Эмоциональная культура педагога. Презентация на тему: Эмоции в структуре личности педагога Для выхода из конфликта следует выяснить

Объективные свойства, закономерности предметов и явлений окружающего мира и реалий собственной внутренней жизни отражаются и субъективно воспроизводятся человеком посредством системы познавательных процессов (см. гл. 12–16), сознания и самосознания (см. § 4.2, гл. 7). Однако функции психического образа, как известно, не сводятся единственно к познанию. Многие отраженные объекты выступают для человека в качестве особого субъективного события, а потому вызывают к себе определенное, выраженное отношение субъекта, поскольку связаны с его потребностями, ценностями, с характерологическими особенностями, с личностью в целом. Одни объекты являются для человека субъективно индифферентными, безразличными, как бы обыденными, другие – особыми, важными, ценными, личностно значимыми, т.е. выделяемыми и замечаемыми.

В человеческой психике существует особая форма отражения (или "видения") таких значимых объектов и событий – это эмоции (от лат. emoveo – потрясать, волновать). Один и тот же предмет рождает (или вовсе не рождает) у разных людей очень несхожие переживания, потому что у каждого человека существует свое, специфическое внутреннее отношение к данному и всегда многоплановому, неоднозначному объекту или предмету. Эмоции отражают не мир как таковой, не его "картинку", а субъективное отношение к нему человека, поэтому эмоциональный образ не нагляден, а переживаем. Эмоции – это одно из проявлений атрибутивной, т.е. необходимой и неизбежной субъективности и "пристрастности" самой человеческой психики (см. гл. 1). А. Н. Леонтьев писал, например, что безэмоциональная жизнь, по сути, невозможна.

Эмоции – это субъективное проявление переживания человеком своих отношений к объективному миру и к самому себе, к собственному состоянию.

Переживание – это и процесс, и состояние; оно "активно" и "пассивно" одновременно. Процессуально это некая внутренняя, первозданная для индивида психическая жизнь, являющаяся активным отражением и авторским преломлением объективной жизни. В этом смысле вся психика процессуальна, поскольку имеет свое начало, течение и конец, завершение, результат. Но, вероятно, не все психические (но не физиологические, не мозговые) процессы даны нашей психике в форме выраженных состояний. Текущая эмоциональная жизнь представлена человеку в форме многообразных и относительно дискретных "страдательных" состояний. Частые и устойчивые эмоциональные состояния приобретают иной психологический статус и предстают как некие характерные свойства личности. Можно, конечно, жить и не переживать, "не пропускать происходящее через себя", "не брать в голову", "не принимать близко к сердцу", не волноваться и т.п. Но непереживаемый мир для человека как бы бесследен, безлик, не событиен. Трактовки эмоциональных явлений как процесса, как состояния или как свойства – это всего лишь условные ракурсы, аспекты рассмотрения данного, в реальности всегда целостного, психологического феномена. Это методический прием, путь традиционного для науки анализа, после которого всегда затруднителен адекватный, достойный оригинала синтез, т.е. получение некоторого исходного и ранее (до анализа) живого целого (см. гл. 1). Еще Гете не без горечи писал: "Что пользы, если вы им “целое” дадите? Ведь публика ж его расщиплет по кускам".

Переживание – это психическое явление с подчеркнуто личностным характером, это душевное событие в жизни личности (С. Л. Рубинштейн). Эмоции отражают отношения между потребностями и успехом (или возможностью успешной реализации) деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев). Однако из этого не следует, что эмоции существуют исключительно в неких деятельностных или сугубо практических обстоятельствах. Мир человеческих переживаний чрезвычайно широк, разнообразен и отнюдь не всегда прагматичен. Переживание человеком своего прошлого, настоящего или будущего (в воспоминаниях, мечтах и фантазиях) отнюдь не всегда связано с категориями активности, практической целесообразности и предметной, материальной внешней деятельности. "Можно что-то пережить, не имея этого в реальности, а лишь – в сознании" (И. Д. Ялом).

Также не следует упрощенно рассматривать все переживания человека как некие эмоциональные реакции, т.е. всегда ответные (вызванные) акции, непременно ответные действия. Переживание человеком ожидаемого будущего счастья (или беды), например, сомнительно относить к ответным реакциям, к субъективно "вторичному", к страдательным последствиям чего-то психологически (или физически) "первичного". Эмоции приобретают некое "самостоятельное" существование в нашей психике, имеют свои закономерности, проявления и функции. Эмоции и субъективные смыслы как бы преобразуют, переформулируют для одушевленной личности исходную и всеобъемлющую биологическую категорию объективной жизни и жизнедеятельности в категорию конкретного, индивидуального, субъективного и потому уникального бытия (см. гл. 1). Безответный и вездесущий мировоззренческий гамлетовский вопрос сформулирован как "быть, или не быть", но не как "жить, или не жить". Да и многие русские сказки начинаются с незабвенного "Жил-был...". Поэтому проекции переживаний лежат на всей человеческой психике: осознанной и неосознанной, растущей и зрелой, больной и здоровой, на всех ее известных, искусственно разделенных наукой феноменах, кратко описанных в предшествующих главах учебника.

В реальном эмоциональном явлении слиты воедино: собственно психическое переживание и вызвавший его предмет (объект), т.е. соединены в едином образе объективное и субъективное. Осознание эмоций – это прежде всего признание индивидом факта их наличия. По последующее разделение предмета и самого переживания – это особая, порой непростая, рефлексивная задача для субъекта. Может случиться, что собственное переживание важнее и понятнее человеку, чем связанный с ним объект. На достижении, осознании личностью такого мысленного разделения методически построены фактически все психотерапевтические концепции, начиная с религиозных и всевозможных психоаналитических процедур. Дальнейший путь личности к пониманию собственного переживания психологически еще сложнее. Человеку необходимо согласиться, осознать, личностно принять, что объективный мир (или предмет эмоции) нельзя изменить, переделать. Но можно изменить "обстоятельства страсти", изменить отношение, переживаемое субъектом к этому предмету или к миру вообще.

пример

При интеллектуальном поиске (осознании) человеком предмета имеющегося переживания возможны сбои, ошибки или смещения, подмены, искажения и упрощения. Например, печальное признание одного из героев А. П. Чехова: "Думал, что очень хочется жить, а оказалось, что просто хотелось выпить".

Тесные взаимосвязи эмоций и деятельности оригинально выражены в известной "формуле счастья" Дж. Ст. Миля: "Для того чтобы быть счастливым, человек должен поставить перед собой цель; тогда, стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем". Аналогично простонародное определение счастья – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой. Однако в этих формулах явно упущено, что для постановки цели необходим мотив или реальный предмет соответствующей потребности как переживаемого, страдательного, жаждущего состояния. Нужна потребность в самом счастье, само желание такового, а не только стремление к достижению поставленной цели. Другими словами: "Если хочешь быть счастливым – будь им" (К. Прутков). Стремление не ко всякой цели дает человеку переживание счастья, да и счастье может заключаться, например, в бесцельном созерцании красот природы, в погружении в прошлое или в будущее, в любимую музыку или в книгу, в общении с другом и т.п.

Эмоции характеризуются обычно полярностью или категорическим оценочным знаком (положительным либо отрицательным): удовольствие – неудовольствие, любовь – ненависть, радость – печаль, смирение – гнев и т.п. Но в сложных человеческих чувствах эти полюса могут существовать (что чаще всего и бывает) в своем противоречивом и целостном единстве (С. Л. Рубинштейн), в разнообразных и неповторимых сочетаниях. К. Изард называл такие смешанные эмоции диадами и триадами, хотя возможны, конечно, и более сложные, развернутые сочетания полюсов, или модальностей, переживаний.

Реальное переживание несводимо к однозначному "плюсу" или "минусу" и требует многомерной оценки и всестороннего психологического исследования. К тому же нельзя считать, что так называемые негативные эмоции играют в нашей жизни исключительно отрицательную (астеническую) роль. Медицинский термин "астения" имеет подчеркнуто негативную окраску. Теоретически показано и эмпирически неоднократно подтверждено, что отрицательные эмоции по-своему необходимы психике и личности. Во-первых, негативные переживания предостерегают, предупреждают человека о ситуациях и обстоятельствах, с которыми были связаны ранее. Это своего рода психологическая защита и мощная часть эмоционального опыта личности. Во-вторых, человек не сможет считать и принять (понять) себя, к примеру, счастливым и довольным, если никогда не переживал противоположного состояния неудовольствия или несчастья. В-третьих, применительно к конкретной личности и переменчивой ситуации формальный выбор или называние знака эмоции является всегда проблематичным. Переход, смена качества субъективной оценки или граница между полюсами переживаний зачастую сугубо условны, относительны.

Глубоко эмоциональны и выразительны удивительные строки: "Моя отчизна, я вернулся к ней, устав от одиноческих скитаний, и понял красоту в ее печали и счастие в печальной красоте" (И. Л. Бунин); "Я отдаю себе отчет в своих страданиях и приветствую их" (Ф. Ницше).

пример

В трехмерной теории В. Вундта эмоции могут (и должны) характеризоваться такими относительно независимыми качествами (или модальностями): удовольствие – неудовольствие (отношение к событию), возбуждение – успокоение (характер возникновения), напряжение – разрешение (протекание эмоционального процесса).

В более поздних теоретических построениях и некоторых эмпирических исследованиях часто выделяют три относительно независимых параметра (или измерения) эмоций и эмоциональности как свойства личности: удовольствие (от оптимизма и гедонизма до пессимизма и аскетизма переживаний), страх (от холодного бесстрашия и смелости до трусости и панического переживания страха и ужаса), ярость (от смиренного добродушия до эмоциональной агрессивности). Кроме того, важно различение того, куда, на какой предмет направлено переживание личности: на самого себя или на другой внешний объект. Всегда особого рассмотрения заслуживает и сложный, порой, решающий психологический вопрос о степени участия и реализации функции сознания в наличных переживаниях человека.

К. Изард выделял десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение; удовольствие – радость; удивление; горе – страдание; гнев – ярость; отвращение – омерзение; презрение – пренебрежение; страх – ужас; стыд – застенчивость; вина – раскаяние.

Возникшая эмоция (переживание) охватывает, пронизывает практически всю психику и организм, вызывая многочисленные внешние и внутренние реакции (проявления), моторные, вегетативные и биохимические изменения.

Экспрессии (или объективные выражения) эмоций чрезвычайно многообразны, комплексны и могут быть сведены к следующим:

  • речевые изменения, к которым относятся слоговые перестройки, интонационные изменения, модуляция голоса по высоте, изменение интенсивности и частотного спектра речи, семантические (смысловые) перестройки (см. гл. 17);
  • изменения ритмики и самой формы кривой дыхания;
  • мимические (лицо) и пантомимические (все тело) выражения;
  • изменение частоты пульса и параметров электрокардиограммы (ЭКГ);
  • тремор (микродрожание) мышц и системные электромиографические изменения (ЭМГ);
  • изменение кровяного давления и температуры кожи;
  • кровенаполняемость сосудов конечностей (плетизмография);
  • кожно-гальваническая реакция (КГР);
  • электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели.

Пример

Традиция объективного (и экспериментального) изучения эмоций по выразительным движениям заложена Ч. Дарвином, рассматривавшим эмоции как особый вид приспособления животных к условиям существования и выживания в ходе предполагаемой эволюции. Дарвин сформулировал принципы развития выразительных движений у обезьян (антитеза, зависимость от устройства нервной системы) и показал замещающую (предваряющую) функцию эмоций. Например, страх – это заторможенное бегство, а гнев – предварение и былой спутник драки; запотевание ладоней обезьяны полезно для спасительного бегства с земли на деревья и т.д. Видя редукцию (сокращение, упрощение, обеднение) выразительных движений у человека (по сравнению с обезьянами), Дарвин пришел к утверждению об инволюции, вырождении человеческих эмоций. Для основателя эволюционной теории такой вывод является, конечно, парадоксальным, алогичным, и обусловлен он чисто методологически, ведь исследовались лишь некоторые материальные проявления простейших, биологически заданных эмоций, а не сами эти эмоции (как переживания) животных. При этом в выводах никак нс учитывалась глубоко качественная специфика всей человеческой психики и в частности переживаний, особенно высших, исключительно человеческих.

Подобный (упрощенно материалистический) подход явно присутствует и в периферической теории эмоций (У. Джеймс, К. Ланге), согласно которой эмоция есть результат восприятия и осознания человеком физических изменений своего организма (в основном, на периферии тела), вызванных соответствующим внешним воздействием. Человек вначале видит дрожание своих рук, чувствует учащение дыхания и сердцебиения и т.п., а потом (и потому) им овладевает, положим, некое переживание страха от какого-то необычного и опасного объекта или явления. Если, по мнению Джеймса, мысленно убрать все такие телесные изменения, то от эмоции останется один пустой звук. Мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим (У. Джеймс). Смех – это спазматически прерываемые выдохи. Рыдание – спазматически прерываемые вдохи (К. Ланге).

Для авторов этой объективистской периферической теории выразительные движения важнее, чем сама эмоция, т.е. субъективное переживание, которое в действительности возникает раньше, чем множество экспрессий (Кеннон). Полярность, разнообразие и богатство человеческих эмоций не соответствует довольно ограниченному и зачастую однонаправленному набору физиологических изменений в организме, связанных с переживаниями.

По объективным внешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях людей, хотя однозначной связи между переживанием и его экспрессией, конечно, нет. Необходим учет всей конкретной ситуации и многочисленных индивидуальных особенностей человека. Человек, к примеру, может улыбаться или плакать как от радости, так и от горя. Не у всех людей внешние экспрессии достаточно интенсивны и одинаковы. В некоторых обстоятельствах человек намеренно (и вполне успешно) их сдерживает, изменяет, желая скрыть от окружающих или сохранить, сберечь свои сокровенные переживания.

пример

"Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда в нее плюют" (В. Высоцкий). Однако сдерживание внешних проявлений, или "выхода", эмоций не уменьшает интенсивности или глубины существующего субъективного переживания, а часто даже увеличивает их, направляя на другие предметы или обстоятельства. Человек, к примеру, сдерживает внешние (в том числе словесные) проявления нанесенной ему глубокой обиды, но сама эмоция может оставаться надолго и неосознанно влиять на многие другие переживания, а значит и на поведение человека.

На физиологическом уровне возникновение и существование эмоций (как и всей психики) является особым результатом работы мозга, сложного взаимодействия его подкорковых и корковых структур. В гипоталамусе, например, локализованы центры удовольствия и неудовольствия, обеспечивающие возникновение эмоций на уровне анатомических структур и физиологических механизмов. В опытах на животных (крысы, быки, собаки, кошки, обезьяны и др.) с помощью вживления в эти центры электродов стало возможным вызывать различные эмоции без соответствующих внешних воздействий. Однако человеческие переживания связаны с функционированием в головном мозге сложных (и во многом не изученных) систем и кортикофугальных отношений, с наличием и функционированием речи, сознания и самосознания личности. Интенсивность, качество, разнообразие, глубина и тонкость множества человеческих переживаний пока не поддаются чисто физиологическим объяснениям. К тому же по-прежнему существует основная психофизиологическая проблема и такое ее частное проявление: с чего "начинается" эмоция, что в реальности приводит к активации или возбуждению мозговых центров, или контуров, переживаний (если они однозначно имеются)? Что важнее, первичнее и случается раньше – переживание или выброс адреналина в кровь? По-видимому, такие вопросы не вполне корректны и подобны попытке установления линейной причинно-следственной связи между материей и духом, сознанием и бытием, деятельностью и потребностью и т.д. Человеческая психика, в том числе эмоция, существует как некое целостное и динамическое единство, как отношения, взаимодействие, взаимопереходы объективного и субъективного, телесного и духовного (см. гл. 1).

Эмоции так или иначе присутствуют везде, сопровождают все проявления человеческой психики и выполняют свои особые, принципиально необходимые функции.

Сигнальная, или посредническая, функция рассматривает эмоции как форму проявления потребностей (страдательных состояний) личности (см. гл. 5), это их субъективная, доходчивая и безотказная сигнализация, обеспечение посредничества между потребностью (или мотивом) и собственно деятельностью, отражение отношений между ними. Это необходимая личностная "почва" для идей (принципов, идеалов, мотивов и иных побудителей), без которой они не значимы для субъекта, а потому личностно не принимаемы, психологически не действенны. Желание – это надежное эмоциональное проявление потребности и мотива.

Известно, что для начала целенаправленной деятельности недостаточно наличия у человека потребности, которая должна еще найти себя, опредметиться в мотиве (см. гл. 7). Но ведь для психологии потребность – это не есть объективная нужда, а есть отвечающее ей страдательное, т.е. эмоциональное состояние. Возникший (или найденный) мотив не устраняет человеческого желания или предыдущего переживания предмета потребности. Эта "предшествующая" эмоция сигнализировала личности о необходимости поиска предмета желания и построения соответствующей деятельности. Без такой убедительной внутренней сигнализации для человека не существовало бы пи потребности, ни адекватного мотива, ни самой деятельности. Переживание сливается с мотивом и включается во все компоненты структуры начавшейся деятельности, приобретая при этом все новые и новые оттенки, связанные с ходом и результативностью деятельности и поведения в целом.

пример

Классической иллюстрацией подчеркнуто сигнальной функции эмоций является так называемая протопатическая чувствительность, открытая английским неврологом X. Хэдом (1920). Эта чувствительность восстанавливается на руке через шесть недель после перерезки соответствующего нервного волокна и является фактически чистым, аффективным, неприятным переживанием от простого прикосновения или давления, а не построением предметного образа воздействующего раздражителя.

Оценочная функция эмоций заключается в наделении ими всего существующего в мире собственной, субъективной оценкой, первой во времени и психологически, как правило, наиболее убедительной относительно полезности либо вредности всего происходящего для личности. Эмоциональная оценка не требует логических или иных доказательств. Она первоначально ориентирует человека в неоднозначных, порой противоречивых, отношениях объективного значения и субъективной нужности (смысла), способствует постановке непременной задачи поиска личностного смысла во всем происходящем и производимом человеком.

В случае тяжелых негативных переживаний человеку бывает полезно (хотя и трудно психологически) осознать, что его переживание связано не с самим объективным предметом (объектом или субъектом), а с теми личностными смыслами, которые человек ему приписывает. Между этими смыслами и объективным значением предмета переживания всегда есть несоответствие, возможны противоречия, т.е. фактическое отсутствие реально общего для личности (см. § 4.2).

пример

Человек, например, заблудился в незнакомом многолюдном городе и хочет спросить прохожего, куда ему дальше идти. Но обращается он, как правило, не к первому встречному, а к тому, кто не кажется ему в чем-то неприятным или неподходящим, причем такой выбор делается неосознанно, по первому мгновенному впечатлению. Подобная эмоциональная оценка присутствует практически во всех случаях взаимодействия и общения людей и отнюдь не всегда играет вспомогательную или фонообразующую роль. Преодолеть возникшее негативное или искусственно создать положительное переживание, т.е. подключить к существующим эмоциям работу собственного мышления и сознания, бывает совсем непросто. Эмоциональная оценка не всегда может найти свое четкое вербальное обозначение, но при этом не перестает быть личностно значимой и реально действенной. Люди по возможности избегают общений и взаимодействий с неприятными им личностями, как бы оберегая себя от излишних негативных переживаний.

Регуляторная функция состоит в переживании отношений личности к условиям, ходу, намерениям и результатам деятельности и поведения, жизни и бытия вообще. Это внутренняя эмоциональная регуляция, без наличия которой невозможна успешность любой человеческой деятельности и активности.

Однако наличие эмоций может приводить как к повышению физиологической энергетики и жизненного тонуса (мобилизация личности), так и к их снижению (дезорганизация).

пример

По мнению Аристотеля, неудовольствие есть результат бездеятельности. Позиция Эпикура в этом вопросе была противоположна: любая деятельность человека связана с усилием, страданием и болью. Для истинного познания недостаточно понять слова, мысли и даже чувства. Нужно, чтобы эти слова, мысли и чувства стали внутренними определениями, психологическими реалиями для познающей личности. Л. Фейербах писал: "То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума".

Соотношение, реальная связь эмоций и эффективности деятельности удачно моделируется известным психологическим законом Йеркса-Додсона, согласно которому во всякой деятельности человека существует некий оптимальный уровень желания или переживания (активации, стимуляции, мотивации) исполнителя. Превышение этого уровня (перевозбуждение, перенапряжение) превращает адекватный мотив в чрезмерно сильное желание (изначально позитивное) и влияет на деятельность разрушающе, отчего возникает явление эмотивного шока (П. Жане). Он имеет широкий спектр поведенческих и психологических проявлений: существенные потери скорости действий, точности, результативности, возникновение эмотивных реакций на другого человека (агрессия, депрессия и апатия, бегство в себя или уход в отвлекающую деятельность, регрессия или инфантилизм, капризы или стремление разжалобить собеседника и т.п.). Считается, что чем сложнее деятельность, тем более она подвержена феномену сверхмотивации, хотя склонность к эмотивным реакциям является, конечно, одной из индивидуальных психологических особенностей человека, в том числе, одной из особенностей его переживаний или эмоциональной сферы личности. Мера управления личностью собственными эмоциями зависит от множества психологических причин и внутренних факторов: направленность личности, ее способности, сформированность структур сознания и самосознания, волевые, нравственные и иные характерологические качества, образованность, интеллект, темпераментальные свойства, воспитанность, психический опыт, состояние здоровья, уровень культуры, принятые социальные нормы и стереотипы, а также многое другое.

