§ 15. Искусство

Подробное решение параграф § 15 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015


Почему появилось искусство?

Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир.

Дополнительный материал:

Зарождение искусства относят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы духовной и материальной жизни человека. Многочисленные произведения первобытного изобразительного творчества – наскальная живопись, статуэтки из камня и кости, орнаменты на каменных плитах и кусках оленьих рогов – появились намного раньше сознательного представления о творчестве.

Существует несколько теорий о причинах появления искусства. Сторонники биологической теории считают, что человеку свойственен художественный инстинкт. Поэтому появление искусства закономерно и естественно. Возникновение искусства также связывают с ритуалами, обрядами и магическими представлениями древних людей. Появление изображений стимулировали ритуалы охотничьей магии, в основе которой лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом. Рисуя силуэт животного, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный человек познавал его. Он не отделял себя от природы, а отождествлял с ней и приписывал себе возможности магического воздействия на явления и силы окружающего мира. Овладевая изображением зверей, человеку казалось, что он обеспечивал себе победу над ними. В этом фантастическом мышлении воплощалось стремление человека овладеть миром, и содержались элементы эстетического восприятия, из которого и развилось искусство.

Какие общественные функции оно выполняет?

Общественные функции искусства:

• эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

• социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

• компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

• гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

• познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

• прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

• воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Дополнительный материал:

Познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах. Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек.

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

Эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция. Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколения в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам.

Что характерно для современного искусства?

В настоящее время искусство все больше подвергается коммерциализации, оно стало средством зарабатывания денег.

Постепенно снижаются стандарты творчества и ослабевают требования к качеству культуры. Постепенно стираются границы между высоким искусством и народной культурой.

Дегуманизация искусства — искусство все чаще объектом изображения делает то, что находится за пределами приемлемого, нормативного, социального. Оно показывает нам насилие, смерть, агрессию. Оно возбуждает в душе лишь негативные эмоции и перестает быть учителем жизни.

Искусство постепенно утрачивает индивидуальность. Процессы глобализации постепенно приводят к тому, что оно не отражает национальных черт. Теперь не просто отличить роман, написанный американцем, от произведения русского писателя. А это означает, что постепенно формируется всеобщая мировая культура.

Вопросы и задания к документу

1. Для кого, по мнению автора, предназначен новый стиль современного искусства?

Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно непохожи на других.

2. В каком случае массовому зрителю может понравиться произведение искусства?

Людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни.

3. Используя текст параграфа и документ, объясните фразу: «Новое искусство — это чисто художественное искусство».

Новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.

4. Как вы понимаете термин «дегуманизация искусства»?

Дегуманизация искусства – процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентированно на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега-и-Гассет.

Дегуманизация искусства – искусство все чаще объектом изображения делает то, что находится за пределами приемлемого, нормативного, социального. Оно показывает нам насилие, смерть, агрессию. Оно возбуждает в душе лишь негативные эмоции и перестает быть учителем жизни.

5. Объясните, почему выявленные автором тенденции нового стиля ограничивают число его зрителей.

Тенденции нового стиля неординарны. Люди привыкли к классическому искусству, а тут появляется нечто, что люди не всегда считают искусством. Большинство людей не могут понять новый стиль, поэтому у него так немного зрителей.

Вопросы

1. Что такое искусство?

Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Дополнительный материал:

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.

Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.

Понятие «искусство» многозначно. Искусство понимается, во-первых, как мастерство, умение, ловкость, например, искусство ремесленников Древней Руси; во-вторых, как специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.

2. Что учёные называют художественным образом?

Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах — и понимание, отношение исполнителя.

Дополнительный материал:

Восприятие художественного образа зрителем может зависеть как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.

3. Каковы отличительные черты искусства?

Искусству свойственны образность и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.), чувственное отражение окружающего мира и обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.

Дополнительный материал:

1. Чувственное восприятие действительности: эмоциональность, искренность, большая роль интуиции, фантазии.

