Универсальные учебные действия - формирование и развитие на логопедических занятиях
Формирование ууд на логопедических занятиях в ОУ в условиях реализации ФГОС В 2011 году все образовательные учреждения...
Поэт. Род. в дер. Низовке, Тверской губ., в семье крепостных помещика Безобразова. Бедность отцовского хозяйства заставляет поэта с 12 лет идти в город мыкаться по "местам", и с этого времени его жизнь на долгие годы раздваивается между городом и деревней. Возвращается Д. на родину для постоянного жительства только после того как достигает широкой литературной известности. Д. - один из первых самоучек-зачинателей поэзии деревенской бедноты и последний представитель ее своеобразного "народнического" этапа.
Социальное бытие деревенской бедноты в 70-е гг. и последующие десятилетия, время писательской деятельности Дрожжина, было таковым, что она не могла осознать классовой структуры общества, классового пути пролетариата, а тем более его роли в отношении деревни. Отсюда в поэзии Дрожжина, с одной стороны, самые общие мотивы недовольства, жалобы на тяжкую долю "труженика-народа", на "мрак" и "стон за стенами тюрьмы", с другой стороны - такие же общие мотивы смутных чаяний "света", веры в лучшее этого "труженика-народа". Конкретные черты этого идеала "свободной" жизни - сытость и довольство мелкого собственника, труженика-одиночки.
В своей тематике Д. не ограничивается сельской природой, бытом, трудом и долей бедняка, он поет и о жизни рабочего. Понятно, что и в этих песнях - такая же, как и к доле деревенского бедняка, жалость, только усугубленная черными красками огромного каменного завода, "где адский горн во тьме пылает и шип змеиный издает".
Среди шума больших городов,
Иль в далекой глухой деревушке,
Поищи ты других бедняков
Среди фабрик, палат и дворцов,
По подвалам иль в душной лачужке.
Там услышишь ты вздохи и стон,
Утомленной, надорванной груди,
Где в неволе работают люди
И покорность вменяют в закон.
(Монолог )
Поэт не видит путей развития рабочего класса: "ничтожны люди пред страшной силою машин" ("Из песни рабочего"). Социальное бытие деревенской бедноты определяло не только мотивы жалоб, надежд, но и мотивы бунтарства, злобы и ненависти, как напр. у С. Подъячева. Но этих настроений мы не найдем в творчестве Дрожжина, они приглушены у него мотивом толстовского всепрощения, навязанным ему буржуазной идеологией: "И зло любовью победим" ("Ночные думы").
Стихи Д. с формальной стороны по большей части подражательны. Он подражает Пушкину ("В столице", "На память пережитых дней", "Трава, как бархат, зеленеет"), Кольцову ("Запевка", "В страду", "Рожь"), Некрасову ("К песне"), Никитину и народной песне. Для ряда этих подражаний написана музыка. Изобразительные средства Д. скудны. Рифма безыскусственная, бедная: прочь - ночь, свет - бед, народ - вперед, ждет - гнет, лет - привет, отдана - страна, переменился - возродился и т. д. Поэтические сравнения так же бледны, невыразительны: казалось грешники в аду кипят в смоле; как в склепах питерских могил; как тараканы по углам; словно коршун грудь терзает; трава, как бархат, зеленеет.
Но все же, обладая талантом непосредственного, правдивого выражения переживаний его социальной группы, Д. возвышается над многими поэтами "из народа" конца XIX и начала XX вв. Как зачинатель крестьянской поэзии он имеет несомненные заслуги и свое место в истории русской литературы.
Библиография: I. Стихотворения, 1866-1888, с записками автора о своей жизни и поэзии, изд. Вольфа, СПб., 1889 (изд. 3-е, значительно исправленное и дополненное, с портретом, М., 1907); Поэзия труда и горя, новое собр. стихотв. , с библиогр. указателем И. Горбунова-Посадова, изд. Сытина, М., 1901; Новые стихотворения (1898-1903], с приложением песен из старой тетради, М., 1904; Заветные песни, Стихотворения , с портр., изд. "Посредник", М., 1907; Новые русские песни, М., 1909; Баян, Стихотворения, М., 1909 (изд. 2-е, исправленное и дополненное, со вступит. статьей Н. Власова, Тверь, 1920); Автобиография с приложением избранных стихотворении, предисловие Н. Шебуева, М., 1923; Песни, Гиз, 1928 (о портр.); Исповедь матери, Позма, Гиз, 1928 (о иллюстр.).
II. Словарь членов О-ва любителей росс. словесн., М., 1911; Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Вяадиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, 1928.
А. Ревякин.
{Лит. энц.}
Дро жжин, Спиридон Дмитриевич
Российская империя ,СССР СССРСледующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.
В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.
Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело », «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство », «Пробуждение » и др., в том числе тверских - «Тверской вестник » (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».
Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».
Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов , проникли в фольклор . Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин , Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева .
Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.
Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы ».
Биография
ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич -- поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. А осенью 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Д. с благодарностью воскресит в стихотворении «В школе у дьячка» (1905). На этом образование Д. было закончено -- зимой 1860 г. он был отправлен на заработки в Петербург.
Последующие 36 лет жизни Д. прошли в мучительных скитаниях по России. Он сменил много профессий: был подручным буфетчика и трактирным слугой, продавцом в магазине газовых свечей и приказчиком в табачных и книжных лавках, лакеем, рассыльным, чернорабочим, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Самолет». Судьба забрасывала его в Москву и Тверь, Ярославль и Харьков, Киев и Ташкент.
Начальные, петербургские годы скитаний Д. (1860--1871) были временем не только нищенского полуголодного существования, но и настойчивого самообразования. Первые 4 года в столице, работая половым в трактире «Кавказ», Д. жадно, но бессистемно набрасывается на чтение литературы, часто низкопробной: лубочные романы, журналы типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Однако затем Д. знакомится с произведениями Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, с интересом читает журнал «Искра», а с 1866 г. регулярно посещает Публичную библиотеку. На художественные вкусы и идейно-эстетическую ориентацию Д. положительно повлияло его знакомство в это время с разночинно-демократической молодежью и столичным студенчеством. Экономя на пище и одежде, он собирает собственную библиотеку, куда входят произведения его любимых писателей: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Кольцова и Никитина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого и Г. И. Успенского, Ф. Шиллера и Н. П. Огарева и др. Читает Д. и «запрещенную» литературу. В 17 лет он пишет первое стихотворение и с тех пор не прекращает поэтической деятельности. 10 мая 1867 г. делает первые записи в дневнике и ведет его до конца своей долгой жизни.
Первую попытку опубликоваться Д. сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца». С этого времени Д. становится активным сотрудником многочисленных журналов: «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др.
В конце 70--80 гг. известность Д. как поэта растет. Интерес к начинающему автору-самоучке проявил И. З. Суриков, что нашло отражение в их переписке 1879 г.
В 1889 г. в Петербурге выходит первый сборник произведений Д. «Стихотворения 1866--1888 гг. с записками автора о своей жизни». Эта книга выдержала еще два издания (1894, 1907), значительно пополняясь в каждом. Однако это не упрочило материального положения бедствующего поэта, и в нач. 1896 г. Д. окончательно возвращается в родную Низовку, где всецело посвящает себя литературному труду и сельскохозяйственной работе. Решение поэта вернуться, в деревню было поддержано Л. Н. Толстым, с которым Д. встречался дважды: в 1892 и 1897 гг. В деревне за Д. был установлен негласный полицейский надзор.
Между тем известность Д. растет. В 1900 г. Низовку посещает выдающийся австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Четыре стихотворения русского поэта-крестьянина были переведены им на немецкий язык.
