Самые сложные теории в психологии. Психология. Новые идеи, интересные теории. Ваша личность является относительно стабильной на протяжении всей жизни

Откройте любые газету или журнал, и вы там найдете термины, предложенные Зигмундом Фрейдом. Сублимация, проекция, перенос, защиты, комплексы, неврозы, истерии, стрессы, психологические травмы и кризисы и т.д. - все эти слова прочно вошли в нашу жизнь. И также прочно в нее вошли книги Фрейда и других выдающихся психологов. Предлагаем вам список самых лучших - тех, которые изменили нашу реальность. Сохраните себе, чтобы не потерять!

Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом играем друг с другом в игры, используя три роли: Взрослый, Родитель и Ребенок. Подробнее об этой популярной во всем мире концепции читайте в обзоре бестселлера Берна « », представленном в Библиотеке «Главная мысль».

Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор, чтобы научиться думать разными способами в зависимости от ситуации. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры. вы можете прочитать в Библиотеке «Главная мысль».

  1. Альфред Адлер. Понять природу человека

Альфред Адлер — один из самых знаменитых учеников Зигмунда Фрейда. Создал свою концепцию индивидной (или индивидуальной) психологии. Адлер писал, что на поступки человека влияет не только прошлое (как учил Фрейд), но и будущее, а точнее цель, которую человек хочет достичь в будущем. И уже исходя из этой цели, он преобразует свое прошлое и настоящее. Иными словами, только зная цель, мы можем понять, почему человек поступил так, а не иначе. Возьмем, к примеру, образ с театром: только к последнему акту мы понимаем поступки героев, которые они совершили в первом акте. О всеобщем законе развития личности, предложенном Адлером, вы можете прочитать в статье: « ».

Доктор медицины, психиатр и психоаналитик Норман Дойдж посвятил свои исследования пластичности мозга. В своем главном труде он делает революционное заявление: наш мозг способен менять собственную структуру и работу благодаря мыслям и действиям человека. Дойдж рассказывает о последних открытиях, доказывающих, что человеческий мозг пластичен, а значит, способен самоизменяться. В книге представлены истории об ученых, врачах и пациентах, которые смогли добиться удивительных трансформаций. Тем, у кого были серьезные проблемы, удалось без операций и таблеток вылечить заболевания мозга, считавшиеся неизлечимыми. Ну а те, у кого не было особых проблем, смогли значительно улучшить работу своего мозга. Подробнее , представленном в Библиотеке «Главная мысль».

Сьюзан Вайншенк — известный американский психолог, специализирующийся на поведенческой психологии. Ее называют «Леди Мозг», поскольку она изучает последние достижения в области неврологии и человеческого мозга и применяет полученные знания в бизнесе и повседневной жизни. Сьюзан рассказывает об основных законах психики. В своем бестселлере она выделяет 7 основных мотиваторов человеческого поведения, которые влияют на нашу жизнь. Подробнее об этом в обзоре по книге « », представленном в Библиотеке «Главная мысль».

  1. Эрик Эриксон. Детство и общество

Эрик Эриксон — выдающийся психолог, который детализировал и дополнил знаменитую возрастную периодизацию Зигмунда Фрейда. Периодизация жизни человека, предложенная Эриксоном, состоит из 8 стадий, каждая из которых заканчивается кризисом. Этот кризис человек должен правильно пройти. Если не проходит, то он (кризис) добавляется в нагрузку в следующий период. О важных возрастных периодах жизни взрослых людей вы можете почитать в статье: « ».

Знаменитая книга известного американского психолога Роберта Чалдини. Она стала классической в социальной психологии. « » рекомендуют лучшие ученые мира как пособие по межличностным отношениям и конфликтологии. Обзор по этой книге представлен в Библиотеке «Главная мысль».

  1. Ганс Айзенк. Измерения личности

Ганс Айзенк — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Наиболее известен как автор популярного теста на уровень интеллекта — IQ.

Психолог Дэниел Гоулман полностью изменил наше представление о лидерстве, заявив, что для лидера «эмоциональный интеллект» (EQ) важнее IQ. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Почему так происходит, вы можете прочитать в обзоре по книге Гоулмана « », представленном в Библиотеке «Главная мысль».