2. Субъективность: обращение к внутреннему миру человека, отражение в художественных образах индивидуального восприятия мира, личностное отношение к нему. Искусство, в отличие от науки, не стремится к объективному отражению реальности.

3. Образность: главный инструмент в эстетическом познании мира — художественный образ, т. е. явление действительности, творчески воссозданное в произведении искусства с позиции определенного эстетического идеала.

4. Наглядность: создание художественных образов происходит при помощи определенных средств (слово, звук, цвет, изображение и т. п.).

4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.

Эстетической функции искусства ещё древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, влияет на наши эмоции. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.

Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Поэтому произведения искусства — важный источник знаний об обществе в различные исторические эпохи. Соприкосновение с произведениями искусства также способствует самопознанию человека.

Коммуникативная функция искусства в первую очередь связывается с общением людей по поводу конкретного произведения или с контактом автора и зрителя посредством художественного образа, но не может быть полностью сведена к этому. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несёт в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но символическая природа искусства в некоторой мере усложняет процесс общения людей, заставляя расшифровывать символы и знаки, задумываться об общечеловеческих ценностях.

Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров.

Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Даже просмотр произведений искусства (например, в театре или художественной галерее) нередко связан с соблюдением определённых норм и правил, а иногда он влечёт за собой пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.

5. По каким основаниям выделяются виды искусства?

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, движение в танце. Каждая среда, материал требуют специфических выразительных и технологических средств, своего языка.

Немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусства, которая сохраняет своё значение и в наши дни. Он делил искусства на реальные и идеальные. Реальные — музыка, живопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные — литература и поэзия, причём эти виды, пользующиеся словом, как наиболее свободным и богатым средством выражения художественных идей, он ставил выше реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой художественного творчества, выражающей самую суть искусства.

Ещё одна классификации видов искусства, основана на средствах выражения художественного образа.

Искусство можно также классифицировать по социологическому принципу, выделив элитарное, народное и массовое искусство.

Высокое (элитарное) искусство на протяжении многих веков производилось и потреблялось небольшими по численности группами, составлявшими элиту общества. Произведения элитарного искусства отличались высокой сложностью выразительных форм и содержания, что делало их практически недоступными для иных групп общества.

Народное искусство, отразившееся, например, в средневековой карнавальной культуре стран Западной Европы, развивалось в рамках обычаев и традиций, зачастую существовало в бесписьменной форме. Этот вид искусства весьма разнообразен по жанрам. В народном искусстве отразились эстетические потребности народа, его стремление осмыслить социальные реалии, сохранить историческую преемственность. Произведения народного искусства, как правило, анонимны, они являются результатом коллективного творчества многих поколений людей.

Массовое искусство отражает эмоциональное состояние современного человека, и на первый план выходит его компенсаторная функция: помогать преодолевать стрессы и иные психологические проблемы. Не зря к нему применяют термин «искусство антиусталости». В отличие от народного искусства, массовое создаётся не народом, а для народа. В качестве творцов выступают профессионалы, которые нередко действуют как предприниматели, производящие на основе маркетинговых исследований продукт для определённых групп потребителей. Искусствоведы нередко называют произведения массового искусства примитивными в содержательном и художественном плане.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусств невозможно не только из-за значительного количества критериев, но и потому, что искусство динамично развивается — появляются всё новые его виды. Однако каждая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

6. Перечислите основные жанры искусства.

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом.

По способу отражения действительности выделяются, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном искусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения — портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.). Система жанров искусства постоянно развивается. В современном искусстве проявляется тенденция к синтезу различных видов и жанров искусства.

7. Что характерно для современного искусства?

Современное искусство весьма разнообразно, в нём отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Творец, конструируя в произведении свой иллюзорный мир, может стать подлинно свободным и всесильным — средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии своего творения.

Огромное влияние на формирование современного искусства оказало развитие техники и технологий: аудио, видео, а затем и Интернета. Наблюдался небывалый расцвет художественной фотографии, в которой многие увидели средство выражения ярких сиюминутных ощущений, фиксации значимого для творца эпизода реальности.

