Главные герои рассказа гадюка сотник. Отзыв о рассказе Ю.Сотника «Гадюка. Наблюдение над языком произведения

Самые смешные книги о подростках, написанные в двадцатом веке, - это, конечно, повести и рассказы Юрия Сотника (1914-1997). Тогда не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров, ни конструкторов «ЛЕГО», а обычный велосипед считался роскошью. Но зато мальчишки были настоящими озорниками, мечтателями, выдумщиками, исследователями.

Будущий писатель отличался непоседливым характером: любил приключения и путешествия, сбегал из дома, лазал в школьную вентиляционную шахту и при этом чуть не разбился, мастерил подводную лодку, пытался снимать со своего лица гипсовую маску, увлекался фотографией и киносъёмкой, занимался в объединении молодых литераторов.

Отец Юрия Сотника погиб ещё в Первую мировую войну, мать - учительница, подрабатывала на жизнь шитьём. Семья покинула родной для Юрия город Владикавказ и переехала в Москву.

По словам писателя, учился он, «мягко говоря, очень неровно», да и вёл себя не лучше, особенно в раннем детстве: «Я был хилым ребёнком, но авантюрного нрава, и бабушка с тёткой со мной хлебнули горя».

После школы Юру не приняли в техникум. Он работал ретушёром в детских газетах и журналах, киномехаником, секретарём технического журнала, был и фотографом, и мореплавателем, и кочегаром, и сплавщиком леса, и золотоискателем... Под влиянием Джека Лондона пытался уехать в Сибирь: «До приисков не доехал,- вспоминал Юрий Вячеславович, - заболел и в 1936 году чуть живой вернулся в Москву».

Но страсть к новому и неизведанному не проходит: то он кочует от становища к становищу с бригадой актёров на Кольском полуострове, то отправляется в Красноярский край за людьми, научившимися вызывать искусственный дождь, то плывёт на байдарке по реке, то изучает жизнь тайги, сам фотографирует заповедные места.

Первая проба пера - рассказ в форме дневника котёнка - состоялась ещё в школе: Юра занял первое место в своей возрастной группе. После этого юный лауреат поинтересовался у мамы: «А можно жить так, чтобы нигде не работать, а только писать рассказы?» Мама отвечала, что можно: иные люди так и зарабатывают себе на хлеб. Это обнадежило неопытного автора: «Дело в том, что рассказик дался мне без малейшего труда, а бить баклуши я любил, поэтому быстро смекнул, что профессия писателя как раз по мне».

Литературные способности у мальчика, как видно, имелись. Повезло в пятом классе и с учителем литературы, всячески поощрявшем творческие наклонности Юрия: Иван Иванович Зеленцов много внимания уделял художественной стороне произведений, показывал, как «с помощью одной-двух деталей можно создать характер или целую картину».

Визитной карточкой писателя уже много лет служит весёлый рассказ об изобретательном исследователе Вовке Грушине, который придумал и смастерил свою подводную лодку. Когда-то в детстве писатель, имевший двойку по физике, тоже мечтал построить подводную лодку. Эта история и стала основой для его первого «настоящего» рассказа - «Архимед» Вовки Грушина» - смешного и поучительного повествования о ребятах, которые всегда жаждут приключений и готовы на любые безрассудства и шалости ради осуществления своей мечты.

Юрий Вячеславович, как он сам вспоминал, писал рассказы взрослые и страшные. Потом подумал-подумал - и решил писать детские и смешные. И в самом деле: зачем пугать взрослых? Ещё действительно испугаются и читать перестанут. А смешить детей - совсем другое дело: они вырастут тогда весёлыми и ничего не будут бояться.

Он, правда, не учёл, что, насмешив одних, можно одновременно других всерьёз напугать. Говорят, когда вышел «Пионер» с «Архимедом» Вовки Грушина», одна пионервожатая в пионерлагере этот номер журнала от своих подопечных спрятала: боялась, как бы они флотилию не построили и не уплыли бы в один прекрасный момент куда-нибудь подальше...