В первое десятилетие нового века одна за другой выходят книги Д.: «Новые стихотворения» (М., 1904), «Год крестьянина» (М., 1906), «Заветные песни» (М., 1907), «Новые русские песни» (М., 1909), «Баян» (М., 1909). В декабре 1903 г. суриковский кружок «Писателей из народа» организует в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Д. В этом же году поэту была назначена пожизненная пенсия в размере 180 рублей в год. В 1905 г. поэт избирается членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. А 29 декабря 1910 г. Д. был удостоен премии Российской императорской Академии наук в сумме 500 рублей за сборники 1907--1909 гг. по особому представлению и на основании рецензии почетного академика К. К. Романова (поэта К. Р.). 19 октября 1915 г. Академия наук отметила почетным «пушкинским» отзывом еще одну книгу Д.-- «Песни старого пахаря» (М., 1913).
Жизнь в деревне не отрывает Д. от важных социальных событий. Он оказывается в числе тех немногих русских писателей, кто резко выступил против империалистической войны (стихотворение «Долой войну!», 1916), назвав ее в своем дневнике «пережитком грубого варварства» (запись от 7 сент. 1914 г.).
Великая Октябрьская революция была с радостью встречена 69-летним, поэтом. Он включается в общественную работу, будучи выбранным в члены волостного исполкома, ездит по стране с чтением своих произведений. В 1919 г. поэт избирается председателем съезда пролетарских писателей из народа Тверской губ. В этом же году становится членом Тверского литератур но-художественного общества им. И. С. Никитина. Продолжается его поэтическая деятельность. В 1923 г. выходит сборник «Песни труда и борьбы», знаменующий два юбилея поэта: 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения. В связи с этими датами Д. избирается почетным членом Всероссийского союза поэтов; в Твери открывается библиотека-читальня его имени. А через пять лет 80-летний поэт получает приветствие от Академии наук СССР, подписанное ее президентом А. П. Карпинским.
28 сентября 1928 г. Д. встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту -- с удивлением перед его неиссякаемым творчеством -- С. Д. Дрожжину. М. Горький».
В последние годы жизни Д. работает над сборниками «Песни» (М., 1928) «Пути-дороги» (М., 1929), «Песни крестьянина» (М., Л., 1929, последняя прижизненная книга поэта), готовит к печати Полное собрание сочинений в 4 т., доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».
Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в пос. Завидово Конаковского р-на Калининской обл. (бывшей Тверской губ.), где был открыт мемориальный музей поэта.
Более чем 60-летний творческий путь Д. был чрезвычайно, плодотворным. Им при жизни выпущено 32 сборника: 20 из них -- до 1917 г. и 12 при Советской власти. Его стихи художественно неравноценны, однако в лучшей части поэтического наследия обнаруживается самобытный талант, мастерство. В творчестве Д. заметно влияние Кольцова, Никитина, Некрасова, в ряде его произведений 80--90 гг. слышны отзвуки поэзии С. Я. Надсона. Простота, задушевность, непосредственность, искренность -- определяющие качества лирики Д. Он певец крестьянской жизни, как сам с первых шагов в литературе определил свое призвание («Моя муза», 1875). Наряду с горестными стихами, рисунками нищету, бесправие, изнуряющий подневольный труд русского крестьянства («Смерть коня-пахаря», 1877; «В избе», 1882; «Не веселый напев…», 1887; «В засуху», 1897) и городской бедноты («Песни рабочих», 1875; «Швея», 1876; «От безотрадных горьких дум…», 1906), поэт изображает и радость созидательного труда хлебопашца («В страду», 1875; «Первая борозда», 1884; «Песня пахаря», 1891); любуется душевной красотой русского крестьянина («Ровнюшка», 1878; «Жар весенних лучей…», 1880). В стихотворениях нередки мотивы социальной борьбы («Мы живем…», 1889; «Удаль», 1903; «Песня пловца», 1906; «Из мрака к свету», 1913).
Любовью к русской деревне, деревенскому пейзажу наполнены многие стихи Д. («В простой телеге деревенской…», 1871; «Песня из далекого края» 1875; «Прими меня, сторонушка родная…», 1889; «Утро в лесу», 1870; «Вечер», 1881; «Летом», 1882). Патриотизм поэзии Д. не декларативен, а глубоко задушевен, оттого его стихи, посвященные родине, и пронизаны болью, и полны верой в светлое будущее страны («На Волге», 1899; «Родина», 1904). Жизнеутверждающий патриотический пафос поэзии Д. ярко проявляется в его стихах советского периода («Прошли века неволи злой…», 1918; «Запевка», 1920; « Памяти В. И. Ленина», 1924).