Знаменитый социолог Малкольм Гладуэлл представил ряд любопытных исследований, посвященных интуиции. Он уверен, что интуиция есть у каждого из нас, и к ней стоит прислушиваться. Наше бессознательное без нашего участия обрабатывает огромные массивы данных и на блюдечке выдает самое верное решение, которое нам остается только не пропустить и использовать с толком для себя. Однако интуицию легко спугнуть отсутствием времени для принятия решения, состоянием стресса, а также попыткой описать словами свои мысли и действия. Обзор по бестселлеру Гладуэлла « » есть в Библиотеке «Главная мысль».

  1. Виктор Франкл. Воля к смыслу

Виктор Франкл — всемирно известный австрийский психолог и психиатр, ученик Альфреда Адлера и основатель логотерапии. Логотерапия (от греческого «Logos» - слово и «terapia» - забота, уход, лечение) — это направление в психотерапии, возникшее на базе тех выводов, которые Франкл сделал, будучи заключенным концлагеря. Это терапия поиска смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности (как считал Фрейд), а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

  1. Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений
  1. Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы

Анна Фрейд — младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основала новое направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой считают разработку теории защитных механизмов человека. Также Анна значительно продвинулась в изучении природы агрессии, но всё-таки самым весомым ее вкладом в психологию было создание детской психологии и детского психоанализа.

  1. Нэнси МакВильямс. Психоаналитическая диагностика

Эта книга — Библия современного психоанализа. Американский психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет, что все мы до некоторой степени иррациональны, а значит, про каждого человека необходимо ответить на два основных вопроса: «Насколько псих?» и «В чем конкретно псих?» На первый вопрос позволяют ответить три уровня работы психики (подробности в статье: « »), а на второй — типы характера (нарциссический, шизоидный, депрессивный, параноидный, истерический и т.д.), подробно изученные Нэнси МакВильямс и описанные в книге «Психоаналитическая диагностика».

  1. Карл Юнг. Архетип и символ

Карл Юнг — второй знаменитый ученик Зигмунда Фрейда (об Альфреде Адлере мы уже рассказывали). Юнг считал, что бессознательное — это не только все самое низшее в человеке, но и самое высшее, например, творчество. Бессознательное мыслит символами. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, с которым человек рождается, оно у всех одинаковое. Когда человек появляется на свет, он уже наполнен древними образами, архетипами. Они переходят из поколения в поколение. Архетипы влияют на все, что происходит с человеком.

  1. Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики

Мартин Селигман — выдающийся американский психолог, основатель позитивной психологии. Всемирную известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности, то есть пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. Селигман доказал, что в основе беспомощности и ее крайнего проявления — депрессии — лежит пессимизм. Психолог знакомит нас с двумя своими главными концепциями: теорией выученной беспомощности и представлением о стиле объяснений. Они тесно связаны. Первая объясняет, почему мы становимся пессимистами, а вторая — как изменить стиль мышления, чтобы из пессимиста превратиться в оптимиста. Обзор книги Селигмана « » представлен в Библиотеке «Главная мысль».

Поделитесь с друзьями:

В последнее время на различных дискуссионных площадках, в т.ч. на просторах Интернета, можно встретить группы психологов, разделившихся на два фланга.

Первые утверждают, что в психологии уже давно всё придумано, и есть несколько базовых направлений, которые и следует развивать.

Другие же опровергают это мнение и утверждают, что есть огромное количество новых идей, теорий и различных открытий, которые способны изменить всю психологию и принести что-то кардинально новое.

Психология - это наука о душе. А душа бесконечна. Имхо;)

СПА-психотерапия, применение методик психотерапии для здоровых людей не с целью лечения, а для снятия эмоционального напряжения и просто отдыха.

После многократного употребления понятия «СПА» необходимо дать его точное определение. В 1991 году была создана Международная ассоциация СПА (International SPA Association - ISPA), именно усилиями экспертов этой организации через пять лет было сформулировано определение «СПА».

