Как живут на полярной станции: интервью с полярником Сергеем Никитиным. Продолжается набор учёных-добровольцев в экспедицию РГО в Антарктиду Приму участие в экспедиции к антарктиде

Святослав Князев

60 лет назад в Вашингтоне был подписан Договор об Антарктике - первый международный нормативный акт по контролю над вооружениями времён холодной войны. Вскоре после завершения Второй мировой войны Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой указывалось, что Советский Союз имеет право участвовать в разработке политического статуса материка, так как он был открыт российскими моряками. Договор 1959 года определил стратегию освоения материка - полную демилитаризацию и свободу научных исследований. По словам экспертов, сегодня Россия является лидером в проводимых в Антарктиде работах, которые имеют огромное значение для всего мира.

  • Советские полярники в Антарктиде
  • РИА Новости
  • В. Парк

1 декабря 1959 года 12 государств подписали в Вашингтоне Договор об Антарктике, поставивший точку в политических баталиях вокруг статуса континента и определивший стратегию его освоения на десятилетия вперёд.

Открытие Антарктиды

Предположения о наличии в районе Южного полюса неизвестного материка учёные высказывали ещё в древности. Однако проверить их долгое время не могли. Голландские, французские и британские мореплаватели, включая знаменитого исследователя Тихого океана Джеймса Кука, предпринимали попытки проникнуть на юг и обнаружить мифическую сушу, но их предприятия не увенчались успехом из-за сурового климата южных морей.

Всё изменилось после того, как к исследованиям присоединилась Россия. В 1819 году руководитель первой российской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн предложил морскому министерству план путешествия в южные полярные воды. Власти данное начинание поддержали. Однако заслуженные капитаны, имевшие опыт самостоятельных научных экспедиций, были в это время либо задействованы в других исследовательских мероприятиях, либо не могли отправиться в плавание по состоянию здоровья.

  • Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 года
  • Wikimedia commons / М. М. Семенов

Руководство новым научным проектом было возложено на молодого способного офицера, участвовавшего в первом кругосветном путешествии под руководством Крузенштерна, — . Ему было поручено командовать шлюпом «Восток». Также в экспедицию вошёл шлюп «Мирный» под командованием Михаила Лазарева.

15 июля 1819 года экспедиция Беллинсгаузена покинула Кронштадт. Уточнив по пути месторасположение земель, обнаруженных другими мореплавателями, и открыв ряд новых островов, российские моряки 28 января 1820 года в точке 69° 21" 28" южной широты и 2° 14" 50" западной долготы достигли побережья Антарктиды.

Русские мореплаватели не были до конца уверены, открыли они архипелаг или материк. В феврале они несколько раз приближались к обнаруженной ими земле, а затем отошли на отдых в Полинезию. Проведя почти год в различных уголках Тихого океана, российские Колумбы снова взяли курс на юг. В январе они открыли остров Петра I и Землю Александра I. Стало ясно, что обнаруженная ими территория суши весьма обширна. В августе 1821 года экспедиция вернулась в Россию.

Гонка за Антарктику

Вскоре после россиян к берегам Антарктиды подошла британская экспедиция Эдуарда Брэнсфилда и американский китобойный корабль под руководством Натаниэла Палмера. В середине XIX века английские, французские, американские и норвежские мореплаватели занимались исследованием и нанесением на карту побережья нового материка.

В начале XX столетия был предпринят ряд экспедиций вглубь континента. В 1911 году между британцами и норвежцами началась гонка за право первыми поднять свой флаг на Южном полюсе. Это удалось полярнику из Норвегии Руалю Амундсену.

  • Территориальные претензии, заявленные на территорию Антарктиды
  • Wikimedia commons / Lokal_Profil

В первой половине ХХ века Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили объявляли отдельные территории в Антарктиде своими владениями. Серьёзные планы относительно освоения южного континента вынашивало руководство гитлеровской Германии.

Россия (а затем и Советский Союз) на время выпали из антарктической гонки по причинам военно-политического и экономического характера. Однако в 1930-е годы на фоне общего подъёма советской науки и успехов в Арктике в Москве прозвучали предложения по возвращению в южные полярные широты. По техническим причинам сделать это до начала Второй мировой войны не удалось, однако в 1938 году Наркомат иностранных дел СССР выступил с официальной нотой протеста против попыток Норвегии объявить часть Антарктиды своей территорией. Тогда же советское руководство провозгласило идею о принадлежности южного континента всему человечеству, которая была воплощена в жизнь более чем два десятилетия спустя.

