§ 15. Воздействие человека на природу

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 7 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.  2015


Вопрос 1. Какими были основные занятия первобытного человека? Что такое производящее хозяйство? Что изменилось в жизни людей в связи с его появлением?

Древние люди занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Орудия труда были простейшими: деревянные дубинки, заостренные палки, ручные рубила из камня. В качестве жилищ использовали пещеры. В те времена люди уже пользовались огнем, но самостоятельно разжечь костер еще не умели, и поддержание огня в пещере было важной обязанностью каждого члена общины.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах (центрах) 12 — 10 тыс. лет назад, когда возникли различные центры одомашнивания животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в развитии хозяйства. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства постепенно возникает социальное расслоение, раннеклассовые отношения, в частности рабовладельческие и феодальные. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этносами и историко-культурными регионами, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота при обработке полей, что явилось следующим важным этапом в хозяйственно-культурном развитии человечества.

Вопрос 2. Как ты понимаешь выражение «вторая природа»?

Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении. Это мир, произведенный человечеством ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний. Это добавка к естественной природе, которая затем становится привычкой.

Вопрос 3. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение на тему «Учение о биосфере».

Биосфера, согласно учению академика В.И. Вернадского, представляет собой наружную оболочку Земли, включающую все живое вещество и область его распространения (среду обитания). Верхняя граница биосферы — защитный озоновый слой в атмосфере на высоте 20—25 км, выше которого жизнь невозможна ввиду воздействия ультрафиолетового излучения. Нижней границей биосферы являются: литосфера до глубины 3—5 км и гидросфера до глубины 11—12 км.

Компоненты биосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера — выполняют важнейшие функции по обеспечению жизни на Земле.

Вопрос 4. Чем опасно загрязнение атмосферы? Каковы основные причины загрязнения атмосферы?

Загрязнение атмосферы Земли — принесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2014 год, ежегодно в мире примерно 3,7 миллионов человек умирает из-за загрязнения атмосферного воздуха.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

• Природные (естественные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, пыль, пыльцу растений, выделения животных и др.)

• Искусственные (антропогенные), которые можно разделить на несколько групп:

— Транспортные — загрязнители, образующиеся при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта;

— Производственные — загрязнители, образующиеся как выбросы при технологических процессах, отоплении;

— Бытовые — загрязнители, обусловленные сжиганием топлива в жилище и переработкой бытовых отходов.

Вопрос 5. Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе

Вопрос 6. Каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения?

Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.

Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.

А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов — горы мусора, канализационные стоки. Воды на Земле очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды.

Вопрос 7. Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?

Нет, нельзя так утверждать. Современные ученые – экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представились ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т.д.

Вопрос 8. Объясни, как относятся люди к исчерпаемым ресурсам.

Люди расходуют их, не задумываясь о последствиях.

Вопрос 9. Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся солнечная энергия, энергия ветра, внутреннее тепло, энергия приливов. Они считаются неисчерпаемыми, так как их использование не приводит к уменьшению запасов.

Вопрос 10. Посети краеведческий музей. Найди материалы и подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.

Маврикийский дронт, или додо — вымерший вид нелетающей птицы с острова Маврикий.

Внешний вид додо известен только по изображениям и письменным источникам XVII века. Поскольку те единичные эскизы, которые были срисованы с живых экземпляров и сохранились до наших дней, разнятся между собой, точный прижизненный облик птицы остаётся доподлинно неизвестным. Аналогичным образом мало что с уверенностью можно сказать и об её повадках. Полуископаемые останки показывают, что маврикийский дронт был высотой около 1 метра и мог весить 10—18 кг. На картинах изображаемая птица имела коричневато-серое оперение, жёлтые ноги, небольшой пучок хвостовых перьев и серую, неоперённую в лицевой части голову с чёрным, жёлтым или зелёным клювом. Основной средой обитания додо, вероятно, были леса в более сухих, прибрежных районах острова. Предполагается, что маврикийский дронт утратил способность к полёту из-за наличия большого количества источников пищи (в которую, как полагают, входили упавшие фрукты) и отсутствия на острове опасных хищников.

Вопрос 11. Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.

Русская выхухоль.

Статус. I категория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен в Красную книгу РФ.

Распространение. Эндемик России. Встречается в бассейнах рек Волги, Днепра, Дона, Урала.

Численность. В 1973 г. в Челябинской области по р. Уй насчитывалось до 500 выхухолей. В Курганской области в 1990 г. численность русской выхухоли составляла 2110 особей, в Казахстане по р. Тобол — около 900 особей. В настоящее время плотность населения выхухоли в обоих заказниках достигла угрожающе низких значений. Современная численность вида в Челябинской области неизвестна.

Биология. Селится по берегам рек со слабым течением, берегам небольших озер и стариц. Предпочитает водоемы глубиной 1—3 м, с умеренным развитием водной растительности, заросшими кустарником берегами с крутыми уступами, необходимыми для устройства нор. Основные кормовые объекты — пиявки, моллюски, личинки ручейников и других насекомых, жуки (имаго), дождевые черви. В помете от 1 до 5, обычно 2—3 детеныша.

Лимитирующие факторы. Высокие паводки с продолжительным стоянием вод в пойме. Лов рыбы сетями, вентерями. Хозяйственная деятельность на берегах водоемов (выпас скота, сенокошение).

Меры охраны. Повсеместный запрет добычи в 1920—1946 гг., 1956—1961 гг. и после 1984 г. Необходимо создание заказника в пойме р. Уй.

Вопрос 12. В одной шутливой песенке поётся: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?

Действительно, без воды никуда. Вода нужна не только для питья, она нужна для всего. Без воды мы не можем приготовить обед, постирать, помыться и т.д. Вода – это важный источник человеческого существования. Если вдруг на Земле не останется чистой воды, все живое погибнет.

Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды. Уже есть страны, которые завозят чистую воду из соседних государств. В засушливых районах воды не хватает, как и хлеба. Люди носят ее в тыквенных сосудах, бутылях за многие километры от дома. Около 80 % заболеваний в этих районах связанно с плохой водой. Такую воду пить нельзя. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др.

§ 15. Воздействие человека на природу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять