Проект обществознание труд и творчество. Коллективный проект "Труд - основа жизни". Сочинение «Творчество и труд»

По определению А. Маршалла, труд - это "всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы" (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевон-су, который относил к труду "только тягостные усилия", Маршалл подчеркивает, что "большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда" [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, " а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег" [Там же].
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - ЭТО деятельность, выполняемая "под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости" [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.
В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда1. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова "труд" и "трудно", "работа" и "раб" имеют общие корни2. По известному определению Аристотеля, "раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб" (Цит. по: [Вебер. С. 294]).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. разд. 3.3), именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет
наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге " Пир":
"- ...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным.
Каково их назначение?
Быть истолкователями и посредниками между людьми
и богами Пребывая посредине, они заполняют промежуток
между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью" [Платон. С. ИЗ].
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не
менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг, посвятил творчеству такие строки.
"Уйти нам трудно от мирских забот, Но Вечность постигает только тот, Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный". (Выделено авт. - Б. Г.; цит. по: [Чечин].)
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много
радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени
Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия " труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это развитие человека и производство благ, второй - мотивы, побуждающие человека трудиться.
Таким образом, можно дать следующее определение:
Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага* Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса

творчества.

Задачи :

1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;

сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

выяснить разницу между ремесленником и мастером;

2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой

профессии;

3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России

4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Оборудование: компьютер, проектор

Эпиграф к уроку:

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский

II . Изучение нового материала

Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2

Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3

Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

Не ставят цель при работе; - нет цели

Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

Не умеют планировать работу; - не планируют

Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.

Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)

Что же необходимо животным для жизни:

Пища (разыскивает);

Заготавливает корм;

Строит жилище (нору или гнездо).

Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

А что характерно для труда человека?

Планирование;

Создаёт новые машины и механизмы;

Совершенствует всё вокруг себя.

Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.

Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4

Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.

Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом

Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .

Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.

Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.

Как вы думаете, почему?

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

Каким образом человек может самореализоваться в работе?

Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.

Что же такое творчество?

Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?

Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.

1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса

творчества.

Задачи :

1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;

сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;

выяснить разницу между ремесленником и мастером;

2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой

профессии;

3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России

4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Оборудование: компьютер, проектор

Эпиграф к уроку:

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский

II . Изучение нового материала

Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2

Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3

Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт

Не ставят цель при работе; - нет цели

Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда

Не умеют планировать работу; - не планируют

Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.

Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)

Что же необходимо животным для жизни:

Пища (разыскивает);

Заготавливает корм;

Строит жилище (нору или гнездо).

Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.

А что характерно для труда человека?

Планирование;

Создаёт новые машины и механизмы;

Совершенствует всё вокруг себя.

Какова цель деятельности человека?

Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.

Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4

Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.

Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом

Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .

Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.

Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.

Как вы думаете, почему?

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

Каким образом человек может самореализоваться в работе?

Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.

Что же такое творчество?

Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?

Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?

Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.

1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».

Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;

объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;

раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;

метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование : проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока: (Заставка (СЛАЙД 1)

    Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)

    Проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)

Учитель: (СЛАЙД 2.)

1. Что же такое труд?

2. Чем деятельность человека отличается от животных?

2. Составить синквейн со словом «труд».

III . Мотивационно-целевой этап

Давайте подумаем, какие качества необходимы для составления синквейна?

(ответы детей) (СЛАЙД 3)

Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение . А каким одним словом можно назвать эти понятия?

(ответы детей предполагают «творчество»)

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)

«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?

(ответы детей)

План урока: (СЛАЙД 6)

1.Мастер и ремесленник

2. Что такое творчество?

3.Взаимосвязь труда и творчества

Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?

(ответы детей)

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и творчеством.

IV . Работа по теме урока

Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью - ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

Кузнечное

Гончарное

Плотницкое

Столярное

Портняжное.

Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.

Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:

1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?

2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 7)

Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?

Это слово у нас зашифровано на доске:

М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)

Ученик: Это слово «МАСТЕР».

Учитель : Кто же такой мастер?

(Ответ ученика)

Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем определение) (СЛАЙД 8)

Учитель: Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.

Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.

Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?

Объясните, почему вы так думаете?

А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (СЛАЙД 9)

Содержание легенды: Жил когда-то мастер Нестор, построивший без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвел праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» А вот имя свое запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своем творении.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

Чему учит эта древняя легенда?

ОТВЕТ УЧЕНИКА:

Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации.

VI . Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».

Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество »:

- Ксюша будет корреспондентом и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое творчество?» - Рома найдет это понятие в Интернете.

- Арина поработает с толковым словарем и найдет это определение.

Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.

Творчество –

- создание новых ценностей;

- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

- это особый взгляд на мир.

(Поводим итоги)

Давайте на с.78 прочитаем определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».

Обсуждение с учащимися притчи:

Что ты делаешь?

Деньги зарабатываю.

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Предполагаемый ответ : каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)

Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?

(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)

Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.

Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?

Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;

Учитель: Подведем итоги:

- 1 и 2 группы:

1) смелость, независимость, свобода

2) терпение и трудолюбие

3) любопытство, тяга к новому

4) самообразование

5) врожденный талант.

-3 и 4 группы:

1) неуверенность в себе и своих способностях

2) страх критики

3) привычка делать как все.

Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.

Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?

Какие чувства вы испытывали?

(ответы учащихся)

Учитель: А сейчас немного отдохнем.

V. Физкультминутка.

Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)

От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)

А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)

Золотые руки растят! (движение кисти)

Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)

Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны в каком-либо деле.

А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие-то увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.

Выступление Ксюши о профессии мамы.

А у Оли вся семья творческая

Выступление Оли о своей семье

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)

(ответы учащихся)

VII Домашнее задание

Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с удовольствием, творчески.

А теперь мы с вами немного поработаем.

У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.

Практическая работа.

Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта.

Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

VII Рефлексия

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист урока.

Задание 1 . Составить синквейн со словом «ТРУД».

1. ТРУД

2._____________, _____________

3. _____________, _____________, _____________

4. ________________________________

5. ____________.

Задание 2 . Тема урока:________________________

Задание 3 . Записать слово зашифрованное на доске.

М___ ___ ___ ___ Р.

Задание 4 . Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.

Творчество –

Это создание новых ценностей;

Это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;

Это создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

Это особый взгляд на мир.

Задание 5 . Прочитать притчу:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

Что ты делаешь?

Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?

Задание 6 . Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:

__________________________________________________________________ .

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:

__________________________________________________________________

Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.

Творческий труд:

Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.

Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

Творчество - это сложный процесс создания нового.

Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы творческого процесса:

а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

г) проверка и доработка.

Особенности творческой деятельности:

1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.

3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.

6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.

На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.

Случайные статьи

Вверх