Внеклассное занятие «Огонь - добрый, огонь - злой. Дидактический материал по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности Сказка о спичке и добром огне

Александра Напреева

В просторной гостиной большого старинного дома, в камине, жил Огонёк со своим Папой . Папа Огонь был сильный , яркий и горячий. Он освещал гостиную и согревал ее своим теплом. Питался папа сухими дровами и оттого становился еще сильнее.

Огонёк же был маленьким , несмышленым, но очень любознательным. Ему очень хотелось узнать, что же там, за резной каминной решеткой. Он мечтал однажды выпрыгнуть из камина, погулять по комнате и заглянуть в каждый ее уголок. Папа Огонь не раз рассказывал сыну о том , что выпрыгивать из камина опасно. Ведь из-за такого неосторожного поступка в доме мог случиться пожар. Как и все дети, Огонёк любил играть весь день напролет, прыгая с уголька на уголек без устали, и не всегда слушался папу.

Любопытство Огонька становилось с каждым днем все сильнее и сильнее. Однажды он не выдержал, выпрыгнул из камина и упал рядом с мягким, разноцветным ковром, который лежал на полу. Огонек не раз любовался этим ковром, разглядывая его из-за каминной решетки. Ковер был привезен хозяином дома из дальней, неведомой страны и был украшен замысловатым узором.

Оказавшись на полу, Огонёк сильно испугался . Что же могло случиться, если бы он упал прямо на ковер! Хорошо, что в эту самую минуту в комнате наводила порядок Горничная. Увидев на полу блеск Огонька , она небольшим железным совочком подхватила и забросила его обратно в камин. Огонёк , попросив прощения за свой поступок, притих. Он ждал, что Папа Огонь станет сердиться на него за неосторожность. Но Папа Огонь лишь грустно потрескивал, раздумывая о случившемся. Он вспомнил, как когда-то сам мечтал о путешествии по комнате и, как, наконец, увидел ее, не причинив вреда ни одной вещи в доме. Папа Огонь понял , что рассказав Огоньку об опасности , должен был рассказать и о том , как ее избежать. Вечером, он поведал сыну о своем детстве. Огонёк был очень счастлив , услышав папину историю. Он решил набраться терпения и ждать своего часа. Ждать пришлось не долго. В один прекрасный день, Хозяин дома подошел к камину. В его руке была свеча. Он протянул ее к огню и маленький Огонёк , запрыгнув на фитиль свечи, зажёг её. Теперь он не только увидел гостиную, но отправился в увлекательное путешествие вместе с Хозяином по другим комнатам старинного дома, освещая каждый его уголок.

Публикации по теме:

Рыбакова Людмила "Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и мохнатого Мишу-Короткий хвост» по мотивам одноименной сказки Д. Н. Мамина –.

Сказка «Про капельку» Сказка про капельку. Жила-была в большой темной дождевой туче семья капелек. Вдруг подул сильный ветер и туча понеслась по небу, прямо.

Авторская терапевтическая сказка «Сказка про Данила, которому помогла сильная воля» В одном городе жила семья: мама, папа, дочка Юля да сыночек Данил. В этой семье все любили друг друга и были дружны, только Данил никого.

Сказка про осень Сказку сочинили: Воспитатель Провоторова Е. Ф. с воспитанниками группы№5 "Сказка про осень" Жила-была зеленоглазая красавица Осень. Был у.

Дорогие друзья-коллеги! Предлагаю вашему вниманию еще одну сказку о целебных травах. Надеюсь, она вам понравится. По этой сказке мы с дочкой.

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Автор фото - Катрина Асеева (г. Санкт-Петербург). Фото публикую с её согласия.

Маленькая Искорка оторвалась от языка пламени. Налетевший порыв ветра подхватил её. Он стряхнул с Искорки сонливость и безразличие.

«Помни, огонь огня не боится, но, согревая, не…» – догнал Искорку голос отца-костра. Последние слова утонули в шуме ветра, слились с шелестом трав. Видно, ветер посчитал, что Искорка уже вполне самостоятельна и может обойтись без родительских наставлений.

Искорка, словно маленькая звёздочка, взметнулась ввысь. Она полетела в бескрайнее небо. Она летела туда, где не было ни тепла, ни света.