Сделано это было прежде всего для потенциальных клиентов. Чтобы клиенты могли иметь четкое представление и о наборе предлагаемых услуг, и какие преимущества несет в себе данный вид сервиса. «СПА» - это целая система поддержания высокого качества жизни, профилактики заболеваний, поддержки высокого показателя здоровья и реабилитации после нагрузок при помощи средств и методов естественного генезиса.

Итак, СПА - это заведение, предназначенное для улучшения общего состояния человека с помощью разнообразных профессиональных услуг, которые наряду с прочими могут включать уходы за кожей, процедуры для тела, фитнес, здоровое питание, духовные практики, способствующие оздоровлению тела, сознания и души человека (цит. по Е. Богачевой). В основном в кабинете психологической разгрузки используются методики дыхательных гимнастик, медитативные техники и та же светозвуковая стимуляция мозга.

Я считаю, что, как и любая наука, психология не стоит на месте. Она постоянно развивается. Появляются различные школы и направления. Очень важно, чтобы они строились на базовых понятиях и открытиях.

Появление новых направлений никак не связано с тем, чтобы отбрасывать всё старое и кардинально всё менять. Такая истерия ни к чему. В России, к сожалению, из-за отсутствия законодательной базы появляются лженаучные направления. Кто угодно может объявить себя основателем какой-либо школы, Учителем и т. д. Поэтому лично я серьёзно отношусь к классическим школам. А всё остальное - это политика и шарлатанство.

Я думаю, что знание классики не исключает поиск новых подходов, но не мешало бы для начала ознакомиться хотя бы с частью богатейшего наследия психологов XX века, чтобы быть компетентным и эффективным в практике.

Если считать новым то, что мало известно у нас и при этом работает в практике, то мне было очень интересно познакомиться с концепцией психоаналитика Гарри Гантрипа, которую он излагает в книге "Шизоидные явления, объектные отношения и самость".

Он использует понятие "антилибидинальное эго" для обозначения той части психики, которая при травме берет на себя управляющие функции, благодаря чему человек в целом справляется с жизнью, однако чувствует себя отчужденным, малоэмоциональным, живым не в полной мере. В процессе психотерапии эта часть постепенно уступает место либидинальному эго, то есть части, которая выражает наши глубинные потребности и чувства.

Гантрип пишет, что на этом этапе люди часто становятся инфантильными, чувствуют сильнейшую тревогу и даже бессознательно стремятся попасть в больницы, чтобы в покое и безопасности выращивать ту часть психики, которая так долго оставалась заблокированной. Таким образом, исцеление происходит через пугающий этап беззащитности и повышенной уязвимости, однако это необходимо.

Я полагаю, эта концепция очень полезна каждому участнику психотерапевтического процесса для объяснения некоторых наблюдаемых явлений.

Я с уважением отношусь к сторонникам классической психологии, но сама в своей работе использую интегративный подход.

Я обучалась в Российско-Австрийском проекте по подготовке детских и подростковых психотерапевтов, он принципиально отличается от принятого в нашей стране. Прежде всего, ребенок рассматривается как часть семейной системы. В основе подхода лежит теория привязанности, исследования Эйнсворт, Боулби, Даниэла Стерна, Петцольда и др. Подход называется интегративным, потому что ведется работа как с внутрипсихическим миром ребенка, так и с межперсональным, т.е. с его окружением.

Когда понимаешь что ты делаешь и для чего, не имеют особого значения методы. Я, например, сторонница психодинамического подхода, некоторые мои коллеги используют методы гешьтальт-терапии, в работе с детьми обязательно используем игровую терапию, арт-терапию, песочную, сказкотерапию. Главное - понимать, что и зачем делаешь.

Данная тема актуальна.

В последнее время в основном наука и практика психологии пополняются новыми методиками исследования, диагностики, терапии...

Что касается новых теорий и открытий в области психологии, то, возможно, они скоро будут, и способствовать в этом будут новейшие инструментально-аппаратные методы исследования, которые всё больше внедряются в современную психологическую науку и практику. В частности, компьютерные методики по созданию различных моделей человеческой психики: вначале исскуственного интеллекта, а теперь уже на подступе к моделированию человеческих эмоций (хотя,конечно, до реализации этой идеи ещё очень далеко...).

Мне думается, что с внедрением технических, компьютерных технологий в психологическую науку мы стоим на пороге новых открытий в психологии...