Поэзия Д. органично связана с устным народным творчеством, особенно с песенной лирикой, недаром многие его стихотворения (и сборники) названы «песнями». Д. умело и свободно пользуется фольклорной поэтикой (отрицательные сравнения, психологический параллелизм, устойчивая символика и т. д.), его стилизации отличает ритмическое богатство («Песня» («Как по травке ветерок…»), 1889; «Песня» («Что не ласточка-касаточка поет…»), 1885; «Песня» («Ах, была одна…»), 1903; «Песня» («Разгрустился добрый молодец…»), 1907).
Ряд стихотворений Д. вошел в фольклор («Песня про солдата», 1872; «Песни рабочих», 1875). Многие стихи поэта были положены на музыку композиторами С. Евсеевым, В. Зирингом, Н. Потоловским, А. Чернявским, Ф. Лашеком и др. Песни на стихи Д. в исполнении популярных в начале XX в. певцов Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, М. Лидарской, П. Тихонова, Г. Фотеевой записывались на граммофонные пластинки. Две песни на стихи из поэмы «Дуняша» (1880--1881) и «Красна девица, зазноба ты моя…» (1892) были в репертуаре Ф. И. Шаляпина (муз. А. Чернявского).
Дрожжин Спиридон Дмитриевич (1848-1930) – известный русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в небольшой деревне Низовка, что была в Тверской губернии. Родители мальчика были обычными крепостными крестьянами. С 1858 года на протяжении 2 лет Спиридон учился в деревенской школе. Сразу после школе был вынужден пойти работать, следуя примеру своих родителей. С детства будущий поэт любил читать.
В 1860-1871 гг. С. Дрожжин трудится в трактире «Кавказ» в Петербурге. Находясь в нищенском состоянии, все равно находит деньги и покупает произведения русских писателей и «запрещенную литературу». Первые стихотворения он начинает писать с 17-ти лет, в 1870 году безуспешно пытается опубликовать свои работы в «Иллюстрированной газете». 10 мая 1867 года начинает вести собственный дневник.
Первый напечатанный стих «Песня про горе добра молодца» (1873) вышел в журнале «Грамотей". Дрожжин начинает активно публиковаться в различных журналах: «Слово», Русское богатство», «Жаворонок» и др.
Первая книга «Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни» (1889 г.) была издана в Петербурге. Для пополнения другими произведениями этот сборник переиздавался еще в 1894 г. и 1907 г.
В 1896 году Спиридон Дрожжин возвращается в деревню Низовка, где занимается сельским хозяйством и написанием новых литературных работ. К нему приезжает известный поэт из Австрии Райнер Мария Рильке, который перевел 4 стихотворения русского поэта на немецкий язык, привлекая тем самым к начинающему автору общественное внимание.
За 1904-1909 гг. публикуется 5 сборников: «Новые стихотворения», «Год крестьянина», «Заветные песни», «Новые русские песни», «Баян». В 1905 году в Московском университете поэта включают в Общество любителей российской словесности. 29 декабря 1910 года С. Дрожжин награждается премией Российской императорской Академии наук.
В 69 лет поэт, являясь членом волостного исполкома, по всей стране проводит чтения своих стихотворений. В 1919 году становится главой съезда пролетарских писателей в Тверской губернии. В 75 лет публикует книгу «Песни труда и борьбы» (1923) и становится почетным участником Всероссийского союза поэтов за 50-летний вклад в литературу. За свою жизнь поэт издал 32 собрания стихотворений. Не успел опубликовать «Полное собрание сочинений в 4 томах» и «Записки о жизни и поэзии».
Дрожжин Геннадий Георгиевич
Капитан 1 ранга
Г.Г. Дрожжин родился 8 июля 1937 года в пос. Мундыбаш Кемеровской области РСФСР.