Очень скоро Искорка поняла, что нужно уметь пользоваться помощью ветра, нужно знать, как опереться на него, чтобы не стать легковесной игрушкой в его руках. Ещё Искорка поняла, что только те начинания, которые поддерживает окружающий мир, позволяют жить в полёте. Полёт же окрылял её. Он вызывал в ней ощущение полной свободы.

Долго летала маленькая Искорка, но постепенно бессмысленные метания утомили её. Усталость навалилась внезапно. Лететь дальше не было сил.

Вместе с силами исчезли и мечты-картинки, которые когда-то манили её. Очертания окрестностей стали расплываться. Образы полей и лесов норовили уйти вслед за мечтами. Отчётливой была только надежда, теплившаяся внутри. Это была надежда, что ей удастся выжить. Искорка понимала, что сейчас ей не нужно ничего другого. Она хотела только одного – жить. Просто жить. Жить любой ценой.

Угасающим взглядом Искорка посмотрела вокруг. Что-то подсказывало ей, что не всё потеряно, пока жива надежда. Надежда согревала её, не давала угаснуть сознанию. Собрав остатки сил, Искорка опустилась на первую, попавшуюся на её пути, травинку.

И тут, как специально, ветер зацепил её своим крылом. Он смахнул с Искорки налёт обречённости. Смахнул пепел утрат с надежды. С новой силой вспыхнула надежда. Её свет разогнал туман в сознании, который готов был, поглотить Искорку.

Ясным взглядом посмотрела Искорка на травинку. Вид её родил в Искорке жалость. Иссохшая, совсем без признаков жизни, она согнулась до самой земли.

«Как тебя придавила жизнь», – подумала Искорка.

Жалость к травинке росла в ней. Она росла помимо её желания. Но… внезапно жалость сменилась радостью. Искорка поняла – она жива! Разве можно не радоваться этому?

Вспыхнувшая радость озарила сознание Искорки, позволила увидеть происходящее в новом свете. На смену радости пришло озарение.

«Вот оно спасение!», – кричало сознание. – «Оно рядом!»

Искорка засияла с такой силой, что наполнивший её жар воспламенил травинку.

Травинка выпрямилась. Она словно показывала Искорке, что не винит её за необдуманное поведение. Казалось, травинка понимала, что сгореть сейчас – её судьба. С достоинством отдавала она Искорке остатки своих сил. Она делала это без сожаления, ведь она отдавала их слабому, тому, кто нуждался в её помощи.

Всем своим видом травинка показывала, что не видит в поведении Искорки принуждения. Казалось, она даже гордится своей участью. Раз она нужна сейчас, такая сухая и невзрачная, значит, она не зря жила на белом свете. Значит, не зря она нежилась и страдала под лучами то ласкового, то палящего солнца!

Только сейчас травинка поняла, что её жизнь была нужна не только ей. Она жила не только ради себя, но и ради этой бестолковой искорки. Она жила ради того, чтобы помочь ей в тот миг, когда усталость почти совсем погасила в ней интерес к жизни.

Быть может, травинка понимала, что их случайная встреча вовсе не была случайной, что она была предопределена заранее, задолго до того, как родилась она, как родилась маленькая искорка. Их встреча, вероятно, готовилась кем-то… кем-то свыше, кому всё видно. Мгновение, которое они переживали сейчас, было только точкой пересечения их судеб.

Только в этот страшный миг травинка до конца осознала смысл своего существования. Сейчас она понимала, что исполнение чьей-то высшей воли, делало завершение её жизни логичным и красивым. Ещё бы, ведь она оставляла после себя не тлен и зловоние, а свет и тепло.

В травинке росло чувство благодарности за те знания, которые мир подарил ей на прощание. Последние мгновения её жизни были наполнены тем высоким смыслом, который раньше ей, молодой и зелёной, познать, было не дано. Понимание своей миссии выпрямляло травинку, тянуло её вверх. Она старалась запомнить мир таким, каким он был для неё сейчас: тёплым, лучезарным, заполненным светом.

Тем временем Искорка разгоралась.

«Зачем упираться из последних сил?» – думала она, поглядывая на травинку.

Искорка не понимала стойкости травинки. Да, она особо и не утруждала себя размышлениями о ней. Искорку волновала собственная участь.

Искорка чувствовала, что происходящие с ней изменения были не простым возрождением к жизни. Она понимала, что внутри происходит нечто большее. Она заполнялась такими ощущениями, каких не было раньше.

Искорка понимала, что причиной новизны стала встреча с травинкой. Она была благодарна травинке за эти ощущения. Ещё бы! Ведь они приносили ей такую радость, какой она никогда раньше не испытывала.

В знак благодарности Искорка направила на травинку весь жар своей души. В тот миг она не думала, что этим ещё больше сокращает и без того короткую жизнь, оставшуюся травинке.
Травинка прощала Искорку. Она понимала, что сейчас та переживает новое рождение. Сейчас она радуется большой жизни, ожидающей её впереди. Эта радость маленькой Искорки и стала последним впечатлением в жизни травинки.

Что стало с Искоркой, это уже отдельная история. Тем более что через мгновение там, где только что была Искорка, уже суетился маленький любопытный огонёк. Для него всё вокруг было в новинку.

Огонёк.

Маленький Огонёк резвился в траве. Он прыгал с одной сухой травинки на другую, перебирался с одного сухого листочка на другой. В порыве радости обнимал травинки, обнимал листочки, и они… тут же сгорали в его горячих объятиях.

Ни травинки, ни листочки не сопротивлялись Огоньку. Они понимали, что избежать своей участи не могут, а потому не роптали. В последний миг, прежде чем раствориться в пламени, они поднимали головы, распрямлялись. Они словно знали, что их смерть есть начало новой жизни, жизни Огонька.

Огонёк постепенно набирал силу. С каждым мгновением он становился ярче. Вскоре у него появилось и первое большое желание. Оно было рождено жившей в нём надеждой. Огонёк надеялся, что в будущем его ожидает яркая красивая жизнь. Он ещё не видел её, но слышал, как о ней говорили травинки.

Ветерок, бегавший рядом, услышал желание Огонька. Он решил помочь ему, хотя по своему опыту знал, что игра с огнём, обычно, приводит к печальным последствиям. Но… даже это знание не могло изменить характер ветерка. Он стал подгонять к Огоньку сухие листья. Он тоже включился в игру маленького Огонька.

Огонёк был рад, делиться пылкой дружбой с другими. Он пытался подружиться с листьями, но у него ничего не получалось. Он дружески обнимал их, а они тотчас сгорали. Огонёк был слишком молод, чтобы знать, что дружба тоже может сжечь, если один из друзей только приносит себя в жертву.

Огонёк рос. Он уже видел себя большим огнём. Он был готов осветить всё вокруг. Он собирался разогнать обступающую его тьму. Огонёк внутренне хотел этого, но не знал, что и как нужно делать. Пока он только догадывался, что для полного воплощения его желания сухих травинок и листьев недостаточно. Внутренне он был готов обнять не только эти травинки и листья, но и сухие веточки, валявшиеся невдалеке. Он верил, что сумеет воспламенить и их. Да, что там ветки! Он сумеет воспламенить всё, что попадёт в его объятия! Дело было за небольшим: кто бы дал ему пищу, соответствующую его жару.

Огонёк понимал, что добраться самому до веток ему не под силу. Ещё он понимал, что для прыжка в большую и красивую жизнь ему требуется помощь. А вот в то, что эта жизнь непременно придёт, он уже верил.

Поодаль от того места, где резвился Огонёк, бегали маленькие ребятишки. Они тоже, как и он, резвились. Как и он, они пока не были обременены житейскими хлопотами. Играя, они заодно разглядывали мир вокруг себя. Всё новое и непонятное влекло их. Привлёк их внимание и маленький огонёк.

Подбежав к Огоньку, дети стали кормить его сухими веточками. Они помогали выжить новому товарищу. Мир взрослых ещё не погасил в них стремления помогать. Помогая, они всё ещё получали удовольствие. Огонёк тоже был рад нежданному появлению добровольных помощников. Ещё бы! Они превращали его желание во вполне достижимую цель.

Когда кто-нибудь из малышей терял бдительность и стремился положить веточку в самую середину Огонька, тот, словно маленький котёнок, норовил лизнуть протянутую руку. Так он выражал свою признательность. Маленький благодетель с нервным смешком отдёргивал руку. Он не сердился на Огонёк. Он чувствовал, что Огонёк поступает так не со зла.

Усилия детей довольно скоро превратили маленький Огонёк в небольшой костерок. С этого момента у Огонька, а точнее уже – Костра, началась новая жизнь.

Ребятишки азартно кормили маленький костерок сухими веточками. Их усилия не пропадали даром. С каждым мгновением костерок становился всё больше и больше, а вскоре превратился в настоящий большой Костёр.

Костёр привлёк внимание взрослых, работавших поодаль. Сумерки и усталость подтолкнули их к Костру. Ещё бы! Рядом с ним можно было отдохнуть и обогреться.

По одному взрослые потянулись к Костру. Каждый считал своим долгом принести для него охапку сухого валежника или несколько толстых сучьев. Взрослые помогали малышам накормить Костёр досыта. Вскоре он радостно потрескивал, отдавая тепло и свет людям.

Постепенно и взрослые, и дети расположились вокруг Костра. Всем было тепло и уютно. Люди чувствовали, как огонь сжигает их усталость, как восстанавливает силы. Люди были благодарны Костру за это. Одновременно они понимали, что Костёр помогает им только до тех пор, пока сам полон сил, поэтому они неустанно кормили его, восполняя затраты. Дров для этого они принесли с собой достаточно. Так люди отвечали Костру добром на добро.

Разомлев от тепла и пищи, люди стали располагаться на ночлег. Первыми угомонились ребятишки. Только самые стойкие из них, хлопая осоловевшими глазками, пытались, продолжить диалог с Костром. Этот разговор поддерживал и кто-нибудь из взрослых, подбрасывая в огонь очередное полено или порцию хвороста. Костёр был недоволен угасанием внимания. Да и кто бы на его месте чувствовал себя иначе!

«Они получили от меня всё, что хотели, а теперь… Теперь они морят меня голодом! Почему я должен задарма согревать этих жадных людей?» – возмущался Костёр.

Он с завистью поглядывал на охапки хвороста и толстые сучья, лежавшие поодаль.

«Зачем они принесли так много дров, если не хотят как следует накормить меня? Сами-то, небось, уплетали за обе щеки, нежась в моём тепле. Это несправедливо!» – распалял себя Костёр.

Воспользовавшись порывом ветра, он перебросил языки пламени на ближайшую кучу хвороста. Сучья тотчас вспыхнули. С громким треском огромное пламя взметнулось вверх, освещая окрестности и рассыпая вокруг мириады искр. Люди испугались. Детишки заплакали, а кто-то из взрослых даже плеснул в Костёр ведро воды.

«Что? Не нравится?» – шипел Костёр. – «А каково было мне? Я отдавал вам тепло. Я давал вам свет. А что получал взамен? Те крохи, которыми вы меня кормили? Теперь смотрите, каким бы я был сильным и красивым, если бы вы отнеслись ко мне с должным уважением!»

Люди, не слушая шипения Костра, собрались и ушли. Они шли к маленьким костеркам, которые зажглись от искр, разлетевшихся от Костра. Они забрали с собой остатки хвороста и дров, которые собирали когда-то для Костра.

Гнев и обида на людей поддали Костру жару. Они распаляли его. Чем больше Костёр злился, тем быстрее уходили люди. Они опасались его ярости. Они не хотели быть обожжёнными. Они боялись того, кто совсем недавно был их другом и благодетелем.

Наконец, Костёр остался один. Некому было подбросить в него те поленья, которые он не сумел проглотить. Обожжённые они лежали рядом, но дотянуться до них у Костра не было сил. Костёр понимал, что его жизнь, такая яркая и горячая, заканчивается столь же стремительно, как и началась.

Временами, словно спохватившись, Костёр распалял себя: «Где былое внимание? Где охапки валежника? Где руки людей, обращённые ко мне?»

Попытки обвинить в неблагодарности людей отбирали у Костра последние силы. Он уже не надменно, а печально глядел вокруг. Он понимал, что мгновения его жизни сочтены. И тем больнее было осознание того, что жизнь, большая жизнь, в которой участвуют и люди, ещё недавно сидевшие рядом с ним, продолжается.