Новый метод берет начало из старого, плюс какое-нибудь присоединенное уже известное.

Например: арт терапия = психоанализ +рисунок,
телесно ориентированная терапия = работа через тело + психоанализ,
лечение аутичных детей с помощью общения их с дельфинами = телесная терапия + дельфины...

Я люблю использовать в гештальт методе знания соционики. Многие считают, что это не наука, но мне она дает возможность быстро диагностировать ситуацию взаимоотношений в семье и уже легче и быстрее проводить работу с клиентами. Зная психотип человека (это генетическая заданность), можно увидеть нарушения в его личности и проблемы связанные с ними.

Многие люди не принимают себя такими, какие они есть, и стараются переделать себя, перекроить - это неверный шаг по отношению к себе и заблуждение. Генотип переделать невозможно, его можно как-то дополнить чем-то, подкорректировать, но ни в коем случае не изменить. Это все равно, что из кактуса сделать подснежник. Как ни молись над ним - он никогда не будет подснежником, из другого материала создан.

Поэтому для меня сочетание этих двух направлений помогает в работе с клиентом, может клиенту принять себя и идти по жизни уже в соответствии со своей личностью, не предавая себя, тем самым не страдая и не ища больше себя в других.

Кризис метода психотерапии - это изобретение эклектических методов или модификация уже существующих.

Думаю, сейчас это и происходит. Создаются всё новые и новые модификации уже существующих направлений в психотерапии и психологии. В этом могут быть как положительные стороны, так и отрицательные.

Сейчас психология и психотерапия приобретают всё больше характер бизнеса. И очень часто люди забывают о том, что клиент - это человек страдающий, и важно в первую очередь ему помочь.

Все новое требует доказательств эффективности, но важно помнить и о людях, которые обращаются за помощью. Ведь по большому счёту многим абсолютно безразличен метод, главное - это результат, а результат зависит не только от технологии и метода, но и от личности специалиста.

Если говорить о психологии в целом, как о науке, то она, с одной стороны, еще в самом зарождении, так как сторонники разных направлений, школ и концессий еще даже не определились с единым понятийным аппаратом. Это побуждает спор на пустом месте и вовсе не способствует развитию науки. С другой стороны, она активно развивается, имея уже хорошую базу представлений и теорий.

Мне кажется, что будущее психологии - в физиолого-пихологических исследованиях, и крупные теории возьмут свое начало именно из этого подхода в исследованиях. Сами методы психологических исследований, которые широко применяются в психологии, до сих пор часто просто безосновательны. Важно понять, что ни один метод исследования не является в психологии самодостаточным, и его результаты требуют подтверждения как минимум двумя другими.

Когда человек рассматривается словно набор отдельных качеств и разделен на упрощенные категории, каждая из которых исследуется отдельно без учета остальных, это приводит к тому, что психолог за ними не видит главного - самого человека.

Основные мировые научные направления в последние годы становятся ближе друг к другу, и это радует. Уже сильно изменился Когнитивно-поведенческий подход, современный Психоанализ стал все больше похож на Гештальт подход, отходя от устаревших в обществе и человеке ортодоксальных понятий, которые были актуальны столетие назад.

Можно долго рассуждать об этом, но важно понять, что меняется и человек, и общество, в котором мы живем, а следовательно, наука о человеке меняется вместе с ним. На первый план выходят совершенно новые задачи, требующие нового рассмотрения и методов исследования.

Если же рассматривать техники, применяемые в работе с клиентами, то они непрерывно развиваются и дополняются новыми. Я и сама являюсь разработчиком новых подходов, как и другие мои коллеги. Говорить здесь о чем-то принципиально новом сложно, так как уследить за всеми течениями и находками просто невозможно. Именно поэтому тенденция к объединению и созданию ассоциаций психологов из разных направлений обогащает участников.

Я за Интеграцию, но не стихийное смешение теорий, мыслей и идей, а за разумный обмен действенными подходами в исследовании человека и общества, а также за использование ясных и четких понятий и определений.

"Нет предела совершенству". На мой взгляд, это высказывание подходит к таким понятиям, как вселенная, душа и тело человека.

