Презентация на тему "психология как наука". Психология как наука Психология как наука о поведении

Презентация к программе "Уроки психологии". Доступно и наглядно объясняет учащимся основные понятия психологии.

Тест твой психологический тип предлагается учащимсяся для самопознания и закрепления понятий интраверт и экстраверт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА («психология» переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche – «душа», logos – «учение»))

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психика – свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать человека и его поведение.

Основные функции психики (для чего существует психика и что она делает) Отражение – окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально – оно преломляется через индивидуальность человека. Регуляция поведения и деятельности – свойства личности

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь Психические процессы А) познавательные Б) эмоционально-волевые Свойства личности Состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь

Познавательные процессы С их помощью мы получаем знания об окружающем мире – видим и чувствуем предметы, обращаем на них внимание, запоминаем, обдумываем, рассказываем другим, создаем что-то новое…

ощущения Это отражение основных свойств предметов, с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Цвета, звуки, запахи – все это ощущения. Красный, шершавый, горький, громкий – ощущения.

восприятие Это отражение образа предмета в целом, с помощью органов чувств (зрение и др.) и сравнения образа с прошлым опытом. Мы воспринимаем все что нас окружает: образы людей, зданий, машин, животных и т. д.

внимание Наше сознание бывает направлено на что-то одно, отвлекаясь от всего остального. Мы смотрим интересный фильм, или делаем уроки и не видим, не слышим ничего вокруг.

память Это все что мы запоминаем, что мы ощущали в нашем прошлом опыте, эти образы остаются в мозгу. Запоминаем Сохраняем Воспроизводим Узнаем

воображение Мы можем создавать новые образы на основе ранее воспринятых. Воображение как бы перерабатывает то, что есть в памяти. Произведения писателей, художников, кинематографистов появляются благодаря работе творческого воображения

мышление Получив информацию, мы перерабатываем ее. Обдумываем причины и последствия событий, поступков. Делаем умозаключения. Решаем задачи.

Эмоционально-волевые психические процессы Эмоции и чувства Воля

Эмоционально- волевые процессы Постоянно происходят внутри нас, тесно связаны со свойствами личности.

ЭМОЦИИ ЭТО НАША РЕАКЦИЯ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА НАС. Наше личное к ним отношение.

воля Это то, как мы контролируем свое поведение. С помощью воли мы заставляем себя работать, учиться, достигать чего-либо. А также отказаться от чего-либо (бросить курить).

Свойства личности Способности Мотивация Темперамент Характер

Свойства личности Это все что мы сами и окружающие люди могут сказать о нас. Отвечает на вопрос: «Какой ты человек?»

способности Индивидуальные особенности личности (т. е. наши), которые помогают нам в какой- либо деятельности. Например: способности к музыке, к рисованию и т. д.

мотивация То, что побуждает, заставляет нас делать что либо. Мотивы наших поступков.

темперамент Наши индивидуальные особенности, в них проявляется наше поведение и деятельность, их скорость и эмоциональность.

Типы темперамента и их характерные черты. Сангвиник – подвижность, склонность к частой смене впечатлений, отзывчивость и общительность. Флегматик –медлительность, устойчивость, эмоциональные состояния внешне выражаются слабо. Холерик – бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность, общая подвижность. Меланхолик – легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события.

Психология

Слово «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche- «душа», logos- «понятие», «учение»)

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.

В XVII-XIX вв. термин «Психология» включил в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет, объект и задачи психологии

Предмет психологии - это психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Задаей психологии является исследование психических явлений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Общая характеристика психологии как науки"»

Общая характеристика психологии как науки.

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

Деулина Юлия


Науки по признаку предмета изучения

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ГУМАНИТАРНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ

Изучают природу

Изучают общество, культуру, историю

Изучают и создают средства производства и орудия труда

ПСИХОЛОГИЯ


ПСИХОЛОГИЯ

Научный смысл

Житейский смысл

Употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины

Употребляется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей


Основные различия житейских и научных психологических знаний

Психологические знания

ЖИТЕЙСКИЕ

Знания конкретны

Знания конкретны

Знания обобщены

Знания рациональны и осознаны

Интуитивный характер знаний

Знания накапливаются и передаются

Передача знаний затруднена

Источник знаний-эксперимент

Источник знаний-наблюдение

Знания постоянно расширяются

Знания ограниченны


Психология

  • Слово «Психология» в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»)
  • В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.
  • В XVII-XIX вв. термин «Психология» включил в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
  • Психология- это наука о психике и психических явлениях.

Предмет, объект и задачи психологии

  • Предмет психологии - это психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
  • Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
  • Задаей психологии является исследование психических явлений.

Структура психических явлений

Психические процессы

Психические свойства

Психические состояния

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание

Направленность, Темперамент, Способности,

Характер

Угнетенность,

Бодрость,

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:

возбуждение, радость, негодование, злость

ВОЛЕВЫЕ:

Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.


Информационные ресурсы

  • http://www.grandars.ru/college/psihologiya/istoriya-psihologii.html
  • А.Г. Маклаков. «Общая психология»: Учебник для ВУЗов.- СПб. Питер.2016 - 583с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)
  • Картинка: «Символ психологии»
  • Картинка: «Группа людей»
  • Картинка: «Человек»
  • Картинка: «Наука»

«Предмет психологии как науки» - Жесты. Диалог. Реакции слушателя. Воображение. Чувства. Ощущения. Воля. Психология работает везде и всегда. Виды. Структура вербального общения. Поддержка. Вербальные и невербальные средства общения. Связность диалога. Память. Что такое психология. Набор всех наших качеств. Посмотрите внимательно на картинку.