В 1949 году Географическое общество СССР приняло резолюцию, в которой шла речь о том, что Россия является первооткрывателем Антарктиды и поэтому имеет право участвовать в разработке её политического статуса. Начались международные переговоры относительно будущего южного материка.

В 1950-е годы СССР с использованием мощностей китобойной флотилии, полученной от Германии по репарациям, приступил к практическому освоению южных полярных вод.

В начале 1956 года состоялась первая высадка советских полярников в Антарктиде и была основана станция «Мирный». 27 мая того же года после 370-километрового перехода была заложена первая в истории полярная станция, находящаяся в отдалении от берега, — «Пионерская». 14 декабря 1958 года советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности — наиболее удалённой от берегов океана точки в Антарктиде.

«Отстав в первой половине ХХ века от других стран в вопросе исследования Антарктиды, СССР в 1950-е годы наверстал упущенное и вырвался в лидеры», — рассказал в интервью RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Договор об Антарктике

15 октября 1959 года в Вашингтоне началась конференция по Антарктиде, в которой принимали участие 12 государств, имевших научные представительства на южном континенте: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз и Япония.

1 декабря 1959 года участники конференции подписали договор, имевший бессрочный характер и состоявший из преамбулы и 14 статей. Ключевой его нормой стала полная демилитаризация Антарктиды: запрет на размещение военных баз и любых видов вооружений, а также на захоронение на территории материка радиоактивных материалов.

Таким образом, договор стал первым международным нормативным актом по ограничению вооружений в годы холодной войны.

Договор также предусматривал свободу научных исследований в Антарктике и подчёркивал важность сотрудничества между учёными из разных стран. Кроме того, в документе были зафиксированы конкретные процедуры, связанные с организацией международного взаимодействия, — в частности, порядок информирования одним государством других подписантов договора о своей деятельности в Антарктике.

  • Антарктический полюс относительной недоступности. Участники экспедиции, возглавляемой Евгением Толстиковым. 1958 год
  • РИА Новости
  • Ю. Багрянский

В дальнейшем документ подписали ряд новых стран. На сегодняшний день его участниками являются более 50 государств. Представители 29 из них имеют право голоса на проводимых в рамках договора саммитах.

Значение антарктических исследований

«Антарктические исследования исключительно важны для человечества. В частности, в связи с тем, что научная работа в Антарктиде даёт нам понимание процессов, связанных с климатическими изменениями», — заявил в беседе с RT начальник Российской антарктической экспедиции Александр Клепиков.

По словам учёного, острая международная дискуссия по климатическим проблемам сегодня достаточно политизирована, а антарктические исследования позволяют сделать её более взвешенной и конструктивной.

«Сейчас по вопросу климата звучит немало нервных алармистских заявлений. Проводимая же в Антарктиде работа сигнализирует об изменениях климата за миллионы лет, позволяя делать объективные выводы по данному вопросу», — заметил он.

При этом Александр Клепиков подчёркивает, что получаемые из Антарктиды данные важны не только в контексте палеоклиматических исследований.

«Для объективности текущих наблюдений важно, чтобы не было больших пространственных разрывов между местами наблюдений. Если в Европе метеостанций много, то в Антарктиде их количество ограничено. Получаемые с них данные уникальны», — отметил начальник Российской антарктической экспедиции.

Александр Клепиков объяснил, что информация, которую учёные собирают на южном континенте, чрезвычайно актуальна, так как позволяет разрабатывать сценарии будущего, в том числе ближайшего. В частности, она позволяет определить, как будет подниматься уровень океана в связи с таянием антарктических льдов.

Впрочем, по словам Клепикова, антарктические исследования не ограничиваются одним только климатом.

«В Антарктиде существует много неисследованных экосистем, там удобно находить метеориты, отрабатывать методологию поиска следов форм жизни, которая будет применяться на Марсе и на лунах. Направлений научных антарктических исследований много, и российские учёные сегодня принимают участие практически во всех. Мы уверенно остаёмся в лидерах мировой антарктической науки», — подчеркнул учёный.

  • Российские полярники в Антарктиде
  • РИА Новости
  • Алексей Никольский

В Антарктиде действуют российские круглогодичные базы «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен» и «Прогресс», а также несколько сезонных баз. В состав ежегодных антарктических экспедиций входят 120 участников сезонных работ и 110 участников круглогодичных работ на постоянных станциях.

«Антарктида — это континент российского лидерства. Он открыт русскими моряками и с середины XX века активно исследуется отечественными учёными. Процессы, происходящие на этом континенте, играют важную роль на мировом уровне, и со временем эта роль будет только возрастать. Поэтому российская научно-исследовательская работа в Антарктическом регионе чрезвычайно актуальна», — подытожил Константин Стрельбицкий.


