Попов ученый физик. Значение попов александр степанович в краткой биографической энциклопедии. Величайшее изобретение Попова А. С. – радио

Родился Александр в небольшом уральском поселке в семье священника. Первое образование в биографии Александра Попова было получено в духовном училище. Затем же он стал учиться в духовной семинарии Перми. Высшее образование получил в университете Петербурга. Те годы в биографии Попова были тяжелыми. Средств не хватало, поэтому Александр не мог все время уделять учебе, занятия он совмещал с работой.

Увлекшись физикой, после окончания университета начал преподавать в Кронштадте. Затем стал читать физику в техническом училище. С 1901 года являлся профессором электротехнического института Петербурга, а после его ректором.

Но истинным пристрастием в биографии Александра Степановича Попова были эксперименты. Свободное время он посвящал исследованию электромагнитных колебаний. Используя приемник Лоджа, Попов создал радиоприемник, который представил в апреле 1895 года. Начиная с 1897 года, Александр Попов в своей биографии проводил радиотелеграфические опыты на кораблях. В это время Рыбкин и Троецкий (ассистенты Попова) подтвердили возможность принятия сигналов на слух, после чего Попов модифицировал структуру своего изобретения.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку


Александр Степанович Попов- русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почетный инженер-электрик (1899).

В историю науки, техники и мировой культуры Александр Степанович Попов вошёл как изобретатель радиотелеграфа. Он родился 16 марта 1859 года на Богословском заводе на Урале, где его отец был священником. Из шести детей, составлявших семью Поповых, Александр был третьим. Сыновей небогатого священника ожидала определённая будущность: служба дьяконом или священником в одном из приходов своей епархии, часто в приходе отца. Но уже с самых малых лет у Александра стали проявляться совершенно иные склонности и интересы. Его детские игры и занятия резко выделяли его из круга сверстников, интересовавшихся бабками, игрой в мяч и другими обычными играми мальчиков. Вместо этого он предпочитал заниматься постройкой действующих моделей водяных колёс, мельничек, разного рода движущихся механизмов. Искусно сделанные машинки вызывали удивление не только у сверстников, но и у взрослых.

Тем не менее, когда наступило время, А. С. Попов из-за отсутствия средств был отдан отцом в духовное училище, где обучение и содержание были бесплатными. По окончании училища он поступил в Пермскую духовную семинарию. И здесь Александр Степанович находил время для самостоятельных занятий точными науками, за что даже получил от товарищей прозвище «математик». Вполне понятно, что юношу с такими склонностями не привлекала карьера священника. По окончании семинарии А. С. Попов самостоятельно подготовился к дополнительным экзаменам, успешно сдал их и восемнадцати лет, в 1877 г., поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

Успешно окончив университет в 1882 году со степенью кандидата, А. С. Попов получил приглашение остаться там для подготовки к профессорской деятельности по кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он поступил преподавателем физики, математики и электротехники в Минный офицерский класс в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте.

В этот период времени А. С. Попов читает курс высшей математики и практической физики в Морском техническом училище и в Минном офицерском классе. Ежегодно летом он уезжает в Нижний Новгород, где заведует электрическими установками на территории ярмарки. В течение девяти лет преподаватель математики и физики руководит крупным по тому времени энергетическим хозяйством. Будучи членом общества «Электротехник», А. С. Попов возглавляет постройку ряда электрических станций в Москве, Рязани и других городах. Работа в этой области создала ему имя одного из лучших русских специалистов по энергетике.

В 1893 г. А. С. Попов получил командировку в Чикаго на выставку, где имел возможность близко познакомиться с последними достижениями электротехники и физики, в частности, с опытами Герца, ранее известными ему только по литературе. Конечно, опыты Герца не могли не привлечь его внимания. Склонный к аналогиям и обобщениям, он воспринял открытие новых «лучей электрической силы» как фактор величайшей важности, подтверждающий теорию Максвелла. Привыкший подходить к физическим явлениям с практической стороны, он тотчас же стал искать возможных приложений этих лучей для передачи сигналов на расстояние.