Ребята 40-60-х годов прошлого века с нетерпением ждали, когда в их почтовом ящике появится очередной номер журнала «Пионер» с новым рассказом писателя. Вымышленные герои Сотника участвовали в пионерских сборах, военной игре «Зарница», сражениях «карбидов» (ребят из пионерлагеря завода «Карбид») с «трикотажами» (ребят из пионерлагеря трикотажной фабрики). Современному читателю любопытно познакомиться со всеми этими радостями советского детства, тем более, что даже в самых ранних рассказах Юрия Сотника нет ни «политики», ни ложной назидательности. Недаром читатели просили домашние адреса Вовки Грушина, Машки Самбо или Занозы. Герои представлялись им совсем как живые.

Смешное и героическое, лирическое и юмористическое в книгах Сотника всегда рядом. Его «открыватели» и «исследователи» часто попадают в парадоксальные, а порой и опасные для жизни ситуации. Но из всех испытаний ребята выходят с честью, преодолев свои слабости.

Таня Закатова панически боится белой крысы, но побеждает свой страх, сидя с товарищами в погребе среди пустых бочек. Вася из рассказа «Невиданная птица» не испугался схватиться с «кондором», за которого он принял модель планера, улетевшую с соревнований. А пример мальчишек из рассказа «Исследователи» оказался настолько заразительным, что солидный, пожилой педагог Николай Николаевич вслед за ними рискнул пуститься в исследование вентиляционной системы своей школы.

Исследователями, открывателями, «двигателями прогресса» наравне с мальчишками выступают и девочки. Порой они даже превосходят мальчишек в жажде романтики и открытий, а то и в смелости. Ничуть не уступают своим сверстникам, а в чём-то и превосходят их Маша и Люся из повести «Машка Самбо и Заноза», звеньевая Таня Закатова из рассказа «Белая крыса» или хитроумная и напористая Аглая, героиня нескольких очень известных рассказов: «Как я был самостоятельным», «Как меня спасали», «На тебя вся надежда...»

Почти все рассказы и повести Юрия Сотника интересны и взрослым. Нередко нравственные уроки адресованы именно взрослым. Например, в повести «Приключение не удалось» родители Феди Капустина ни разу не появляются на сцене. Известно лишь, что «отец был в командировке, мама с утра уехала в деревню к внезапно заболевшей бабушке, предупредив, что вернётся через несколько дней». Зато обстановку в семье Капустиных мы видим отлично. Кроме папы, мамы и Феди здесь ещё двое детей: Варя и Вовка. Но хотя Федя старше их обоих, за главную в доме остается Варя.

«Варя уже почти месяц училась в четвёртом классе. Куклы её больше не интересовали, поэтому она всё свое внимание перенесла на братишку. Оказавшись за старшую, она с таким рвением занималась уходом за Вовкой и его воспитанием, что у того, как говорится, темнело в глазах. То она стригла ему ногти, и без того короткие, то чистила на нём костюм, больно стукая по бокам и спине, то вдруг заявляла, что у Вовки, «должно быть, жар», и заставляла его подолгу высиживать с градусником под ворохом тёплых одеял. Чтобы Вовка не избаловался, она в обращении с ним придерживалась двух очень простых правил: а) чего бы он ни захотел и о чём бы ни попросил, ни в коем случае ему этого не разрешать, б) как можно чаще делать ему замечания».

Юмор этих строк лучше всего оценят взрослые. Действительно, посмеяться тут есть над чем. Но есть и над чем подумать! Варя ведь не с куклой играет, а воспитывает реального, живого мальчишку. Ей кажется, что воспитывает, потому что именно так обращается с ней и другими детьми её собственная мама. Не сама же Варя додумалась до тех «очень простых правил», которые она применяет на своём братишке.

К сожалению, не только Варина мама, но и другие родители думают, что всевозможные запреты и мораль по всякому поводу - это и есть воспитание. Значит, не только возраст и романтика заставили Федю бежать из дому. Можно посочувствовать мальчику: его побег не удался, дома его ожидает режим ещё более строгий, а в школе - насмешки товарищей и презрение его лучшей подруги.