Горько стало Костру от таких мыслей. Горько стало ему от одиночества, от ощущения людской неблагодарности и несправедливости, чинимой по отношению к нему. Он отдал людям всего себя! Он отдал им весь пыл своей души! А они?.. Где людская благодарность?.. На кого он потратил свои силы?..

Огонёк, ещё теплившийся в Костре, уже не мог ни обжечь, ни согреть. Он даже не мог дать достаточно тепла самому Костру. Лишь жалость к себе, вырываясь из-под слоя пепла, хоть как-то поддерживала жар, позволявший Костру жить.

Очередной порыв ветра раздул обиду, тлевшую внутри Костра. Не успевшие сгореть угли вспыхнули. Из последних сил они осветили только малюсенький кусочек пространства, в котором когда-то пылал Костёр, но вскоре и они угасли.

«Только огонь огня не боится. Согревая, не обжигай…» – донёсся до угасающего Костра чей-то голос. Голос звучал неизвестно откуда… Он пришёл словно из вечности, словно из небытия...

В одночасье некогда величественный Костёр превратился в кучу пепла.

Маленькая искорка, рожденная прощальным всполохом, тоже слышала эти слова. Увлекаемая потоком воздуха она взметнулась ввысь и полетела за линию костров. Она летела туда, где ещё не было ни тепла, ни света.

Сказка о том, как Человек подружился с Огнём

Были когда-то такие времена на земле, когда Человек : боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:

— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?

— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.

— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.

— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.

— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.

Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.

— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.

— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.

Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.

Тема: «Пожароопасные предметы. Спички»

Цель : формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать желание быть осторожными с огнем.

Задачи :

1) дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички;

2) познакомить со свойством огня;

3) познакомить с правилами пожарной безопасности.

оборудование: модель пожарной машины, иллюстрации, мультфильм « кошкин дом».

Ход занятия :

Воспитатель сообщает детям о том, что в каждом доме есть огонь. Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Где можно взять огонь?

Зажечь спичку, зажигалку, газовую плиту. Тогда появится огонь. В лесу можно развести костер, чтобы погреться у огня, приготовить пищу.

Но если не потушить костер, может сгореть лес, деревья, трава. В большом огне может сгореть все: и мебель, одежда, занавески, игрушки и даже люди. Пожары очень опасны! Поэтому надо осторожно обращаться с огнем.

Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что в группе кто-то пищит.

Да, это же спички. Они просят, чтобы мы их зажгли (воспитатель зажигает спичку) - Ой, ребята, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Я очень боюсь, огонь уже жжет мои пальцы!

Ребята, помогите мне! Что надо делать? Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам, ребята. Я так испугалась! А вы? (и мы испугались)

А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было?

Да, правильно, загорелись бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с вами.

Вот, оказывается, какая большая беда от маленькой спички! Детям спички брать нельзя! Это не игрушки!

Ребята, посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется?

Пожарная.

Правильно. А как вы догадались?

Она красная, номер 01.

Правильно, ребята, пожарная машина всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня.

А как едет она? Быстро или медленно?

Правильно, быстро, чтобы быстрее потушить пожар. И когда она едет, звучит сирена.

Как звучит сирена?

Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила пожарной безопасности. Мы их, ребята, уже знаем:

Спички нельзя (брать)

Газ нельзя (зажигать)

Утюг нельзя (включать)

В розетку пальцы нельзя (вставлять)

Ребята, запомните эти правила и соблюдайте их, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Пожарная машина от слова пожар, а люди, которые тушат пожар, - пожарники. Смелые, мужественные люди. Давайте поиграем в пожарников.

Физкультминутка :

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

Итог. Вот что, ребята, бывает, если неосторожно обращаться с огнем.