Антарктида, согласно международным договорам и конвенциям, не является официально чьей-либо территорией. Использовать этот материк для обогащения и получения экономической выгоды запрещается, поэтому здесь размещаются многочисленные научно-исследовательские станции.

В связи с этим работа в Антарктиде есть только на полярных станциях, принадлежащих различным государствам мира.

Это и Россия, и Украина, и Аргентина, и США, и Канада и т. д. Каждая из них постоянно публикует актуальный список вакансий, претенденты на которые проходят серьезный конкурсный отбор. В частности, для работы в Антарктике нужно получить разрешение от конкретной страны, чтобы законно пребывать на станциях. За полярный круг едут те, кто хочет поработать на таких станциях, как:

  • Мирный;
  • Беллинсгаузен;
  • Молодежная;
  • Новолазаревская;
  • Прогресс и другие.


Альтернативными вариантами поиска работы являются: научно-исследовательская станция имени Академика Вернадского, научно-экспедиционные корабли, суда и теплоходы. Они принадлежат Арктическому и антарктическому Научно-исследовательскому институту и Российской арктической экспедиции. Руководителями этих институтов были созданы отличные условия для полярников:

  • Комфортные и уютные коттеджи;
  • Горячие ванны;
  • Комнаты для отдыха;
  • Бары;
  • Залы для тренировок и поддержания физической формы;
  • Интернет и видео связь.

Кафе-бар Фарадей на украинской станции Академик Вернадский

Работа в Антарктиде является довольно сложной, как психологически, так и физически, поэтому на станциях работают психологи. Это позволяет снять ощущение дискомфорта, поговорить о накопившихся проблемах.

В 2020 году на научно-исследовательские станции требуются специалисты в самых различных областях – от кулинарии до метеорологии.

Что исследуют российские полярники

В частности, к наиболее востребованным вакансиям относятся:

  • Геологи;
  • Программисты и системные администраторы;
  • Метеорологи;
  • Врачи, анестезиологи, травматологи и хирурги;
  • Повара;
  • Метеорологи-актинометристы;
  • Геофизики;
  • Специалисты в области ионосферы и аэросферы;
  • Магнитологи;
  • Риометристы;
  • Радиолокаторщики;
  • Работники на оборудование, использующиеся для охраны природы;
  • Радиоинженеры, чтобы налаживать современные системы связи;
  • Инженеры;
  • Гидрологи;
  • Психологи;
  • Механики;
  • Дизелисты;
  • Электромеханики;
  • Водители гусеничного транспорта, бульдозеров, тягачей, автокранов;
  • Электрики и электрогазосварщики;
  • Связисты;
  • Компьютерщики.

Санно-гусеничные поезда в Антарктиде. Работа водителя гусеничного транспорта

Кроме того, на научно-экспедиционные суда, теплоходы, корабли постоянно требуются члены экипажей – моряки, капитаны, старший командный состав, специалисты по морским профессиям, инженерному делу, вахтенные помощники капитана и механики, мотористы, коки, электрики, электромеханики, ученые. На таких судах совершаются многомесячные экспедиции в Арктику, Антарктиду, за полярный круг, Северный полюс.

Спрос на такие вакансии будет существовать и в следующем году, что связано с дальнейшим освоением Антарктиды, наблюдением за различными природными феноменами, формированием новых экспедиций, сменами действующих полярников, контракт которых заканчивается. Поэтому заявки на работу принимаются круглый год, а список актуальных вакансий начинает формироваться в мае, и продолжается несколько месяцев.

Возвращение в Антарктиду. Научно-экспедиционное судно Академик Федоров

Найти работу в данном регионе могут все желающие, потому что на большинство вакансий нужно не по одному человеку. На каждую должность требуется от 6 до 20 человек, которых распределяют работать на полярные станции, суда. Списки предложений составляются по двум группам – для сезонных работников, готовых провести в Антарктиде не более 6 месяцев; для зимовочных сотрудников, которые трудятся на этом континенте в течение 1 года.

Отправка полярников традиционно производится в октябре, а назад работников забирают в марте, т. е. спустя полгода. При этом не учитывается время доставки и транспортировки людей назад. В некоторых случаях, работа в полярном регионе с переездами может занимать от 12 до 18 месяцев.

