Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…. "Девушка пела в церковном хоре": анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре лирический герой

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота. Молодому поэту казалось, что, только полностью уничтожив старый мир, можно построить новое счастливое общество, в котором не будет страданий и боли. События 1905 г. открыли Блоку ужасную картину, которая сопровождает все революции. Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Фраза «Революцию не делают в белых перчатках» предстала перед Блоком во всей своей откровенной наготе. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.

В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.

Православная церковь стремилась успокоить народное волнение и примирить враждующие группировки. По всей стране проходили церковные службы с горячими молитвами. Лирический герой присутствует на таком событии. Он обращает внимание на одну девушку в хоре, которая выделяется своей невинностью и чистотой. В образе девушки можно представить многострадальную душу России, которая молится за всех своих сыновей, независимо от их политических убеждений. «Усталые», «ушедшие корабли», «забывшие радость» — так охарактеризовал автор многочисленных участников революции. Для девушки не существует разницы между рабочими и жандармами. И те, и другие одинаково обмануты и увлечены ложными идеями. Гражданская война, независимо от ее исхода, в любом случае закончится массовыми убийствами и разрушениями. Девушке жалко весь народ в целом.

Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности. В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма – все это противопостав­лено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока – это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «ле­тящего в купол», а затем – в образ поющего платья: «белое пла­тье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения – это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаго­лет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического парал­лелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.

Здесь искали:

  • девушка пела в церковном хоре анализ
  • девушка пела в церковном хоре
  • анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре

"Девушка пела в церковном хоре" - одно из самых печальных стихотворений Александра Блока. В своем творчестве поэт опирался на принципы символизма. Но его самые первые стихотворения имели революционный оттенок. Поэт вырос в интеллигентной среде, и его заветной мечтой было равенство людей. Но когда начались первые отголоски революции, Блок задался вопросом: а нужны ли такие жертвы ради нее? Подробнее об этом можно прочитать в анализе "Девушка пела в церковном хоре".

История написания

В анализе "Девушка пела в церковном хоре" следует обратить внимание на то, что стихотворение связано с тем, что в 1905 г. по стране прокатилась волна митингов и восстаний рабочих. Россия находилась на грани гражданской войны, люди пребывали в страхе за своих родных и близких. В храмах проводили службы во имя спасения Отечества. Скорее всего, на одной из таких и был поэт.

Больше всего на Блока произвело впечатление поющей девушки о том, что наступит светлое будущее. Но поэт уже на тот момент осознал, что для смены власти нужно пожертвовать множеством жизней. Поэтому он перестал быть уверенным в идеалах революции. В анализе "Девушка пела в церковном хоре" стоит также отметить: несмотря на то, что присутствующим пение принесло успокоение, Блок осознавал, что революция не принесет того перемирия, на которое надеялись люди.

Композиция стихотворения

Немаловажным пунктом в анализе "Девушка пела в церковном хоре" является построение в произведении. Оно построено на антитезе двух частей, как в композиционном, так и смысловом плане. В первой части Блок описывает девушку и ее пение о всех жертвах революции, о всех простых людях, которым пришлось защищать свои интересы и права при помощи революции.

Но в то же время, ее пение дает людям надежду на лучшую жизнь, приносит умиротворение. А чистота храма создает иллюзию защищенности. Красота песни завораживает прихожан, им кажется, что скоро между властями и народом будет перемирие.

Но уже во второй части описывается плач ребенка, в котором поэт слышит совсем противоположное пению девушки. Младенец чувствует то, что не дано другим. Он предчувствует, что не дано сбыться надеждам людей. Революция невозможна без жертв, и, предчувствуя эту правду, он плачет, потому что по-другому не может сказать людям об этом знании.

Размер и рифмовка стихотворения

При анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре" важное значение имеет его оформление. У него нет какого-либо определенного размера, т.е. оно написано в свободной форме. Двухсложные части нужно читать слегка нараспев, чтобы не нарушать ритм. А слияние сонорных и шипящих звуков передает атмосферу храма, написание стиха в свободной форме создает ощущение чистоты, вечности, а чтение нараспев придает ему мелодичность.

Средства выразительности

В анализе стиха "Девушка пела в церковном хоре" следует отметить, что резкий переход от надежды до крушения всех иллюзий достигается благодаря антитезе. В каждой строфе используется анафора и ассонансы, что придает стихотворению напевность. Эпитеты и метафоры придают ему еще больше выразительности.

Поэтические образы

Все те, о ком пела девушка - простого народа, жертвы борьбы за равенство. Поэт, который наблюдает за этой службой, от умиротворения переходит в состояние тревоги, предчувствуя грядущие перемены в стране. И он понимает, что именно эта тайна открылась ребенку.

Александр Блок написал это стихотворение как память о всех тех, кто пожертвовал своею жизнью ради революционных идей. Каждое свое выступление на публике он заканчивал его прочтением. В тот период поэт переосмыслил свое отношение к революции и перестал считать ее идеальной возможностью для общественных изменений. Осознав все последствия революции, и что она не стоит таких жертв, Блок отказался от пропаганды этих идей и посвятил свое творчество символисткому направлению.

к АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕХЗ ТЕКСТА

Лингвопоэтический анализ а.в.белова стихотворения Александра Блока Москва «Девушка пела в церковном хоре...»

Это стихотворение, по мнению ряда исследователей, явилось своеобразным откликом на трагическую гибель русского флота под Цусимой (в мае 1905 г.). а в более широком смысле оно есть ответ на первую русскую революцию. Р. Якобсон в работе, посвященной этому стихотворению, называет его «прорицанием»1. Представляется интересной позиция Якобсона, связанная с жанровой принадлежностью данного текста, которую он определяет как стансы. Заметим, что ни в одном издании стихотворений Блока нет сведений о жанре этого произведения. Однако особенности жанра стансов прямо связаны с содержанием стихотворения. По Квятков-скому, для стансов характерно «спокойное течение стиха, полного мысли»: «Каждый станс - это замкнутая строфа, заключающая в себе ясно выраженную, законченную мысль. После чтения каждого станса предполагается некоторая остановка, пауза, как бы для обдумывания сказанного»2.

Анализируя стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре...», необходимо иметь в виду две важные особенности: во-первых, жанровые признаки текста; во-вто-

1 См.: Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.

г Квятковский А. П. Школьным поэтический словарь. - М., 2000.

рых, то, что «в истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую ступень - наиболее утонченные приемы в пользовании метафорой и символом как способами преобразования действительности и знаменования ее привычными образами - иных реальностей...»3.

Стихотворение имеет обобщенно-символическое значение. Его архитектоника представляет собой переплетение мира конкретного, реального с миром представляемым, невидимым. Символическая многозначность конкретного стихотворения и блоковского поэтического языка в целом менее всего поддается разложению на смыслы. Жирмунский пишет о том, что у поэта «всегда присутствует таинственный двойной смысл, мистический задний фон, который углубляет всякое положение, сообщает ему иную, бесконечную перспективу; и здесь поэт обозначает с помощью метафорического иносказания соприкосновение двух миров, ощущение иной действительности, входящей в этот мир».

И. И. Ковтунова замечает: «В стихах Блока обычно присутствуют детали внешнего мира, взятые из видимой, конкретной, а потому узнаваемой реальности. Но слова, называющие эти детали, могут одновременно быть сложными в нут ре н-

3 Ж и р м V н с к и й В. М. Поэтика русской поэзии. - СПб.. 2001.

ними символами и иметь множество иных смыслов, с первого взгляда не очевидных, но часто внушаемых словесной музыкой и передающих реальность душевной жизни поэта»4.

Двуплановость данного текста состоит в том, что перед нами помимо реальной картины - литургического богослужения в храме - возникает другая картина: образ дали, чужого берега, важного вообще в символике Блока и приобретающего в этом контексте образ земли обетованной (усталые люди Светлую жизнь себе обрели). И этот второй план по значимости становится не менее важным для понимания содержания текста. Между этими мирами возникает глубинная связь, порождающая образ пути, также символический, ибо он воплощает и долгий путь усталых в чужом краю; путь всех кораблей, ушедших в море; путь к тихой заводи, где можно обрести светлую жизнь. Это и путь (молитвенный) к Богу о спасении забывших радость свою, и путь, соединяющий тех, кто там, и тех, кто здесь. Это, наконец, путь очищения совести через покаяние и причастие.

Первое четверостишие открывается простым предложением с однородными дополнениями, структурированными анафорически сочетанием О всех:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Поэт сразу показывает эти два мира: зримый (образ поющей девушки, хор, храм) и символический, невидимый. Отметим здесь троекратный повтор определительного местоимения весь во множественном числе, а также синекдоху (целое через его часть): о всех усталых, о всех кораблях, о всех забывших...

* Ковтунова И. И. Поэтика Александра Блока. - М.. 2004. - С. 10.

Песнопение в храме содержит просьбы к Богу о заступничестве за всех мореплавателей и странников. Тревога, волнение передаются психологическими эпитетами усталый, чужой, ушедший, забывший. Так рождается образ дали (корабли, ушедшие в море), чужого берега, чужбины - пространство текста расширяется. Эта широта и противопоставленность родного чужому подчеркивается и антонимически: чужой край - радость своя (забывших радость свою).