Тема: «Огонь»

Цель:
- познакомить детей с пожароопасными предметами;
- формировать чувство опасности огня;
- довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно;
- познакомить с предметами, требующими осторожного обращения
Материал: красный фломастер по количеству детей, дорожные знаки, перфокарта с номерами служб, карточки с заданием, музыкальное сопровождение, шкатулка, аптечка, ящик с инструментами

Ход:
Загадка:
Дрожит свинка,
Золотая щетинка (огонь)
Дети, давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». И вспомним с вами, где человеку помогает огонь, а где вредит.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Он и сейчас остается нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу в дождливый день, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь.
Но! Если с ним не дружить он может превратиться в злобного и жестокого врага. В пламени огня погибают люди, сгорают деревни и города, леса.
(слышится вой сирены пожарной машины)
- Что это за звук? Как вы думаете, куда едет пожарная машина?
- Зачем пожарные включили сирену?
Игра «Добавлялки» (с красным шаром)
-Дети, давайте вспомним какие пословицы про огонь мы знаем?
* от искры сыр – бор загорается.
* нет дыма без огня.
* огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
* вор приходит хоть стены оставит, огонь придет всё унесет.
* человек без огня не живет не единого дня.
* берегись, не ожгись!
Дети, вы молодцы, назовите предметы, необходимые для тушения пожара. (вода, песок, огнетушитель, мокрая тряпка)
Рассматривание иллюстраций
«Непослушный Буратино»
(дети находят ошибки, которые допустил Буратино)
Физминутка (под музыку)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Обращаю внимание детей на стол.
(На столе лежат карточки)
Задание: обведите красным фломастером предметы, которые вы считаете опасными.
На картинке: ножницы, иголка, кукла, книга, молоток, краски, аквариум, фрукты.
Дети выполняют задание, подводим итог: есть опасные предметы,
- которые нельзя брать детям;
- которые можно брать с разрешения родителей;
- которыми можно пользоваться самостоятельно
Все эти предметы нужны человеку. Но мы будем осторожны, будем соблюдать правила безопасности, будем с ними дружить.
Следующее задание: Игра «Каждой вещи свое место»
На столе: аптечка, ящик для инструментов, шкатулка
- таблетки, градусник
- молоток, отвертка, гвоздь
- иголка, булавка, ножницы
(Дети раскладывают картинки по местам)
Подвожу итог: опасные предметы, должны лежать в специально отведенных местах.
- Найдите и назовите опасные места у нас в группе (балкон, окно, розетка, выключатель, кран)
- Дети объясните, почему они опасны?
- Дети опасности могут встретиться нам и на улице. Как вы думаете какие?
(Обратите внимание на иллюстрацию «Знаки»)
Игра «Назови знак»
(дети называют несколько основных дорожных знаков и объясняют их значение)
Давайте представим ситуацию: девочка заблудилась. К кому она может обратиться за помощью? (к полицейскому, к взрослому)
- Что она должна им сказать? (свой домашний адрес, фамилию и имя)
- Назови свой адрес. (Несколько детей выборочно называют свой домашний адрес)
- А какой адрес у нашего детского сада? (пер. Ноградский 3)
Обращаю внимание детей на картинку (перфокарта) с номерами служб 01, 02, 03
Какие это номера телефонов?
- Тревожные.
Правильно, все люди должны их знать и звонить по этим номерам в случае опасности.
Вспомнить стихотворения «Сам не справишься с пожаром», «Дома я один остался», «Если мама заболела»
Нарисованы ситуации:
Пожар 01
Мальчик порезался 02
В дверь стучит чужой 03
Дети стрелочкой должны указать номер службы, которая необходима в каждой ситуации.
Подводим итог: смотрим как ребенок выполнил задание.
В руках у меня спичка. Читаю стихотворение:
Ростом спичка – невеличка
Не смотри, что мала
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Вывод: Мы будем дружить с огнем?
Будем стараться соблюдать все правила безопасности?
И тогда вы будете расти здоровыми, а мы знаем, что здоровье – это самое ценное для человека.
Спасибо!!!

Тема: «Беседа о добром и злом огне»

Задачи: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить закреплять знания по правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; закрепить правила пожарной безопасности:
- не брать спички и не играть с ними;
- не влезать предметами в розетку;
- не подходить к газовой плите;
- не включать утюг и другие электроприборы;
- при пожаре звонить – 01.
Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, кусок плотной ткани, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакаты и иллюстрации по пожарной безопасности, красный воздушный шар, ведро с водой, огнетушитель.
од занятия.
Воспитатель в руках держит листок бумаги, вырезанный как необыкновенный лист с дерева, красным цветом к себе.
Восп: Посмотрите какой у меня листок, он вам ничего не напоминает? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы скажите мне отгадку:
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен!
- Правильно, это – огонь.
- Ребята, а как можно получить огонь? (спички, зажигалки, газовая плита) .
- Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костер? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)
- Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим огнетушитель и ведро с водой.
Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!
Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите, отчего может произойти пожар. Какие беды приносят пожары?
Игра «Если возник пожар»
- Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.
Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Пока воспитатель говорит дети передают шар по кругу, как только воспитатель остановилась, ребёнок у кого в руках шар должен в рифму сказать ответ. И дальше продолжаем передавать.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с (пожаром)
(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом ребенку) .
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - (пожар) .
(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом) .
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал,

Кто со спичками (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над (газом)?