Особенности работы

Акцент в работе полярников делается на проведение исследований, изучение флоры и фауны. Остальные сотрудники обеспечивают жизнедеятельность станций, поселков, выход в море и океан экспедиционных судов. Работников к месту дислокации перевозят за счет компании-работодателя, которая также обеспечивает проживание и питание. Многие полярники приезжают на зимовки не по одному разу, становясь со временем старожилами поселков и станций.


Пребывание на станциях зависит от нескольких обстоятельств:

  • Как быстро транспорт способен добраться до Антарктиды;
  • Особенности движения кораблей и авиации;
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств;
  • На какое время работники прибыли на замену других полярников.

Требования к кандидатам

Полярники для работы в Антарктике должны знать английский и испанский языки, быть уверенным пользователем персонального компьютера и компьютерной техники, иметь отличное состояние здоровья.

Льды Арктики показали новые формы жизни

Соглашаясь на работу в Антарктиде, стоит учитывать, что это край, где существуют сложные условия жизни и работы. Поэтому к претендентам предъявляются следующие требования:

  1. Наличие высшего образования и хорошая квалификация.
  2. Крепкое здоровье.
  3. Коммуникабельность.
  4. Способность находится длительное время в замкнутом пространстве.
  5. Работать придется в небольших коллективах (обычно на одной станции трудятся около 20 человек, вынужденные много времени проводить вместе).
  6. Нужно долго быть вдали от родного дома и базы, если запланированы выездные экспедиции.
  7. Наиболее подходящим по возрасту для работы в Антарктиде считаются люди, достигшие 25 лет. На замещение вакансий принимаются претенденты, возраст которых не превышает 45 лет. На многих вакансиях, возраст рабочих может составлять 25 — 65 лет.

Верстовой столб в Антарктиде. Полярники

Также потребуются:

  • водительские права,
  • различные сертификаты, подтверждающие уровень квалификации,
  • наличие трудовой книжки, в которой должны быть сделаны соответствующие записи о предыдущих местах работы.

Положительным фактором будет наличие воинского билета или звания, и загранпаспорта, если понадобится совершить поездку на судах в воды других государств.

Исходя из этого, разнорабочие в экспедиции и на станции не принимаются, и такие вакансии не появляются. Учитывая условия труда, этот шаг работодателей является оправданным.

Жизнь полярника в Антарктиде

Перед отправлением в Антарктику каждый работник проходит специальное медицинское освидетельствование на приеме в медкомиссии. Наличие хронических заболеваний и вредных привычек будет являться помехой для устройства на работу.

Подписывая контракт, стоит учитывать, что работа имеет высокий риск опасности и наличие минимального уровня комфорта. Поэтому работники должны придерживаться строгой трудовой дисциплины, во время плавания или выездных экспедиций следовать четкой организации труда, быть ответственными за выполняемую работу и готовыми переносить тяготы, лишения, невзгоды.


Работников, согласно условиям договоров, наниматели обязаны обеспечить питанием, одеждой, санитарно-гигиеническими средствами, медицинской страховкой, социальным пакетом, гарантиями того, что предыдущее место работы будет сохранено за конкретным человеком. Самостоятельно полярники должны оплачивать только траты на спутниковую связь, чтобы поговорить с родными.

Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От участников требуется умение чётко и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, так как от этого зависит безопасность всех полярников. Работа в Антарктиде связана с деятельностью в предельно суровых климатических условиях вдали от семей и привычных бытовых удобств.

Почему Антарктида

Специалисты, претендующие на участие в работе станции должны заблаговременно уточнять все требования и особенности трудоустройства, так как попасть в Антарктиду неподготовленному человеку достаточно сложно.

Стоит отметить, что большинство работников едет в экспедицию не за высокой зарплатой, а за новыми ощущениями, стремлением испытать себя в суровых условиях. После вахты многие стремятся вернуться на полюс еще раз и закрепить полученный опыт.

О том, как сотрудники живут в Антарктиде можно узнать в соответствующих группах соцсети ВК, где участники публикуют фото и видеоматериалы, рассказы о трудовых буднях.

Востребованные профессии

Для работы станций в Антарктиде требуются разные специалисты:

  • водители различной техники (снегоходов);
  • механики;
  • медики;
  • сварщики;
  • повара;
  • системные администраторы;
  • эксперты по спутниковой связи.

Но большинство участников – различные ученые, занимающиеся исследованием окружающей среды.

При желании участвовать в работе на полярной станции рекомендуется уточнить вакансии, актуальные на данный момент, при посещении официального сайта Антарктической экспедиции (http://raexp.ru).

Особенности работы

Работа в Антарктиде осуществляется вахтовым методом, все вакансии подразумевают бесплатную доставку на станцию и обратно.