В одном из документов, касающемся представления А. С. Попова к награждению орденом Станислава 2-й степени и датированном 1894 годом, было сказано: «Коллежский Асессор А. С. Попов состоит в Минном офицерском классе преподавателем с 1883 г. За эти 11 лет он преподавал практическую физику, предмет, который должен был им быть самостоятельно разработан сообразно с требованиями программы гальванизма и химии и для которого им составлены курсы. Во время болезни преподавателя гальванизма в 1883 году он его заменил вполне, взяв на себя преподавание двух предметов почти в продолжение целой зимы.
За это время А. С. Попов приобрел общее уважение и вполне заслуженную славу прекрасного профессора и серьёзного учёного, чутко относящегося к развитию науки, новыми приобретениями которой он всегда охотно делился помощью чрезвычайно интересных лекций и сообщений, читанных им неоднократно в Минном классе, Морском собрании в Кронштадте и Морском музее в С.-Петербурге. Его советами и мнением в вопросах электротехники неоднократно уже пользовался Морской технический Комитет».

Дата 7 мая 1895 года должна быть отмечена как имеющая особое значение в истории радиосвязи и современной культуры. В этот день Александр Степанович Попов прочитал на заседании Русского физико-химического общества доклад «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и продемонстрировал передачу знаков азбуки Морзе без помощи проводов. В качестве передатчика была применена катушка Румкорфа с присоединённым к ней вибратором Герца, а в качестве приёмника – созданная А. С. Поповым схема, состоявшая из антенны, когерера, реле и приспособления для восстановления чувствительности когерера. Свой доклад А. С. Попов закончил словами: «В заключение я могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применён к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающий достаточной энергией». Таким образом, А. С. Попов первым указал на возможность применения волн Герца для связи и подтвердил эту возможность чрезвычайно убедительными опытами.


Александр Степанович Попов скоропостижно скончался 31 декабря 1905 (13 января 1906) от инсульта. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.


Во многих странах Запада изобретателем радио считается Маркони, хотя называются и другие кандидатуры: в Германии создателем радио считают Герца, в ряде балканских стран - Николу Теслу, в Беларуси Я. О. Наркевича-Иодку. Утверждение о приоритете Попова основывается на том, что Попов продемонстрировал изобретённый им радиоприёмник на заседании физического отделения Русского физико-химического общества 25 апреля (7 мая) 1895 года, тогда как Маркони подал заявку на изобретение 2 июня 1896 года. В России это сопровождается прямыми или косвенными обвинениями Маркони в плагиате: предполагается, что его работы 1895 года нигде не были отражены (точнее, о них известно только от близких к нему лиц, беспристрастность которых считается в России сомнительной), в то же время в заявке он использовал схему, похожую на приёмник Попова, первое описание прототипа которого было опубликовано в июле 1895 года с выходом 2-го издания «Основ метеорологии и климатологии» Д. А. Лачинова, где изложен принцип действия «разрядоотметчика Попова».

Сам Попов с начала 1897 г. (то есть с появления первых газетных сообщений об успехах Маркони) начал активно отстаивать свой приоритет, поддерживаемый в этом близкими и коллегами. В 1940-х гг. в СССР его приоритет (в том числе и среди учёных) считался бесспорным.

Вице-адмирал С. Н. АРХИПОВ


В 1895 г. выдающийся русский ученый Александр Степанович Попов, в стенах Минного офицерского класса в Кронштадте, открыл возможность применения электромагнитных волн для практических целей связи без проводов.

Значение этого открытия, представляющего собой одно из величайших достижений мировой науки и техники, определяется исключительно широким использованием его во всех областях народнохозяйственной жизни и всеми родами Вооруженных сил. Изобретение А.С. Попова открыло новую эру в области использования электромагнитных волн. Оно решило вопрос о связи не только между стационарными, но и между движущимися объектами и одновременно подготовило почву для ряда открытий, сделавших возможным широкое применение радио во всех областях науки и техники.