Ведь сколько еще не знает человечество об устройстве мозга, например. Ученые до сих пор не могут объяснить некоторые феномены и факты мироздания.

То же самое относится и к науке о душе. Да, "старые" методы по-прежнему работают, появляются новые и лишь обогащают или трансформируют уже известные. Так и происходит развитие и психологии как науки в том числе.

"В психологии давно всё придумано и следует это развивать" - я с этим не согласна. Многие открытия в науке происходят случайно, при обнаружении ошибок, сбое и т. д. А ведь их заранее не придумаешь и не предугадаешь.

Развитие - оно всегда в условиях неопределённости. А, следовательно, не подходит под рамки "всё уже придумано".

Тема, несомненно, актуальна и интересна.

Психология как наука никогда не стояла на месте. Постоянно появляются всё новые школы, методы, направления и техники. Некоторые действительно работают и имеют как научное, так и практическое подкрепление. Другие не всегда могут похвастаться своей научностью и в основном подкрепляются и аргументируются лишь словами автора (или авторов).

В любом случае фундаментальная психология как наука меняется (непонятно, правда, в какую сторону), и никто не запрещает любому человеку с дипломом психолога (а может, и далеко не психолога) создать свою школу психологии и продвигать её как самую лучшую и эффективную.

И в этом, как мне кажется, главное уязвимое место науки - любой непосвящённый может влезть и внести изменения для своей коммерческой выгоды. Устала уже наблюдать объявления по типу "Психолог -экстрасенс поможет похудеть за час" или книги на полках психологии в книжном магазине с заголовком "Как стать стервой". Обидно за науку!

В вопросе совершенно не ясно, что названо словом "психология".

Можно говорить о психологии как науке, изучающей закономерности развития психики - и это одна история. Как наука психология имеет очень небольшую историю, начиная с лаборатории Вундта (1879 год), а область познания - бесконечна, более того, с развитием методологической базы для исследований будут развиваться и теории.

Сейчас ученые очень и очень мало знают, к примеру, о закономерностях сновидений , об интуиции, о бессознательных процессах, да и вообще мозг человека мало изучен - потому что мало способов посмотреть внутрь. С развитием всяких технологий развивается и наука. Сначала ученые видят некую реальность, фиксируют ее, а после пытаются установить закономерности, и, как следствие, возникают новые теории.

Можно назвать словом "психология" такую узкую часть науки как теории личности. Здесь действительно много "базовых" теорий - и большая часть последующих теорий либо опирается на предыдущие, либо дополняет их.

Однако очень важно помнить, что теория всегда остается только теорией - то есть некой картой, описывающей местность. Даже самая подробная карта не будет равна местности. Поэтому теорий много, ландшафт человеческой души тоже очень разнообразен.

Более того, душа человека тоже меняется - в связи с изменениями в человеческом обществе, и эти изменения также рождают потребность в новых теориях и новых описаниях реальности. Кроме этого, теории существуют не сами по себе, а тоже внутри общества, поэтому часто старые теории пересказываются и адаптируются к новому времени, к новому языку.

И третье, что может быть названо словом "психология" - это психология как практика, в узком смысле - психологическая помощь . Здесь еще раз отмечу, что человек "вписан" в общество и зависит от общественных изменений, поэтому с изменениями в обществе меняется и структура расстройств, их особенности, а, следовательно, и теории, их описывающие, и методы работы с ними.

Во времена Фрейда "истерическую дугу" часто наблюдали в клинике, сейчас это практически нигде не встречается, но много пациентов с анорексией. Раньше общество было наполнено одними нормами сексуальности, сейчас - совершенно другими.

Фрейд открыл возможность говорить о сексуальности - и это стало способом лечения и облегчением для пациентов, сейчас скорее наоборот - люди переполнены обрывочными сведениями, разговорами, диагнозами, и часто разговор о сексуальности происходит намного легче, чем разговор о других сферах жизни.

Если Перлзу приходилось "ломать" стереотипное поведение клиента, его слишком жесткое представление о себе и о мире, - и это Перлз использовал как способ лечения, то сейчас приходится скорее собирать клиентов из кусков, помогая создать целостное представление о себе и о мире.