1954-1956 гг.- ученик матроса, матрос второго класса, кочегар второго класса, затем матрос первого класса на судах Дальневосточного Морского Торгового и Восточного Арктического Морского Пароходств (теплоход «Валерий Чкалов» и пароход «Михаил Урицкий»).
1956-1960 гг.- курсант Штурманского факультета ТОВВМУ им. С.О. Макарова (г. Владивосток).
1960-1968 гг.- штурман подводных лодок разных проектов Тихоокеанского флота (в т.ч. ракетных подводных крейсерах стратегического назначения первого поколения) в 15 эскадре ПЛ Камчатской военной флотилии.
1968-1971 гг. - слушатель факультета радиоэлектроники ВМА им. Н.Г. Кузнецова.
1971-1981 г.г. - старший офицер, затем начальник Отдела космических навигационных систем в одном из управлений Штаба ТОФ.
1981-1987 г.г. - Начальник отдела Центра Дальней радионавигации Главного Управления Навигации и Океанографии Министерства Обороны (г. Ленинград)
С 1987 г. - в запасе.
За кормой тысячи миль в надводном и подводном положении во всех океанах (11 автономных походов, в т.ч. РПКСН на Боевую Службу).
В качестве штурмана и котроллёра №1 участвовал в обеспечении многих пусков баллистических ракет из надводного и подводного положений. В составе государственных комиссий участвовал в приёмке новых атомных подводных лодок разных проектов. Испытывал новые навигационные комплексы, аппаратуру радионавигационных и космических навигационных систем, в частности, КНС «Ураган» (нынешняя ГЛОНАСС), глубоководных подводных гидроакустических маяков для позиций патрулирования РПКСН в океане.
В качестве заместителя начальника экспедиции по навигационному обеспечению участвовал в прокладке единственной в стране подводной кабельной магистрали связи повышенной протяжённости (1000 км) в Охотском море. В качестве начальника экспедиции на гидрографическом судне участвовал в обследовании всех радионавигационных систем и маяков отечественного тихоокеанского побережья от Владивостока до Берингова пролива, в т.ч. на Курильских островах.
За время службы награждён орденом Красной звезды и многими медалями.
После демобилизации по выслуге лет закончил Государственный институт Метрологии и Стандартизации в г. Ленинграде и работал руководителем Госприёмки на НПО «Электроаппарат» (испытания и приёмка мощных и сверхмощных коммутационно-защитных аппаратов для электростанций всех типов, в т.ч. и для атомных). После ликвидации Госприёмки- свободный художник. Член Союза художников РФ с 2005 г., член Союза писателей РФ с 2006 г., Член Ассоциации Флотской прессы с 2000г., член Президиума Объединённого совета ветеранов-подводников с 1987г.
Автор двухтомного исследовательского труда о подводном флоте времён Второй мировой и «Холодной» войн. Публикации: в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Морской флот», «Кронштадтский вестник», «Кронштадт», «Дуэль», «Морская газета», журналах «Морской сборник», «Национальная обороне», «Записки по гидрографии», «Метрология и стандартизация», «Мир сварки», «Капитан-клуб». С 1998 по 2012 гг десять персональных выставок живописи в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Лимассоле (Кипр). Изданы 2 альбома работ: «Природой дышим, чувствуем, живём» (типография «Иван Фёдоров» в Санкт-Петербурге) и «Россия-любовь моя» (Издательство «Интребрук-Сервис» в Москве).
Спиридон Дрожжин | |
267x400px | |
Имя при рождении: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
---|---|
Псевдонимы: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Полное имя |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата рождения: | |
Дата смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: | |
Направление: |
Крестьянская поэзия |
Жанр: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Язык произведений: | |
Дебют: | |
Премии: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Подпись: | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
|
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.
В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.
Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело », «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство », «Пробуждение » и др., в том числе тверских - «Тверской вестник » (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».
Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».
Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов , проникли в фольклор . Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин , Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева .
Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.
Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы ».