый (родил справедливого человека)

yaz – весна (увяз в грязи, значит весна на дворе)

bəy – жених (не бей жениха )

bağ – сад (Иоганн Себастьян Бах любил гулять по саду )

cib – карман (этот джип не по карману )

çanta – сумка (в сумке лежит кочан Та ниной капусты)

çirkin – отвратительно (тетрадь исчиркана отвратительно )

dəlil – аргумент, довод (разделил довод на части)

bəndə - слуга (мой слуга в банде )

yol – дорога, путь (на дороге растёт ёл ка)

zol – полоса (он зол на чёрную полосу в жизни)

yelli – ветрено (на Ели сейских полях бывает ветрено )

yaş – возраст (пляш ущий дед забыл о возрасте )

vida – прощание, расставание (после свида ния будет расставание )

vəzifə - должность, обязанность (у него должность , вези Фе дю)

vəd – обещание (швед сдержал обещание )

mal – товар (этот товар слишком мал )

mane – препятствие, помеха (чтобы обойти препятствие , сделай маневр )

saç – волосы (он стрижёт волосы кусач ками)

saray – дворец (твой дворец похож на сарай )

ürək – сердце (у рек и предложил руку и сердце )

ev – дом (хорошо иметь домик в дерев не)

qapı – дверь (не надо дверь закапы вать)

daha – более, больше (стаха новец работает больше всех)

kök – корень (кок жарит корень )

kef – настроение (испорченный кеф ир поднимает настроение )

kin – ненависть (и в кин о есть ненависть )

külək – ветер (кулёк гонимый ветром )

qar – снег (загар на снегу )

qısa – короткий (молоко быстро скиса ет – короткий срок годности)

acı – горький (эта аджи ка горькая , а не острая)

ac – голодный (голодный радж а)

ətli – мясной (сними мясную колбасу с пет ли)

nəvə - внук (мой внук неве жда)

əbədi – вечный (лебеди вечно не живут)

nikah – брак (я не был в браке никог да)

qol – рука (выше кисти) (забить гол рукой , как Марадона)

qaçmaq – бежать (бежит богач в маг азин)

tanış – знакомый (у знакомого штаны ж рваные)

tarix – история (старик знает историю )

çəki – вес (на чеке указан вес )

düşmən – враг (аналогия со словом душман )

azı – минимум, по меньшей мере (по меньшей мере нужно знать азы грамматики)

dəniz – море (Денис купается в море )

ölkə - страна (страна ёлок )

sıra – ряд (на прилавке ряд из сыра )

mum – воск (мум ия из воска )

şəy – вещь (портниха, сшей мне вещь )

burun – нос (нос как у бурун дука)

boş – пустой (стиральная машина Бош пока пустая )

cəza – наказание (че за наказание ?)

imtahan – испытание, экзамен (во время экзамена , им то хана )

borc – долг (у него долг борщ )

məhəbbət – любовь (муха обед ает, она любит еду)

paltar – одежда (полтор а килограмма одежды )

müdir – директор (директор в мундир е)

belə - такой (получил такую нобеле вскую премию)

yaşlı – пожилой (я шлы ндал без дела и стал пожилым )

qoca – старый (Гоча старый грузин)

körpü – мост (автобус едет по корпу су моста )

xoşbəxt – счастливый (хош быть счастливым )

kiçik – маленький (кончик иглы – маленький )

müharibə - война (муха рыбе не товарищ, поэтому война )

səhər – утро, утром (утром кладём в чай сахар )

dul – вдова, вдовец (дедул я уже вдовец )

bəs – хватит (бас та по-итальянски тоже хватит )

dost – друг (дост ойный друг )

sonra – потом, после (сначала сон, ра бота - потом )

qabaq – перед (перед кабак ом стоят лошади)

səhra – пустыня (в пустыне Сахара жарко)

arıq – худой (худой барыг а)

azad – свобода (оказат ься на свободе )

armud – груша (ар ест муд рой груши )

aş – каша (Даш а вся в каше )

ayin – обряд (таин ственный обряд )

az – мало (в каз не мало денег)

sadə - простой (моя усаде бка не простая )

nöqtə - точка (на ногтя х точки )

könüllü – добровольно (дайте добровольно коню лу ка)

varlı – богатый (богатый – значит сварли вый)

şəfa – выздоровление (выздоровление для шефа )

nisbətən – по сравнению с (по сравнению с верхом низ бетон а лучше)

nar – гранат (нар ежь гранат )

qul – раб (раб съел мой гул яш)

qorxu – боязнь, страх (боязнь съесть гороху )

həmin – этот самый(этот самый человек – Эрнест Хемин гуэй)

oruc – пост (он дал поруч ение – держать пост )

oyaq – бдительный (вояк а должен быть бдительным )

Следите за своим прогрессом в изучении языка 3 Учеников изучили эту тему

Случайные статьи

Вверх