«Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении» (новые технологии управления качеством образования). Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования

Мониторинг как средство повышения качества образования

Бударгин Егор Иванович, преподаватель,

ГБОУ СПО «Вознесенский агротехнический техникум»

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов .

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для преподавателя должны быть поставлены следующие задачи :

  • определение достижений обучающихся по темам изучаемой дисциплины
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. В работе используется мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого обучающегося.

Результаты контроля

№ п/п

Ф.И.

входящий

промежуточный

итоговый

вывод

Тематический мониторинг.

На каждого обучающегося составляется индивидуальная карточка. В данной карточке указываются виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаются различные виды заданий для устранения данных нарушений.

Далее делается анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты с учетом индивидуальных особенностей д. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний обучающихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

Результаты учебных достижений оформляются в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет получить:

  • объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и группы в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока .

мониторинг урока

Ф.И.

Видеть ошибку

Задать вопрос

Предложить ход
(шаг) решения

Аргументировать

Привести пример

Другой способ решения

Для «сильных» обучающихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для «слабых» обучающихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех обучающегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.

Мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и группы в целом.

Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволяет:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
  5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Литература

  1. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/авт.-сост. Г.П. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование –культура,1998
  3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 1.// Екатеринбург, 1997.
  4. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  5. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе “учитель-ученик”. Методическое пособие для учителя. Педагогическое общество России. М.:-1999.
  6. Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно –методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России,1999.
  7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Кн.1,2.- Спб: Образоварние-культура, 1998.
  8. Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.

Введение

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.

В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким преподавателем Карлхайнцом Ингенкампом, который считает, что «по существу педагогическая деятельность насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий».

В современной российской педагогике мониторинговые и диагностические исследования пока нечастое явление, но их применение в дошкольном учреждении позволит увидеть объективную картину состояния управляемой системой и изменений, происходящих в ней.

Обоснование проблемы.

Реформирование современной системы дошкольного образования ориентированного на социальную защиту ребенка от непрофессиональных педагогических воздействий и на повышение качества образовательных услуг, что потребует тщательного анализа, отслеживания качества образования.

Выявить качество образовательных услуг, получить достоверный материал для анализа, оценки и коррекции собственной педагогической деятельности дошкольного учреждения позволяет педагогический мониторинг.

Опыт показывает, что многие руководители дошкольных учреждений имеют смутное представление о педагогическом мониторинге, технологии его применения в практике.

Проблемы видятся еще и в том, что в момент бурного инновационного всплеска в образовании педагоги столкнулись с трудностями в обновлении содержания педагогического процесса, в выборе и реализации программ нового поколения. Поэтому возникает необходимость в разработке модели педагогического мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.

Педагогический мониторинг как система отслеживания качества образования

Актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении

Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

· Воспитатели;

· Руководитель;

· Родители.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика - есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

· Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.

· Мониторинг - целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В ряде исследований А.Талых выделяет ряд задач, определяющих сущность мониторинга:

1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2. Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

· Показатели должны по-возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

В работе Тропниковой Н.П. выделяется ряд аспектов мониторинга:

1. Непрерывность (постоянный сбор данных);

2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3. Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

4. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

5. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В работах Н.Калининой и Л.Егоровой отмечается, что особое значение для мониторинга в образовании имеют вопросы распространения информации. Не отрицая важности таких инструментов влияния на принятие решений как формирование общественного мнения, информирование социума, нельзя признать их основными для мониторинга в образовании.

Мониторинг в образовании будет неполным без учета мнения самого образовательного учреждения или образовательной системы, которое выражают руководители.

Вообще между этапом получения данных обследования и их анализом необходимо предусмотреть еще один этап. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием - дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Действительно, мониторинг в образовании должен предусматривать определенную систему распространения информации, достаточно сложную и вместе с тем надежную.

Это связано с тем, что выделяют только две группы способов осуществления мониторинга:

1. Способ сбора информации и регистрации текущей информации;

2. Способ учета полученных данных, принятие управленческих решений и регуляции педагогического процесса.

Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:

1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;

4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Маминов Сергей Валерьевич
ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Носова"
аспирант, учитель математики МОУ "СОШ №60" г. Магнитогорска


Аннотация
В статье рассказывается о понятии мониторинга, его отличии от диагностики, о сферах применения результатов мониторинга. Мониторинг в педагогическом смысле в первую очередь направлен на повышения качества образования и связан с этим понятием. Следует понимать, что мониторинг качества образовательного процесса в школе является одним из основных факторов повышения эффективности этого процесса. В условиях обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику очень важно корректно провести качественный и количественный анализ их знаний и умений. Но это довольно трудоемкий и затратный по времени процесс, поэтому возникает необходимость использования информационных средств для упрощения многих этапов.