Сказать, что ничего не меняется - это как пытаться остановить реку. Да, река остается рекой. Однако она течет. И где-то река течет быстрее, где-то тише, где-то глубже, где-то мельче, где-то полноводнее... Точно так же и "психология" - и как наука, и как теории о человеке, и как практика - меняется, наполняется, сужается, расширяется, - изменяется со временем. И это часть жизни.

В теме возникновения новых идей и теорий мне хочется порассуждать об источниках вдохновения для их авторов. Поскольку я не теоретик, а практик, то и говорить буду о практике консультирования и психотерапии.

И первая мысль, пришедшая мне в голову - так или иначе новаторством мы, консультирующие психологи, занимаемся каждый день. Потому что даже стойкая приверженность какой-либо школе консультирования / терапии не отменяет индивидуального подхода к каждому новому клиенту и его индивидуальной ситуации. Любая техника, методика, программа тренинга может - и, я уверена, должна - быть изменена под актуальную потребность клиента, под его запрос или ситуацию.

Но определенные потребности и запросы могут возникнуть не только у отдельных клиентов, но и у большой части нашей целевой аудитории. И тогда может возникнуть новый мастер-класс, новый тренинг, новая техника и даже новая школа.

При всем лично моем противоречивом отношении к такому явлению как, например, "православная психология", надо признать, что ее появление было ответом на актуальную потребность значительной части наших потенциальных клиентов объяснить духовные вещи с точки зрения психологии и наоборот, а также быть уверенным, что консультант не будет подвергать сомнению их жизненные ценности.

И другая мысль - подумалось, что многим новым методам, техникам, разработкам практических направлений в консультировании мы обязаны зачастую такой совсем приземленной вещи, как необходимость продвижения своих услуг на рынке.

Вот и возникают "трансёрфинг реальности", "системно-векторная психология", "мандалотерапия", "гимнастика славянских чаровниц"; плодятся "специалисты по улучшению качества жизни" и "межличностным отношениям". Чрезвычайно модный нынче коучинг я бы тоже отнесла сюда.

Иногда это действительно грамотная "отстройка" от коллег и остроумный способ привлечь внимание целевой аудитории, зачастую все еще пугающейся слов "психолог ", "психотерапия" и не отличающей психологов от психиатров.

Но иногда, увы, способы привлечения клиентов бывают весьма сомнительны с точки зрения этических норм, а временами и вовсе ничем не отличаются от сект.

Не снимая личной ответственности за деятельность такого рода "коллег", вынуждена признать, что проблема эта системная. До тех пор, пока в рубрикаторе видов деятельности для предпринимателей психологическое консультирование и проведение тренингов будет через запятую стоять с деятельностью магов, экстрасенсов и целителей, ничего существенным образом не изменится.

И дело, конечно же, не в рубрикаторе, а в том, что он вполне отражает общественное отношение к психологическому консультированию, которое Ролло Мэй и другие психологи гуманистических направлений называл "искусством".

Поэтому, резюмировав свои рассуждения, не изобрету ничего нового: творить приходится каждый день, и единственными границами этого творчества могут и должны быть этические стандарты отношения к клиентам.

Могу, ссылаясь на собственный опыт обучения классической и современной психологии, говорить, что дело не в том, хороши или плохи различные направления. Важнее, насколько они соответствуют, подходами и инструментами. Насколько могут помочь разрешить полученные человеком проблемы. Насколько ответствуют особенностям индивидуального развития, истории жизни, того или иного человека.

Большое значение в совместной работе я оставляю областям, в которых ранее человеку было слишком трудно думать и чувствовать. Также важно, насколько пара, вы и другой человек, могут работать вместе. Чтобы прийти к восстановлению, к исцелению, к освобождению от старых разрушающих программ.

Полезно познакомиться с разными подходами. Практиковать в них какое-то время. Чтобы понимать, какой ваш. Стать сильным в теоретической, и в практической подготовке. Конечно, хорошо сохранить любознательность, оставаясь открытыми всему новому в понимании природы человека.

Одно из новых, интересных направлений, например, психонейроиммунология.

Сейчас идет активная интеграция сразу многих направлений. Обучение доступно, в том числе и дистанционно, были бы средства. Получается, что почти каждый психолог в своей работе уже работает по новому созданному им направлению, только вслух не озвученному и не запатентованному.

Мое мнение, что работа должна идти под запрос клиента и с его возможностями. Если психолог чувствует комфорт там, где он работает с человеком, и уверенность в том, что он может помочь, а также ощущает границы возможности, то этого достаточно. Лишь бы во благо.

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Слово «Психика» греческого происхождения, образованное от слова ψυχικός, которое переводится как «душевный».

2. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

3. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

4. Каждую секунду наш мозг атакуют 11 миллионов индивидуальных единиц.

5. Безделье заставляет человека чувствовать себя дискомфортно.

6. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он, вопреки здравому смыслу, намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, из которого трудно оказаться недооцененным.

7. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

8. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

9. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах»

10. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

11. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

12. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

13. В 1957 году американский психолог Леон Фестингер озвучил теорию когнитивного диссонанса, в которой речь шла о психологическом дискомфорте, возникающем в случаях, если в сознании человека сталкиваются противоречивые представления и поступки. Например, курильщик знает, что никотин убивает, но это не заставляет его отказаться от вредной привычки.

14. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

15. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

16. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

17. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не перечить мнению группы, даже если они считают, что группа не права.

18. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие видение мира с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности коренится на устоявшейся привычке.

19. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

20. По мнению семейного психотерапевта Роджера С.Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом

22. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

23. В психологии известно более 400 фобий.

24. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

25. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

26. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

27. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства - сочетание бредовых идей преследования с идеями величия

28. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю - хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

29. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

30. Микропсия - состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

31. Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

32. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

33. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

34. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в спорте высоких достижений роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

35. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

36. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

37. Телесная дисморфофобия – это расстройство, при котором человек (чаще всего подросток) сильно обеспокоен своим телом и испытывает чувство тревоги из-за его дефектов или особенностей. Сейчас, в эпоху сэлфи, это расстройство встречается все чаще.

38. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

39. Многолетние исследования доказали, что 50-70% визитов к врачу объясняются не физическими, а психологическими причинами.

40. Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).

Знание психологических особенностей людей помогает общаться в любой сфере, лучше понимать, как близких людей, так и случайных знакомых, коллег и клиентов

Знание психологических особенностей людей помогает общаться в любой сфере, лучше понимать, как близких людей, так и случайных знакомых, коллег и клиентов. Вот три интересные психологические теории, с помощью которых вы сможете лучше взаимодействовать с людьми, понять себя и других.

Число Данбара

Исследователь Робин Данбар связывал активность неокортекса, основной части коры больших полушарий мозга, с уровнем социальной активности.

Он рассматривал размер социальных групп у разных животных и количество партнеров, занимающихся грумингом (важная часть ухаживаний у животных, например, перебирание шерсти у приматов).

Оказалось, что размер неокортекса напрямую связан с размером социальной группы и количеством особей, которые ухаживают друг за другом (постоянно общаются в человеческом эквиваленте).

Когда Данбар начал исследовать людей, он выяснил, что социальные группы насчитывают около 150 человек. То есть, у человека есть примерно 150 людей, которых он может попросить о помощи или предоставить что-то им.


Более близкая группа составляет 12 человек, но 150 социальных связей - это более значительная цифра. Это максимальное количество людей, с которыми мы поддерживаем социальные связи. Если у вас появляются знакомые свыше этого числа, какие-то из прошлых связей уходят, и вы прекращаете общение с ними.

Если выразить это по-другому, получается следующая картина:

Писатель Рик Лакс пытался оспорить теорию Данбара, и в своем произведении писал о попытке сделать это:

«Пытаясь оспорить теорию Данбара, я на самом деле подтвердил её. Даже если вы решите опровергнуть число Данбара и попытаетесь расширить свой круг знакомств, вы сможете поддерживать взаимодействие с большим количеством людей, но это большое количество как раз и есть 200 человек или даже меньше».

После моего эксперимента я проникся уважением к:

1. Британской антропологии

2. Моим настоящим друзьям.

Я понял, что их не так много, но теперь я отношусь к ним гораздо лучше и больше их ценю.