Второе четверостишие открывает нам реальный мир в деталях и подробностях: голос, купол, луч (дважды), плечо, каждый из мрака, платье:

Образ девушки дан через поющий голос (Так пел ее голос - синекдоха) и поющее платье (Как белое платье пело... - метонимия). Троп платье пело усиливается лексическим глагольным повтором и инверсией. Образуется кольцевая структура повторов: Так пел ее голос... Как белое платье пело в луче. Вторая строфа прежде всего раскрывает нам реальный мир, мир в храме - в деталях и подробностях. Вся строфа строится на цветовом контрасте света и мрака. Голос, летящий в купол, и сами хоры - место, где стоят певчие, которые как бы находятся над теми, кто в храме, и свет, ослепительно белый, - это все вверху. Сияющий луч на белом плече рождает, возможно, образ ангела на этом плече, потому что солнечный луч, и без того яркий, еще и сиял на белом плече, - сгущение цветовой гаммы. Эта концентрация вызывает усиление образности. Строка И каждый из мрака смотрел и слушал создает контраст к первой строфе, к анафорическим О всех... Определительное местоимение весь имеет лексическое значение полноты, целостности, нераздельности.

Местоимение каждый этого же разряда, напротив, выражает значение отдельности, ограниченности, и поэтому мрак в данном случае приобретает дополнительный смысл реально большого количества людей, он как бы соткан из всех тех прихожан, которые находятся в храме. При этом каждый из мрака смотрел и слушал, т.е. каждый был устремлен к этому голосу и к этому лучу. В последнем стихе образ поющего белого платья строится на аллитерациях плавного бокового [л]. Отметим, что этот звук употреблен в строфе 15 раз (для сравнения: в первой строфе - 3 раза, в третьей - 6, в четвертой - 7). При этом он поддерживается консонантным повтором пл - пл: платье пело и усиливается в последующем луче.

Но это лишь первый план строфы. За ним, служа ему фоном, возникает иной, потаенный символический смысл стихотворения, который уже ощущался в первой строфе в аллюзиях-намеках - в молитвах о путешествующих и плавающих. Этот смысл ощущается в невидимом образе ангела, в поющем голосе, сияющем луче и в незримом присутствии тех, кто участвует в молитве. В этом четверостишии возникает образ надежды, упования на Бога.

Первые два стиха - простые предложения с инверсией (пел... голос, луч сиял), а два последних стиха -сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В целом они называют три уровня реального мира. Самый первый, нижний уровень - это те, кто во мраке (каждый из мрака смотрел и слушал). Второй уровень - это хор, поющая в хоре девушка и верхняя часть самого храма. Третий уровень - это уровень, куда возносится молитва всех тех, кто молится. Образ луча, с одной стороны, показывает присутствие небесного мира и внимание, милость к земному, а с другой стороны, символизирует молитвенное обращение, надежду, устремление вверх. Этот подъем духа

Третья строфа является семантической оппозицией первой. Она открывается безличным предложением И всем казалось, на которое словно нанизаны три однородных придаточных с многосоюзием (по-лисиндетон - что). В этом четверостишии возникает образ светлой жизни, тихой заводи:

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли. Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Поэт вновь включает в структуру стихотворения определительное местоимение весь во множественном числе, но теперь его обобщающее, целостное значение связывается не с теми, кто далеко на чужбине, а с молящимися в храме. Песнопения и образ поющей девушки преображают мрак. Поэтому всем казалось звучит утверждающе по сравнению с предыдущей строфой (и каждый из мрака), что закрепляется еще одним словоупотреблением: в тихой заводи все корабли.

Особую семантическую роль в этой строфе играет последнее слово обрели. Оно символизирует итог исканий. Казалось бы, это долгожданный венец трудного пути.

В тексте стихотворения формы несовершенного вида имеют значение непредельного действия, передавая созерцательный, медитативный характер содержания: пела, пел, летящий, сиял, смотрел и слушал, пело, казалось, (радость) будет, был (сладок), был (тонок), плакал. Несмотря на то, что среди этих примеров преобладают глаголы прошедшего времени, процесс, ими обозначаемый, воспринимается как протекающий в настоящем. Особенно это наглядно в стихе Так пел ее голос, летящий в купол, в котором причастная форма настоящего времени соседствует с глаголом прошедшего времени. В целом реальный, объективный мир дан через конструкции несовершенно-

го вида. Отметим двуплановость значения (и для реальных людей, и для тех, кого в храме нет) такой словоформы, как (радость) будет. Форм совершенного вида в тексте всего четыре: это причастия прошедшего времени ушедших, забывших в первой строфе, в своей семантике имеющих оттенок отторжения, ухода, невозвратности, а также глаголы в третьем и четвертом стансах - обрели и не придет, которые выступают как контекстуальные антонимы.

Последняя строфа - итоговая -соединяет все семантические нити стихотворения и является определенной разгадкой его внутреннего трагизма. Она открывается анафорическим ы, усиленным многосою-зием:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
1905
из первого сборника А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» было написано в августе 1905 года. Поводом к созданию стихотворения послужили: 1) расстрел правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи петиции царю Николаю II в январе 1905 года, вошедшее в историю как «Кровавое воскресенье»; и 2) воспоминанием о Цусимском сражении (май 1905 года) и гибели русской эскадры во время войны с Японией.

Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад". В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности. В стихотворении "девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Случайные статьи

Вверх