MONITORING OF QUALITY OF EDUCATION: BASIC CONCEPTS

Maminov Sergey Valeryevich
Nosov Magnitogorsk State Technical University
postgraduate, math teacher in municipal educational institution Secondary school №60


Abstract
In article it is told about concept of monitoring, its difference from diagnostics, about scopes of results of monitoring. Monitoring in pedagogical sense first of all is directed on improvement of quality of education and connected with this concept. It is necessary to understand that monitoring of quality of educational process at school is one of major factors of increase of efficiency of this process. In the conditions of providing an individual approach to each pupil it is very important to carry out correctly the qualitative and quantitative analysis of their knowledge and abilities. But it is process, quite labor-consuming and expensive on time, therefore there is a need of use of information means for simplification of many stages.

Уровень качества образования определяется по результатам двух взаимосвязанных процессов – диагностики и мониторинга.

Очень часто мониторинг качества образования отождествляют с понятием диагностики. Но все же их стоит различать.

«Диагностика – это установление, изучение и оценка полезных свойств, характеристик и признаков качества, определяющих состояние рассматриваемого объекта или явления, для выяснения причин этого состояния (путем определения факторов, способствующих или препятствующих повышению этого качества), для определения потенциальных возможностей влияния на это состояние, а также для предсказания отклонений по выбранным параметрам с целью принятия обоснованных педагогических действий и управленческих решений, направленных на выявленные причины» .

«Мониторинг определяется как организованное наблюдение за контролируемым процессом путем отслеживания по определенной методике значений, выбранных для контроля параметров и сопоставления их с заранее определенными (в виде нормы и/или шкалы) допустимыми (приемлимыми) значениями» .

Таким образом, педагогический мониторинг мы определяем как структуру, состоящую из сбора, хранения, обработки и распространении информации о работе и развитии образовательной организации (или ее структур), позволяющая непрерывно наблюдать за ее состоянием, оценку эффективности достижения поставленной цели и прогнозирование ее развития.

Вообще говоря, осуществление мониторинговых исследований предусматривает прохождение пяти последовательных этапов:

1) определение целей, подготовка плана проведений исследования;

  • постановка цели мониторинга;
  • выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация;
  • определение формы и объема мониторинга, времени на его разработку и реализацию;
  • указание возможных потребителей информации;
  • определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.

2) разработка инструментария;

Инструментарий должен давать возможность сбора необходимой информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемой образовательной системы. Для каждого критерия предполагается выработка системы показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия.

Общие требования к показателям состоят в следующем:

  • максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов;
  • возможность использования в практике управления;
  • простота и надежность определения.

Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения (по Ю.А. Конаржевскому):

  • эффективность и действенность внутришкольного управления;
  • эффективность и действенность инновационной работы;
  • состояние и продуктивность методической работы;
  • состояние и действенность качества преподавания;
  • состояние работы с родителями;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • состояние здоровья и физического развития учащихся;
  • состояние посещаемости учащимися учебных занятий;
  • взаимодействие с внешней средой;
  • уровень развития учащихся, успеваемость, качество знаний.

Для оценки уровня развития каждого критерия необходима разработка показателей, характеризующих его наличие. Показатели лягут в основу инструментария, позволяющего отслеживать развитие данного критерия, т.е. осуществлять его мониторинг.

Возможные показатели выполнения проверочных работ учащимися в ходе мониторинга качества обучения:

  • процент учащихся, справившихся с работой («выполнил работу», «прошел тест»);
  • средний процент верного выполнения всех заданий работы или группы заданий, выделенных по некоторому признаку (например, заданий по некоторому разделу, теме);
  • ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий;
  • среднее число верных ответов на все задания работы или на некоторую группу заданий;
  • ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий в зависимости от состояния факторов;
  • процент верного выполнения каждого задания;
  • процент отсутствия ответа на задание и проценты выбора каждого из неверных ответов, предложенных к нему).

3) сбор информации;

4) обработка и анализ полученных результатов;

Главная сфера применения результатов мониторинга – управление, а оно направлено на повышение эффективности управляемой системы. В связи с этим выработка рекомендаций по результатам мониторинга – важнейший этап его осуществления.

В условиях развития информационных технологий, а значит и необходимостью информатизации образовательного процесса встает вопрос о том, что традиционные методы проведения мониторинга качества образования в школе необходимо использовать с применением информационных средств. Нынешний уровень развития информационных технологий позволяет провести мониторинг на любом этапе образовательного процесса, с применением различных информационных средств, быстро, качественно, наглядно и с мгновенной обработкой результатов и отображения их в виде графиков, схем, диаграмм или таблиц.

При проведении мониторинга необходимо учесть, что его итоги позволяют построить работу в образовательном учреждении с учетом личностных качеств учащихся и всестороннего развития ребёнка.

Мониторинг качества образовательного процесса в школе является одним из основных факторов повышения эффективности этого процесса. В условиях обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику очень важно корректно провести качественный и количественный анализ их знаний и умений. Такой анализ является сложной многофакторной зависимостью с большим числом переменных.

Проведение подобного анализа часто требует больших затрат сил и времени на проведение статистических расчетов. Оценивание качества обучения с использованием компьютерных технологий позволяет значительно сократить время и трудозатраты анализа и повышает информативность результатов.

Данные о качестве обучения удобно накапливать и обрабатывать стандартными компьютерными средствами. На этапе апробации и накопления данных можно использованы электронные таблицы Microsoft Excel. Они доступны даже начинающим пользователям, имеют мощные средства обработки и визуального представления информации. Использование компьютера дает также возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства.

Помимо использования возможностей офисных программ в мониторинге качества образовательного процесса могут быть использованы специализированные программные комплексы, предназначенные для решения широкого круга задач.

Например, интерактивная система оценки качества знаний VOTUM. С ее помощью преподаватель может быстро и эффективно провести контроль знаний учащихся на любом этапе обучения. При этом работа ведется в форме тестов, опросов, соревнований, что позволяет стимулировать общественно полезную деятельность на уроке, обеспечить наличие успеха у каждого учащегося.

Различные формы тестовых заданий позволяют подойти к проверке качества обучения с учетом индивидуальных особенностей детей, а удобность и быстрота данной формы работы способствует установлению связей сотрудничества между учащимися и учителем.

В итоге работы данной интерактивной системы каждый ученик получает результат сразу по окончании работы, а учитель по собранным результатам может наметить пути движения с каждым учеником в образовательном процессе.

Для реализации мониторинга качества обучения необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Универсальным средством оценки качества обучения является анкета. Анкета как шкалированная модель объекта исследования должна отражать основные свойства объекта, быть компактной, лаконичной, а ее смысловое содержание не должно выходить за пределы компетенции экспертов, ее использующих. Использование шкалированной анкеты позволяет производить математическую обработку данных, получать принципиально новую обобщенную информацию, пригодную для целей управления, основанном на принципе гуманизации и гуманитаризации. Компактность анкеты позволяет избежать необоснованных трудозатрат при проведении оценок и обеспечить технологичность процесса измерений. Одной из таких анкет является анкета качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и А.И. Севрук.

  • Савва Л.И., Маминов С.В. Мониторинг качества школьного образования в современных условиях / Л.И. Савва, С.В. Маминов // Инновации в современном мире: сб. статей Межд. Научн.-практ. конф. . – Москва: РИО ЕФИР, 2015. – 74, С. 54-57, 55с.
  • Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих: Основные положения и подходы. – Москва: РАГС, 2002. – 52 с.
  • Филимонова, И.В. Мониторинг качества образования на муниципальном уровне в аспекте гуманизации [Электронный ресурс] / И.В. Филимонова. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/3298297.html
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел. В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга. Предметом анализа в данной работе являются системы оценки результатов обучения в школе, используемые в США на государственном, региональном и школьном уровнях.

    Просмотр содержимого документа
    ««Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении» (новые технологии управления качеством образования)»

    «Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении»

    (новые технологии управления качеством образования)

    Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

    Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

    В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга. Предметом анализа в данной работе являются системы оценки результатов обучения в школе, используемые в США на государственном, региональном и школьном уровнях.

    Система оценки результатов обучения

    Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед этой системой. В большинстве случаев перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования.

    Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:

      оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;

      оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;

      мониторинг образовательных достижений выборочной совокупности учащихся в масштабе отдельных регионов или страны в целом с целью оценки качества обучения и тенденций развития.

    Использование тестовых технологий

    Слово тест произошло от английского слова "test" - проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие.

    К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разрабатывались; процедура тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам); тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала. Данные тесты получили название стандартизированные. Тесты, разработанные учителями или специалистами-предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.

    Тесты разрабатываются в соответствии с национальными стандартами. Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны.

    Ни одна страна мира не может сравниться с США по широте использования тестовых технологий. Тесты всегда использовались в США как политическое средство в проведении реформ в области образования, начиная с 1840 г (Massachusetts Historical Society Documents, 1845-46). Почему же тестирования так широко распространено в США? Д. Мадаус к основным причинам относит следующие: неудовлетворенность качеством образования в стране, увеличение числа постановлений на уровне государства и отдельных штатов об обязательности тестирования, увеличение внимания в результатам образования, бюрократизация школы и общества в целом. В 1992 г. Национальный Комитет по образовательным стандартам и тестированию (National Council on Education Standards and Testing - NCEST) в своих документах определил цели и сферу использования системы оценки для мониторинга индивидуальных результатов и системы образования в связи с введением национальных стандартов для:

      разъяснения учащимся, их родителям и учителям требований к уровню образовательных достижений;

      совершенствования преподавания и повышения результатов обучения;

      информирования учащихся, их родителей и учителей о достижении образовательных стандартов;

      обеспечения отчетности учащихся, школ, округов, штатов и страны в целом о результатах обучения;

      помощи в принятии управленческих решений в области образования.

    Стандартизированные тесты необходимо использовать в каждой школе с целью управления образовательным процессом, совершенствования системы преподавания и обучения, мониторинга результатов школы, распределения учащихся по разноуровневым классам или курсами, для сертификации учащихся.

    Стандартизированные тесты, как правило, достаточно проводить один-два раза в год в каждой школе. Но авторские тесты, подготовленные учителями, проводятся по мере необходимости и обязательно в конце каждой темы. Очень часто учителя используют тесты, разработанные авторами учебников, по которым они работают.

    Основы построения системы мониторинга результатов обучения.

    В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:

      C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?

      Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация?

      Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?

      Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?

    Основные подходы в оценке образовательных достижений

    Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:

      критериально-ориентированный , позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует ли уровень достижений данного ученика социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).

      ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

      нормативно-ориентированный , ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

    При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки.

    Последние тенденции в оценке результатов обучения

    1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:

      от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;

      от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;

      от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

      внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);

      изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

    2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:

      значимая для учащихся оценка;

      использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);

      основное внимание к комплексным умениям;

      включение заданий с несколькими правильными ответами;

      ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;

      оценка динамики индивидуальных достижений учащихся.

    3. Изменение характера оценки , проводимой учителями, самооценки учащихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) - к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время).

    4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно.

    5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений учащихся к оценке достижения группы учащихся:

      оценка умений работать в коллективе;

      оценка результатов групповой работы.

    Образовательные стандарты и оценка их достижения

    Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений. Стандарт это "степень или уровень требований, уровень совершенства или уровень достижений".

    Оценка минимальной компетентности

    Тесты минимальной компетентности оценивают не образовательные достижения вообще, а компетентность учащегося в контексте принятия решения (на основе результатов тестирования) о дальнейшем пути испытуемого: обучении на последующей ступени школы или переходе к профессиональной деятельности. Выражение "минимальная" (компетентность) означает, что оценивается не любой уровень образовательной подготовки, включая и максимально возможный, а достаточный и необходимый уровень.

    К тестам минимальной компетентности и сфере их использования предъявляются следующие требования:

      На этапе планирования теста разрабатывается спецификация, понятно сформулированная и доступная для всех заинтересованных лиц, в которой подробно описываются структура теста и все проверяемые умения. Такая спецификация используется как для разработки тестов (специалистами предметниками и тестологами), так и для подготовки к тестированию (учителями и учениками).

      Тест должен оценивать умения, значимые для дальнейшей жизни испытуемых, включая и когнитивные умения. Получение положительной оценки за выполнение теста должно быть социально значимо.

      Стандарты достижения должны быть определены и сформулированы в терминах школьных программ.

      Проверяемые компетентности и задания теста не должны дискриминировать ни одну из групп обучающихся.

      "Минимум" должен разделять учащихся по уровню подготовки.

    В связи с тем, что не бывает идеальных тестов, окончательные решения о судьбе обучающихся не должны приниматься только на основе результатов выполнения тестов. Необходимо учитывать и другие оценки, полученные в течение года, а также мнения учителей и др.

    Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для информирования общественности о результатах образования в школе, т.е. для оценки деятельности школы.

    Критерии анализа системы оценки результатов обучения:

      До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.

      Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.

      Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся.

      Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.

      Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией.

      Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.

      Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (учащимся, учителям, родителям, управленцам и другим пользователям)

      Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.

    На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки учащихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.); более широкое привлечение учителей в процесс контроля за образовательными достижениями; использование технологии разработки тестов в рамках современной теории тестов; создание механизмов обеспечения качества разработки тестов; организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования.

    Нецелесообразно использовать подходы или технологии, от которых отказывается большинство развитых стран (например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга, использовать результаты тестирования только для аттестации, сравнивать результаты /тестируемых/ с помощью неоткалиброванных тестов и др.)

    Решение этой проблемы мы видим в применении современных информационных технологий для диагностики результатов образовательного процесса. С этой целью можно использовать Интернет версию тестовой системы "Дикобраз", которая представляет собой комплексную систему автоматизированной диагностики как программный инструмент, в основе которого лежит технология компьютерного тестирования и компьютерная обработка результатов тестирования. Такая система позволяет как педагогу, так и образовательному учреждению, в целом, разработать тестовую базу и автоматизировать процесс получения информации о результатах обучения.

    Система обеспечивает :

      создание тестовых программ, компьютерное тестирование, формирование базы данных результатов тестирования, анализ результатов тестирования, формирование требуемых отчётов и соответственно состоит из следующих модулей:

      Тестовая программа "Дикобраз";

      Конструктор тестов;

      Компьютерная тестовая база;

      Модуль обработки и формирования результатов тестирования;

      Модуль анализа результатов тестирования и формирования отчётов.

    Адаптируя систему под задачи и цели нашего образовательного учреждения мы можем организовать текущий оперативный контроль за ходом образовательного процесса с использованием контрольно-измерительных материалов (тестовой базы). Все КИМы соответствуют по уровням сложности и форме единому государственному экзамену (ЕГЭ), много заданий взято из открытой федеральной базы ЕГЭ, что позволяет осуществлять репетиционное компьютерное (без бланков) тестирование выпускников, своевременно проводить коррекцию знаний, избежать использования некалиброванных тестов.

    Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

    Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

    Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

    Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

    Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

    Разработка и апробация системы педагогического мониторинга.

    Система - множество закономерных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования.

    Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:

    I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат")

    II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;

    III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход";

    IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения.

    С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

    Группа

    Объекты мониторинга

    Методы, направления

    I

    Результативность учебно-воспитательного процесса

    - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),

    - анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,

    - информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

    II

    Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

    педагогические кадры, их квалификация;

    - общие показатели, материально-техническая база;

    - комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;

    - результативность образовательного процесса;

    - результативность воспитательного процесса;

    - инновационная и методическая деятельность;

    - мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

    III

    Модель "вход-выход"

    - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости;

    - изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);

    - модель выпускника школы (начальной, основной и средней),

    - поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,

    - работодатель и проблема трудоустройства.

    IV

    На уровне образовательного учреждения

    - положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);

    - изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

    Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.

    Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ

    Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

    Цели мониторинга

    Периодичность

    Ответственные (субъекты мониторинга)

    Результат

    Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

    Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

    2 раза в год

    Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР

    Аналитические записки, диаграммы

    Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

    Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

    1 раз в год (декабрь)

    Руководители методических объединений, библиотекарь

    Сводные таблицы, диаграммы

    Методическая работа школы

    Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы

    2 раза в год (сентябрь, май)

    Руководители методических объединений, зам. директора по УВР, члены методического совета школы

    Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

    Деятельность учителя

    Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей

    Ежемесячно

    Зам. дир. по УВР

    Таблицы, справки, диаграммы

    Деятельность классного руководителя

    Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

    Ежемесячно

    Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог -психолог

    Справки, таблицы, диаграммы

    Нормативно-планирующая документация

    Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования

    2 раза в год (сентябрь, апрель)

    Руководители методических объединений, зам дир по УВР

    Протоколы

    Деятельность учащихся

    Определение уровня (качества) обученности учащихся

    Ежемесячно

    Классные руководители, зам. дир. по УВР, учителя - предметники, педагог - психолог

    Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы

    Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

    Случайные статьи

    Вверх