Радио прочно вошло в жизнь. Оно стало таким же непременным помощником человека, как электричество. Трудно представить себе в настоящее время какую-либо область науки и техники, где не использовалось бы радио. Оно широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве.

Особое значение приобрело радио в военном деле. Радиосвязь широко применялась в армии и во флоте как в первой, так и во второй мировой войне. Ни один род войск не обходится теперь без самых разнообразных радиосредств управления, связи, наблюдения. Во второй мировой войне, в частности, широко использовалась радиолокация. основанная на явлении отражения радиоволн, также открытом А.С. Поповым.

Советский народ по праву гордится тем, что радио - это величайшее завоевание человечества - родилось в нашей стране, что историческая заслуга изобретения радио принадлежит русскому ученому. Источником гордости каждого русского моряка является то, что именно в русском военном флоте было впервые использовано радио как средство связи.

Российские люди чтут память своего гениального соотечественника. Александр Степанович Попов родился 4 марта 1859 г. на Урале. Получив среднее образование, он поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, после окончания которого был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (по физике). Имея тяготение к практической деятельности по электротехнике, А.С. Полов в 1883 г. поступил преподавателем в Минный офицерский класс в Кронштадте. Этот класс в то время готовил минных офицеров военно-морского флота, ведавших на кораблях электротехникой.

Большую часть свободного времени А.С. Попов проводил в физической лаборатории, увлекаясь постановкой опытов по электротехнике. Отчетливо сознавая значение связи без проводов для флота, ученый с увлечением занялся этим делом. В результате упорной экспериментальной работы А.С. Попов уже в начале 1895 г. разработал первый в мире радиоприемник, который позволял производить запись грозовых разрядов на значительных расстояниях.

12 марта 1896 г. А.С. Попов совместно с П.Н. Рыбкиным продемонстрировал передачу сигналов Морзе на расстояние 200 м из одного здания университета в другое с записью на ленту. Это была первая в мире радиопередача осмысленного текста. Весной 1897 г. Попов провел опыты по связи на кронштадтском рейде, достигнув дальности надежной передачи в 640 м. Через несколько месяцев Попову удалось перенести свои работы на корабли, и он установил связь между военными кораблями "Европа" и "Африка" на расстоянии 5 км. Путем непрерывного улучшения своей аппаратуры Д.С. Попов шаг за шагом увеличивал дальность связи без проводов.

Впервые для практических целей изобретение А.С. Попова было использовано поздней осенью 1899 г. во время аварии броненосца береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин", севшего на камни у южной оконечности о. Гогланд. В те времена никакой связи между островом и материком не было. Для обеспечения руководства работами по снятию броненосца с камней Попов предложил организовать радиосвязь между Коткой и Гогландом. На берегу были воздвигнуты мачты, подвешены антенны и установлена аппаратура. В течение всего времени спасательных работ связь между берегом и островом, а также связь с броненосцем поддерживалась по беспроволочному телеграфу.

В это же время радиотелеграф А.С. Попова обеспечил спасение рыбаков, находившихся на оторванной льдине. Приказание командиру ледокола "Ермак" выйти к Лавенсаари и оказать помощь рыбакам было передано из Котки на Гогланд по беспроволочному телеграфу. 27 рыбаков были сняты "Ермаком" со льдины.

В 1901 г. на Черном море А.С. Попов достиг надежной связи между кораблями на расстоянии до 150 км.

Практическая ценность изобретения А. С. Попова заставила косных и бездарных царских чиновников признать возможность вооружения флота аппаратурой беспроводной связи. Однако, исполненные неверия в способности русских людей самостоятельно решать новые технические проблемы, эти чиновники не предоставляли Попову необходимых средств. Не помогло и вмешательство талантливого русского ученого-моряка вице-адмирала С.О. Макарова. Ценой огромных усилий группы энтузиастов было организовано под руководством А.С. Попова производство радиоаппаратуры в кронштадтских мастерских. Пользуясь пренебрежительным отношением царского правительства к русскому изобретателю, иностранные охотники за чужой славой пытались присвоить себе его гениальное открытие. Наряду с этим иностранные фирмы всячески стремились заполучить в свои руки изобретение А.С. Попова. Американские и английские фирмы неоднократно обращались к А.С. Попову с предложениями продать им свое изобретение. Но ответ ученого-патриота был один: "Я русский человек и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только моей Родине".