Юрий Сотник всегда рад посмеяться и пошутить, но так, чтоб достоинство другого не было задето. Он подарил своим любимым героям собственные привычки, мысли, желания. Выразительнее всего герои его проявляют себя в жесте, их реплики короткие, и описаний почти нет, а каждый рассказ можно разыгрывать, как пьесу.

Смешно и хочется немедленно пересказать кому-то и ещё раз посмеяться - теперь уже вместе. И не только читать, но и показывать, повторять то, что делают герои, хотя затеи их не всегда удачно кончаются, как, например, в рассказе «Дудкин острит». Антошка Дудкин прослыл острословом и на праздничном концерте у соседей решил показать фокус, долго тренировался, пытаясь выдёргивать салфетку из-под какого-нибудь предмета. Но в гостях всё пошло не так, как ему хотелось: стеклянный графин, стоявший на тумбочке, разбился.

Представьте себе, как настрадался Гога Люкин из рассказа «Маска», когда с него гипсовый слепок снимали! Маска приросла к бровям и ни за что не отлипала. Страшно даже подумать, что было бы с Гогой, если бы не решительность его папы. «Храбрец» Лодя из рассказа «Человек без нервов», стремясь произвести впечатление на Машу Брыкину, специально дразнит быка Берендея, которого боится вся деревня. Мальчик знает, что бык крепко привязан, иначе не стал бы этого делать. Когда же бык оторвался и побежал за ним, Лодя спрятался под елью. К счастью, Маша не заметила его позора!

В рассказе «Гадюка» мальчик всё лето собирал для школьного террариума ужей и лягушек. Четыре часа подряд он выслеживал гадюку, а в поезде она удрала из банки. Весь вагон дрожит от страха, пассажиры ругают Борю. А гадюку всё-таки не убивают и даже просят милиционера, чтоб он проводил Борю домой с его ценным «школьным имуществом». И Боря не исключение. «Двое наших ребят террариум строят, а я ловлю»,- говорит он.

А знаменитый Вовка Грушин со своей переэкзаменовкой и уверенностью в том, что Архимед - полководец!.. Не удивительно, что придуманная им подводная лодка не смогла всплыть. Мы смеёмся над незадачливым Вовкой и, странное дело, испытываем к нему уважение. Да, конечно, он не рассчитал соотношение между весом и объёмом лодки, но ведь всё лето он строил её из байдарки, бидона для керосина и велосипедного насоса: испытывал её, ночь пролежал на грунте под толщей воды, и в эти часы он был отважным испытателем.

Потребность в изобретательстве, жажда открытий, мечта совершить подвиг у героев Юрия Сотника часто опережают их знания и реальные возможности, вот и попадают они в смешные ситуации. Хотя мы и смеёмся над пренебрежением Вовки Грушина к учебнику, над смешной его самоуверенностью, что он может сконструировать лодку без знаний законов Архимеда, однако его страсть к исследованиям и отвага испытателя вызывают у нас и симпатию, и уважение.

Каждый рассказ Юрия Сотника - забавная игра. И в каждом столько героев! Быстрая Аглая, остроумный Дудкин, выдумщик и заводила Бармалей... Из книги в книгу шагают герои, внешне непохожие, разные по характеру и по возрасту, но одна очень важная чёрточка роднит их. Это люди живого ума и воображения, каждую минуту у них возникают тысячи вопросов, и ответы они непременно хотят найти сами.

В книгах писателя отразился не только ранний интерес послевоенного поколения мальчишек и девчонок к разным областям науки, но и умение выразить свои знания в постановке научного эксперимента, в осуществлении технических замыслов.

В 1984 году выходит новая повесть Юрия Сотника «Ясновидящая, или Эта ужасная «улица». Главная героиня - девочка по имени Матильда. Не сразу и не всем становится ясно, что она Ясновидящая. Очень многим казалось, что она просто выдумщица.

Матильда сочиняет талантливо и непревзойдённо. Так, что через секунду и сама готова поверить в реальность очередного своего фантастического сюжета. Дом, в котором живёт Матильда, новый. Жители его ещё не успели ни с кем познакомиться, и потому простор для «завиральной» деятельности героини поистине безграничный.

