Идеология – это правила, помогающие людям жить правильно. Что такое идеология

«В настоящее время терроризм стал главным вызовом всему человечеству. Масштабы, бесчеловечность и жестокость превращают его в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Сформировалась так называемая «идеология терроризма». Отлаженная система ее распространения затрагивает и сферу деятельности СМИ.

Следует отметить, что террористы всегда стремились использовать существующие каналы масс-медиа для распространения своих взглядов и информации о своей деятельности. Более того, они преследуют цель не только добиться освещения своих деяний, но и пытаются получить у СМИ признания легитимности и моральности своих действий, привлечь новых членов в террористические и экстремистские группы …

Благодаря компьютерным технологиям и современным масс-медиа, доступ террористов к СМИ существенно упростился. Создать материал экстремистской или террористической направленности и сделать его одновременно доступным миллионам людей сегодня не сложно. Интернет-ресурсы представляют практически неограниченные возможности для пропагандистской и информационной деятельности.

Специалисты все чаще и не без основания называют Интернет «академией терроризма». Практически все террористические, экстремистские и как они себя любят называть «повстанческие» организации и группировки имеют собственные ресурсы, с помощью которых пропагандируют свои бандитские радикальные идеи.

Мы отмечаем, что терроризм немыслим без информационной подпитки. Готовя свои преступные акции, террористы рассчитывают произвести громкий пропагандистский эффект, стремятся добиться общественного и политического резонанса, в первую очередь с помощью СМИ. И представители журналистских кругов, на наш взгляд, должны четко осознавать это.

Террористическая деятельность по самой своей природе направлена на то, чтобы произвести шокирующий эффект на широкие общественные слои, через общественное мнение повлиять на принятие органами власти определённого, выгодного террористам решения. Осуществляя свои преступные замыслы, террористы покупают себе кровавой ценой эфирное время, стремясь к широкому освещению своих преступных деяний в СМИ.

Террористам важно не проведение акта как такового, а создание соответствующего общественного резонанса вокруг него. Теракты тщательно срежиссированы. Нельзя идти на поводу у террористов, предоставляя им трибуну, так как это провоцирует новые акты террора…

В последнее время в журналистском сообществе растет понимание этого. Доказательством тому служат многочисленные хартии и конвенции, принимаемые журналистским сообществом.

Речь идет о необходимости принятия на себя представителями СМИ добровольных обязательств отказа от предоставления террористам выхода на информационное поле, о неразглашении ставших известными журналистам планах антитеррористических сил, о моратории на политические, конфессиональные, этнические и другие комментарии в момент совершения теракта. Выработка подобной консолидированной и оперативной модели освещения событий вокруг теракта и должно стать основной нашей задачей, которую международное сообщество обязано решить в кратчайшие сроки с учетом все возрастающей угрозы этого преступления на всех континентах.

Я хотел бы обратить внимание СМИ на необходимость соблюдения представителями журналистского сообщества этических принципов и норм профессионального поведения при реализации ими задач по обеспечению общества своевременной и достоверной информацией в сфере противодействия терроризму и экстремизму, чтобы идеологи и организаторы террора не могли использовать СМИ в качестве средства манипулятивного воздействия на власть и население. Помимо изложенных законодателем правил, мы призываем журналистов:

Быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;

Избегать излишнего натурализма при показе мест событий и его участников;

Ссылки на любые вероучения и религиозные догмы в связи с террористической деятельностью недопустимы, так как могут негативно сказаться на межнациональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношениях;

Быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; не допускать цитирования аргументации или лозунгов бандитов и террористов, не использовать выгодные для них самоназвания (борцы за веру, повстанцы, оппозиционеры и т.п.);

Исключить в употреблении терминов и выражений, которые используют члены бандитского подполья для оправдания своей преступной деятельности в глазах населения, придания религиозно-идеологического характера своим действиям и статусу (например - «шахид», «джихад», «амир», «джамаат», «моджахед» и т. д.).

Информируя общественность, пресекать панические настроения; необходимо следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном изложения;

Помнить, что сообщения в СМИ являются общедоступными, в том числе и для тех, кто намеренно создает панические ситуации;

Не допускать отождествления терроризма с какой-либо конкретной религией, расой или национальностью;

Важным направлением в деятельности журналистов является работа по дискредитации в обществе идеологии терроризма, создание обстановки нетерпимости к любым проявлениям насилия, политического и религиозного экстремизма, действиям, направленным на подрыв целостности государства и разжигание межнациональной розни. Необходимо способствовать распространению сведений, раскрывающих преступную сущность террористических и экстремистских организаций.

И с этой целью имеющиеся возможности используются еще не в полной мере. Но мы уверены, что объединение усилий правоохранительных органов, спецслужб, общественных организаций, научных Круглов, каждого гражданина, средств массовой информации позволит нам эффективно противостоять террористическим угрозам».

И …логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.

В культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели в оборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человека и общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодня слово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, что состоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками в современном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы как комплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являются стратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современной терминологией, «руководством к действию». Показателен и удобен для изучения в этом отношении древнегреческий миф о Прометее. Главный герой данного мифа – Прометей был персонификацией совокупности идей ловкости и прогресса, промышленного производства и свободы. Не одобряя роскошных жертвоприношений богам, Прометей ввел в заблуждение верховного бога Зевса (Юпитера), разделив приносимого в жертву олимпийским богам быка на две части: меньшую, представлявшую собой сочную мякоть, прикрытую малопривлекательным желудком животного, и большую, состоявшую из костей и жира. Обман при жертвоприношении заметил Зевс, который в гневе лишил людей необходимого для их существования огня. В ответ на это легендарный герой украл с Олимпа божественную искру и передал ее людям. Обратим внимание на важные свойства идей, раскрывающихся в мифе. За обман Зевса люди лишились огня, а у его похитителя – Прометея, прикованного за данный проступок Зевсом к скале, орел каждый день клевал печень и рвал острыми когтями тело. Из ящика Пандоры, доставшегося брату Прометея – Эпиметею, на род человеческий обрушились болезни, голод, злоба и т.д. Следовательно, идеи могут играть не только позитивную, но и деструктивную, разрушающую общественный организм роль. В отличие от специально сконструированных философских идей укорененные в глубинных структурах человеческой повседневности мифологические идеи изменились. Раскрывая идейные предпосылки человеческой цивилизации и культуры, миф о Прометее выполнял несколько функций. Он помогал, во-первых, усваивать представления о сверхъестественном характере основ человеческой цивилизации, во-вторых, глубже уяснять смысл неотвратимости наказания за разрушение устоев жизни общества, за ее дестабилизацию, в-третьих, осознавать важнейшую и ничем другим не заменимую роль идей в преодолении затруднений в повседневной личной и государственной жизни. Миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея свободы является ценностью, способной возвышать человека над традиционным страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил. Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в религии и теологии (от греч. слов «теос» - Бог и «логос» - учение, т.е. учение о Боге). История православной религии на территории Беларуси насчитывает уже более тысячи лет. Менее короткой по историческим меркам является история католицизма, иудаизма и ислама. Еще короче история лютеранства, на которую приходится всего около 400 лет. Религиозные идеи исторически были тесно связаны с мифологическими: общей для них является вера в сверхъестественное. Однако по сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным, структурированным и исторически зрелым. Это не исключает того известного факта, что многие религиозные идеи излагались еще в форме мифов-повествований. Таковы, например, христианские повествования о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе. Если эти и подобные им виды религиозных идей были предназначены в первую очередь для «индивидуального потребления», то идеи о святой Земле, на которой разворачивалась жизнь Иисуса Христа в реальной истории, становились мощными массовыми мобилизационными факторами. Эти идеи подвигли и полоцкую княжну Предславу, получившую при пострижении в монахини имя Ефросиньи Полоцкой (1104(?)-1167), оставить организованные ею в родном городе школу и библиотеку и отправиться в долгое и роковое для нее путешествие к гробу Господню в Иерусалим. Христианские идеи «святой Земли» и «гроба Господня» во времена Ефросиньи Полоцкой - игуменьи монастыря Святого Спаса - были кратким выражением организационно-мобилизующей функции христианской религиозной идеологии. Переведенные теоретиками христианской церкви на язык лозунгов, они побуждали к действию большие массы людей.

Современные ученые чаще всего объединяют мифологию и религию и отличают единый мифологическо-религиозный подход к идее от философского, т.е. основанного не на вере в сверхъестественное, а на мышлении и критике, анализе идей.

Понятие идеологии изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто «идеология» – учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об идеологии писали Ж. Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-46) и позднейших работах под идеологией понимали:

1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов;

2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты – идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей;

3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «…философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления».

Таким образом, действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «…на почве действительной истории…». Методы научного анализа и критики идеологии даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.

В развитии идеологии накапливается определённый запас понятий и представлений – мыслительный материал, и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере идеологии существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Вместе с тем, если в идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, – подобно тому, как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из непосредственного физического процесса их жизни. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии – не просто случайные заблуждения, что идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.

К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин «идеология» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению понятия идеология в марксистской литературе. В.И. Ленин расширил понятие идеология, введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с революционностью, вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития, Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, то есть стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетённых с помощью научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы – программы, стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как научная идеология. С разработкой концепции научной идеологии само понимание идеологии стало более цельным и завершенным, были обобщены и методы её анализа на основе сочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку идеология – духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях – как научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п. Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологических явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной идеологии имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых интересов. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер и потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности идеологии, всесторонне разработанный в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою идеологию на основе более полного использования объективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных исторических условий, особенно в период добуржуазного развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными потребностями общественного развития, делают его заинтересованным именно в научной идеологии, во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.

Буржуазные идеологи в борьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки опровергнуть марксистско-ленинское понимание идеологии. Значительным влиянием на Западе пользуется концепция немецкого философа К. Манхейма («Идеология и утопия», 1929), который, заимствуя в искажённой форме идеи марксизма о социальной обусловленности всякой идеологии, ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он выступил с отрицанием познавательной ценности всякой идеологии, рассматривая её как совокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка и поддерживаемых определённой общественной группой. Утверждения об иррациональности, мифологическом характере всякой идеологии, принципиальное отрицание самой возможности научной идеологии, широко используются в буржуазной литературе для борьбы против прогрессивных взглядов и, прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики идеологии явилась концепция «деидеологизации» (Д. Белл, «Конец идеологии», 1960), согласно которой современные развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технических решений», а не идеологии, и потому влияние идеологии якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939-45 произошёл резкий упадок влияния фашистской идеологии в связи с военно-политическим разгромом фашистских держав. Однако реакционные империалистические круги стремятся возродить эту идеологию в виде различных систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм, идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для либеральной буржуазной идеологии является антикоммунизм - главное идейно-политическое оружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериалистические, национально-освободительные движения сопровождаются сложными идеологическими процессами, в которых отражается антиимпериалистическая направленность и социальная природа этих движений (некоторые течения «африканского социализма», идеология «новых левых» и т. д.).

В советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства. Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л. В., “идеология – то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе общественно-исторического процесса”. В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом – рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека (“идеология – то еще и система функционирования идей, включенная активно в практику”, Биккенин Н. Б.). Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность (“важнейшим научным принципом при изучении идеологической деятельности является партийность”). Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ (построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 – 70-х годов, концепции “ускорения” и “демократизации” и т.д.), порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития. Одним из путей ее развития было создание “научной теории идеологии”, в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления, включающий в себя:

Саму идеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторон общественного сознания);

Идеологические отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения идей в обществе);

Деятельность идеологических институтов (государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, специальные институты, средства массовой информации и др.).

В работе, посвященной прикладной проблеме – методологии измерения степени интериоризации идеологии, Панина В. В. определяет идеологию как “форму сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит руководством для практической деятельности” и выделяет три основные части структуры системы идеологии:

Подсистема отражения (объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка);

Подсистема продуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть);

Инструментальная подсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей, формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции).

По мнению Сороковиковой В. И., идеологию необходимо исследовать “как целостную систему производства, распределения и потребления духовных продуктов, осуществляющуюся посредством социальных институтов и выражающую интересы определенной социальной группы общества”. На базе социологического исследования идеологии, в отечественной науке получил развитие системный подход к анализу и определению идеологии. Вне зависимости от оценочного отношения к той или иной идеологической концепции, она может рассматриваться как особая система, функционирующая на основе процесса идеологического воздействия (идеологического процесса). Следует отметить, что в данном случае понятие идеологии отражает не просто систему тех или иных идей, а систему, в которой эти идеи на основе идеологического процесса формируются, распространяются и усваиваются объектом идеологического воздействия. В системе идеологии могут быть обозначены структурные связи между идеями, их носителями и предполагаемым объектом идеологического воздействия. В систему идеологии в качестве ее элемента входит также сам аппарат идеологического воздействия, разрабатывающий и создающий инструменты и средства реализации идей и ценностей (инструментальная подсистема).

Различение системы идеологии и идеологии как системы идей имеет принципиальное значение в плане понимания специфики идеологии как явления. К примеру, система идеология может утверждать посредством содержания своих идей цели мирного характера (мир, дружба, сотрудничество) и быть в то же время в целом воинственной, непримиримой к другим идеям и их носителям (“отсутствие идеологии – тоже идеология”, “идеология деидеологизации”, и другие примеры).

Системе идеологии присущи специфические функции. В самом общем виде можно сформулировать две основные, первичные функции системы:

Отображательная функция (отражает познавательный аспект идеологии);

Регулятивная функция (отражает деятельностный аспект идеологии).

Система идеологии выступает в двух основных ролевых качествах – она обеспечивает процесс отражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.

В работе Волкогоновой О. Д. сформулированы пять функций системы идеологии:

Интегративная – объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.

Аксиологическая – производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.

Познавательная – дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеология интерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.

Мобилизующая – посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).

Прогностическая – идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, – он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическом уровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность. Идеологический прогноз может носить глобальный характер, а также выражать непримиримость к прогнозам других идеологий.

Система идеологии функционирует на основе процесса идеологического воздействия. Теория идеологического процесса как широкая межотраслевая система научного знания затрагивает целый ряд научных дисциплин: социология, философия, психология, политология. В самом общем определении, идеологический процесс охватывает и представляет собой деятельность субъектов по производству, воспроизводству и практической реализации идеологии (идеологических представлений, идей и ценностей). В советской литературе идеологический процесс рассматривается главным образом как процесс возникновения, развития идеологии и процесс пропаганды, внедрения идей в сознание масс, как процесс “формирования и развития социалистического сознания трудящихся”. В более широком выражении идеологический процесс как определенная область жизни общества охватывает сферу производства социально-политических, оценочно-классовых идей, взглядов, теорий, их воспроизводство, дальнейшее развитие, уточнение, распространение и усвоение, в том числе через систему средств идеологического воздействия. Суть идеологического процесса, – воспроизводство и реализация идеологии. Калинин А. Е. характеризует различные типы идеологического процесса:

По характеру деятельности (практический и теоретический);

По направленности распространения (идеологизация, деидеологизация, реидеологизация);

По генезису возникновения идеологий (интеграция существующих идеологий, заимствование или эвристическое происхождение идеологий);

По характеру взаимодействия идеологии и массового сознания (тотальная идеологизация или частный характер идеологического воздействия).

Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе (организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой) системой. Она отражает (выражает) внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов. Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности и т.д.) в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своего вероятностно-аксиологического характера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смыслового отношения к ней (ее идеям, ценностям, нормам) со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризации идеологических представлений (образов, символов, знаков), который означает, что у личности установилось определенное (заданное) отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности. Система идеологии может в рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться как определенная форма, посредством которой выражают себя внутренние (скрытые) отношения сложной системы общества (организации). При этом идеология скрывает их фактический характер путем собственной их интерпретации. По мнению Араповой М. А., идеология как видимая форма действительных отношений “играет роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы”. Идеология как “превращенная форма” действительности выполняет функцию “вытеснения, замещения и восполнения предметов в системе”. Таким образом, мы можем видеть, что в зарубежной и отечественной теории существует множество подходов и взглядов на определение идеологии как понятия и явления – от взаимодополняющих до взаимоисключающих. Во многом это обусловлено тем, что, в силу своих качеств и специфических особенностей, идеология может рассматриваться с различных позиций, разными методами и под углом достижения различных целей и решений исследовательских задач. Общим фоном для современных исследований по идеологии является признание того факта, что дать исчерпывающее универсальное определение этому понятию и явлению принципиально невозможно.

2. ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАСРВТЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В настоящий момент можно обозначить основные элементы государственной идеологии Республики Беларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народа ценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Естественно, они должны вбирать в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности – идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения – историко-культорологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-кулъторологичекая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что-то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации. Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так же относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования., понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.

Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет, прежде всего, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Социально-гуманитарная идеология включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизни своих граждан. Будучи элементом политического сознания общества, государственная идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления. Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это – учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, закрепляется содержание государственной идеологии – произведения национальной кино – и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

    Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн.: Амалфея, 2004.

    Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В. А. Мельник; Науч. ред. П.Г.Никитенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2003. – 239с.

    Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491с.
    , ,

система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к действительности; существует обычно в форме концепций, доктрин, учений, служащих основой политических действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИДЕОЛОГИЯ

от греч. idea - вид, образ, и logos - учение, наука, связь; буквально: наука об идеях, совокупность идей).

Слово появилось в наполеоновской Франции и введено в оборот Д. де Траси. Первоначально он и его единомышленники предполагали создать науку о закономерностях смены идей в обществе и о воздействии на массовое сознание тех или иных идей. Проект «идеологов» был высмеян, так как теоретики позитивизма вроде А. Сен-Симона и О. Конта заявляли, что в эпоху разгара научнотехнической революции не актуальны мифы религий и идеологии, ибо наступает эра научного знания, эра, в которой общество будет управляться в соответствии с научными законами. Не будет конкуренции идеалов, так как в науке нет конкуренции и споров по поводу того, сколько будет дважды два. Единственной идеологией этого неидеологического будущего общества будут идеология прославления великих ученых и прогрессивных деятелей и борьба со средневековым, религиозным, мифологическим и идеологическим мракобесием.

Марксизм унаследовал этот научный пафос и принципиально противопоставлял себя идеологии. Человеческое сознание есть всего лишь нечто производное от человеческого бытия (см. К. Маркс, «Немецкая идеология»), а следовательно, во-первых, никаких идей навязать людям нельзя, так как идеи диктует им их бытие, а во-вторых, наука об идеях бессмысленна, нужна наука о самом бытии, т. е. об экономических основах всех идеологий. Поэтому в СССР идеология тогда называлась не просто коммунизмом, а «научным коммунизмом». И споров по поводу общественного устройства у нас не должно было быть именно потому, что доводы, законы и доказательства науки едины для всех разумных существ. А наука железно и логично утверждала, что на смену капитализму идет социализм. Спорить с доводами разума мог только безумный, а значит его место в психиатрической лечебнице, куда и препровождали диссидентов.

Правда, еще в конце XVIII в. философ И. Кант доказывал, что наука и сознание вообще не столько отражают бытие, сколько накладывают на него свои схемы, а следовательно все утверждения науки не являются набором истин, а представляют лишь набор гипотез.

Потребовалось не менее полутора веков, чтобы религиозное преклонение перед наукой в западном мире сменилось на более-менее адекватную ее оценку.

Получалось, что в СССР неправильно понимали науку, что ее относительные истины сделали абсолютными, что советская наука - есть замаскированная религия, т. е. идеология. Необходимо вернуться к «открытому обществу», где конкурируют научные гипотезы в соответствие, с истинным смыслом науки. Поэтому в высшей степени удивительно то, что в период перестройки ее вдохновители и прорабы заявляли об отказе от идеологий.

Подобно марксистам столетней давности они были уверены, что нашли абсолютную истину. Просто теперь абсолютная истина коммунизма в их головах оказалась заменена абсолютной истиной демократии. Им не надо было никакой конкуренции идеалов, идеологий и гипотез, все уже известно: есть, оказывается, «столбовой путь цивилизации».

Поразительно, что либералы сами говорили об идее «открытого общества» и при этом не понимали, что эта идея предполагает, что никаких «столбовых дорог цивилизации» не существует. Нет и не может быть никаких «законов истории», как нет и не может быть «идеальных обществ» ни в Европе, ни в США, ни в Китае, называй их хоть «демократией», хоть «коммунизмом». И то, и другое - лишь гипотезы, принципиально опровергаемые. Есть только открытая и свободная конкуренция мировоззрений.

В XX в. А. Грамши писал, что современная власть держится не столько на насилии, сколько на согласии, а согласие есть продукт принятия определенной идеологии. Крупнейший теоретик власти XX в. М. Фуко посвятил всю жизнь борьбе с нелепым и вредным представлением о власти как о чем-то негативном, представлением, что власть - это насилие. Власть властвует именно потому, что предлагает новый проект мира, предлагает нечто новое и позитивное.

1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей, представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей (гуманизм, либерализм, фашизм, социализм, пацифизм, католицизм, постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, - время счастья". Здесь термин иллюзия используется в переносном значении - как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение - обман чувств, нечто кажущееся (идеолог - фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за "своего"?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, "Психология толпы") Г. Лебон также заметил: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов".

2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процессами (например, конкуренцией). Основной "фигурант" - К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или "дериваций" (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации ("производные", вторичные от чувств образования) - это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет, либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, "вербальные доказательства", не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего "смыслосодержащего", а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной.

3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания ("ложного сознания" - см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному.

У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению.

У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии:

а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин "идеология" соседствует с термином "иллюзия", который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие "реальность", причем в определенном отношении - реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе - реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или - идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании.

Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право, политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание. Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра-феномен идеологии - не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: "Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации... Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений" (т.3, c. 24). И далее: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни". Итак, идеология - это иллюзия "эпохи о самой себе" (там же, с.25).

б) Отличие идеологии от не-идеологии.

Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением.

За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки - это фиксация внешних границ идеологии.

Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма - от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи "наведения мостов" между сущим и должным: говори, что "есть", но не говори, как "должно быть".

У М. Фуко все знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: "Знание есть власть". Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: "Производственная сфера, - пишет он, - товары и услуги, которые она производит, "предлагают" (или внедряют) социальную систему как целое... Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи".

Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей.

При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии.

(А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сами ли испугались или кто искусно навязал нам неприятие идеологии, но уже и не пытаемся вовсе говорить о ней, чураясь самого слова, хотя с времён древних греков идеологией означали подлинный, истинный образ сущего, постижение идеала - его ведание.

Идеология ориентирует общество
.

Не имея идеи, образа совершенства, не определяя его, общество не ведает, куда и к чему стремится, и тогда любая партия, фракция, любой вождишка, умело и много говорящий, могут легко выдать свои корыстные интересы за общие, завлечь, увлечь, повести за собой общество, так легко сбиваемое с пути без поставленных на нём вешек.

Только имея идеологию, а значит, и ориентиры, и приоритеты, и шкалу ценностей, нетрудно разобраться, кто что творит - во благо ли, во зло ли обществу и государству. А нет тех мерил - и твори, что хочешь, чёрное выдавай за белое, чуждое нации - за её коренные интересы, болезнь - за здоровье общества и здоровье общества - за болезнь. Словом, твори, что хочешь, и нет ни спроса, ни суда; кто лекарь, где яд - не разобрать...

Прежде спасал Россию от всякой политической заразы коренной инстинкт национального, православного самосознания, да разрушен он за последний век, и потому, как щепку, бросает россиян сегодня в мутном море политических страстей, и неисповедимо, к какому берегу может прибить.

Легко подхватываемые ором поднаторевших митингов, мчимся невесть куда очертя голову.

Наш народ, среди любимых игрушек которого всегда был ванька-встанька, в своей необоримости схожий с самим народом, потерял основу - общественный идеал - и теперь уже больше похож не на ваньку-встаньку, а на перекати-поле, увлекаемый то коммунистической сказочкой, то демократическим манком, шарахающийся от Горбачёва к Ельцину, от Ельцина к Хасбулатову и с нетерпением высматривающий на горизонте нового вождя.

Жить без идеологии, значит, воспитывать без идеалов, и тогда легко попасть нам «вместо кормчего на простого гребца, вместо врача - на больного, вместо бесстрастного - на человека, обладающего страстьми, вместо пристани - в пучину».

Суть идеологии проста: вот каковы мы сегодня есть, вот каковыми мы должны стать, если действительно желаем возрождения державной России.