пример

Студент на экзамене отвечает будто неохотно, через силу, заторможено, часто опуская глаза, надолго замолкая, сбиваясь, невольно оправдываясь перед преподавателем, уходя от темы на личные неурядицы и т.п., хотя в других учебных ситуациях этот студент вполне адекватен, активен, самостоятелен. На обыденном языке подобные изменения (в форме регрессии поведения, мысленного бегства от ситуации) объясняются тем, что студент переволновался, перестарался, перегорел и т.п. Причем сам человек может не вполне осознавать несвойственность и неадекватность подобного своего поведения, его причины, последствия и необходимость корректировки.

Умение управлять собственными эмоциями требуется всякому взрослому человеку, но для тех людей, чья работа связана с непосредственным взаимодействием и общением с другими, такое умение становится профессионально важным, т.е. совершенно необходимым качеством. Однако формирование таких умений, к сожалению, не входит в структуру массового образовательного процесса при подготовке очень многих специалистов, например, юристов, врачей, управленцев (менеджеров), учителей и преподавателей, полицейских, журналистов, работников торговли, сферы бытового обслуживания и др. Множество экспериментальных исследований посвящено эмоционально-волевой регу

ляции спортивной деятельности, особенно в спорте высших достижений.

Эмоции в структуре личности и поведении доц. каф. социальных и гуманитарных наук Поршнев А.В.

3 Эмоциональное состояние Внутренние переживания Внешние проявления?


4 Возникновение эмоций Теория Джеймса - Ланге У.Джеймс: "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся"


5 Возникновение эмоций Когнитивный диссонанс (Л.Фестингер) ожидания – реализация Гипотеза 1. Возникновение противоречия, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке разрешить его (или уменьшить степень расхождения) Гипотеза 2. При попытке разрешить противоречия индивид будет избегать ситуаций и информации которые могут вести к увеличению противоречий


6 Основные понятия Эмоции - субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей Аффекты – эмоции, сопровождающиеся большой силой, обладающие способностью тормозить других психические процессы Страсть – стойкая, длительная эмоция, порождающая высокую активность Чувство - сложная форма эмоциональных процессов (достигаемая в процессе развития человека), которая представляет собой не только эмоциональное, но и смысловое отражение. Чувство может порождать эмоции различного спектра (любовь – гнев, радость).


7 Характеристики эмоций Модальность: страх, гнев, радость Знак (отрицательные, положительные) Воздействие (стенические – повышающие, активность, астенические – снижающие) Сила, продолжительность и осознанность


8 Функции эмоций Регуляция поведения Оценивание событий Мобилизация ресурсов организма


9 Теория дифференциальных эмоций К. Изарда основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; эмоциональные процессы взаимодействуют перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние; в свою очередь перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.


10 Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера эмоциональные состояния - это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция


11 Эмоциональные процессы Эмоциональность Эмоциональная устойчивость Эмоциональные состояния Повторение ситуаций Эмоциональные свойства Эмоциональные процессы Эмоциональные состояния


12 Итого Эмоции влияют на деятельность человека Нейрофизиологический механизм не способен вызвать эмоции, он лишь создает условия для них (Н. Фрийда, 1986) Процессы обработки информации могут быть не только контролируемые сознанием человека, но и автоматические (К. Изард) - Эмоциональные процессы могут сознательно контролироваться Эмоции, мотивация и потребность связаны


13 Психические состояния Бодрость, усталость, депрессия, скука, «дежавю» и т.д. Фрустрация – состояние неуспеха, сопровождаемое отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой и т.д. Тревожность – склонность к частым и интенсивным переживаниям тревоги Эйфория – радостное, состояние благодушия и беспечности не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой Стресс – состояние психического напряжения


14 Закономерности Принцип единства интеллекта и аффекта (Л.С.Выготский) Без эмоциональной стороны действия менее успешны, без интеллектуальной стороны не поддаются контролю


15 История В.Райхер


16 Управление эмоциями Осознание. Способы контроля и управления эмоциями заключаются во включении интеллектуальных процессов в анализ возникающих ситуаций Техники саморегуляции. Интенсивная мышечная нагрузка, интеллектуальный анализ эмоций, смена деятельности, использование музыки, релаксация


17 Теория эмоционального интеллекта (Д.Гоулмен) Знание своих эмоций Управление эмоциями Мотивирование себя Распознавание эмоций других людей Поддерживание отношений


18 Модель эмоционального интеллекта }

Случайные статьи

Вверх