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер - (01) .

Дым увидел – не зевай

И пожарных (вызывай)!

А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в трёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой, вторую засыпает песком, третью накрывает мокрой тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать воду, а также песок (землю, плотную ткань.

Дидактическая игра «Собери и расскажи»

Детям раздаются разрезные картинки по теме «Как возникает пожар»

Дети должны собрать картинки и рассказать о чём они. Воспитатель на доску вывешивает рисунок того ребёнка который рассказывает, для того чтобы другие могли видеть и подсказать при необходимости.

Игра: «Топаем, хлопаем».

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (Хлопают)

Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (Топают)

Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (Топают)

Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (Хлопают)

Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (Топают)

Клим увидел: дом горит, Мальчик "01" звонит. (Хлопают)

Воспитатель:Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдёт в привычку – от детей их убирать.
Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём –
И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,
Применять их будем в дело и пожар не разведём.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

СТ. НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ

Внеклассное занятие.

«Огонь - добрый, огонь - злой»

Подготовила

учитель начальных классов

Санникова Людмила Ивановна

Тема: «Огонь -добрый, огонь- злой »

Цель: показать каким бывает огонь: добрым, когда несёт пользу людям и злым, когда несёт беду; закрепить знания по пожарной безопасности.

Огонь бывает разный -

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Учитель Ребята, сегодня мы поговорим с вами о пожарной безопасности, о добром и злом огне; о том, как избежать пожара и вести себя, если он возник.

Много лет назад человеку жилось очень нелегко. Его окружала дикая природа, холод, сырая пища. Люди боялись огня, приписывая ему божественную силу, поклонялись. Постепенно они привыкли к огню, «укротили» его и начали активно использовать в повседневной жизни для обогрева жилища, приготовления пищи. Добрый огонь несёт пользу людям.

Нам без доброго огня

Обойтись никак нельзя.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Учитель . - Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди других профессий.

1.Ты видел, как он управляет огнем?

Железная каска надета на нем

Вот строится дом – посмотри поутру

Он в стеганой куртке стоит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов

Варил он суда из огромных листов..

2 Железо с железом он может сварить.

Он добрый волшебник, что тут говорить.

Знают все человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

3. Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг,

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом!

Учитель . Огонь-это великая сила. Великое благо и великое зло. Огню поклонялись, его боялись, нередко беспечно к нему относились и тогда огонь становился злым. За свою беспечность люди наказывались- возникали пожары.

Пожар- это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, разрушения зданий, уничтожение растительного и животного мира. Пожары приносят неисчислимые беды, травмы и гибель людей, уничтожают всё на своём пути, наносят непоправимый вред окружающей природной среде.

Он всегда бывает разным

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок.

Учитель . - Очень часто от пожаров страдают дети. Особенно, когда они не слушают родительских наказов и, оставшись одни дома, играют со спичками, включают электроприборы, газовые плиты. Происходит возгорание, и дети могут погибнуть в огне и в дыму.

Самуил Маршак «Пожар».

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь

Приоткрой пошире дверь»

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок…

Учитель . - Пожарные службы и МЧС тогда приходят на помощь людям. Тревожно завывая сиренами, пожарные машины мчатся к месту пожара по вызову 01 .

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин

При пожаре, при пожаре

Набирают 01.

И вот машины красные

Спешат в места опасные

Прохожие сторонятся,

Пожарные торопятся.

Инсценировка.

Ноль-один – зазвонил телефон,

Чей-то крик принесли провода,

Чей-то плач уловил микрофон –

Значит, где-то случилась беда…

(Выходят Огонь и Спички .)

Огонь. 3-я спичка.