Только идеология способна, как мера цели, определить, что плохо, что хорошо для достижения цели. Не вообще, не партийно: партократично ли это, демократично ли, не в этом суть, какова форма, каков сосуд и как мы его в данный момент назовём, - важна цель, какую мы хотим достичь, используя ту или иную форму государственного строительства.

Не иметь в представлении, в воображении того, к чему стремится общество, целей, которых мы хотим достичь, всё равно, что трогаться в путь, не имея заранее представления, куда мы хотим приехать. И, главное - зачем.

Что значит богатая, крепкая в прежней силе и уверенности Россия, о которой мечтаем, - это непременно Россия, сохранившая свои корни, свои традиции, свои национальные особенности, тогда, естественно, возникает потребность в приоритете национального воспитания отрока, способного гордиться своим Отечеством, верить в него и защищать его.

Пусть не набившая всем оскомину и отторжение идеология, но точнее и лучше идеАлогия - мыслимый идеал совершенной России. Пусть не идеологический, а идеаловый, к идеалу относящийся план строящейся России должен быть. Откуда мы идём и куда мы хотим прийти - вот курс, прокладываемый идеологией .

Понять и объяснить, что это не внешний процесс движения общества, что это в первую очередь внутренний путь нас самих. Вот какие мы есть, вот какими мы должны стать, и если не мы, уже не способные пройти этот путь, то дети и внуки наши. Об их воспитании и становлении мы и должны печься прежде всего остального, если действительно хотим иметь достойное будущее.

Идеология - руководящий принцип национальной политики
. Под влиянием стихийной заразительности, массовых движений, под действием подражательности, увлечения, бессознательной гипнотизации «чужой нервностью» народ способен сходить со своего коренного национального пути, но в таком состоянии он менее всего способен к разумному преобразованию.

Мы же ведём себя так, как будто последние семьдесят пять лет в России ничего не происходило: не было душных, давящих тисков партократии, уродствующих в тяжкой атмосфере цензуры русскую душу, волю и сердце.

О духовном кризисе в России: какие мы есть

Мы видели зло в тоталитарном коммунистическом режиме, считая, и справедливо считая его исчадием наших национальных бед и отечественного несчастья. Ошибка, что мы считали таковое зло единственной причиной.

Да, упразднение тоталитарного коммунистического режима
даёт возможность России обрести наконец достойную её государственную форму, возобновить осмысленное хозяйство, основанное на частной собственности, возродить свободную русскую культуру. Но хоть и рухнул коммунистический режим, прекратилось вмешательство коммунистического государства во все сферы человеческой жизни, вроде возрождается вольная, творческая инициатива, но далеко ещё России до того, как встанет она в полный рост, распрямит могучие плечи, вздохнёт полной грудью.

Пока меняются лишь внешние формы, но не они суть державы, а личные качества каждого из нас: православная вера, совесть и верность России. Мы же, дождавшись изменения внешних форм, не желая и шага не делая к изменению себя, ждём исполнения желаний, как голодные галчата с раскрытым ртом. Не желая менять себя в своих привычках, в вере своей, в своей психологии иждивенчества и безответственности, более того, уже раздражаясь, что зряшно долго сидим с раскрытым ртом. Не понимая, хуже того, не желая понимать, что дело не сводится к внешнему порядку жизни, но к внутреннему укладу, строю и характеру человека.

Мы не желаем понять, что Россия переживает в первую очередь не политический и не экономический кризис, а кризис духовный .
Ведь даже при внешнем приличии, порядке и свободе общественной жизни человек может растить в себе безбожного, бессовестного и бесстыдного предателя, продажного пролазу, напуганного и трепещущего подхалима - словом, жалкое и достойное жалости существо, на котором ни государства, ни тем более великой и славной духовной культуры не построишь.

Наш человек оказался жаден в семнадцатом году и попался тогда на крючок жадности, сманенный обещанием получить сразу и землю, и фабрики, и заводы... Это уж потом его запугали, замордовали, заковали в страх и стали держать в страхе крепче, чем в кандалах.

Сегодня нас снова ловят на жадности. Как резво все бросились обогащаться, суетливо сменив «пролетарии всех стран…» на «деньги не пахнут».

Униженное и развращённое состояние русской души - вот наше наследство и наша работа. Мы должны осознать эту униженность, признать эту развращённость. Мы же лишь ратуем и уповаем на ожидание законов и указов, запретительных, ограничительных и прочих, но никакой закон, никакой указ не помогут, если будем оставаться жадными, униженными и развращёнными.

Русским надо восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутьё к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия её не воссоздать. Без этого Российское государство расползётся в хлябь и грязь.

Большевизм сделал нас лживыми и трусливыми рабами
. Лживого и трусливого раба русский человек должен отыскать в себе, проследить во всех закоулках своей души и извергнуть его так, как подобает человеку свободному, достойному и духовному.

Доктрина русского национального воспитания: какими мы должны стать

Россия нуждается сегодня в новом предметном воспитании русского духовного характера. Не просто в образовании или ещё хуже того, что называем учёбой, ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера.

Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - начинает злоупотреблять.

Надо признать, что безграмотный, но добросовестный человек есть лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная образованность вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.

Мы можем туже затянуть пояса, выложить миллиарды на выпуск так называемой учебной литературы, литературы, по-прежнему определяемой учебной некими экспертами, и, выучив на последние государственные гроши прекрасных инженеров, математиков, экономистов, вырастим более изощрённое поколение... грабителей.

Без любви к Отечеству, без национального духа
они будут с удесятерённой энергией грабить Россию, находя и изобретая более изощрённые, чем нынешние, способы обхода государственных законов. Вот почему Пушкин, Гоголь, Достоевский, Ильин, Тургенев, Астафьев, Распутин - это те же учебники, более того, без них учебники физики и математики не только не дадут нам ожидаемого эффекта, но и навредят России...

В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась философами.

Идея созревает и развивается в определенной интеллектуальной среде, воздействует на общественное сознание и реализуется в практике.

Однако единого определения категории «идеология» нет. Если быть еще более конкретным, то можно обозначить, что имеющиеся понятия порой даже противоречат друг другу. Судите сами, уважаемый читатель, о представленных в научной литературе следующих дефинициях.

Идеология-это:

· процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;

· «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;

· постоянно искажаемая коммуникация;

· формы мышления, мотивированные социальными интересами;

· тип идентификации;

· социально необходимые иллюзии;

· совпадение установок власти с преобладающим общественно- политическим дискурсом;

· деятельно-ориентированная группа убеждений;

Почему же существует так много различных определений идеологии? Дело в том, что различные понятия идеологии, осознается это или нет, начинают свои истоки из многообразной палитры идейно-исторических традиций (это будет нами прослежено в следующей теме «Идеология и ее общественное предназначение»), которые в свою очередь произросли из разного опыта исторических условий зарождения и функционирования идеологии как потребности человеческого сообщества. Удовлетворение потребностей составляет основу человеческой жизнедеятельности. Потребности - это объективная необходимость человека в предметах материального и духовного производства. Потребность есть специфическая (сущностная) сила живых систем в окружающем нас мире. Осознанные потребности выступают как интерес.

Интерес любой социальной общности и отдельного индивида заключается в оптимизации своей жизнедеятельности. Интерес –это способность связи индивида с окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей.



В реальной жизни интересы различных социальных субъектов могут совпадать, лишь частично совпадать или быть противоположными. Это и является тем жизненным механизмом, который объединяет, сплачивает или разобщает определенные группы людей. Следовательно, возникают коллективная и общественная потребность и интерес в регуляции волеизъявления граждан, в консолидации, гармонизации общества. Такую миссию способна выполнить сплачивающая общество идея - исходный пункт идеологии, воздействующая на общественное сознание и реализуемая в практике.

Таким образом, идеологию можно рассматривать как систему идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения. Приведенное определение объединяет три важных аспекта идеологии: систему политических, экономических, социальных, правовых идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), социальные концепции и теории; цель деятельности, которая побуждает людей стремиться к ее достижению; интегративную политико-экономическую и социальную программу , определяющим стратегическим вектором которой является формирование эффективного государства.

ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Сущность идеологии

Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств, его внутреннее содержание. Сущность такого социального феномена, как идеология, выражается, прежде всего, в определении данного понятия, которое придает ему строго фиксированный смысл.

В определении идеологии как системы идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований, норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, правовые, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения терминологически обозначены суть, стержень рассматриваемого нами социального феномена. Но не только этим определяется сущность идеологии. Данное определение устанавливает также связь между мировоззрением и поведением людей. Кроме того, сущность идеологии состоит в понимании смысла (или в придании смысла) процессов и изменений, внутренних закономерностей их протекания, которые происходят в обществе. Раскрытие принципов самодвижения системы, алгоритмов ее саморазвития, что позволяет говорить о целенаправленности этих процессов и изменений, о внутренней необходимости порождения одного их состояния другим также раскрывает сущностную характеристику идеологии. Сущность идеологии включает и все то, с помощью чего мы воспринимаем окружающий нас и свой собственный мир. Это также объяснение и оправдание, защита или критика возникающих новых общественных явлений, отношений, структур через соотнесение их с принятой и одобряемой (либо не одобряемой) данной общностью (партией, народом, обществом) системой ценностей и идеалов. И если объединить вышеприведенные качественные характеристики идеологии и рассмотреть их во взаимосвязи и взаимообусловленности, в единстве, то мы тем самым сможем более или менее рельефно представить, в чем состоит сущность рассматриваемого социального феномена.