Попутно с работами по радиосвязи А.С. Попов сделал еще одно важное открытие. В 1897 г. во время опытов по радиосвязи между кораблями он обнаружил явление отражения радиоволн от корабля. Радиопередатчик был установлен на верхнем мостике транспорта "Европа", стоявшем на якоре, а радиоприемник - на крейсере "Африка". В отчете комиссии, назначенной для проведения этих опытов, А.С. Попов писал: "Влияние судовой обстановки сказывается в следующем: все металлические предметы (мачты, трубы, снасти) должны мешать действию приборов как на станции отправления, так и на станции получения, потому что, попадая на пути электромагнитной волны, они нарушают ее правильность, отчасти подобно тому, как действует на обыкновенную волну, распространяющуюся по поверхности воды, брекватер, отчасти вследствие интерференции волн, в них возбужденных, с волнами источника, т.е. влияют неблагоприятно". И дальше: "Наблюдалось также влияние промежуточного судна. Так, во время опытов между "Европой" и Африкой" попадал крейсер "Лейтенант Ильин", и если это случалось при больших расстояниях, то взаимодействие приборов прекращалось, пока суда не сходили с одной прямой линии".

Этим открытием А.С. Попова было положено начало новому средству наблюдения - радиолокации. Несовершенство техники не позволило тогда же использовать его для создания практически приемлемых приборов. На это потребовалось около 40 лет. И когда американцы широко рекламируют "открытие" отражения радиоволн от кораблей, якобы сделанное Тейлором и Юнгом в 1922 г., мы должны помнить, что это явление было впервые обнаружено гениальным русским ученым А.С. Поповым за 25 лет до американцев. Никаким фальсификаторам истории не удастся скрыть от человечества тот факт, что радиосвязь и радиолокация, являющиеся в настоящее время основными средствами связи и наблюдения, обязаны своим появлением русскому ученому-изобретателю Александру Степановичу Попову.

Русский военно-морской флот был колыбелью радио. В течение всей дальнейшей истории развития радиотехники Военно-Морской Флот продолжал оставаться передовым в отношении уровня средств радиосвязи. Радио было основным и наиболее важным средством связи во всех операциях, которые проводил наш флот в Великой Отечественной войне.

Родился 16 марта (4 марта) 1859 года в Турьинских рудниках Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне Краснотурьинск Свердловской области) в семье священника. В семье, кроме Александра, было еще шестеро детей. Александра Попова отдали учиться сначала в начальное духовное училище, а затем в 1873 году в духовную семинарию, где детей духовенства обучали бесплатно. В семинарии с большим увлечением и интересом он занимался математикой и физикой, хотя этим предметам в семинарской программе было отведено мало часов. После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии в 1877 году Попов успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета.

Вскоре Александр Попов обратил на себя внимание преподавателей. На четвертом курсе он стал выполнять обязанности ассистента на лекциях по физике - редкий случай в учебной практике университета. Участвовал он также в работе студенческих научных кружков, стремясь расширить и пополнить знания по математической физике и электромагнетизму.

В 1881 году Попов стал работать в обществе "Электротехника" и участвовал в установке дугового электрического освещения (преимущественно дифференциальные лампы Владимира Чиколева) на Невском проспекте, в садах и общественных учреждениях, на вокзалах и фабриках, вел монтаж электростанций, работал монтером на одной из первых электростанций Санкт-Петербурга, установленной на барже неподалеку от моста через Мойку на Невском проспекте.

После окончания Петербургского университета в 1882 году Александр Попов защитил диссертацию. Его диссертация "О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока" получила высокую оценку, и Совет Петербургского университета 29 ноября 1882 года присудил ему ученую степень кандидата. Попов был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

Однако условия работы в университете не удовлетворили Александра Попова, и в 1883 году он принял предложение занять должность ассистента в Минном офицерском классе в Кронштадте, единственном в России учебном заведении, в котором видное место занимала электротехника и велась работа по практическому применению электричества (в морском деле). Прекрасно оборудованные лаборатории Минной школы обеспечивали благоприятные условия для научной работы. В Кронштадте ученый прожил 18 лет, с этим периодом его жизни связаны все основные изобретения и работы по оснащению русского флота радиосвязью. С 1890 по 1900 годы Попов преподавал также в Морском инженерном училище в Кронштадте. С 1889 по 1899 год в летнее время Александр Попов заведовал электрической станцией Нижегородской ярмарки.

Деятельность Александра Попова , предшествовавшая открытию радио ‑ это исследования в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. Труды в этой сфере привели ученого к выводу, что электромагнитные волны можно использовать для беспроволочной связи. Такую мысль он высказывал в публичных докладах и выступлениях еще в 1889 году. 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества Александр Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Свое сообщение Попов закончил следующими словами: "В заключение могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающих достаточной энергией". Этот день вошел в историю мировой науки и техники как день рождения радио. Через 10 месяцев, 24 марта 1896 года, Попов на заседании того же русского физико-химического общества передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 метров. Летом следующего года дальность беспроволочной связи была увеличена до пяти километров.

В 1899 году Попов сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Это дало возможность упростить схему приема и увеличить дальность радиосвязи.

В 1900 году ученый осуществил связь в Балтийском море на расстоянии свыше 45 километров между островами Гогланд и Кутсало, недалеко от города Котка. Эта первая в мире практическая линия беспроволочной связи обслуживала спасательную экспедицию по снятию с камней броненосца "Генерал-адмирал Апраксин", севшего на камни у южного берега Гогланда.

Успешное применение этой линии послужило толчком к "введению беспроволочного телеграфа на боевых судах, как основного средства связи" - так гласил соответствующий приказ по Морскому министерству. Работы по внедрению радиосвязи в русском военно-морском флоте производились при участии самого изобретателя радио и его соратника и ассистента Петра Николаевича Рыбкина.

В 1901 году Александр Попов стал профессором Петербургского электротехнического института, ав октябре 1905 года- его первымизбранным директором. Заботы, связанные с выполнением ответственных обязанностей директора, расшатали здоровье Попова, и он скоропостижно скончался 13 января 1906 года от кровоизлияния в мозг.

За два дня до смерти Александра Попова избрали председателем физического отделения Русского физико-химического общества.

Александр Степанович Попов не только изобрел первый в мире радиоприемник и осуществил первую в мире радиопередачу, но и сформулировал главнейшие принципы радиосвязи. Он разработал идею усиления слабых сигналов с помощью реле, изобрел приемную антенну и заземление; создал первые походные армейские и гражданские радиостанции и успешно провел работы, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в воздухоплавании.

Работы Александра Попова получили высокую оценку как в России, так и за рубежом: приемник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в 1900 в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось Постановление Совета Министров СССР, принятое в 1945 году, которым был установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль им. А.С. Попова, присуждаемая АН СССР за выдающиеся работы и изобретения в области радио (с 1995 года присуждается РАН).

Родился 16 марта (4 марта) 1859 года в Турьинских рудниках Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне Краснотурьинск Свердловской области) в семье священника. В семье, кроме Александра, было еще шестеро детей. Александра Попова отдали учиться сначала в начальное духовное училище, а затем в 1873 году в духовную семинарию, где детей духовенства обучали бесплатно. В семинарии с большим увлечением и интересом он занимался математикой и физикой, хотя этим предметам в семинарской программе было отведено мало часов. После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии в 1877 году Попов успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета.

Вскоре Александр Попов обратил на себя внимание преподавателей. На четвертом курсе он стал выполнять обязанности ассистента на лекциях по физике - редкий случай в учебной практике университета. Участвовал он также в работе студенческих научных кружков, стремясь расширить и пополнить знания по математической физике и электромагнетизму.