Я- огонь, я друг ребят. Огонь силен – он может сжечь деревню,

Но, когда со мной шалят, Он беспощаден, зол, напорист, груб.

Становлюсь тогда врагом И сгубит он столетние деревья

И сжигаю все кругом. Быстрее, чем умелый лесоруб.

(Кружится по сцене.)

1-я спичка. 4-я спичка.

Человеку друг – огонь И там, где он проходит,

Только зря его не тронь! Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Если будешь баловаться, Недаром поговорка есть в народе:

То беды не миновать, «Бояться как огня».

От огня несдобровать!

2-я спичка. 5-я спичка.

Знайте, в гневе он сердит: Гибнут в пламени пожара

Ничего не пощадит! Даже люди иногда.

Уничтожить может школу, Это помните всегда!

Поле хлебное, твой дом Хором.

И у дома все кругом. Это помните всегда!

А взметнувшись до небес,

Учитель . -Люди, которые профессионально борются с огнём, называются пожарными. Профессия пожарного – это дело, которое требует максимального напряжения физических, психических, душевных сил. Рискуя собственной жизнью, пренебрегая опасностями, они борются с огнём, спасают людей, попавших в беду.

Стихотворение о пожарных.

Боятся степи, горные просторы

Его горячих, беспощадных лап.

Но есть такие люди, для которых

Он как прирученный – послушен, тих и слаб.

Они его к земле прибьют, потушат,

В горящий дом, бесстрашные, войдут.

За жизнь других они, не сомневаясь,

Свои жизни отдадут.

Таких людей, ведущих бой с огнем,

Мы нашими пожарными зовем!

Учитель . - А чтобы не было беды, ребята, необходимо помнить о правилах пожарной безопасности.

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

Правило первое касается каждого.

Правило это самое важное!

На улице и в комнате

О нём всегда вы помните-

Спички не тронь, в спичках огонь

Правило второе легко запомнить можно,

С электроприборами будьте осторожны!

С утюгом и чайником,

С плитой и паяльником!

Электричество и газ в быту у нас – прекрасно!

Но они огнеопасны!

С газом будь осторожен -

От газа пожар возможен!

Помните об этом ночью и днём,

Будьте осторожны с огнём!

Учитель . - А теперь проверим вашу внимательность и насколько вы подготовлены к тому, чтобы правильно вести себя при пожаре. Я буду задавать вопросы, а вы в нужном месте хором будете отвечать:

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

Сам костер не разжигай

И другим не позволяй!

Даже крошка – огонек

От пожара недалек.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей.

Может быть беда большая

Для построек, для людей!

Узнали случайно шалуньи – сестрички,

Куда от них мама спрятала спички.

Однажды сестрички остались одни –

Коробку спичек в буфете нашли…

Огонь по ковру добежал до окошка,

Забрался на штору и прыгнул, как кошка!

На полку, на шкаф, на диван, на сундук,

И все запылало, как факел, вокруг.

Сестрички с испугу под полку забились

И там от огня, чуть дыша, притаились.

А пламя все ближе. А пламя вот-вот

Сестриц- озорниц языками лизнет.

Но вдруг кто-то настежь окно распахнул.

Проходит минута, проходит другая…

Лицо рукавом от огня прикрывая,

Парнишка ребенка в окно протянул,

И снова в огонь торопливо шагнул!

В дыму задыхаясь, отважный мальчонка

Из пламени вынес второго ребенка.

Учитель . - За такой подвиг утверждена медаль «За отвагу на пожаре ». Но пусть лучше не будет ситуаций, когда из пожара приходится спасать детей.

Учитель . -А теперь отгадайте загадки:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (огонь)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь

Искусает всю ладонь. (огонь)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар)

Летела мошка –

Осиновая ножка.

На стог села –

Все сено съела. (спичка)

Стихотворение – памятка. (стихи читают дети)

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Не бери из печки жар –

Ведь он таит пожар.

Уголек, хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надежный старший друг.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01.

01 – запомни этот телефон.

В случае пожара пригодится он!

Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

Быть нельзя огню вблизи

Там, где краска, газ, бензин;

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Опасно!»

Учитель . –На этом наше занятие закончено. И никогда не забывайте о правилах пожарной безопасности.

Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

Случайные статьи

Вверх