Структура идеологии

В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры, А.Н. Аверьянов, например указывает, что «структура в прямом смысле этого слова есть строение системы. Вне системы структур не существует». «Последняя, как утверждает С.Ю. Солодовников, представляет собой не что иное, как совокупность: а) наиболее устойчивых, сущностных, регулярно повторяющихся отношений между ее элементами и б) самих этих элементов. Структура системы может быть рассмотрена как по горизонтали (ординация), так и по вертикали (иерархия). Данное положение представляет собой один из принципов, которые состовляют сущность системного подхода. Использование этих принципов позволяет ученым сформулировать ряд исходных гносеологических оснований, которые должны создать условия для системного рассмотрения разнообразных социальных феноменов, в том числе и идеологии. Так, академик Национальной академии наук Беларуси Е.М. Бабосов осуществил структурно-компонентный, структурно-функциональный и структурно-динамический анализ идеологии. Структурно-компонентная ординация идеологии им представлена следующим образом.

1. Духовным основанием идеологии является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом и свое собственное место в этом мире, выраженных в аксиологических (ценностных) установках личности социальной общности, группы относительно смысла жизни и деятельности человека, судеб человечества в контексте развития природного и социального мира. Каков тип мировоззрения, такова и идеология.

2. Философско-мировоззренческие идеи воплощаются во втором
структурном элементе идеологической системы - в социально - политических взглядах и концепциях, концентрирующих в себе политические знания, убеждения, стремления, принципы, теории и программы действия.

3. С политическими концепциями органично взаимосвязаны экономические взгляды, представления и теории, включающий третий элемент идеологии.

4. Из политических и экономических концепций и теорий
выводится четвертый структурный элемент идеологии - правовые (юридические) теории и нормы, представляющие
собой специфический вид социальной регуляции общественных отношений, а именно система правил, норм, законодательных актов и т.п.

5. Взаимосвязаны с предыдущим элементом нравственные убеждения и принципы, вменяющие человеку, социальной группе определенные моральные нормы поведения. Этот срез человеческого опыта выражается терминами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «справедливость» и «несправедливость» и т.п. Мораль призвана обеспечить самостоятельность человека как члена сообщества и духовного существа (личности).

6. С нравственными принципами и нормами постоянно
взаимодействуют эстетические идеалы, воплощающие в себе всю многообразную эмоционально насыщенную область освоения и восприятия мира по законам красоты.

7. Элементом структурной дифференциации идеологии является
иерархия ценностей и ценных ориентаций. Ценности - это обобщенное представление людей о значимых, важных для них объектах и явлениях, поступках других людей, определяемые категориями должного, благородного, прекрасного, нравственного и т.п. Их предназначение - служить своеобразными критериями для выбора людьми самой важной и значимой для них альтернативы в процессе ориентации в окружающей изменяющейся действительности.

8. Восьмой элемент - целеполагание. Цель представляет собой
идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного выбора и стремления субъекта, а также конечный результат социального действия.

9. Элементом структурной диференциации идеологии является воля и решимость индивида либо социальной общности активно и эффективно действовать в направлении достижения поставленной цели

Таким образом,ординация идеологии включает:

Мировоззрение;

Социально-политические взгляды и концепции;

Экономические теории;

Правовые нормы;

Эстетические идеалы;

Нравственные убеждения;

Иерархию ценностей;

Целеполагание;

Волю и решимость действовать для достижения цели.

Процесс реализации мировоззренческой структурно-компонентной ординации идеологии можно понять через рассмотрение ее вертикального строения (иерархии). Мировоззренческая основа идеологии воплощается в

лозунгах, заповедях, установках, которые вносятся в массовое сознание людей. Они отрожаются в представлениях, чувствах, верованиях, ценностных ориентациях. Чтобы лозунги и установки нашли
воплощение в массовом сознании, необходима деятельность идеологических служб и организаций. Только в процессе и в результате целенаправленной идеологической деятельности сформированные идеалы, чувства, представления, верования могут воплотиться в убеждения, жизненные стремления, политические ориентации, жизненные позиции отдельных граждан, социальных групп, движений, политических партий и организаций. Далее - практическая деятельность субъектов.

Таким образом,компонентная иерархия включает :

Лозунги, заповеди, установки;

Массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

Практическая деятельность идеологических служб;

Воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей;

Конкретная деятельность людей.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена выполняемыми ею функциями. Она содержит ценности, которые выступают в качестве политико-социального мировоззрения. Можно выделить следующие гуманитарные функции идеологии:

· теоретико-познавательная – позволяет вскрывать объективные тенденции социально-политического развития, реально оценивать идеологическую ситуацию;

· интеграционно-консолидирующая – обеспечивает преемственность идеалов, базисных ценностей общества и личности, способствует достижению целостности общества и формированию гражданского согласия;

· программная – служит основой формирования программ устойчивого общественного развития;

· инновационная - обновляет социальные ценности и нормы путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур;

· мобилизационная – мобилизует граждан, социальные группы на воплощение в жизнь социально-политических программ, проектов; национальной идеи, идеала более совершенного общества;

· ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

· мотивационная – дает внутренние импульсы в побуждении к действию;

· селективная – осуществляет отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества;

· воспитательная – является ценностной основой в определении целей и средств воспитания по формированию нравственной, социально активной и творческой личности;

· демпфирующая – способствует снятию социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

Перечисленные функции идеологии связаны с приверженностью ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

Случайные статьи

Вверх