Оформление производится по трудовому договору, принятые работники обеспечиваются питанием и специальной одеждой за счет государства.

Деятельность начинается в ноябре-феврале, транспортировка участников проводится либо при помощи самолета, либо на судне. Это зависит от местоположения станции, куда должна прибыть экспедиция.

Длительность похода составляет 12-18 месяцев.

Требования к кандидатам

Претендентов отбирают достаточно жестко по таким критериям:

  • Здоровью;
  • Профессиональным умениям и навыкам;
  • Психологическим качествам (стрессоустойчивости);
  • Возрасту: от 30 до 45 лет (для врачей – до 60).

Также потребуются документы, подтверждающие квалификацию по профессии, стаж, заграничный паспорт.

Для прохождения врачей придется взять выписки:

  • Из медсанчасти по месту проживания о заболеваниях за последние три года.
  • Из тубдиспансера (о том, что претендент не состоит на учете).
  • Из психдиспансера.
  • Из наркологического диспансера.
  • ортопантограмма (с приложенным описанием и заключением).
  • Если претенденту более 50 лет, нужно сделать УЗИ органов брюшной полости, мочевого пузыря и предстательной железы.

Важно: опыт работы по специальности должен составлять не менее 2 лет. Для медиков – от 5 лет.

Как попасть на зимовку, пошагово:

  1. Заполнить анкету в ОК ААНИИ (некоторых востребованных специалистов приглашают сами руководители исследований).
  2. Получить одобрение на прохождение медкомиссии.
  3. Пройти осмотр врачей, в том числе – психологические тесты и проверки.

Более подробно узнать о том, как можно попасть в экспедицию в Антарктиду, проще всего на сайте РАЭ.

Средняя зарплата


Часто люди интересуются, сколько денег получают полярники за труд при оформлении в экспедицию. Это зависит от стажа работы, начисление нормального оклада начинается после пересечения 60-й параллели.

Средняя зарплата в Антарктиде в 2019 году составляет 60000 рублей, нужно учесть, что это официальный доход (до вычета налога 13%). Через каждые 6 месяцев пребывания на станции происходит прибавка – 10% от оклада, но суммарно — не больше 100%. Это значит, что после трех экспедиций будет достигнута максимальная оплата труда.

Но на несколько зимовок подряд устроиться невозможно: запрещают врачи, потому что организм сильно ослабевает из-за особенностей климата.

Льготы и надбавки

В 2013 году правительство РФ внесло изменения в законодательство по начислению компенсаций и льгот работникам крайнего юга.

Список преференций:

  • Районный коэффициент 3 – добавляется в период деятельности в экспедиции;
  • Процентная надбавка и повышающий коэффициент к окладу (размер зависит от начальной заработной платы);
  • В общий стаж включаются периоды предыдущих экспедиций, в том числе — выслуга лет на Северном полюсе.

Более подробную информацию можно узнать из Постановления РФ от 2013 года №832.

Заключение

Устроиться на работу в антарктическую экспедицию довольно сложно. Желающих это сделать очень много, здесь важна степень мотивации и настойчивость. Некоторые граждане попадали на полюс с третьего-четвертого раза.

Русское географическое общество объявляет о старте конкурса на участие в кругосветной океанографической экспедиции на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

В экспедицию приглашаются студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием. Необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике экспедиции. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в Положении . Заявки принимаются до 22 сентября .

"В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева" , – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем "Адмирал Владимирский" отправится на российскую антарктическую станцию "Беллинсгаузен", где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями "Адмирал Владимирский" пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга "Разбойник" Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на "Адмирале Владимирском" во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита "Адмирал Владимирский" выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту "Адмирала Владимирского" будет демонстрироваться выставка РГО "Самая красивая страна". 240 потрясающих фотографии нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.

Продолжается приём заявок на участие в кругосветной океанографической экспедиции Русского географического общества на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. До 22 сентября на участие в экспедиции могут студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием.

За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

"В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева", – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем "Адмирал Владимирский" отправится на российскую антарктическую станцию "Беллинсгаузен", где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями "Адмирал Владимирский" пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга "Разбойник" Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на "Адмирале Владимирском" во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита "Адмирал Владимирский" выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту "Адмирала Владимирского" будет демонстрироваться выставка РГО "Самая красивая страна". 240 потрясающих фотографий нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.

Чтобы подать заявку на участие в экспедиции, участникам конкурса необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике путешествия. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в

Случайные статьи

Вверх