В 1881 году Попов стал работать в обществе "Электротехника" и участвовал в установке дугового электрического освещения (преимущественно дифференциальные лампы Владимира Чиколева) на Невском проспекте, в садах и общественных учреждениях, на вокзалах и фабриках, вел монтаж электростанций, работал монтером на одной из первых электростанций Санкт-Петербурга, установленной на барже неподалеку от моста через Мойку на Невском проспекте.

После окончания Петербургского университета в 1882 году Александр Попов защитил диссертацию. Его диссертация "О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока" получила высокую оценку, и Совет Петербургского университета 29 ноября 1882 года присудил ему ученую степень кандидата. Попов был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

Однако условия работы в университете не удовлетворили Александра Попова, и в 1883 году он принял предложение занять должность ассистента в Минном офицерском классе в Кронштадте, единственном в России учебном заведении, в котором видное место занимала электротехника и велась работа по практическому применению электричества (в морском деле). Прекрасно оборудованные лаборатории Минной школы обеспечивали благоприятные условия для научной работы. В Кронштадте ученый прожил 18 лет, с этим периодом его жизни связаны все основные изобретения и работы по оснащению русского флота радиосвязью. С 1890 по 1900 годы Попов преподавал также в Морском инженерном училище в Кронштадте. С 1889 по 1899 год в летнее время Александр Попов заведовал электрической станцией Нижегородской ярмарки.

Деятельность Александра Попова , предшествовавшая открытию радио ‑ это исследования в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. Труды в этой сфере привели ученого к выводу, что электромагнитные волны можно использовать для беспроволочной связи. Такую мысль он высказывал в публичных докладах и выступлениях еще в 1889 году. 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества Александр Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Свое сообщение Попов закончил следующими словами: "В заключение могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающих достаточной энергией". Этот день вошел в историю мировой науки и техники как день рождения радио. Через 10 месяцев, 24 марта 1896 года, Попов на заседании того же русского физико-химического общества передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 метров. Летом следующего года дальность беспроволочной связи была увеличена до пяти километров.

В 1899 году Попов сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Это дало возможность упростить схему приема и увеличить дальность радиосвязи.

В 1900 году ученый осуществил связь в Балтийском море на расстоянии свыше 45 километров между островами Гогланд и Кутсало, недалеко от города Котка. Эта первая в мире практическая линия беспроволочной связи обслуживала спасательную экспедицию по снятию с камней броненосца "Генерал-адмирал Апраксин", севшего на камни у южного берега Гогланда.

Успешное применение этой линии послужило толчком к "введению беспроволочного телеграфа на боевых судах, как основного средства связи" - так гласил соответствующий приказ по Морскому министерству. Работы по внедрению радиосвязи в русском военно-морском флоте производились при участии самого изобретателя радио и его соратника и ассистента Петра Николаевича Рыбкина.

В 1901 году Александр Попов стал профессором Петербургского электротехнического института, ав октябре 1905 года- его первымизбранным директором. Заботы, связанные с выполнением ответственных обязанностей директора, расшатали здоровье Попова, и он скоропостижно скончался 13 января 1906 года от кровоизлияния в мозг.

За два дня до смерти Александра Попова избрали председателем физического отделения Русского физико-химического общества.

Александр Степанович Попов не только изобрел первый в мире радиоприемник и осуществил первую в мире радиопередачу, но и сформулировал главнейшие принципы радиосвязи. Он разработал идею усиления слабых сигналов с помощью реле, изобрел приемную антенну и заземление; создал первые походные армейские и гражданские радиостанции и успешно провел работы, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в воздухоплавании.

Работы Александра Попова получили высокую оценку как в России, так и за рубежом: приемник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в 1900 в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось Постановление Совета Министров СССР, принятое в 1945 году, которым был установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль им. А.С. Попова, присуждаемая АН СССР за выдающиеся работы и изобретения в области радио (с 1995 года присуждается РАН).

Случайные статьи

Вверх