Двенадцать мальчиков и девочек, возрастом от восьми до четырнадцати лет, за несколько дней новой жизни на новом месте успевают столько всего совершить, что неясно, как разрешится ситуация, доведённая до крайней точки. Читателю этой повести есть о чём поразмыслить и, конечно, есть чему улыбнуться. И читается «Ясновидящая» как настоящий иронический детектив.

Проходят годы, сменяют друг друга поколения самых изобретательных людей в мире, людей, выводящих из равновесия родителей и учителей своей изобретательностью. А книги Юрия Сотника им по-прежнему интересны...

Литература

1. Андреева И. Исследователь, или тысяча "почему" Юрия Сотника / Пионер. - 1974. - № 5.

2. Великанова Е. На постоянное жительство. О Ю.Сотнике / Пионер. - 1984. - № 6.

3. Сарнов Б. Писатель Юрий Сотник / Пионер. - 1964. - № 6.

4. Сивоконь С.И. Весёлые ваши друзья: очерки о юморе в советской литературе для детей. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Детская литература, 1986.

скачать

Аудио рассказ для учащихся 4-х классов Юрия Сотника "Гадюка". Глава 1: "...Боря вошёл. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, чёрная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, а в другой - верёвочную сумку с большой банкой из зелёного стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с неё глаз... До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колёс да чьим-то размеренным храпом..." В корзине Боря вёз 4-х ужей, 2-х жаб, 8 ящериц и 11 лягушек. Отдельно в банке находилась гадюка. Эти земноводные и пресмыкающиеся должны были составить школьный террариум.
Глава 2: "Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору. Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица... Один из пассажиров - лейтенант, засомневался гадюка в банке или не гадюка, может быть ещё один уж. Боря достал банку, но змеи в ней не оказалось. "...Выходит, что она здесь где-то ползает... В вагоне стало очень шумно... На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой третьей полки свешивались по нескольку пар женских ног. Пассажиры, оставшиеся внизу, сидели, поставив каблуки на противоположные скамьи..." Проводница вагона пошла доложить старшему поезда о происшествии.
Глава 3. Гадюку нашёл один из ремесленников (учащийся ремесленного училища) в углу, под лавкой бокового места. Проводница принесла кочергу. "...Лейтенант осторожно взял у неё кочергу: - Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку?.. Кругом... заспорили. Одни говорили, что в школе всё равно не станут держать гадюку; другие утверждали, что держат, но под особым надзором учителя биологии; третьи соглашались со вторыми, но считали опасным отдавать гадюку Боре: вдруг он снова выпустит её в трамвае или в метро!.." Лейтенант вызвался помочь Боре донести гадюку до дому. Гадюку поддели совком, прижали кочергой, извлекли и определили в банку. "...А банка, на этот раз солидно закрытая, стояла на коленях у лейтенанта. Рядом с лейтенантом сидел Боря, молчаливый и сияющий. До самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело."

Главный герой рассказа Юрия Сотника «Гадюка» — мальчик по имени Боря. Он возвращался от бабушки в Москву на поезде и вез с собой большую корзину и стеклянную банку, завязанную тряпочкой. Пассажиры поинтересовались у мальчика, что он везет? Оказалось, что в корзине у Бори земноводные: лягушки, ящерицы и ужи, которых он поймал для школьного террариума.

Чуть позже выяснилось, что в банке мальчик везет настоящую гадюку. Один из пассажиров, молодой лейтенант, стал сомневаться, что Боря поймал именно гадюку, а не ужа. Тогда Боря достал банку из-под лавки, чтобы продемонстрировать гадюку недоверчивому лейтенанту.

И тут он увидел, что банка пуста. Тряпочка, закрывавшая банку, ослабла и змея выбралась на свободу. Узнав о том, что по вагону ползает гадюка, пассажиры начали волноваться, а наиболее боязливые полезли на верхние полки.

Поисками ядовитой змеи занялись несколько мужчин, и гадюку удалось обнаружить. Среди пассажиров разгорелся спор – убивать змею или поймать ее. В итоге решили, что мальчик делал полезное дело, занимаясь ловлей животных для школьного террариума. Поэтому решено было змею поймать и вернуть ее обратно в банку, что и было сделано.