В различных видах современного искусства появились динамичные художественные формы, отражающие постоянный творческий поиск, стремление художника к совершенно новым взаимодействиям с окружающей средой и публикой. Этот динамизм воплотился в перформансы и хеппенинги.

Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя. И в то же время оно является бизнесом, нацеленным на получение прибыли, привлечение инвестиций и т. п. И здесь многое зависит от того, удастся ли достойно прорекламировать то или иное произведение, создать определённую медийную узнаваемость и репутацию художника и в конечном счёте привлечь потенциальных покупателей и инвесторов. В процессе рекламы, раскрутки произведение наделяется определённой ценностью, признаваемой кругом знатоков. При этом для массового зрителя художественная и коммерческая ценность произведения современного искусства может быть неочевидной.

Задания

1. Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788—1860) писал: «Науку может всякий изучить — один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать». В каком смысле автор употребляет здесь понятие «наука»? Объясните суждение автора об искусстве. Приведите три-четыре аргумента в поддержку мнения автора.

Смысл понятия наука – абстрактное явление. Науку можно только изучать, ничего в ее развитие не вкладывая, а искусством способен проникнуться только тот, кто сам является творцом.

Аргументы:

1. Учитель может дать ученикам столько данных сколько сам знает, но не больше.

2. Работник не может осуществлять свою деятельность на работе, о которой не имеет представления.

2. Прочитайте размышления П. А. Флоренского и назовите рассмотренные автором специфические черты искусства: «Предмет искусства, хотя и называется вещью, отнюдь не есть вещь, не есть неподвижная, стоячая, мёртвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем, как никогда не иссякающая, вечно бьющая струя самого творчества, как живая пульсирующая деятельность творца, хотя и отодвинутая от него временем и пространством, но всё ещё переливающаяся и играющая цветами жизни. Художественное произведение… отвлечённое от конкретных условий своего художественного бытия… умирает или, по крайней мере, переходит в состояние анабиоза».

Специфические черты искусства: чувственное восприятие действительности; Образность; обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.

3. Существует мнение, что произведения искусства должны обязательно нести в себе ценности любви, добра и красоты. Может ли произведение искусства быть ценностно нейтральным? Своё мнение поясните.

Нет, не может, искусство даёт любому человеку разнообразные возможности для проявления себя в художественном творчестве. Непонимание и неприятие окружающих не должны становиться препятствием для творческой самореализации личности. Искусство субъективно, поэтому необходимо быть толерантным к чужим вкусам и художественным пристрастиям.

4. Известно, что массовое искусство постепенно вытесняет народное. Используя материалы СМИ, Интернета, составьте краткую справку о том, как различные государства мира решают эту проблему. Какие меры по сохранению народного искусства вы считаете наиболее эффективными?

В основном проводятся различные конкурсы и концерты, где люди могут показать свои таланты в народных традициях. Так же проводятся народные праздники с различными обрядами и традициями.

Одним из актуальных направлений по сохранению и развитию традиционной национальной культуры и народного творчества является поддержка традиционных праздников, фестивалей, ярмарок и других форм культурной деятельности. Немаловажное значение в сохранении и развитии традиционной культуры коренных народов имеет проведение национальных праздников и фестивалей, направленных на возрождение традиций народной культуры.

6. Важнейшей тенденцией развития современного искусства является синтез видов и стилей. Приведите несколько конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предположения о причинах появления данной тенденции.

Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства.

Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.

Особый сценический жанр — мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Характерной чертой многих мюзиклов стало раскрытие серьезного содержания доступными для восприятия художественными средствами. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического времени, броскостью, яркостью материала.

К синтетическим жанрам можно отнести и модные сегодня различные шоу на телевидении, в которых для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду. Синтез искусств сегодня можно наблюдать в архитектуре музеев, театров, общественных зданий. Фасады и интерьеры театра или музея часто украшают рельефы, мозаики или декоративная живопись, передающие характер и тематическую направленность здания. По-разному будет использован синтез искусств в формировании атмосферы музея искусства или музея боевой славы.

« 1 из 2 »
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять