Какие народы проживали в сибирском ханстве. Присоединение ханств к россии

20.08.1598 (2.09). – Разгром воеводой А. Воейковым хана Кучума. Окончательное покорение Сибири.

Покорение Сибирского ханства

Сибирское ханство было частью татаро-монгольской Орды. К середине XVI в., то есть к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией, уже и расширявшейся на восток, территория ханства простиралась на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта на западе до рек Надыма и Пима на востоке. Это обширное государство граничило на северо-западном Урале с Пермскими землями, населенными коми, пермяками и вогулами (манси), которым уже в конце ХIV века . На западном Урале это была граница с Казанским ханством, занимавшим бассейн Камы (). На юго-западном Урале Сибирское ханство граничило с Ногайской Ордой, в состав ханства в XV-XVI веках входили и земли башкир, живущих на восточных склонах Урала. На юге граница ханства шла по верховьям Иртыша и по реке Омь, а на юго-востоке включала всю Барабинскую степь.

Все Сибирское ханство, несмотря на свои огромные размеры, было малозаселенным. Считалось, что в середине XVI в. здесь было 30,5 тысяч жителей: это были преимущественно татары (особенно в западных и южных землях), а также манси, пермяки – на западе, ханты (остяки) – в центральных и восточных районах. Многие племена вели кочевой образ жизни. В Сибирском ханстве не было городов. В районах Вехнеобья, по притокам Оби – Сосьве и Пелыму, в местах, заселенных угро-финскими племенами, создавались по рекам небольшие укрепленные населенные пункты (городки). По такому же типу создавались позднее и татарские городки по берегам р. Туры. Таковы Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тон-Тур. На Туре, при впадении в нее р. Тюмень, была создана и столица Сибирского ханства при династии Тайбугидов – Чимга-Тура (XIII в.) (ныне Тюмень). Другой столицей на р. Иртыш, на его правом крутом берегу в 16 км от нынешнего Тобольска, был основанный в XIII в. г. Искер. Он же позднее Сибер, Сибир, Сибирь, по которому и было названо все ханство. Эта столица в начале XV в. именовалась также Кашлык. В XV в. Сибирь (Искер-Кашлык) стала основной столицей Сибирского ханства, хотя в 1420 г. резиденция вновь была перенесена в Чимгу-Туру и в Тобольск.

О достоверности сказаний романовских сочинителей истории о "завоевании русскими агрессорами Казани, Астрахани и Сибири у плохих татар" читайте основательно аргументированные труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар" (Москва, "Алгоритм").

СИБИ`РСКОЕ ХА`НСТВО, феодальное татарское государство в Западной Сибири, образовавшееся в 1420-х годов в процессе распада Золотой Орды и выделения из её состава Улуса Шибана. Основатель ханства - Хаджи-Мухаммад, который объединил земли в междуречье Туры, Тобола и Ишима. Центр - город Чимги-Тура, позднее - город Кашлык. Территория охватывала Прииртышье, Притоболье, Барабинскую степь, Приобье. Населяли тюрко- и угроязычные племена, которые постепенно объединились в татарский этнос.

Население делилось на кочевую аристократию (ханы, карачибеки, тайбуги, беки и мурзы) и «чёрных людей». Правящие роды: Мангыт, Джалаир, Кунграт, Салждиут, Найман. Государственная религия - ислам . Население занималось кочевым скотоводством, земледелием , охотой , ремёслами (гончарное, скорняжное, прядение, ткачество, металлообработка), торговлей . Территория ханства была разделена на даруги, в которых правили наместники хана. Население платило налоги наместникам и хану.

После ухода Хаджи-Мухаммада в Приаралье сибирская знать подняла восстание и провозгласила ханом Абулхайра. В 1430 году его войска нанесли поражение Хаджи-Мухаммаду, который был взят в плен и казнён. Абулхайр постепенно распространял свою власть на Приаралье и в 1446 году перенёс столицу в Сыгнак. В 1448 году ногаи во главе с Ваккасом свергли Абулхайра и поставили правителем Сибирского ханства Едигера. В 1469 году хан Ибак при поддержке ногайских мурз Мусы и Ямгурчи захватил власть в Тюменском улусе. При поддержке хана Большой Орды Ахмада они нанесли поражение сыну Абулхайра Шейх-Хайдару. В результате произошёл политический раскол Кок-Орды и оформление владений Сибирского ханства в Заподной Сибири. Во время правления Ибака ханство достигло наибольшего могущества. Ибак противостоял кочевым узбекам в Приаралье и хану Большой Орды Ахмаду. В 1481 году Ибак совместно с Мусой и Ямгурчи нанёс поражение Ахмаду. В том же году он заключил с московским князем Иваном III договор о торговле, в 1483 году - о дружбе и союзе. В 1495 году хан Ибак был убит во время мятежа знати во главе с Мухаммадом Тайбугой. Последний объединил татарские улусы по рекам Тобол и Иртыш и сделал столицей город Кашлык. В 1555 году Едигер признал себя вассалом Русского государства. В 1563 году шибанид Кучум захватил власть в Сибирском ханстве, начал борьбу против Русского государства. В ответ на это были организованы русские походы. В 1581 казачий атаман Ермак, нанятый промышленниками Строгановыми, организовал поход в Сибирь, разгромил Кучума и занял Кашлык. Сибирское ханство распалось на ряд улусов. После гибели Кучума в 1598 году Сибирское ханство было окончательно присоединено к Русскому государству.

Ссылки из статьи

БОЛЬШАЯ ОРДА

– татарское ханство, возникшее, в 30-х годах XV века в процессе распада Золотой Орды в причерноморских степях между реками Днепр и Волга.Основное население – татары. Государственная религия – ислам. Наивысшего могущества Большая Орда достигла при хане Ахмаде. В 1491 году крымский хан Менгли-Гирей разгромил Большую Орду и в 1502 году окончательно ликвидировал её самостоятельность.

Хан Едигер и его брат Бекбулат обратились к Грозному с просьбой о подданстве и получили согласие. В дальнейшем власть в ханстве захватит Кучум и начнет проводить враждебную Москве политику.

Уже в 1555 г. в Сибири отчетливо начали сказываться последствия падения Казани в 1552 г. Местные правители сколь-либо серьезных государственных образований больше не желали соперничать друг с другом за пространство и территории, а стремились найти защиты и покровительства у наиболее сильных игроков в регионе того времени. В 1555 г. хан Сибирского ханства Едигер обратился в Москву, с просьбой принять земли ханства в состав Московского царства. Однако власть в ханстве захватил соперник Едигера - Кучум, который начал проводить агрессивную политику по отношению к Москве.

ЗАПИСКИ О СИБИРИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Чекра пришел к Едигею, затем двинулся вместе с ним в упомянутую выше страну Сибирь, куда они шли два месяца, прежде чем до нее достигли. В стране этой находится гора, называемая Арбус (Arbuss) и простирающаяся на тридцать два дня ходьбы; живущие там люди полагают, что за горой этой находится пустыня, доходящая до оконечности света; никто не может также пройти через эту пустыню или жить в ней по причине диких зверей и гадов. На вышеупомянутой горе живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ; тело же у них, за исключением рук и лица, покрыто волосами; подобно другим животным, они скитаются по горе, питаясь листьями и травой, и всем, чем придется. Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей - мужчину и женщину, которых поймали на горе, а также трех диких лошадей, которых там также словили; лошади же, живущие на горе, величиною с осла; водится там также много животных, которые в немецких землях не попадаются и которых я не могу назвать по имени. В упомянутой стране Сибирь есть также собаки, которых запрягают в повозки, зимою - в сани; они возят также по стране поклажу (wotseck) и так же велики, как ослы, а едят они там также собак. Еще следует заметить, что люди в этой стране поклоняются Иисусу Христу подобно трем святым царям, пришедшим для принесения ему даров в Вифлеем, и увидевшим лежащим его в яслях; поэтому в их храмах можно видеть изображение Христа, представленного в том виде, как застали его три святых царя, и этим изображениям приносят они дары и на них молятся. Приверженцы этой веры называются уйгуры (Uygiur); в Татарии встречается вообще много людей этой веры.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ СИБИРИ

В 1581-1585 гг. по «Сибирским летописям» известен «карача-думный царев», имевший собственный улус («карачин улус»), люди из которого относились, скорее всего, к его клану или улусу, о чем может свидетельствовать летописное выражение «иже бысть дому его». Этот карача командовал войсками, в 1584 г. во главе «многих воинских людей» осаждал «град Сибирь». Хотя Г. Ф. Миллер его называл «карача-мурзой», на самом деле он имел титул «бия» ~ «бека», что следует из двух совершенно самостоятельных источников - преданий сибирских татар и «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека. М. А. Усманов, обращавшийся к изучению вопроса о личности и клановой принадлежности этого карача-бея, пришел к выводу, что под ним скрывается автор «Сборника летописей» (1602) Кадыр-Али-бек б. Хусум (Хушум) ~ Касим-бек из племени джалаир.
Дополнительным подтверждением его статуса карача-бея является участие этого бека после пленения в 1588 г. русскими в церемонии возведения в 1600 г. султана Ураз-Мухаммеда на престол Касимовского ханства среди трех других карача-беев (из кланов аргын, кыпчак, мангыт). К сожалению, ценность этой информации снижается тем, что существует вероятность прихода карачи Кадыр-Али-бека из клана джалаир в Сибирский юрт вместе с казахским султаном Ураз-Мухаммедом. Правда, тетя этого султана была замужем за братом Кучум-хана Ахмад-Гиреем, что оставляет место для вывода о том, что улус джалаир все-таки существовал в Сибирском ханстве и раньше.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

На территории Западной Сибири в бассейнах Тобола и Иртыша известно довольно много позднесредневековых городищ, большая часть которых относится ко времени Сибирского ханства. Слабая изученность этих памятников пока не позволяет четко разделить городища золотоордынского времени и более поздние.

Тюмень. Город находился на притоке Тобола - Туре; в настоящее время застроен современной Тюменью. Название его известно по средневековым восточным источникам; известен также под именем Чинги-Туры. Археологические исследования не проводились. В XIV в. город являлся политическим центром улуса.

Искер. Остатки его находились на Иртыше, близ г. Тобольска. Во времена Сибирского ханства сюда была перенесена столица из Тюмени. Русские называли этот город Сибирью. Это же название в форме Себур фигурирует на карте Пицигани (1367 г.).

Раскопки выявили здесь мощный культурный слой, достигавший в толщину 2 м, содержащий находки золотоордынского времени.

Городище Тонтур. Находится на р. Оми в Барабинской степи. Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. Археологические исследования выявили находки золотоордынского времени.

Города эти, значительно удаленные от современных им центров развитого градостроительства, имели все же фундаментальные постройки, возведенные квалифицированными архитекторами. Об этом можно судить по наблюдению академика И. П. Фалька, обследовавшего городище, находившееся на Иртыше, в 20 верстах ниже устья Ишима, и видевшего здесь «развалины обрушившейся мечетной башни и большого каменного дома». Подобные остатки каменных строений неоднократно отмечались путешественниками на различных сибирских городищах.

Сибирское ханство — немного истории
Вместе с историей похода Ермака сильной мифологизации подверглась и история Сибирского ханства. Практически, можно сказать, что мы ничего не знаем об истории этого ханства, да и знать не хотим. Оно в прославленном труде «История Сибири с древнейших времен до наших дней» охарактеризовано как «примитивная государственность». Раз было примитивным, то и нечего изучать. В.Н. Шунков, ответственный редактор второго тома «Истории Сибири с древнейших времен», защищал всеми силами тезис: «едва ли подлежит сомнению, что до конца XVI века у большинства народов Сибири первобытнообщинный строй был еще господствующим».

Но, как мы видим, это не так. Государство, сумевшее просуществовать 371 год, нельзя назвать примитивным. У него было такое устройство, которое обеспечивало ему стабильность и устойчивость, несмотря на бурные события. Это было достаточно хорошо развитое государство. Л.Р. Кызласов писал: «Открытия последних лет показали, что в Сибири почти повсеместно, за исключением может быть узкой полосы зоны тундры, в древности или с эпохи раннего средневековья существовали самостоятельные городские центры» . Эти открытия, добавлю к высказыванию Леонида Романовича, требуют еще и глубокого изучения истории Сибирского ханства до прихода русских.
Однако проделать сейчас работу по изучению истории Сибирского ханства очень сложно, ибо сведения о нем рассеяны в труднодоступной литературе, по многочисленным, редким и часто непереведенным на русский язык источникам. Археологи же практически ничего не сделали для изучения городов этого ханства, несмотря на то, что их местонахождение хорошо известно, а некоторые города остались на карте и до наших дней. Например, в 35 километрах к юго-востоку от Тобольска и сейчас на берегу Иртыша стоит поселок Аба-лак, известный еще во времена Сибирского ханства.
Сложность и труднодоступность источников сильно затрудняет работу. С таким положением дел столкнулся уже Г.Ф. Миллер. Он провел очень большую работу, копируя документы в приказных избах сибирских городов, опрашивая местное население, посещая места исторических событий и осматривая древние находки. Историю Сибирского ханства он сумел довести только до времени Чингис хана. Ему удалось сделать черновой набросок его древней истории, причем он опирался на крайне противоречивые и ненадежные сведения, требующие дополнений и уточнений.
Но по сравнению с советской версией дорусской истории Сибирского ханства, по-настоящему легендарной, работа Миллера выглядит выдающимся достижением исторической мысли.
Вот версия, изложенная в книге иркутского краеведа Дмитрия Копылова «Ермак». Указав, что Сибирь была малозаселенной и неосвоенной территорией, он сообщает, что в конце XV века на месте Сибирского ханства было два княжества: Ишимское, расположенное в нижнем течении Ишима со столицей в Кызыл-Туре, и Тюменское, в междуречье Туры и Тавды, со столицей в Чимги-Туре . «Тура» — это город. Значит, обе столицы княжеств были городами. Копылов не указывает местоположения этих городов. «Кызыл» — это прилагательное красный. Значит, столицей Ишимского княжества был «Красный город». А что такое «Чим-ги», непонятно, и в книге иркутского краеведа не объясняется.
Ишимским княжеством правил Саргачик. Если государство названо княжеством, значит Саргачик был князем. Тюменским княжеством правил Ибак-хан. Раз так, то его государство должно назваться ханством. Но в книге Копылова Ибак-хан правит княжеством. Ладно, пройдем.
Про Ибак-хана сообщается, что он присоединил земли по Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу и Ишиму . Это огромная территория, на завоевание которой надо много сил. Надо полагать, что он завоевал Ишимское княжество, расположенное в низовьях Ишима. Кончил свою жизнь Ибак-хан плохо. В 1493 году его убил некий Махмет. Кто такой этот Махмет, так и остается не до конца ясным. Судя по изложению Копылова, это сын Саргачика. Судя по имени, он, возможно, был мусульманином. Махмет убил Ибак-хана и основал новое государство — Сибирское ханство. Столицей он сделал городок Кашлык, или Искер.
В 1558 году Кучум, средний сын Муртазы и прямой потомок Ибака, возвел своего отца на престол Сибирского ханства. Что он сделал с Махметом, история умалчивает. Может быть убил, а может быть тот и сам умер. Мне больше вторая версия нравится. Умер старый-старый Махмет, хан Сибирского ханства. Узнал Кучум, что престол ханства опустел, и, как примерный сын, предложил своему отцу — папа, пойди, посиди на нем немного.
А в 1564 году Кучум и сам стал ханом Сибирского ханства . Видно, Муртазы стар был, долго на престоле ханства не засиделся, но и ошибки Махмета повторять не стал, отдал ханство среднему сыну.
С этого момента и начинается история Сибирского ханства во главе с ханом Кучумом на престоле.
А вот как историю Сибирского ханства описывает Г.Ф. Миллер.
Первым правителем этой территории, имя которого сохранилось в истории, был Он-Сон. Его власть простиралась на татар, живших по течению Иртыша и Ишима. Столица того владения находилась в городе Кизыл-Тура, который был населен еще во времена Кучума .
Судя по контексту и дальнейшему описанию истории этого места, правление Он-Сома относилось к давним временам, примерно ко второй половине XII века. После него правил его наследник, скорее всего, сын, Иртышак. От его имени, как утверждает Миллер, произошло название реки Иртыш. Чем он так прославился, что в его честь назвали большую реку, осталось неизвестным.
Правил Иртышак, видимо, в начале XIII века. Скорее всего, он был разгромлен и покорен нойонами Чингис-хана. Когда сам Чингис-хан взял штурмом Бухару, к нему явился царевич Казахской Орды по имени Тайбуга, сын хана Мамыка, и попросил у всемогущего хана владения по Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре. Милость царевичу была оказана, и Тайбуга стал правителем в этих землях.
Вот он-то как раз и стал основателем Сибирского ханства. Итак, 1217 год можно считать годом основания Сибирского ханства. Тайбуга-хан построил в пожалованных ему землях город, который назвал в честь своего благодетеля — «Чингидин», то есть «город Чингиза». Впоследствии он стал известен под татарским названием «Чимги-Тура». После завоевания Сибирского ханства русские построили на месте Чингидина свой город — Тюмень.
От Тайбуга произошел целый род правителей, которые правили с перерывом до 1588 года. О событиях, которые произошли в Сибирском ханстве при этой династии, мало что известно. Известно лишь, что в конце XV века власть этой династии чуть было не оказалась в чужих руках.
Г.Ф. Миллер об этом рассказывает так. Правнук или праправнук Тайбуга, Map-хан был женат на сестре казанского хана Упака. Видимо, отношения между родственниками были далеко не безоблачными, потому как Упак начал войну против Мара и разгромил его войско. Map-хан был убит, а его семья: жена, сыновья Обдер и Ебалак, были взяты в плен, увезены в Казань и вскоре умерли в плену. Сибирское ханство на время попало под власть казанского хана.
У сыновей Мара остались сыновья, Махмет, который был сыном Обдера, и Ангиш, который был сыном Ебалака. Когда их отец потерпел поражение, знатные татары спрятали внуков хана и потом тайно их воспитали. Завоеватель ханства не знал, что в живых остались законные наследники престола. Когда Махмет вырос, он в 1493 году поднял восстание против казанского хана. Оно было поддержано жителями бывшего ханства. Хан Упак повел войско на подавление восстания. Но под Чингидином он был разбит ополчением Махмета. Хан попал в плен и был убит.
Махмет, как законный наследник престола по старшей линии, объявил себя ханом и восстановил Сибирское ханство. Для себя он выстроил новую столицу на Иртыше, в 16 верстах от того места, где потом будет заложен Тобольск. Это был город Искер, или Сибирь .
В Ремезовской летописи, которую Миллер приобрел в Тобольске и потом положил в основание своего исследования, столица, построенная Махметом, называлась Каш-лыком. Но Миллер нигде не слышал такого названия и потому специально опросил тобольских, тюменских и тарских татар. Все они сказали, что столицу Сибирского ханства называли Искером, а чаще всего — Сибирью: «В Ремезовской летописи этот город называется Кашлык, но это название, как я слышал, не употребляется ни у одного народа», — пишет он в «Истории Сибири» .
В дальнейшем при описании событий Миллер пользуется только названием «Сибирь». Это обстоятельство, впрочем, не помешало нашим историкам поверить на слово Ремезовской летописи и поименовать столицу Сибирского ханства Кашлыком. Под этим названием город вошел во все патриотические мифы.
После смерти Махмета правил Ангиша, который оставил престол сыну Махмета, Касиму. Касим оставил престол своему старшему сыну, Едигеру. Кроме него были еще сыновья Сенбахта и Саускани.
Едигер неожиданно умер в 1563 году. Власть было передать некому, поскольку его братья к тому моменту тоже умерли, не оставив наследников. Об их судьбе и о причине столь ранней смерти не сохранилось никаких сведений. Едигер же оставил после себя беременную жену. В принципе, сибирские тайши могли бы подождать, пока ханша разрешится от бремени, и уже тогда окончательно решить вопрос о престолонаследии. Но, по всей видимости, они опасались долгого безвластия в ханстве и сразу же отправили посольство в Бухару, к Муртазы, с просьбой отпустить к ним на ханский престол кого-нибудь из своих сыновей.
Муртазы был не просто бухарским ханом. Он был еще потомком Чингис-хана, который когда-то посадил предка династии сибирских ханов на престол. Видимо, сибирские тайши рассудили, что нового хана им тоже должен дать потомок Чингис-хана. Муртазы-хан происходил из рода Шейбани-хана, внука Чингис-хана, и его сына Джучи, который сделался правителем Бухары. По имени этого предка весь род бухарских правителей назывался Шейбанидами.
К слову сказать, советские историки говорили иногда о «борьбе Тайбугидов и Шейбанидов», но не разъясняли, что это за роды и от кого они происходили. Это совсем не роды «правителей Ишимского и Тюменского ханств». Шейбаниды — это род чингизидов, которые пользовались на всем Востоке очень большим авторитетом. Род Тайбугидов просто не мог с ним ни за что соперничать, главным образом, потому, что был худороден перед Шейбанидами (хоть Тайбугиды и получили власть из рук самого Чингис-хана).
Итак, к Муртазы-хану, потомку Чингис-хана в двенадцатом колене, прибыли посланники из Сибирского ханства и попросили дать им правителя из своего рода. Муртазы отправил править в Искер своего среднего сына Кучума. В это время, как пишет Абулгази-хан, писавший по-арабски, Кучуму было тридцать лет. Ханом он был до 1003 года хиджры, то есть до 1595 года. В этот год ему было 62 года.
Вот такая версия. Конечно, и за нее трудно поручиться и сказать, что она абсолютно достоверная. Но все же она вызывает намного более доверия, чем легенды советских историков. Доверие она вызывает потому, что в ней четко названы участники событий, четко перечислена последовательность событий, и потому, что в ней есть привязка к истории соседних народов и государств.
Верхотуров Дмитрий Николаевич
Источник

Сибирское ханство занимало территорию, населённую народностями, находившимися на различных стадиях развития – ханты, манси, зауральские башкиры и др.

В него входили также тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др., известные по некоторым источникам под собирательным именем Сибирских татар.

19. Какие две династии соперничали в борьбе за престол в Сибирском ханстве? в чем заключалось их коренное отличие друг от друга?

Династии тайбугинов и шейбанидов. После долгой борьбы между представителями Белой Орды, шейбанидами, и представителями местной знати, тайбугинами - потомками легендарного хана Тайбуги, власть захватил шейбанид - Ибак. Тайбугины не могли по формальным причинам обладать в каком-либо из монгольских улусов статусом хана - согласно «Ясе» Чингисхана, ханом мог стать только Чингизид. В документах шейбаниды именуются «царями» («ханами»), а тайбугины – «князьями».

20. Каков был герб Сибирского ханства?

Описание: в горностаевом щите два чёрных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной - золотую пятизубцовую корону, другою - черлёный лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленные стрелы.

Окончательно Сибирское ханство было присоеденино в 1598 году после поражения хана Кучума. Изображение соболей символизируют пушные богатства Сибири. Его основой послужила эмблема города Тобольска. Герб увенчан алтабасной (парчёвой) шапкой третьего наряда царя Иоанна Алексеевича, украшенная золотыми запонами.

21. Как называлась в 16-17 вв. Территория Забайкалья и западного Приамурья?

Даурия (Даурская земля).

22. Часть каких народов Сибири уже входило в состав Московского княжества к началу 16 века?

Остяки (ханты и манси); сибирские татары.

23. В чем причина дисперсного расселения местных народов Сибири?

Высокой рассредоточенностью населения отличаются большинство народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований. Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие своих автономий, расселены достаточно компактными этническими массивами. Такая дисперсность обусловлена давним освоением русскими этой территории; традиционным очаговым расселением народов Сибири.

24. В чем заключается разность подходов в постановке вопроса об освоении Сибири и Дальнего Востока от утверждения о начале колонизации данного региона Российским государством с XVI века?

В первом случае главная роль в процессе присоединения сибирских земель к Российскому царству отводится народным силам – промышленникам, торговцам, беглым крестьянам, служилым людям. Представители этих классов, русские по национальности, заселяли сибирские территории и до «официального» правительственного продвижения на восток в XVIвеке, сливаясь с местным населением и устанавливая экономические связи.

Во втором случае главным «двигателем» захвата восточных территорий считается государство, т.е. правительство Русского царства. Оно снаряжает экспедиции, дает средства на разведывательные походы и т.п. Таким образом, согласно этому подходу, колонизация Сибири происходит «сверху».

Случайные статьи

Вверх