Число Данбара особенно пригодится маркетологам и людям, работающим в сфере социальных медиа и брендинга. Если вы знаете, что каждый человек может взаимодействовать только со 150 друзьями и знакомыми, будет проще реагировать на отказ.

Вместо того, чтобы злиться и расстраиваться из-за ситуации, когда люди не хотят общаться с вами и поддерживать ваш бренд, подумайте о том, что у них всего-то 150 контактов, и если они выбирают вас, отказываются от кого-то из своих знакомых. С другой стороны, если они идут на контакт, вы будете больше ценить то, что они выбрали именно вас.

А как же социальные сети, где у многих более тысячи друзей? С другой стороны, со сколькими из них вы хоть как-то поддерживаете общение? Наверняка число таких людей приближено к 150. И как только у вас появляются новые контакты, старые забываются и просто «висят» у вас в друзьях.

Многие периодически «чистят» свой список и удаляют тех, с кем не будут общаться, оставляя только близких людей, и это не совсем правильно. Дело в том, что важны не только сильные связи, то есть, ваше ближайшее окружение. В книге Мортена Хансена «Сотрудничество» описывается, насколько важны для человека слабые связи (в частности, связи, которые заводятся через социальные сети, например, друзья друзей, подписчики). Хансен пишет, что такие связи - это ключ к новым возможностям.

Исследование показало, что для развития человека важно не столько количество связей, сколько их разнообразие: люди, придерживающиеся разных точек зрения, с различным опытом и знаниями. И такой разнообразный контингент вполне можно найти в социальной сети.

Слабые связи полезны потому, что они выводят нас в незнакомые области, тогда как сильные связи существуют в уже изученных сферах.

Бритва Хэнлона

Никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно объяснить глупостью.

В бритве Хэнлона вместо слова «глупость» можно поставить «невежество», то есть, недостаток информации перед принятием решения или каким-либо действием. И вот как работает эта бритва: когда вам кажется, что кто-то относится к вам со злым умыслом или делает что-то «назло», сначала копните глубже и узнайте, не связано ли это с невежеством.

Например, если вы получили e-mail от сотрудника, в котором он резко высказывается против вашей идеи, возможно, он просто не понял её сути, и его негодование не было направлено против вас, а только против идеи, которая казалось ему глупой или опасной.

Кроме того, часто бывает так, что люди стараются помочь человеку своими методами, а он воспринимает это, как злобные происки и вред. Люди по природе не злобные существа, так что каждый мнимый вред может оказаться желанием помочь, просто нелепым и невежественным.

Факторы мотивации Герцберга

Последняя теория может помочь в общении на работе с сотрудниками и коллегами, а может даже с друзьями и супругами. Эта теория была выдвинута в 1959 году Фредериком Герцбергом и её суть заключается в том, что удовлетворенность и неудовлетворенность от работы измеряются по-разному, и не являются двумя концами одной прямой.

В теории предполагается, что неудовлетворенность от работы зависит от «гигиенических факторов», таких как условия труда, размер заработной платы, отношение с начальством и коллегами. Если их нет, неудовлетворенность есть.

Но удовлетворенность работой возникает не от наличия вышеперечисленных факторов, а от следующей группы причин, «мотивации»: удовольствие от процесса работы, признание и возможности для роста.

Из этого можно вывести следующее: если вы работаете на высокооплачиваемой работе с комфортными условиями труда, всё равно можете чувствовать себя паршиво, если, например, у вас нет никакой ответственности, и вы никогда не чувствуете успех.

И наоборот - то, что вы получаете признание и понимаете, что создаете что-то ценное и стоящее, не возместит того факта, что за это вам платят копейки, а условия труда хуже не придумаешь.

Эта теория особенно пригодится тем, кто отвечает за персонал в компании. Теперь вам будет понятно, почему люди, несмотря на хорошие условия, всё равно увольняются с работы.

Для тех, кто сам недоволен работой, эта теория поможет выяснить, от чего возникает неудовлетворенность, и как с ней бороться. И ещё: если ваши друзья, родные или знакомые будут жаловаться на работу, вы никогда не скажете им: «Но тебе там так хорошо платят! Ты с жиру бесишься, оставайся». А это может быть очень важно для их будущего.

Случайные статьи

Вверх