«Психология» - Нос явно не выражен, "утиный", "картошкой" или слегка вздернут. Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Длинные тонкие мускулы и кости. Можно сказать, что сангвиник беспокоен внешне, но спокоен внутри. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые.

«Методы психологии» - Место психологии в системе наук. Методы изучения человека. Срез – кратковременное наблюдение. Методы психологии. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Выполните задание. Какие практические задачи способна решить военная психология? Отрасли психологии. Задачи психологии.

«Сознание в психологии» - Свойства сознания. Функциональная психология сознания. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека. Структурная психология сознания. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психология как наука.

«Предмет психологии» - Виды внимания. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Наше прошлое было бы мертво для будущего. План лекций. Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.

«Предмет изучения психологии» - Уровни психического. Объект психологии. Гештальт. Я-концепция. Стимул-реакция. Опыт человека. Когнитивная карта. Направления познания природы психического. Методы психологии. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. Знание. Энциклопедический справочник. Бихевиоризм. Структура личности. Чувство неполноценности и компенсация.

Всего в теме 11 презентаций

«История психологии» - Темы рефератов. Вопросы для самопроверки. Лекция 1. История психологии: теоретические основания. Третий подход в определении предмета истории науки. История психологии. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования.

«Психология групп» - Группа как целое; Тезис №4 (социальная психология). Тезис №5 (культурно-историческая психология). Культурно-историческая психология: Условия формирования одарённости. Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №3 (гештальт-психология). Группа «Тезис». Предмет исследования.

«Религия в современном мире» - Церковь. Буддизм. Признаки мировых религий. Группы религий. Буддизм учение о преодолении зла. Силы. Ислам – религия чистоты. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Жизненной. Христианство – вера в спасение души человека. ТИПЫ религии.

«Психология развития» - Встреча с руководителем центра психолого-социологических исследований Марьяной Уле. Преподаватели кафедры: Достижения выпускающей кафедры: Занятие преподавателей кафедры психологии развития ПГУ с американскими студентами. Встреча с преподавателем кафедры психологии развития Майей Зупанюк. Вермонт, США).

«Общая психология» - Основные мыслительные процессы и действия. Восприятие. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Таким может быть рисунок ребенка.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. 1.Каковы основные глобальные проблемы современности? Пути преодоления. Причины. Причины глобальных проблем. -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Нтп. Север-Юг. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. 2-я пол. 20 века. Выход. Условия недопущения ядерной войны.

ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. Корреспондент спрашивает директора сумасшедшего дома, какой тест является критерием для выписки. - Мы наливаем полную ванну воды, кладем рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды. Корреспондент улыбается и говорит: - Ну, любой нормальный человек возьмет кружку. - Нет, - говорит директор, - нормальный человек вытянет пробку. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ? Говоря простым языком, психология наука о душе. Границы психологии необъятны, а возможности колоссальные. ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде где есть человек, есть психология. Зная её, вы сможете лучше понимать себя и окружающих вас людей. - Рассказывайте, какие у вас проблемы? - Видите ли, меня никто не любит. Может, хоть ты поможешь мне, мерзкий жирный старикашка? ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология это набор всех наших качеств. ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВОЛЯ, ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ. Психология это ДИАЛОГ, ЖЕСТЫ, МИМИКА. Психология это СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ. - Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей жизни, с самого начала. - Так вот, сначала я создал небо и землю... ТЕМПЕРАМЕНТ Изучая психику человека и его личность, психологи пришли к общему мнению, что понятие о личности можно облегчить путем определения её какой - либо классификацией. И так, зная тип темперамента, мы можем иметь примерное представление о личности человека ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Состоит из четырех основных типов: ТЕМПЕРАМЕНТ Холерик холерик (характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике) Флегматик флегматик (характеризующийся медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств) ТЕМПЕРАМЕНТ Меланхолик меланхолик (характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств) Сангвиник сангвиник (характеризующийся живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций) ВООБРАЖЕНИЕ Воображе́ние - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Настоящая сила воображения лежит во множестве утонченных моментов. ВООБРАЖЕНИЕ ВОССО ЗДА ЮЩЕЕ ПРОИЗВОЛЬ НОЕ (активное) МЕЧТА ТВОРЧЕСКОЕ НЕПРОИЗ ВОЛЬНОЕ (пассивное) ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая. ВОЛЯ Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля - это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля - это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении. Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). ОЩУЩЕНИЯ ОЩУЩЕНИЕ - психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение - предпосылка для создания образов, их познания. Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные ЧУВСТВА Не путать с: ощущением Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения. Это интересно В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите навнимательно потолок. Посмотрите на Попробуйте быстро поморгать. картинку и скажите – кого вы А это коварный вопрос - Кого вы видите на этой картинке? видите? Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Структура вербального общения Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Таксика Проксемика Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на 4 группы: ЖЕСТЫ эмблемы это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания) адапторы это своеобразные заменители слов или фраз в общении. регуляторы иллюстраторы это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. Диалог – Диалог – естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. ДИАЛОГ Диалог – Диалог – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ: 1 2 3 разговорная лексика и фразеология краткость, недоговоренн ость, обрывистость простые и сложные бессоюзные предложения 4 кратковремен ное предваритель ное обдумывание Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции). Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”, “ну”, кивание подбородком) “Эхо-реакция” - повторение последнего слова собеседника. “Зеркало” - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов. “Парафраз” - передача содержания высказывания партнера другими словами. Уточняющие вопросы (“Что ты имел ввиду?” Оценки, советы. Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех, скорбная мина) Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: поддержка Обычно в слушании проявляется три такта: уяснение комментирование Виды слушания Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание. Активное слушание 1 виды 3 Эмпатическое слушание 2 Пассивно е слушание Спасибо за внимание! Думаем вам было интересно

Случайные статьи

Вверх