А чтобы гадюка снова не сбежала, молодой лейтенант пообещал проводить мальчика до дома. Успокоившиеся пассажиры до самой Москвы говорили о своих школьных годах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Сотника «Гадюка» заключается в том, что опасные перевозки требуют особых мер предосторожности. Мальчик Боря об этом особо не думал, и в результате, у него из плохо закрытой банки выползла ядовитая змея, напугавшая пассажиров поезда.

Рассказ учит быть внимательным и аккуратным, особенно в тех делах, которые представляют опасность для окружающих. В жизни нужно всегда продумывать меры безопасности. А если ты транспортируешь ядовитое животное, то нужно предпринять дополнительные меры безопасности.

В рассказе мне понравился лейтенант, который предложил не убивать змею, и который вызвался проводить мальчика с опасным грузом до самого дома. Лейтенант не посчитался со своим личным временем, и в целях безопасности сопроводил коллекционера земноводных до дома.

Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Гадюка»?

Лучшая из змей всё равно змея.
На трусливого и уж – змея.
Сколько змею не держать, а беды от неё ждать.

Разделы: Литература

Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.

Задачи урока:

обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Технология: Личностно-ориентированная.

Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами, рисунки ребят.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию.

Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес).

Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.

2. Слово учителя о писателе.

В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник (появляется слайд № 1 с портретом Ю. Сотника). Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот. Но всегда автор показывает ребят в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете почему?

3. Целеполагание.

Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом? (Работа в группах, затем коллективное составление и запись таблицы).

Появляется слайд № 2.

4. Анализ текста (беседа по содержанию).

Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

Пассажиры отреагировали по-разному.

Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).

(Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.

(Построение диалога.)

Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки.

(“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

5. Словарная работа.

(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске слайд № 3 со словарными статьями и детскими рисунками.)

Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …, Слайд № 4.)

6. Наблюдение над языком произведения.

(Работа в группах.)

В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).

7. Обобщение, выводы.

Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?

(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее (слайд № 2, левый столбик с рисунками ребят.)

8. Подведение итогов урока.

Юрий Вячеславович Сотник

Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился. На платформе послышались торопливые голоса:

Ну, в час добрый! Смотри из окна не высовывайся!

Не буду, бабушка.

Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти!

Поезд тронулся.

До свиданья, бабушка!

Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман…

Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря.

Дверь отворилась, и Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой - веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз.

Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, - сказал старичок в панаме.

Спасибо! - невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес да чьим-то размеренным храпом. Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.

Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:

В Москву едем, молодой человек?

Боря кивнул.

На даче были?

В деревне. У бабушки.

Так, так!… В деревне. Это хорошо. - Старичок немного помолчал. - Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

Корзина? Нет, она легкая. - Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: - В ней одни только земноводные.

Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она легкая совсем.

На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с темными усами пробасил:

Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?

Ну, лягушки, жабы, ящерицы, ужи…

Бррр, какая мерзость! - сказала пассажирка в углу.

Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать…

Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

Чего делают? - спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

Террариум, - пояснил старичок, - это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нем и содержат всех этих…

Гадов-то этих?

Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком. - Старичок снова обратился к Боре: - И… и много, значит, у вас этих земноводных?

Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

Ужас какой! - донеслось из темного угла. Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.

И всех в школу везешь?

Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.

Ужотко попадет тебе от учителей…

Боря передернул плечами и снисходительно улыбнулся:

- «Попадет»! Вовсе не попадет. Наоборот, даже спасибо скажут.

Раз для ученья, стало быть, не попадет, - согласился усатый рабочий.

Разговор заинтересовал других пассажиров: из соседнего отделения вышел молодой загорелый лейтенант и остановился в проходе, положив локоть на вторую полку; подошли две девушки-колхозницы, громко щелкая орехи; подошел высокий лысый гражданин в пенсне; подошли два ремесленника. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживленнее, уже не дожидаясь расспросов:

Вы знаете, какую мы пользу школе приносим… Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки… Пусть хотя бы по трешке штука, вот и тридцать три рубля… А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется. А вы говорите «попадет»!

Случайные статьи

Вверх